Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материализм и диалектика революционеров-демократов XIX В.




Философские взгляды русских революционеров-демократов XIX в - А И Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и НА Добролюбова (1836-1861) занима­ют особое место в историко-философском процессе. Эти взгляды воз­никают в условиях глубокого кризиса крепостничества, которое слу­жило причиной заметного отставания социально-экономического раз­вития России от Западной Европы. В философии русских революци­онеров-демократов проявилась закономерность мирового процесса развития философской мысли от высших форм домарксистской диа­лектики (Гегель) и материализма (Фейербах) к научному, диалектичес­кому и историческому материализму.

В своей философской эволюции Герцен, Белинский, Черны­шевский и Добролюбов, каждый по-своему, прошли школу филосо­фий Гегеля и Фейербаха, испытали их влияние и, уяснив, что ни пер­вая, ни вторая не являются научными, не могут служить теоретической основой революционного преобразования общества, начали критичес­кую переработку взглядов этих философов, стремились соединить ма­териализм и диалектику в принципиально новой системе философских взглядов. Они создали оригинальную форму материализма и диалек­ тики, имеющую переходный - от философии Гегеля и Фейербаха к на­учной философии - характер. Однако эта форма материализма и диа­лектики во времени не предшествует научному материализму Маркса и Энгельса; русские революционные демократы шли путем, паралле­льным тому, по которому в то же время развивались философские и социально-экономические взгляды Маркса и Энгельса. Но Маркс и Энгельс завершили критическую переработку взглядов своих пред­шественников и, на основе естественнонаучного и социально-эконо­мического материала, на основе обобщения исторической практики, смогли создать принципиально новую систему взглядов, включая на­учную философию, в то время как в силу отсталости условий русской жизни Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов останови­лись на половине пути.

Оценивая взгляды Герцена, а по существу и других революци­онеров-демократов, Ленин писал: “Герцен вплотную подошел к диа­лектическому материализму и остановился перед - историческим мате­риализмом”1.

Чернышевский видел в философии “теорию решения самых об­щих вопросов науки, обыкновенно называемых метафизическими, во­просов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д.”2. Герцен (“Письма об изучении природы”), Чернышевский (“Антропологический принцип в философии”), Добро­любов (“Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью”) обосновывали материализм, опираясь на данные естествознания - физики, химии, биологии, физиологии.

Критикуя философию Гегеля, Чернышевский хорошо подметил ее непоследовательный характер и дал оценку, близкую той, которую давал взглядам Гегеля Энгельс “Принципы Гегеля, - писал Черны­шевский, - были чрезвычайно мощны и широки, выводы - узки и ни­чтожны”3. Герцен справедливо утверждал, что “идеализм собственно для естествоведения ничего не сделал”4.

В противоположность Фейербаху, русские революционеры-де­мократы поняли революционное значение духа диалектики Гегеля. Герцен видел в диалектике “алгебру революции”. Чернышевский до­казывал, что человеческое познание диалектично, оно развивается от простого к сложному, оставаясь всегда неполным и относительным. Он обосновывал принципы конкретно-исторического подхода к ана­лизу природных и общественных явлений, конкретности истины. “Па­губна или благотворна война” - спрашивал он и отвечал, что на этот вопрос нельзя дать ответ, абстрагируясь от реальных конкретных условий.

Ценные мысли были высказаны революционерами-демократами о единстве Человека и мира, о человеческой сущности. Без человека, -писал Герцен, - “природа не заключает в себе всего смысла своего - в этом ее отличительный характер; именно мышление и дополняет, раз­вивает его; природа - только существование и отделяется, так сказать, от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять свое бытие; мышление делает не чужую добавку, а продолжает необходимое раз­витие, без которого вселенная не полна, - то самое развитие, которое начинается со стихийной борьбы, с химического сродства и оканчивается самопознающим мозгом человеческой головы”. “История мыш­ления - продолжение истории природы, а законы мышления - сознан­ные законы бытия”5.

Замечательной чертой философии русских революционеров-де­мократов было стремление соединить материалистическую филосо­фию с идеей революции. Реалистический дух материализма, усилен­ный диалектикой, позволил Герцену; Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову создать систему революционно-демократических взгля­дов, основанных на идее крестьянской революции, которая должна была, по их убеждению, привести к социализму через посредство крестьянской общины, своего рода ячейки социализма.

Преодолев метафизические и механистические представления предшествующего материализма, русские революционеры-демократы, однако, не смогли создать понятия материи, которое позволило бы ма­териалистически объяснить общественную жизнь, человеческую сущ­ность и ее развитие. Они по-прежнему исходили из понятия материи как природы, которое не могло включить в себя обобщение человечес­кой сущности, специфики социальной формы материи.

Однако в их взглядах возникли элементы материалистического понимания истории, тесно связанные с революционно-демократичес­кими идеями. Революционеры-демократы обосновывали представле­ние о решающей роли масс в истории, считали социализм закономер­ным результатом развития общества. Чернышевский связывал появле­ние социализма с изменением прежде всего экономических отноше­ний. Русские революционеры-демократы создали особую разновид­ность утопического социализма, стоявшую выше утопического соци­ализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна, ибо Герцен, Белинский, Черны­шевский и Добролюбов связывали социализм с экономическими пре­образованиями, считали его закономерным, а революцию рассматри­вали как необходимый инструмент создания социалистического об­щества. Вместе с тем, не имея еще материалистического понимания истории и научной политической экономии, русские революционеры-демократы могли прийти к идеям только утопического социализма.

Заметим также, что Чернышевский создал экономические тру­ды, которые высоко оценивал Маркс, ставя их выше сочинений совре­менных ему экономистов Западной Европы. Большую ценность пред­ставляет созданная русскими революционерами-демократами система эстетических взглядов, основанная на идее “прекрасное есть жизнь”.

 


70





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 209 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.