Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие как борьба противоположностей. Принцип абсолютности борьбы и относительности единства




 

Развитие есть борьба противоположностей. Оно определяется движением заложенных в действительности противоречий. Противоречия возникают, развиваются и разрешаются, когда вещь переходит в новое качество.

В движении противоречий существуют две ступени: дивергентная и конвергентная. На дивергентной ступени противоречия зарождаются, развиваются и обостряются, достигая высшей точки развития, характеризующейся максимальным «расхождением» или противопоставлением сторон. В истории общества первоначально возникали противоречия между группами людей, например, между вождями и общинниками, которые с появлением рабовладельческого общества превращаются в классовые антагонистические противоречия. Классовые противоречия и связанные с ними противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней прошли ряд закономерных ступеней развития и достигли наивысшей ступени развития, наивысшей поляризации в условиях капитализма, поскольку последний довел эксплуатацию до высшего и «чистого» выражения — отношений «голого чистогана».

Достигшие наивысшего развития противоречия могут разрешаться путем резкого скачка, в ходе которого исчезает одна или обе противоположности, а на их месте возникает новое целое со своими противоречиями. Так, классы рабов и рабовладельцев исчезли оба в процессе становления феодализма в Западной Европе. Однако существует и второй путь разрешения противоречий — конвергентный. До настоящего времени наиболее явный случай такого развития связан с взаимоотношениями рабочего класса и трудового крестьянства. Поскольку между ними существует единство основных интересов, противоречия по второстепенным интересам в ходе социалистического строительства разрешаются путем постепенного и поэтапного «сглаживания» и «стирания».

Ядром закона единства и борьбы противоположностей является принцип абсолютности борьбы, относительности единства противоположностей. «Единство» (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей, — писал Ленин,—условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение»1.

Этот принцип в заостренной форме выражает суть закона единства и борьбы противоположностей. Принцип абсолютности борьбы, относительности единства нельзя понимать как отрицание или недооценку огромной роли единства в развитии. Единство — коренное условие существования качественной определенности и сущности вещи. Единство играет активную роль в развитии, оно служит и предпосылкой развития, и средством закрепления результатов развития. Капитализм не мог бы развиваться, подготавливая появление более высокого общественного строя, если бы труд и капитал не образовывали единое (хотя и глубоко противоречивое) целое, единый общественный организм. Однако единство как таковое обусловливает преимущественно сохранение, устойчивость, покой вещи и играет активную роль в развитии прежде всего потому, что несет в своих недрах противоречие. Выражаясь языком диалектики, вещь развивается, «отталкиваясь» от самой себя, от своей определенности, покоя, единства.

Если единство активно, то противоречие представляет собой собственно источник и содержание развития. Вещи развиваются не столько потому, что они «едины с собой», определенны, устойчивы, сколько потому, что они противоречивы, находятся в противоречии с самим собой. Ведущая, главенствующая роль противоречий в развитии и означает абсолютность борьбы, относительность единства противоположностей.

Абсолютность борьбы, относительность единства нельзя понимать в том смысле, что вещь может не быть единой, что единство может исчезать, а борьба — оставаться. Вещь всегда обладает единством, относительность которого следует понимать только как ведущую роль противоречия, борьбы противоположностей.

Единство является относительным как при дивергентном, так и при конвергентном пути развития противоречий. Когда противоположности путем конвергенции превращаются в некоторое новое единое целое, прежнее единство в результате борьбы противоположностей сменяется качественно новым, высшим единством со своими специфическими противоречиями.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2186 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.