Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Основные этапы развития философии




Развитие философской мысли происходило на основе ряда об­щих закономерностей. Прежде всего философские взгляды определя­ ются общественно-экономической формацией и поэтому необходимо различать философию рабовладельческого, феодального, капиталисти­ческого и социалистического обществ. Содержание философских уче­ний отображает общественное бытие и может быть понято только на основе изучения производительных сил и производственных отноше­ний соответствующей общественно-экономической формации. Поско­льку философские взгляды являются высшим, наиболее удаленным от экономического базиса, уровнем общественного сознания (в сравне­нии с экономическими, политическими и правовыми взглядами), зави­симость философского мировоззрения от развития производительных сил и производственных отношений носит особенно сложный и опо­средованный характер

Являясь частью духовной культуры общества, философия раз­вивается в тесном взаимодействии с материальной и духовной культу­рой, служит концентрированным выражением культуры понимания обществом окружающего мира сущности, смысла и перспектив че­ловеческого существования

Развитие философии характеризуется борьбой партий - матери­ализма и идеализма, которая представляет собой также одну из важ­нейших закономерностей эволюции философского мировоззрения Материализм и идеализм выражают два противоположных подхода к пониманию мира и человеческой сущности

Философия возникает с появлением классов и, пока общество сохраняет классовую природу, отображает борьбу классов

Важной закономерностью развития философии является ее не­ разрывная связь с человеческим опытом зачатками (в античную эпо­ху) науки, а затем с системой частных наук - математики, физики, хи­мии, биологии, истории и т д. Каждая исторически определенная фор­ма материализма или идеализма носит на себе отпечаток, обусловлен­ный уровнем развития частнонаучного знания

Наконец, в целостном процессе развития философии просмат­ривается глубинная закономерность движения к научному пониманию мира и человека, к возникновению научной философии, объективно-ис­тинному взгляду на мир и человеческую сущность, обладающему об­щечеловеческой значимостью Эта закономерность получает выражение прежде всего в эволюции материалистического направления, вер­шиной развития которого становится научная философия

Материализм выступает в четырех исторических формах наи­ вном материализме со стихийной диалектикой античного мира, ме­тафизическом и механистическом материализме XVII-Х VIII вв., ма­териализме и диалектике русских революционных демократов XIX в, научном материализме

Изучение истории философской мысли необходимо не только потому, что без этого невозможно понять современную научную трак­товку мира и человека, но и потому, что развитие философии есть дви­жение от простейших наиболее общих абстракций ко все более слож­ным. Изучая историю философской мысли, мы переходим от одной ступени формирования человеческою мышления к другой, совершаем скачок мысли, который человечество осуществляло несколько тысяче­летий своего развития

В силу ограниченности объема пособия история развития фило­софской мысли будет изложена очень кратко, будут рассмотрены лишь наиболее существенные, узловые моменты развития философии

Одним из важнейших показателей формирования и развития первобытного интеллекта выступают его главные результаты, дошед­шие до нашего времени, - ископаемые орудия труда первобытного че­ловека Шествие человеческого разума начинается с первого “косми­ческого” достижения человека - создания первых орудий труда, прак­тически и духовно поставивших человека в отношение к бесконечному миру

Человеческий способ существования - преобразование окружа­ющего мира, производство не существующих в природе условий свое­го существования - обусловил первую и важнейшую парадигму чело­веческого интеллекта - соответствие мысли реальности объективность отображения реальности Коренным условием существования и развития человека становится познание все более существенных свойств и связей природных объектов, феноменологических проявле­ний законов природы, а с определенного, достаточно высокого уровня развития общества - законов природы и общества

Первобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений, их времен­ной и сезонной последовательности и т. д. Необходимо допустить, что интеллект этого периода развития общества обладал простейшей логи­кой, в той или иной мере воспроизводившей “логику вещей”, логику природных связей и регулярностей, от которых прямым образом зави­село существование человека. В процессе складывания этой “логики вещей” в логике интеллекта должны были, очевидно, постепенно скла­дываться и четыре основных формально-логических закона - тождес тва, противоречия, исключенного третьего, достаточного основа­ния. Однако сами по себе эти законы присущи уже только достаточно развитому, зрелому интеллекту и время их окончательного формиро­вания в человеческом интеллекте установить трудно. Вероятно, это следует отнести только к периоду античного интеллекта.

