Общий смысл закона
Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей. Если закон перехода количества в качество отображает формы движения и развития, но не раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое, то закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов развития. Этот закон поэтому был оценен Лениным как ядро диалектики, основной среди основных законов диалектики. Ленин видел коренное отличие диалектики от метафизики прежде всего в ядре диалектики.
Ленин отмечал, что метафизическая концепция развития «мертва, бледна, суха». В ней «остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.)». В диалектической концепции «внимание устремляется именно на познание источника само движения1.
7.1.3.2.2. Категории: противоречие, единство,
Противоположность
В гнездо категорий закона входят две центральные категории — противоречия и единства. Как уже отмечалось, на определенном уровне рассмотрения действительности двумя предельно широкими ее сторонами выступают качество и количество. На этом уровне уже обыденное мышление обнаруживает два предельно широких отношения — различие и сходство (включающее тождество). Все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Эти отношения являются предметом и теоретического мышления, включая формальную логику. Так, физика классифицирует элементарные частицы по их сходствам и различиям. Дальнейший теоретический анализ—диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения — противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие.
«Обычное представление, — писал Ленин, — схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е....Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, — приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и»2.
Обнаружение скрытых в различиях противоречий — одно из важнейших открытий диалектики, которое перевело человеческое мышление в «иное измерение». Среди различий необходимо выделить прежде всего внутренние различия предметов, явлений, процессов. В этих различиях, в свою очередь, был обнаружен главный, определяющий момент: внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой, отличие предмета от самого себя. Каждый предмет, оставаясь самим собой, в то же время непрерывно изменяется («все течет») и поэтому в каждый момент времени является самим собой и другим. Символически это можно представить: вещь есть А и не-А, или А·Â. Диалектика показала, далее, что различие предмета с самим собой есть отрицание предметом самого себя, противоречие предмета с самим собой, или, иначе, противоречие в сущности предмета.
Противоречие — это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Главным источником развития являются внутренние противоречия.
Противоречие развития, как уже говорилось, заключается в том, что вещь не обладает однозначной сложностью, она всегда «сложнее самой себя», т.е. непрерывно выходит за рамки своей сложности, постоянно превосходит свою сложность. В своеобразной форме эта противоречивость всякого бытия выражена в математической теории множеств Г. Кантора. Математика не схватывает развития как такового, она выражает лишь его результаты. Однако в этих результатах, «окаменевшем», формализованном развитии, в определенной мере выражена противоречивая природа бытия. Она схвачена, в известной степени, в парадоксах теории множеств. Парадокс универсального множества (множества всех бесконечных множеств) заключается в том, что, с одной стороны, множество всех множеств является наибольшим, всеохватывающим (имеющим наибольшую «мощность»), а, с другой стороны, множество всех подмножеств универсального множества оказывается большим, чем само универсальное множество. Последнее, таким образом, больше самого себя.
Главным источником развития являются внутренние противоречия вещей. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т. е. противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой — то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит.
В определении противоречия можно выделить две части. Первая, важнейшая, указывает специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, — отношение взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречие — это отрицание, исключение, «отталкивание», борьба. Отрицание — дух противоречия. Положительное и отрицательное электричество, масса и энергия, ассоциация и диссоциация химических веществ, жизнь и смерть, производство и потребление, частная и общественная собственность находятся в отношениях взаимного исключения, взаимного отрицания, борьбы.
Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер. Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития вещей. В мире нет никакого равного себе, непротиворечивого бытия, «чистого покоя», абсолютного духа и т.д.
Противоречие является внутренним содержанием сложности как интегрального признака развития. Сложность — это интегрированное многообразие, а последнее основано на различиях, скрывающих в себе противоречия.
Будучи универсальным, противоречие в то же время выступает в различных специфических формах, присущих различным формам материи, ступеням развития вещей, общественно-экономическим формациям и т. д.
