Закон перехода количества в качество и обратно имеет полярный характер — он включает две противоположные категории — качество и количество. В скрытом виде закон содержит категории меры и скачка. Качество и количество — две предельно широкие стороны действительности на определенном уровне ее рассмотрения. Наш чувственный и логический опыт устанавливает, что все вещи и явления обладают двумя полярными и взаимодополняющими характеристиками. В одном отношении они обнаруживают специфичность, мало сопоставимы друг с другом. В простейших случаях эта сторона действительности отображается ощущениями в виде цветов, запахов, вкусов и т.п. Красное и зеленое, цвет и запах — трудно сопоставимые, глубоко специфичные характеристики вещей. В то же время вещи могут быть легко сопоставлены и отождествлены по другому признаку — по степени, интенсивности, объему, размеру и т.д. Красное и сладкое имеют крайне мало общего друг с другом, однако их интенсивность может быть выражена числами, которые совершенно безразличны к специфике цвета и вкуса. В истории человеческого познания первая всеобщая сторона вещей — специфичность — была обозначена категорией качества, вторая, связанная с однородностью и измеримостью,—количества.
Качество — это внутренняя специфическая определенность вещи. В определении качества выделяются два узловых момента. Прежде всего, качество есть внутренняя определенность вещи. Категория качества исходит из введенного нами ранее понятия покоя как относительной устойчивости вещи, углубляет и дифференцирует содержание этой категории. Категория качества выражает то обстоятельство, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определенность, другое качество.
Химический элемент остается самим собой, пока изменения не затрагивают его главных характеристик — определенности его ядра и обусловленных им электронных оболочек. Общественно-экономическая формация остается самой собой в широких пределах изменений.
Второй момент в определении качества — специфичность. Будучи определенной, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей или от других определенных состояний, в которые она может перейти. Внутренняя определенность вещи — важнейшая сторона качества, специфичность — ее производная.
С качеством связаны категории свойства и отношения. Качество и свойство — близкие, нередко взаимозаменяемые понятия. Однако известная относительность различения качества и свойства имеет пределы. Качество всегда есть целостная характеристика вещи, свойства — множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством, но множеством свойств.
Свойство — это выражение качества вещи в отношении к другой вещи. Химические свойства — реакционная способность, валентность, способность к электронодонорной или электроноакцепторной связи, гидрофильность или гидрофобность и т.д. — это выражение качественной природы химического вещества по отношению к другим химическим веществам. Свойства личности — общительность или необщительность, гуманизм, дружба и т.д. — проявления природы личности.
Различают основные и неосновные свойства. Основные неразрывно связаны с качеством, неосновные могут меняться в пределах одной качественной определенности.
Свойства всегда существуют в соответствующих им отношениях и не проявляются в других отношениях. Так, валентность химического элемента проявляется только в определенных отношениях, связанных с условиями химической реакции. Валентность может меняться в отношениях к различным элементам. Индивид может быть общителен в отношении к одним и необщителен в отношении к другим индивидам. Вещи проявляют свойства, воспринимаемые нами в виде ощущений красного, сладкого и т.д. только в отношении к человеческим органам чувств. Животные, не располагающие определенными морфологическими элементами сетчатки глаза — колбочками, не воспринимают цветов. Мир проявляет свойства, вызывающие чувство прекрасного, только по отношению к человеку.
Чтобы выявить свойства вещи, т.е. познать вещи, необходимо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда и приборами. Человек проявляет все более сложные свойства своего ума и труда, создавая более сложную технику, с помощью которой он становится в более глубокие отношения к объективному миру.
Качество вещи выражается со всей своей полнотой только в совокупности свойств вещи. Если мы познаем совокупность свойств вещи, мы тем самым можем познать и лежащее в основе этой совокупности качество вещи.
Понятия качества, свойства и отношения образуют фундаментальную понятийную триаду: вещь — свойство — отношение. Она может быть представлена также в виде: качество — свойство — отношение. Описанная еще Аристотелем, эта триада лежит в основе человеческой логики и языка. Из указанной триады, как из «сингулярного состояния» мысли, развивается вся система философских категорий. В логике триада непосредственно выражена в субъектно-предикатной структуре суждения: S есть Р, а в языке— в структуре предложения.
Свойство и отношение неразрывно связаны, однако ведущим в этой паре является свойство, как выражение качественной природы вещи. В свою очередь качество, или вещь, обладающая качеством, является ведущей, определяющей в отношении к свойству: вещь обладает свойствами, которые существуют и выражаются в отношениях, но не наоборот, не свойства и отношения создают вещь. Разумеется, вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Так, в обществе люди создают отношения, люди вступают в отношения, а не отношения создают людей. В этом смысле в философии утверждается, что отношения не создают свойств и, тем более, вещей. Изложенная трактовка триады: вещь — свойство — отношение весьма важна для понимания как материального мира, так и сущности человека.
Количество — это внешняя специфическая определенность вещи. Количество — тоже определенность вещи, поскольку различным вещам свойственны различные количества. Химические элементы имеют различное количество нуклонов в ядре, электронных уровней и т. д.
Общественно-экономические формации различаются уровнем производительности труда, количеством расходуемой энергии, количеством орудий труда и т.п. Однако количество — внешняя по отношению к природе вещи определенность в том смысле, что оно не составляет еще самой природы вещи, а является лишь ее выражением. Количество может меняться в широких пределах, а природа вещи остается неизменной.
Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Так, теплота изменяется одинаковыми порциями, в конечном счете сводимыми к квантам энергии. Кванты — порции энергии, по своей природе ничем не отличающиеся друг от друга, качественно однородные. Производительность труда измеряется числом однородных единиц продукции, производимых в единицу времени.
Количество может быть определено также через перечисление его видов: это все, что может быть выражено величиной, размерами, степенью, интенсивностью и т.д. Как легко заметить, общим признаком этих видов является градуированность, делимость на однородные единицы.
Человек - мера
Всех вещей