Естественно предположить, что на определенном, сравнительно высоком уровне развития первобытного труда и интеллекта перед че­ловеком становится задача объяснения системы природных явлений, с чем следует связать возникновение нового уровня интеллекта - объяс­ няющего. К возникновению этого уровня толкала деятельная практи­ческая природа человека, поскольку производящая деятельность чело­века, или труд, есть причинная деятельность, неизбежно порожда­ющая причинный интеллект, т. е. объясняющий интеллект.

Известный исследователь первобытного интеллекта Леви-Брюль (1857-1939) различал индивидуальный и коллективный интел­лект1. Он считал, что индивидуальный интеллект был основан на об­щих законах формальной логики, поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. Однако коллективный интеллект имел дологический (пралогический) характер. Основой его служил за­кон партиципации (сопричастия), в соответствии с которым перво­бытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находи­ться одновременно в различных местах, изображение объекта тождес­твенно самому объекту (поэтому воздействие на изображение живот­ного влечет будущую удачу на охоте) и т.д. Дологическое мышление, по Леви-Брюлю, воплощалось в коллективных обрядах и мифах. Кон­цепция дологического мышления подверглась серьезной критике в со­ветской и зарубежной науке Да и ее автор в конце своей жизни не склонен был чрезмерно отстаивать дологический характер первобыт­ного мышления

Нам представляется, что в области отображения непосредствен­ных типических свойств и связей природных явлений первобытное мышление имело скорее логический, чем дологический характер. Од­нако не следует переоценивать логическую природу первобытного мышления и тем самым превращать законы логики в слишком легкий и скороспелый дар человеческой мысли. Логическое мышление не могло сложиться сразу, оно должно было пройти ряд этапов, начиная с этапа незрелого, несложившегося логического мышления, которое вряд ли могло быть основано на “четко очерченных”, готовых законах тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного осно­вания. Представляется, что первобытное мышление было основано скорее на повторяющейся “логике вещей”, т.е. устойчивых, регуляр­ных связях явлений природы. В недрах этой логики складывались собственно формально-логические законы.

Следует различать, далее, “пласт” мышления, связанный с со­вокупностью наблюдаемых повторяющихся явлений природы, и “объ­яснительный” пласт, в пределах которого складывание формальной логики происходило особенно сложным образом. Необходимо разли­чать поэтому процессы логизации непосредственного, конкретного уровня мышления и мышления объяснительного. “Дологическое мыш­ление” Леви-Брюль явно относил к последнему уровню.

В мышлении первобытного человека возникают две основные парадигмы, или типы интеллекта, - реалистическая и иллюзорная, фантастическая. Первая заключалась в понимании вещей такими, ка­кими они являются сами по себе, в их объяснении “из самих себя”, без каких-либо посторонних прибавлений. Эта парадигма имела мощное биологическое основание, ибо приспособительный образ жизни жи­вотного предполагает адекватное отражение внешней среды. Еще бо­лее сильные основания парадигма реализма получила с возникновени­ем социального образа жизни, ибо преобразование природной среды, производство собственной жизни еще в большей мере, чем приспосо­бительный образ жизни, нуждается в адекватности отражения, без ко­торой невозможно создание “второй природы” Реалистическая пара­ дигма проходит через всю историю человечества и определяет все достижения человеческого интеллекта. На известной ступени разви­тия она получает свое философское выражение преимущественно в форме материализма, поднимающего эту парадигму до уровня высо­кой и продуктивной абстракции. Определенные элементы реалистиче­ской парадигмы неизбежно возникали и в пределах идеалистических концепций, обусловливая все те действительные реалистические до­стижения, которые в сущности оказывались материалистическими по своему содержанию. К ним можно отнести, например, все рациональ­ное содержание идеалистической диалектики Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля

Вторая, конкурирующая, парадигма человеческого интеллекта связана с единственно возможной альтернативой реалистической па­радигмы - бессознательным переносом на природные явления челове­ческих качеств, прежде всего способности мышления и сознательного действия Возникновение антропоморфической парадигмы с зарожде­нием слоя объяснительного мышления было необходимым и неизбеж­ным шагом человеческого интеллекта. Явления природы, их упорядо­ченность, закономерную последовательность первобытный человек мог объяснить лишь по образцу и подобию собственного сознательного поведения. Активность природы получала характер преднамеренных действий, которые стали приписываться духам, духовным существам.