Раскрытие противоречий является непременной внутренней стороной всякого познания. Осознаем мы или нет, но человеческое познание всегда имеет дело с противоречивой реальностью. Высшая ступень познания вещи связана с раскрытием ее внутренних противоречий. В познании противоречий можно выделить три основные ступени. Первую ступень составляет знание, основанное на обнаружении различий. Вторая ступень обнаруживает противоречия, но схватывает их еще в парадоксальной форме, когда стороны противоречия осознаются в огрубленном виде. Таковы, например, парадоксы, сформулированные Зеноном и Кантом. Кантовская антиномия конечного-бесконечного фиксировала неизбежность утверждений о конечности и бесконечности мира, однако эти утверждения оказывались несовместимыми. Ступень антиномии, парадокса проходит в познании своего предмета каждая наука, хотя возникающие парадоксы и не всегда формулируются в явном виде. Таковы, например, парадоксы теории множеств Г. Кантора, неразрешимые в рамках этой теории. Ступень парадокса прошла квантовая теория вещества и поля с ее корпускулярно-волновым дуализмом. Логика парадоксов, кажущихся неразрешимыми трагических противоречий, использована в эстетике экзистенциализма.
Третья ступень познания противоречий схватывает противоречия в их действительной сущности. Парадоксы разрешаются благодаря тому, что противоположные стороны или тенденции начинают рассматриваться как взаимопроникающие друг друга. Энгельс поэтому называл закон единства и борьбы противоположностей законом взаимного проникновения противоположностей1. Исключая, «отталкивая» друг друга, противоположности в то же время не существуют друг без друга, внутренне предполагают «свое другое», несут его в себе. Так, различение положительных чисел имеет смысл только тогда, когда выделяются также отрицательные, понятие материи имеет смысл только в противопоставлении сознанию, следовательно, предполагает понятие сознания. Капитал и рабочая сила не могут существовать друг без друга, ибо капитал — результат эксплуатации рабочей силы, а последняя не может существовать, не продавая себя капиталу.
Мы подошли, таким образом, к определению единства противоположностей. Это определение — «перевернутое» определение противоречия. Единство — отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Специфическим признаком единства выступает взаимное предполагание, неспецифическим — указание на противоречие, взаимоисключение сторон. Определения двух противоположных отношений — противоречия и единства включают каждое указание на «свое другое».
Единство является вторым существенным моментом сложности как интегрированного многообразия.
Единство — необходимая и весьма сложная сторона всякого бытия. Единство непосредственно характеризует все содержание вещи или явления, которое делает их такими, какими они являются. Единство, таким образом, непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи. Однако если для поверхностного, метафизического мышления единство абсолютно, то диалектическое мышление обнаруживает в недрах единства его внутреннее самоотрицание, противоречие. Вещь никогда не является абсолютно тождественной себе, «единой с собой», она всегда находится в противоречии с собой. Таков же характер и человеческого бытия: человек всегда находится в единстве и противоречии с самим собой.
В диалектике для характеристики рассматриваемого закона используется также термин «борьба». Однако он не несет в себе какой-то особой категории, борьба — это противоречие. Категория противоречия раскрывается с помощью ряда терминов. Слово «борьба» хорошо выражает активность, «напряженность», действенный характер противоречия.
Категория противоположности имеет три основных значения. Прежде всего, противоположности — стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия — противоположности, а отношения между ними — противоречие и единство. Во втором значении, неразрывно связанном с первым, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия — противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). Всякое противоречие, включающее противоположные стороны, есть также отношение противоположности.
Однако в третьем значении отношение противоположности не совпадает с отношением противоречия. Если противоречие не охватывает главные, основные стороны вещей, а затрагивает лишь второстепенные, то принято говорить о противоречиях, а не.о противоположности между вещами. Если противоречия расширяются и захватывают основные стороны вещей, они становятся также противоположностями данных вещей. Рабочий класс и трудовое крестьянство при капитализме не являются противоположными классами и поэтому между ними отсутствует классовая борьба. Если крестьянин становится крупным частным собственником, его отношение к наемным рабочим, мелким и средним крестьянам оказывается отношением противоположности.