Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Может ли диалектика объяснить самое себя?




Абстрактная диалектика максимально отвлечена от конкретных, особенных ступеней развития — физической, химической, биологической, социальной, она сформулирована на основе изучения этих ступеней, но отразила лишь наиболее общие и абстрактные стороны всякого развития. Такая диалектика не способна объяснить, почему возникает высшая форма материи — человек, и поэтому не может объяснить и то, почему человек способен создавать научное мировоззрение, включающее диалектику, теорию развития. Мы вновь вернулись к критическому, «проклятому» вопросу философии — о возможности достоверного научного мировоззрения, способного обосновать самого себя.

Если ограничить диалектику предельно абстрактным уровнем объяснения развития, значение диалектической теории для частных наук окажется весьма ограниченным, поскольку такая теория развития мало что дает для объяснения возникновения и природы реальных форм материи, возникновения и природы человека и, следовательно, для объяснения его сущности и смысла существования. Такая теория развития не может служить базой для решения основного вопроса философии, поскольку не объясняет возникновения наделенного сознанием человека и остается поэтому еще весьма слабо связанной с материализмом.

Мы выяснили, однако, что научная философия не ограничивается общими рассуждениями о мире, а глубоко вторгается в особенное, составляющее предмет частных наук (тема 4). В силу «незамкнутости», «неполноты» особенного частные науки не могут дать полного решения своих собственных проблем, не прибегая к существенной и необходимой помощи философской теории. Философия является поэтому наукой не только о всеобщем, но и в существенной мере об особенном. Теория, включившая в себя сжатое объяснение особенного, называется в философии конкретно-всеобщей.

Конкретно-всеобщая теория развития представляет собой вторую, более сложную, ступень или уровень теории материалистической диалектики. Классики марксизма-ленинизма в своих философских трудах изложили и обосновали преимущественно абстрактно-всеобщую теорию развития, которая при этом была представлена ими в предельно сжатом, концентрированном виде. В философской науке за десятилетия ее развития этот уровень, по нашему мнению, к настоящему времени в основном исчерпан. Советская философская мысль чрезмерно долго задержалась на изучении относительно простого уровня развития, что привело ее к серьезному застою и кризису. Далее мы изложим, в краткой форме, основы конкретно-всеобщей теории развития в том виде, в каком они представляются автору пособия1.

Концепция; которая будет изложена, содержит много гипотетического и не является общепризнанной в философской науке.

 

Развитие материи как целостный процесс

 

Коренная особенность конкретно-всеобщей теории развития заключается в том, что она рассматривает процесс развития материи в целом. Такой подход вытекает, в частности, из материалистического принципа материального единства мира. Материальное единство мира выражается в едином мировом процессе развития. Центральным понятием конкретно-всеобщей теории развития выступает понятие единого закономерного мирового процесса развития, или бесконечной закономерной последовательности основных форм материи, выступающих в качестве основных ступеней развития материи. В конкретно-всеобщей теории развития все ранее введенные понятия абстрактной теории диалектики — развития, связи, противоречия, качества и т.д. применяются к объяснению реального мирового процесса, упорядочиваются на основе стержневой идеи единого закономерного мирового процесса.

Всеобщий закон

Развития

Главный вопрос конкретно-всеобщей теории развития — существуют ли законы развития, которые остались незамеченными при абстрактно-всеобщем подходе к развитию, но могут быть обнаружены на новом «витке» диалектической теории развития? При абстрактном подходе к развитию обнаруживается система трех законов диалектики, которую мы уже рассматривали. В этом плане за десятилетия развития материалистической диалектики не был обнаружен ни один новый ее закон и, более того, можно считать, что система трех законов абстрактной диалектики является полной и законченной в уже известном нам смысле термина. Однако, обращаясь к изучению реальных ступеней единого мирового процесса, их взаимосвязей и взаимопереходов, мы обнаруживаем новый ряд законов развития. Крупным недостатком системы «трех законов» является то, что эта система множественна, включает три закона, которые не объединены каким-либо общим, интегральным законом развития. Однако такой всеобщий закон развития обнаруживается при изучении единого закономерного мирового процесса развития. Это есть закон, определяющий необходимую, а не случайную, закономерную последовательность основных форм материи, включая человека.