Природа и структура человеческой психики таковы, что собс­твенные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осо­знания. В деятельной природе человека и психики заложены предпо­сылки первоначального объяснения природных явлений по образцу человеческих сознательных действий. Эта предпосылка легко обнару­живается и в психологии ребенка, в известном возрасте приписыва­ющего вещам хорошие и плохие намерения. Поскольку для первобыт­ного человека сознательное действие выступало как нечто естествен­ное и обычное, природные явления легче было объяснить сознанием, волей, намерениями.

Исторически первой целостной формой или типом объясня­ющею интеллекта является миф. Миф представляет собой попытку фантастического объяснения окружающего мира и жизни общества. Он выступает в качестве предшественника или примитивного вариан­та мировоззрения. Мифы имеют характер повествования о событиях прошлого или будущего, о возникновении мира, богов, животных, лю­дей (космогонические мифы), племен (этнографические), круговороте времен года, погодных явлениях, деяниях героев и т.д. В большинстве космогонических мифов мир рассматривается как возникший из пер­воначального хаоса, из которого вышли земля, небо, подземный мир, боги, создающие людей. В этих мифах явно присутствуют элементы реализма, стихийного материализма, поскольку боги оказываются ре­зультатом естественного процесса возникновения порядка из хаоса. Однако в остальном в мифологии преобладает деятельность богов, фантастических существ, животных, наделенных чертами человека Антропо­морфическая парадигма составляет основу мифологического типа мышления.

Мифы включали первые примитивные абстракции хаоса, по­рядка, земли, неба, людей, богов, животных и т. д. В них были заложе­ны зачатки более поздних абстракций закона и закономерности (воз­никновение порядка из хаоса), материи, ботов и т. д. Вместе с тем в мифе все облечено в форму образов. Мифы содержат определенные предписания, регулирующие поведение людей, определенные соци­альные запреты, выступающие регуляторами общественной жизни.

Фундаментальной чертой мифологического типа интеллекта яв­ляется то, что мир предстает в мифах однопланово, как последователь­ность событий или феноменов, за которыми не скрывается никакого сущностного мира. Мифологическое мышление не различает явля­ющийся и сущностный миры Боги, духи, животные выступают в каче­стве действующих лиц в однопланово развертывающейся истории мира.

Мифологический тип интеллекта был тесно связан с обрядной стороной жизни первобытного общества. Важным компонентом ми­фологического мышления выступало магическое мышление, основан­ное не на знании действительных причинных связей, а на упомянутом принципе партиципации.

С мифологическим типом интеллекта впервые возникает фено­мен, прошедший всю историю человечества вплоть до наших дней, выражающий как силу, так и слабость интеллекта: вымышленные ре­ альности (боги, духи и т. д.) надолго приобретают в определенных сферах человеческой жизни роль заместителя действительной, объек­тивной реальности и даже становятся выше последней. Мифы длите­льное время служили одним из важнейших регуляторов общественной жизни, обусловливали коллективные чувства и умонастроения, среди которых главную роль играл страх перед таинственными силами мира.

Превращение вымыслов в мнимо подлинную реальность хоро­шо описал Вайпулданья, один из немногих “цивилизовавшихся” або­ригенов Австралии. По его свидетельству, магические действия колду­нов вызывали вполне реальные последствия, например, гибель “отпе­того” колдуном члена племени, даже если последний и не знал о своем “отпевании”1. Абсолютная вера в сверхъестественные возможности колдуна, страх, гипнотическое внушение (включая внушение на рас­стоянии) превращали мистический вымысел в реальный фактор чело­веческой жизни.

Мифологический тип интеллекта вошел в следующую, более высокую, форму интеллекта - религиозный тип интеллекта. Кроме то­го, он сохранился и в относительно самостоятельном виде, хотя и в но­вых формах, в структуре интеллекта современного человека. К ним можно отнести, например, имевший трагические последствия фаши­стский миф о превосходстве “нордической расы”, подчинивший свое­му влиянию значительную часть населения Германии в 30-40-е гг. Ши­рокое распространение имел миф о вечности капитализма, в значите­льной мере подорванный в представлениях современного человечес­тва. Распространен миф о вечности частной собственности, которая будто бы вытекает из самой природы человеческих индивидов, а не из содержания и характера общественного труда и технологий. В послед­ние годы в силу ряда причин в нашей стране получил хождение “ры­ночный миф”, также заметно разрушенный опытом развитых капита­листических стран, опытом строительства социализма в СССР.

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия возникает вместе с рабовладельческим обществом. Ее непосредственными социальными предпосылками выступают появ­ление эксплуататорского класса, который освобождается от физичес­кого труда и получает возможность заниматься духовной деятельно­стью; отделение умственного труда от физического; отделение города от деревни, благодаря чему возникает необходимая для формирования философии концентрация материальной и духовной культуры.

