Категориями называют наиболее широкие понятия науки. Так, в физике это категории массы и энергии, вещества и поля и др. В биологии — категории жизни, организма, популяции, эволюции и т. д. В философии категориями также называют ее наиболее широкие понятия: материи и сознания, движения и развития, пространства и времени, закона и т. д. Философия представляет собой сложную систему категорий.
Категории характеризуются рядом основных черт. Категории — отображения объективной реальности. Научная философия отвергает идеалистическую трактовку категорий. Если объективный идеализм рассматривает категории как объективно существующие понятия, лежащие у истоков вещей, то с позиций субъективного идеализма категории суть лишь сокращенные, удобные описания совокупностей человеческих ощущений, не имеющих никакого объективного прообраза. Категории находятся в глубокой связи, образуют систему, вне которой они не имеют смысла. Категории находятся в развитии. В этом отношении они обнаруживают как устойчивость, определенность, так и изменчивость, подвижность своего содержания. Подлинно научное, диалектическое мышление основано на умении учитывать и определенность, и гибкость понятий. Если абсолютизация определенности, устойчивости понятий приводит к окостенению мысли, догматизму, то абсолютизация гибкости — к произвольному жонглированию понятиями, эклектике и софистике.
Софистика лежит в основе аргументации идеализма и религии, современного антикоммунизма, включая отечественный. Наиболее употребимым софизмом современного антикоммунизма является отождествление сталинизма, с его политикой репрессий, с социализмом и коммунизмом вообще. Широко использует софизмы такого рода А.И. Солженицын в «Архипелаге Гулаге» и ряде других произведений.
Категории, далее, представляют собой ступеньки, узловые моменты в познании человеком окружающего мира и самого себя. Не создав научной системы категорий, человек не способен глубоко познавать мир и свою собственную сущность. Сознаем мы это или нет, но в основе нашего мышления всегда лежит логический каркас, образованный если не из категорий, то хотя бы из интуитивно рождающихся категориальных смысловых «узлов» нашего знания.
На протяжении последних десятилетий в советской философской науке широко обсуждалась проблема системы категорий марксистской философии. Известно, что марксизм развивался неравномерно. Маркс свое главное внимание уделил созданию «Капитала», т.е. политической экономии капитализма, выступавшей в качестве фундамента его учения о закономерном характере возникновения коммунистического общества. В значительно меньшей степени Марксом и Энгельсом была разработана философская система. Заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они создали — в наиболее общих и принципиальных чертах — научную философскую систему. Однако эта система, являясь продолжением и в то же время завершением всей предшествующей философии, была развернута ими относительно ее оснований (принципов) в значительно меньшей степени, чем была развернута, относительно ее теоретических оснований, философия Гегеля. Отмечая это обстоятельство, Ленин писал, что Маркс «не оставил «Логики» (с большой буквы), но он оставил логику «Капитала»1.
В марксистской философии не было создано специального труда, равноценного «Капиталу» Маркса. Советскими философами в последние десятилетия предпринят ряд интересных попыток разработки системы категорий, однако решение этой глобальной задачи научной философии остается делом не ближайшего будущего. Обычно глобальную задачу марксистской философии формулируют неточно — как задачу создания системы категорий. Однако научная философия, созданная Марксом и Энгельсом, не была бы таковой, если бы она не имела системного характера. Действительная задача состоит в том, чтобы эту сжатую, концентрированно изложенную систему категорий развернуть в полную, или развернутую, систему категорий.
Бесконечно ли
Число категорий?