Существование такого закона нельзя вывести из абстрактно-всеобщего объяснения «развития вообще», оно следует из изучения соотношения физического, химического, биологического и социального, из эмпирического материала изучающих эти формы материи фундаментальных наук.

В теме пятой («Материя») было показано, что материал современной науки убедительно свидетельствует в пользу идеи не случайного, а необходимого возникновения каждой основной формы материи из предшествующей, о закономерном переходе одной сущности, одного способа развития — физического, химического и т. д. в другой. Если необходимый характер появления каждой отдельной формы материи из предшествующей объясняется законами двух пограничных (смежных) областей (физической и химической, химической и биологической, биологической и социальной), то глубинная общая «сквозная» необходимая связь основных форм материи и составляет, очевидно, тот всеобщий закон развития, на базе которого происходит мировой процесс развития.

Напомним, что развитие каждой формы материи далеко не полностью может быть объяснено законами, открываемыми частными науками. В процессе развития остается еще такой глубинный пласт, его всеобщие законы, без знания которых нельзя дать удовлетворительного объяснения возникновения химического, биологического, социального. Всеобщий закон развития оказывается тем важным звеном объяснения, которое не может быть дано только средствами частных наук.

Время собирать камни

Этот закон является, в частности, недостающим звеном в объяснении фундаментальнейших свойств времени, предположение о котором высказал Ю. Б. Молчанов (см. тему 5).

Рассматривая соотношение высших и низших форм материи, мы обнаруживаем, далее, целый ряд новых законов, или закономерностей, развития, в основе которых лежит всеобщий закон развития. Развитие, как уже говорилось, — это движение от низшего к высшему. Однако это движение, вопреки первоначальному впечатлению, не является линейным, а представляет собой многомерный и многоплановый процесс.

Закономерности развития

Идея развития как движения от низшего к высшему может быть «разобрана» на ряд составляющих ее идей, выражающих закономерности единого мирового процесса: возникновения высшего из низшего, включения низшего в высшее, сохранения низшего в виде среды высшего, подчинения низшего высшему, интегральной природы (качества, сущности) высшего. Часть этих идей была высказана Энгельсом, другие — в советской философской науке.

Первая закономерность. Развитие есть возникновение высшего из низшего. В этом плане развитие выступает как последовательность основных ступеней, из которых, как уже отмечалось, нам известны пока лишь четыре — физическая, химическая, биологическая, социальная.

Вторая закономерность. Развитие, однако, не сводится к линейному генетическому плану, в котором высшее и низшее выступают как разделенные во времени ступени, сменяющие друг друга. Развитие не есть только смена одного другим. Возникая на основе низшего, высшее не устраняет низшего полностью, ибо в этом случае оно лишилось бы своей опоры и развитие означало бы утрату ранее накопленного содержания, а включает в себя низшее и сохраняет его, в измененном виде, в качестве своей основы или фундамента. Так, химическая форма материи всегда сохраняет в своей основе важнейшие физические структуры, свойства и процессы. Живое возникает на основе физических и химических структур и процессов и сохраняет их в своем фундаменте. Общественная жизнь, какой бы своеобразной она не являлась, в конечном счете базируется на широкой основе физических, химических и биологических условий и процессов, ибо, для того чтобы быть социальным существом, человек должен быть живым существом в том смысле, в каком это понимается биологией.

В рамках рассматриваемой закономерности обнаруживается ряд других интересных закономерностей развития. Они связаны с природой той части низшей формы материи, которая включается в состав высшей. Из какой разновидности низшего возникает более высокая форма материи? Что происходит с низшей формой материи, когда она включается в состав более сложной? Весьма любопытно, что высшее возникает не из наиболее развитой разновидности низшего, а из относительно простой, оптимально развитой. Химические элементы возникают не из сверхсложных частиц — гиперонов, а из протонов, нейтронов, электронов. Жизнь появляется на базе углерода, водорода, кислорода и других химических элементов, находящихся ближе к началу периодической последовательности элементов. Наконец, человек возникает не из предельно развитых обезьян, а из оптимально развитых.