Непосредственными источниками формирования философии как нового, более высокого уровня абстрактного мышления являются первоначальные наблюдения над природой и обществом, представля­ющие собой зачатки естественных, технических и социальных наук; мифология, или система образных фантастических представлений о мире, основанных на одушевлении природы; религия, как система фантастических представлений, базирующихся на вере в бога (богов). В рабовладельческом обществе еще не существовало системы наук в современном смысле слова, по сути дела общество располагало слабо дифференцированной преднаукой с первоначальными зачатками мате­матики (она получила наибольшее развитие), физики, химии, биоло­гии, астрономии, истории. Особое, господствующее положение в этой преднауке занимала собственно философия, опиравшаяся на зачатки других наук и имевшая в значительной мере умозрительный характер, т.е. не располагавшая пока строгой конкретно-научной основой. В предмет философии в это время входит значительная часть предмета будущих частных наук.

Философские взгляды первоначально возникают в странах Древнего Востока - Вавилоне, Египте, Лидии, Персии. Однако наибо­льшее развитие, свою классическую форму они приобретают в Древ­ней Греции и Риме (конец VII в. до н.э. - начало VI в. н.э.). Философы этих стран испытали сильное влияние своих предшественников на Древнем Востоке.

Во взглядах милетской и ряда последующих философских школ основной вопрос философии выступал в форме вопроса о первоосно­ве, первопричине вещей. С точки зрения основателя милетской школы Фалеса (ок. 624- 547 гг. до н.э.), материальная первооснова вещей - во­ да, его последователь Анаксимен первоосновой вещей считал воздух, Анаксимандр - неопределенную материю апейрон. Вода Фалеса, воз­дух Анаксимена понимались, разумеется, не как буквально вода и воз­дух, а как некое “водоподобное” или “воздухоподобное” начало. В ос­нову таких заключений философами были положены ряд наблюдений и по-своему довольно смелые абстракции: вода присутствует везде, даже в кажущемся сухим камне, без нее нет жизни, вода подвижна пе­реходит из одного состояния в другое. Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) ссылается на своего рода эксперимент: приведите в движение су­хой точильный камень и на нем в конце концов появятся темные пят­на, свидетельствующие о присутствии воды.

Первоначальные абстракции материи имели еще довольно про­стой, наивный характер, не шли дальше непосредственно наблюда­емых свойств вещей, были слабо отвлечены от них (abstractio in соп creto). Сущностный уровень бытия вещей и, следовательно, человека в основном совпадал с непосредственно наблюдаемым. Более глубокий характер имела абстракция апейрона.

Гераклит Эфесский (ок. 530-477 гг. до н. э.) считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Круговорот имеет “путь вверх”: земля - вода - воздух - огонь и “путь вниз”, в обратном направлении. Гераклит был первым крупным диа­лектиком античности, основателем диалектики в ее первоначальной форме. Ему принадлежит известный афоризм, выражающий общую идею материалистической диалектики - “все течет, все изменяется”. Излагая эту идею в образной форме, Гераклит утверждал, что “в одну и ту же реку нельзя войти дважды”: поскольку вода непрерывно те­чет, в другой раз мы входим в иную реку.

Гераклит высказал глубокую догадку о движении как борьбе противоположностей: “В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем”1. Гераклиту принадлежит следующая трактовка единого мирового процесса: “Мир, единый из всего, не со­здан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет вечно жи­вым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим”3.

Ленин назвал этот фрагмент “очень хорошим изложением начал диалектического материализма”2.

Разумеется, огонь Гераклита также не был буквально огнем. Диалектика Гераклита, первая блестящая форма античной материалис­тической диалектики, имела исторически ограниченный характер. Это была скорее диалектика движения, а не диалектика развития. Это диалектика круговорота, “беличьего колеса” (по глубокой оценке А.И. Герцена). Утверждение о том, что нельзя дважды войти в одну реку, наряду с замечательно глубокой диалектической идеей, содержало и элемент преувеличения, абсолютизации изменчивости вещей, их относительности, т.е. элемент релятивизма (концепции, абсолютизиру­ющей относительность вещей). Позднее ученик Гераклита Кратил (2-я пол. V в. -начало IV в. до н. э.), доводя этот элемент до логического за­вершения, утверждал, что нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку. Он считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невоз­можно правильно назвать и поэтому предпочитал указывать на вещь пальцем.

