Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 6. Развитие церковной культуры и появление церковных школ в раннем Средневековье. Школа в развитом Средневековье.




Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют 3 периода: V - X вв. – раннее средневековье; XI – XIII вв. – развитое или «высокое» средневековье; и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения.

Возникновение и становление средневекового образования связывают обычно с развитием церковное культуры. Связано это было с тем, что знания требовались, во-первых, для проповедования церковной догматики, а, во-вторых, для борьбы с еретиками.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным). Он один из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании.

В начале VII века на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в этих школах черпалось главным образом из сочинений Августина. Его образовательная программа предусматривала изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих не только светскому образованию, но и углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества («пострига»), так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы. Из философов, заслуживающих изучения в школе, Августин рекомендовал произведения последователей Платона, ибо они наиболее полно отражали христианство.

Основное внимание в монастырских, а позднее и в кафедральных школах (открывались при кафедральных соборах), уделялось воспитанию нравственности. Основные приемы воспитания нравственности – наставления, посты, отказ от пристрастия к богатству, чтении сочинений на религиозные темы. Особенно это относилось к ученикам «внутренних» школ.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения:

Элементарный уровень включал: чтение, письмо, счет, пение, срок обучения 5 лет

Средний уровень включал тривиум: латинская грамматика, риторика, диалектика.

Повышенный уровень включал изучение свободных искусств и к тривиуму добавлялся квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия (грамматические руководства, латинские разговорники, словари, хрестоматии).

Средоточием образования и воспитания на всей территории Западной Европы считались монастырские школы. И поэтому идеал воспитания предлагали именно они. Аскетический идеал требовал от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с миром, особенно с его соблазнами.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось открывать школы при каждой церкви. Период правления Карла Великого вошел в историю под названием «Каролингское возрождение», поскольку задолго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению классической древности и сохранении её культуры. В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения «золотого» и «серебряного» века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Цицерона и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка «для школы».

Следует отметить, что на протяжении всего средневековья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка.

Со временем последние представители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Период с XI по XIII вв. отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Это вызывало яростное сопротивление церкви, не желавшей сдавать своих позиций. Оно добивается господства религиозной философии в обществе – схоластики. В результате вырабатывается иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие.

Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала Фоме Аквинскому. В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретирует церковную традиции, пытаясь подчинить светское знание вере. В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в школах повышенного типа – коллегиях и университетах. Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподавания. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для заведения образования – высшей. Курс обучения в школах был рассчитан на 6–8 лет. Первые 2 года посвящались философии, два следующих – изучению богословия, церковной истории и права, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т.е. получить один из высших духовных санов.

В связи с огромным ростом школ схоластической направленности появляется определенная прослойка общества, занимающаяся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединяются в корпорации, называемые университетами. Появление университетов было признаком возрастающей специализации и дифференциации внутри средневекового образования. Обычно университеты состояли из 4-х факультетов – младшего (артистического), где изучались искусства и 3-х старших – юридического, медицинского, богословского.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, из которого выделилась буржуазия. Для удовлетворения торгово–ремесленного городского населения появляется ряд городских школ – магистратских, цеховых, гильдейских. Это были независимые от церкви учебные заведения, где изучался счет, латинский язык, родной язык. Первые такие школы появились в Италии.

Помимо городских школ средневековье выработало и такую форму образования как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников. В ремесленной и купеческой среде такой вид образования осуществлялся следующим образом. Мастер брал к себе в обучение 1-2 учеников за определенную плату. Об умении мастера осуществлять обучение судили представители ремесленного и гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождению полного курса (от 2 до 6 лет) работать подмастерьем до тех пор, пока он не найдет себе средств для открытия собственного дела.

Для детей феодалов существовала регулярная система воспитания. Мальчик 10-12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни семьи и выполняя роль пажа, прислуживая своим благодетелям, ребенок одновременно учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Для этого приглашались в дом учителя. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь истинный» и учил грамоте. В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания предполагал высокую культуру, нравственность, наличие специальных военных умений и навыков.

Девочки знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Их учили грамоте, языкам, рукоделию, пению, музыке, чтению религиозных книг.

Таким образом, несмотря на религиозную направленность средневековое образование обогатило античное знание, расширило представление о гармонии души и тела человека.

ВОПРОС 7.университеты как центры средневековой культуры, образования и науки. На завершающем этапе раннего средневековья назрела объективная необходимость в институтах, дающих высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе.
Начиная с XII века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.
Своей буллой папа римский выводил эти школы из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета.
Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней. Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы своим выпускникам: академии, различные школы и т. д. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.
Следует учесть, что средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для нашего времени, как правило, университет — это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова «corpus», «коллегия». Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной «universitas». Только в XIV—XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением.
К XIV веку утверждается общее название — universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета.
Первым среди университетов Западной Европы часто называют Болонский университет, основанный в 1088 г., хотя по этому поводу имеются определенные разногласия. Если считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным дисциплинам, то правильнее считать первым Парижский университет, основанный в 1208 г.
Некоторые университеты были организованы монархами, например в Неаполе, где университет возник по указанию императора Фридриха II. Студенты и преподаватели объединялись в отдельные организации. Профессора объединялись по факультетам (от лат. «способность»), т.е. по группам людей, способных преподавать ту или иную дисциплину. Во главе факультета стоял декан. Преподаватели и студенты избирали ректора — руководителя университета. Известны случаи, когда ректором избирался студент. Средневековый университет имел четыре факультета: артистический (свободных искусств), богословский, медицинский и юридический. Обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства обозначались словом «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латинском языке. Основными формами обучения в средневековом университете были лекция и диспут.
Студенты объединялись в землячества. Студенческие объединения зачастую заводили свои уставы, имели свою иерархию, свои традиции и обычаи. Преподавание в основном сводилось к чтению текстов, которые комментировал профессор. Периодически отдельные места могли обсуждаться или выносились на публичный диспут.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1677 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2333 - | 2011 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.