Низшие формы материи, получившие предельное развитие, т.е. «переразвитые» и чрезмерно специализированные, теряют способность порождать более высокую форму материи. Современные человекообразные обезьяны «слишком развиты», чтобы превратиться в человека. Некоторую аналогию с указанной закономерностью можно найти в человеческой истории, хотя эта закономерность в полном объеме действует только в развитии основных форм материи: возможность социалистических преобразований первоначально возникла отнюдь не в наиболее развитой капиталистической стране. Однако это не означает, что развитые капиталистические страны ее утрачивают.

Возникая из оптимально развитого низшего, высшее создает условия, в которых включенные в него структуры и процессы низшего уровня достигают наивысшего развития, недостижимого «в свободном виде», до включения в состав высшей ступени развития. Физические процессы и связи в составе химической формы материи намного сложнее, чем вне ее. Поэтому, например, современной науке удалось рассчитать энергию химической связи только для относительно простых молекул, содержащих до двух десятков атомов. Живой организм существует на основе несравненно более сложных физико-химических структур и процессов, чем вне живого. Так, каталитическая активность атома железа, входящего в состав биологического фермента, в 10'° превосходит каталитическую активность железа в ионной форме. В этом смысле можно было бы сказать, что высшее активизирует включенное в него низшее на много порядков. Биология человека остается всецело биологией по своей общей природе, но — наивысшей биологией. Человек в биологическом отношении — наиболее живое существо.

Диалектический «смысл» колоссального усложнения низшего, включенного в состав высшей формы материи, заключается в том, что высшая форма материи может развиваться только на основе усложняющегося низшего, включенного в его состав. Человек может осуществлять сложнейшую трудовую и познавательную деятельность только на основе сложнейшей биологии. Важная закономерность развития заключается, таким образом, в том, что каждая форма материи развивается на основе развития включенной в нее низшей формы. При этом, возникая из оптимально развитого низшего, высшая форма материи существует и развивается на основе максимально развитой разновидности низшего.

Изложенные закономерности можно представить и так: любая форма материи (исключая социальную) получает наивысшее развитие не тогда, когда она развивается самостоятельно, «в свободном виде», а когда включается в состав более высокой формы материи.

Третья закономерность. В состав высшей формы материи включается только часть, причем ничтожно малая, низшей формы материи. Преобладающая масса предшествующей формы материи сохраняется, образуя природную среду, в которой существует новая, высшая форма материи. Химическая форма материи существует в преобладающей над нею физической среде, биологическая — в подавляюще превосходящей физико-химической среде, средой человека является бесконечно многообразная природа. Конкретно-всеобщая теория развития объясняет, таким образом, феномен среды и является наиболее общим теоретическим ключом к экологии.

Четвертая закономерность. Включенная в состав высшей формы материи низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. Физико-химические процессы в составе живой материи направлены в конечном счете на поддержание жизненных процессов, включенных в их состав и подчинены, в известных пределах, законам жизни. Биологические структуры и процессы в человеке и человеческом обществе, подчиняясь своим собственным закономерностям, в то же время в конечном счете подчинены социальному, находятся под его контролем. Чтобы быть социальным существом, человек должен биологически сохраняться, однако сущность человека и его существования выходит далеко за пределы биологической сущности человека и биологического смысла существования. Человеческая жизнь направляется прежде всего социальными, человеческими, а не биологическими ценностями.

Пятая закономерность. Каждая форма материи включает в себя предшествующие формы материи, образующие в составе высшего целого систему уровней. Однако высшее не сводится к включенным в его состав низшим уровням и включает также собственно высшее, т.е.специфический высший уровень. Так, человек представляет собой единство физического, химического, биологического и собственно социального уровней. Каждая форма материи имеет в этом смысле уровневую структуру. Составляющие ее уровни находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействиях. Каждая форма материи имеет поэтому интегративную природу (качество и сущность), является интеграцией, сплавом всех включенных в нее.уровней и собственно высшего уровня. При этом главную роль в образовании нового качества и сущности играет собственно высший уровень. Каждый уровень в системе какой-либо формы материи играет интегрирующую роль. Так, единство человека — результат интегрирующего действия физических и химических «сил», обусловливающих целостность физико-химической системы человеческого организма, биологических процессов, направленных на поддержание жизнедеятельности. Однако главенствующая роль в интеграции человеческой природы принадлежит собственно социальному в человеке, его способности к труду и познанию.

Из рассмотренных закономерностей развития следует целый ряд далеко идущих выводов и результатов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 197 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.