Своеобразную попытку проникнуть дальше наглядной сферы бытия предпринял Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.), создатель первых математических представлений и идеалистической философии, в кото­рой он пытался использовать зачатки математики. По мнению Пифаго­ра, в основе мира вещей и мира людей лежат числа и числовые соот­ношения. Так, число 7 рассматривалось им как символ судьбы и сама судьба. Известный логик и философ Б.Рассел писал, что ошибка Пифа­гора состоит в попытке представить идеальные математические объек­ты как мысли бога1.

Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон (конец VI - начало V в. до н.э.) рассматривали чувственно наглядный мир как мир “ложных мне­ний”, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. В сущности за изменчивым ложным миром внешних явлений скрывается абсолют­но неподвижное и неизменное бытие, имеющее духовную природу. Парменид полностью отвергал взгляд Гераклита на противоречивую природу бытия. Логика заключения элеатов об абсолютно неподвиж­ном бытии, которое оказывалось мыслью, явственно обнаруживается в связи с апориями (“затруднениями”), сформулированными Зеноном: “Дихотомия”, “Ахилл”, “Стрела”, “Стадий”. Смысл апории “Стрела” заключается в утверждении: “Летящая стрела покоится”. Ход рассу­ждений Зенона, несколько отойдя от буквального, можно изложить следующим образом: в каждый момент времени острие стрелы должно находиться в определенной точке пространства, но это означает, что движение есть сумма моментов покоя. Движение, следовательно, су­ществует лишь в ложном чувственном восприятии, истинное же бытие неподвижно. Заслуга Зенона Элейского (которого Аристотель назвал “изобретателем диалектики”) состоит в том, что он обнаружил дейс­твительное противоречие движения. Однако это противоречие было схвачено им в парадоксальной форме, было понято и истолковано в духе отрицания движения. Преодолеть “затруднения” Зенона - это зна­чит создать новый способ мышления, опирающийся на глубокий учет противоречивой природы бытия вещей и самого человека. В первона­чальной форме такой способ был создан еще Гераклитом. Его трактов­ка проблемы “войти в реку” содержала и решение апории “Стрела”. Решительный шаг от чувственно наблюдаемого мира к сущностному миру сделала материалистическая школа атомистов - Левкипп (500-440 гг. до н. э.), Демокрит (ок. 460-370 гг.), Эпикур (341-270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Согласно атомистам, в основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы - невидимые неделимые частицы. Они бес­качественны, различаются лишь по форме (А и В), порядку (АВ и ВА), положению (N и Z). Понятие атома - одна из ценнейших абстракций античного мира, предшественница научного понятия, занимающего важное место в современной физике и химии. Лукреций Кар в поэме “О природе вещей” указал на ряд эмпирических наблюдений, поло­женных в основу вывода об атомном строении вещей. Так, известно, что скалы иссекаются ветром, который, следовательно, состоит из мелких невидимых твердых частиц. Общим мыслительным основани­ем понятия атома как неделимой частицы было заключение о том, что если бы вещи делились “до бесконечности”, это означало бы, что они состоят из ничто, небытия. Проблема первоосновы мира с необходи­мостью приводила к проблеме бесконечности, которую античная фи­лософия не могла разрешить.

Демокрит создал довольно расчлененную философскую систе­му, включавшую целый ряд понятий. Согласно его взглядам, вещи - различные соединения атомов; пространство - “великая пустота”, вместилище атомов; Вселенная бесконечна и вечна, включает беско­нечное множество миров, возникающих и уничтожающихся. Демократу принадлежит своеобразная космогоническая концепция: бесчислен­ные миры возникают из атомов, которые первоначально падают “сверху вниз”, затем начинают сталкиваться и образуют вихри атомов, из которых и формируются миры. При этом оставалось неясным, поче­му атомы, падая параллельно друг другу “вниз”, могли сталкиваться. Позднее Эпикур высказал гениальную диалектическую догадку (высо­ко оцененную Марксом) о том, что атомам присуща самопроизвольная, спонтанная способность отклоняться в своем движении от прямой линии.

Демокриту принадлежит, далее, концепция детерминизма (все­общей обусловленности), согласно которой все в мире, вплоть до ме­льчайших природных событий и человеческих поступков, предопреде­ляется положением атомов в первоначальном вихре. Эта концепция носила фаталистический характер и была первой попыткой осознания закономерности и детерминированности природных и социальных явлений.

