Борьба за единство веры повысила интерес к школе как аппарату воспитания масс не только в протестантском реформационном движении, но и в пришедшем ему на смену католическом, с конца 50-х годов XVI в. в качестве противостоящей лютеранству силе выступила Контрреформация. Католическая реакция была направлена не только против реформационных религиозных движений, но и против светской гуманистической культуры. Основатель ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491-1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добиться через всеохватывающую просветительскую деятельность. Контрреформация стала создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. А с целью привлечения к себе господствующих классов она развернула активную деятельность и в направлении средней и высшей школы. Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы сохранились в школах западных стран и сегодня. Интерес в их системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и многое другое. То все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой лежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.
В своем роде только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм Возрождения оказал значительное влияние на определение типа воспитания в новое время. В рамках одного и того же исторического периода Возрождение и Реформация по-разному определяли взаимоотношение индивида и общества. Если гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то реформаторам церкви удалось при помощи воспитания властвовать над самими людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.
Социально-экономические преобразования и общественно-религиозные бури, прокатившиеся по всей Европе в средние века, затронули все аспекты человеческого существования — его быт, культуру, идеологию, духовное и интеллектуальное развитие. Понять закономерности формирования педагогической мысли этого периода возможно только в социально-историческом контексте, путем осмысления мотивов, которые побуждали средневекового человека к поиску истины, причин, по которым нигде больше, за исключением классической китайской культуры, ученому человеку не придавалось большого значения, как в эти «темные века». Проникновение в сущность педагогики средних веков позволяет понять дальнейшее развитие теории и практики воспитания в широком смысле слова.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание
На рубеже XV–XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова был ведущей идеологией эпохи. Но именно в данный период он вступил и в непримиримые противоречия с набиравшим силу реформаторским движением в христианстве, выступившим против традиционного католицизма.
В общем, как культура Возрождения, так и Реформация как общественное движение против засилья католицизма выступали, в общем, против господствовавших в то время идеологии и социальных институтов, ставших тормозом на пути общественного развития, хотя по своему духу это были противоположные явления.