Демокрит считал, что человеческая душа имеет вещественный характер и состоит из круглых подвижных атомов. Наконец, атомизм создал свою теорию познания. Демокрит различал “существование по истине” (атомы) и “существование по мнению” (цвета, запахи, вкусы). Таким образом, он ввел представление о субъективности цветов, запахов и т.д., предварив представления Д. Локка (XVII в.). Демокрит раз­личал два рода познания - темное (ощущения) и истинное (разум). Ис­тина, с его точки зрения, рождается из столкновения разума и чувств. В противоположность Демокриту, Эпикур утверждал, что ощущения, чувства дают истинное знание о мире; цвета, запахи, вкусы - объек­тивные свойства вещей.

В V-IV вв. до н. э. идеалистические взгляды были развиты Со­ кратом (469-399 гг. до н. э.) и Платоном (427-347 гг. до н. э.). Ядро учения Платона - о мире идей и мире вещей было связано с концепци­ей развития, согласно которой идеи, или формы, воплощаются в пас­сивную и аморфную материю, благодаря чему возникают вещи раз­личной сложности или степени совершенства. Эта концепция гилеморфизма (от греч. hyle - материя и morfe - форма) вошла позднее в философские взгляды католической церкви, включая неотомизм - фи­лософию современного католицизма.

Человек, согласно Платону, есть соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей. Познание поэтому - это “вос­поминания” души о мире идей. Платон разработал форму идеалисти­ческой диалектики понятий, основанную на сопоставлении противо­положных мнений как методе постижения истины. Философия Плато­на сыграла большую роль в развитии идеалистической диалектики. Платон создал также учение об “идеальном государстве”, которым управляют философы.

Основные представления Платона о мире идей и мире вещей, двойственной природе человека, инкарнации идей, или форм, в вещах предвосхитили важнейшие воззрения христианства, которое рассмат­ривает Платона в качестве одного из своих предшественников.

Наиболее крупным философом древности был Аристотель (384-322 гг. до н. э.). По оценке Маркса, Аристотель - “величайший мыслитель древности”. Энгельс писал, что Аристотель - “самая универ­сальная голова” среди античных мыслителей. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, склоняясь больше к объективно­му идеализму. Его материализм проявился, прежде всего, в критике идеализма Платона. Аристотель считал концепцию “двух миров” Пла­тона бесплодной и не аргументированной. В главном своем труде “Метафизика”, в противоположность Платону, Аристотель доказывал, что вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Однако Аристотель рассматривал материю как пассивное, а форму - как активное начало, делающее вещь тем, что она есть. В таком пони­мании формы выражается объективный идеализм, становящийся со­вершенно явным в понятии “формы форм» - мирового разума, или бога.

Аристотель выдвинул представление о четырех видах причин: 1) материальной, или материи; 2) формальной, или форме; 3) произво­дящей; 4) конечной, или цели. С его позиций, каждая вещь имеет свою изначальную внутреннюю цель (энтелехию). В идеализме Аристотеля весьма явно проглядывает исходная ошибка объективного идеализма - перенос на природу человеческих свойств, прежде всего способности к сознательной целенаправленной деятельности. Показателен один из аргументов Аристотеля в пользу идеи примата формы над содержани­ем: что важнее, спрашивает философ, в статуе - ее материал (медь, глина, мрамор) или приданная ей форма? Незаконная попытка перено­са на природу человеческих качеств, связанных с сознательной деяте­льностью человека, - неустранимая, коренная черта логики всякого идеализма. В более позднее время эта логика идеализма и религии приобретает все более тонкий и закамуфлированный характер, но остается в сущности той же самой до наших дней.

“Форма форм” Аристотеля - это первый двигатель, существу­ющий вне материи, который, будучи неподвижным по своей природе, приводит в движение мир вещей. Позже понятие “перводвигателя” входит в первый аргумент богословия в пользу бытия бога. В попытке совмещения неподвижного первоначала и порождаемого им движения мира заложен разрушительный для философии Аристотеля, а позднее и христианского богословия, парадокс: каким образом неподвижное может порождать движение, которого в нем самом, первоначале, нет? Основной недостаток будущего христианского бога выявился уже в философии Аристотеля.

В области теории познания Аристотель разработал глубокую материалистическую концепцию, основанную, в противоположность философии Платона, на принципе сенсуализма. Великой заслугой фи­лософа является разработка основ формальной логики, сохранивших свое значение до наших дней. Аристотель внес большой вклад в разра­ботку форм диалектического мышления, прежде всего, в связи с про­блемой общего и отдельного, которые он пытался представить в единстве. В философии Аристотеля философские категории окончате­льно отделяются от грамматических. В учении о категориях философ выделил десять важнейших из них.

Большой интерес представляют собой начатки естествознания, изложенные в таких трудах, как “Физика”, “О небе”, “Метеорология”, “История животных” и др. Так, Аристотель доказывал шарообразный характер Земли и Луны, описал около 500 видов животных, сформули­ровал геоцентрическую концепцию Вселенной, разработанную во II в. н. э. Птолемеем и господствовавшую до XV в.


40

Некоторые особенности процесса логизации античного ин­теллекта.

Примечательно, что, не создав еще естествознания, ни од­ной естественнонаучной теории, сохранившей свое значение до насто­ящих дней (исключая, впрочем, в определенной степени геометрию Эвклида), античные мыслители создали теорию формальной логики, основное содержание которой не утратило своего значения до нашего времени. Имея дело с относительно простыми явлениями природы и общественной жизни, античные философы открыли основные законы и формы мышления.

Первый формально-логический закон мышления - закон тож­дества был сформулирован Парменидом. Закон достаточного осно­вания в качестве эмпирического закона мысли описан Демокритом1.

Родоначальником логики как развернутого учения является Аристотель. В собрании трактатов по логике (названном его последо­вателями “Органоном”) Аристотель рассматривал логику по существу как вспомогательную научную дисциплину, подобно риторике, или, как можно перевести название “Органон”, орудие мысли. Для Аристо­теля законы мышления - естественные законы, обладающие общеобя­зательным характером. Аристотель подробно проанализировал лишь два из четырех основных законов логики - противоречия и исключен­ного третьего. Два других - тождества и достаточного основания, из­вестные уже предшественникам, у него лишь намечены. Следует отме­тить, что предпочтение, отданное законам противоречия и исключен­ного третьего, было обусловлено возникшей в античной философии ситуацией, связанной с полемикой между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом. Если первые отстаивали закон тождества (вещь всегда тождественна себе), то второй выдвинул несомненно бо­лее глубокую идею противоречивости бытия, его нетождественности самому себе. В интерпретации Парменида закон тождества, справед­ливый сам по себе лишь в определенных пределах (определенность вещи как предмета мысли), получал чрезмерно расширительный и ошибочный смысл - абсолютного тождества вещи самой себе, абсо­лютной неподвижности бытия. В утверждении Гераклита “нельзя дважды войти в одну реку”, также правильном лишь до известного предела, содержался элемент релятивизма, чреватый разрушительны­ми последствиями для мысли, что позднее и проявилось в представле­ниях Кратила (“нельзя и одного раза войти в одну реку”) и софистов.

В противостоянии этих крайних подходов Аристотель сумел об­наружить формально-логические принципы (законы) мышления, раз­вивающие и дополняющие законы тождества и достаточного основания. Однако Аристотель не смог развить дальше логику, заложенную в диалектическом принципе “все течет”, сформулированном Геракли­том. Эта логика, впрочем, представляла собой более глубокий пласт мышления, выходящий за переделы собственно формальной логики.

Логическая система Аристотеля содержала учение о категориях (философ выделил десять основных категорий), определениях поня­тия, суждениях, умозаключениях (главным образом учение о силлогиз­мах), доказательствах, анализ софизмов и т.д.

Примечательной стороной процесса логизации античного ин­теллекта является большой интерес к парадоксам мысли. Мысль долж­на была пройти школу мыслительных парадоксов. Хотя практика па­радоксов нередко сводилась (например, у софистов) к не слишком се­рьезным мыслительным экспериментам, формулировка и поиски спо­собов преодоления парадоксов были совершенно необходимыми для формирования рефлексирующего и объясняющего интеллекта, в ко­нечном счете - для решения наиболее общих, мировоззренческих во­просов - сущности мира, развития, человека.

Парадокс - это форма мысли, в которой соединены два исклю­чающие друг друга утверждения, имеющие, однако, одинаково необ­ходимые основания. Таковы, например, утверждения о конечности и бесконечности мира, если они рассматриваются как одинаково обо­снованные (первая антиномия И. Канта). Парадокс может выступать в форме софизма, в котором взаимоисключающие утверждения могут быть представлены в скрытой, вербально не расчлененной форме. Та­ков, например, софизм “Я лгу”. Все категории философии и частных наук возникают через разрешение соответствующих парадоксов, кото­рые могут быть представлены в скрытом, неразвернутом виде. Реше­ние крупнейших проблем философии опосредовано постановкой и разрешением определенных парадоксов. Разрешение соответству­ющих парадоксов - один из важнейших критериев научной филосо­фии, научного интеллекта вообще.

Большую роль в становлении человеческого интеллекта, возни­кновении диалектического способа мышления сыграли парадоксы, вы­раженные в апориях Зенона.

В V в. до н. э. школа софистов (Горгий, Протагор, Продик и др.) доводит до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представ­лениях Гераклита. Это явственно выражено, например, в софизмах об “изменяющемся человеке”: взявший взаймы теперь ничего не должен, так как он стал другим; приглашенный вчера на обед приходит сего­дня непрошенным, так как он уже другое лицо. При всей наивности таких рассуждений софизмы позволяли глубже понять диалектичес­кую природу бытия и его мысленных отображений. Софизмы не были пустой “игрой ума”, они выражали удивление перед “странностями” мысли и были связаны с детством формирующегося объяснительного интеллекта.

В [V в. до н. э. Мегарская школа (Диодор, Кронос, Филон, Эвбулид и др.) пошла дальше софистов, сформулировав ряд парадоксов, сохранивших серьезное значение и в наши дни: парадоксы “лжеца”, “кучи”, “покрытый” и др. Парадокс “лжеца” в формулировке Эвбулида состоит в утверждении. “Высказывание, которое я сейчас произно­шу, ложно”. Не трудно заметить, что если считать это утверждение ис­тинным, то оно оказывается ложным, что делает его истинным, и так до бесконечности. Парадокс “лжеца” обнаруживает замечательную и уникальную способность мысли к самообращению, которое приводит к “дурной бесконечности” повторяющегося и бесплодного круга рас­суждений. Мегарцы не придали особого значения этой дурной беско­нечности, что сделали, однако, скептики.

Скептики Пиррон, Тимон, Карнеад, Энесидем и другие (IV-II в до н.э.) отрицали возможность достоверного знания, утверждая, что каждое логическое доказательство приводит к регрессу в бесконеч­ ность и становится невозможным. Скептики всякое толкование рас­сматривали с двух сторон, формулируя тезис и антитезис, и далее стремились показать, что ни тот, ни другой не может быть признан со­стоятельным. Таким способом они анализировали, например, пробле­му причинности. Признание причинности, с точки зрения Энесидема, невозможно, как и ее отрицание. Возникает причина раньше или од­новременно с действием? И то и другое утверждение приводит к абсу­рду. Причина не может быть раньше действия, так как тогда остава­лась бы без действия и не была причиной, но причина не может быть и после действия. Причина и действие не могут быть и одновременны­ми, ибо тогда они были бы неразличимы. Скептики приходили к весь­ма сильно звучащему выводу о том, что ни один реальный процесс не может быть начат, не может быть причинен, или, иначе, ничто не мо­ жет быть начато*

В рабовладельческом обществе, таким образом, сформирова­лись первые философские концепции мира и человека, поставлены важнейшие философские проблемы и сделаны попытки их решения. “В многообразных формах греческой философии, - писал Энгельс, - уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все по­зднейшие типы мировоззрений”1 В материалистических взглядах ан­тичности нашла выражение тенденция человеческой мысли к пониманию природы такой, какова она на самом деле, ставившая матери­ализм несомненно выше идеалистических и религиозных концепций мира. В античной философии возникла также первая форма диалекти­ки, носившая стихийный характер. Появление такой диалектики Эн­гельс объяснял тем, что первые шаги в познании мира неизбежно должны были начаться с целостного, нерасчлененного взгляда на мир, при котором бросается в глаза всеобщая связь и взаимопереходы од­ного в другое, но остаются в тени частности. “Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва воз­никает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движет­ся, изменяется, возникает и исчезает. Этот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир был присущ древнегречес­кой философии и впервые ясно выражен Гераклитом...”2

По образному выражению Энгельса, древние греки “за лесом не видели деревьев”. Наиболее последовательный характер диалектика получила в материалистической философии, прежде всего во взглядах Гераклита Диалектика Платона - лишь метод мышления, в то время как истинное бытие - идеи остаются неподвижными, неизменными. Истинное бытие Парменида, “перводвигатель” или “форма форм” Аристотеля также неподвижны по своей сути.

Материализм и идеализм древности создали также глубоко раз­личные концепции человека. Для материалистов Древней Греции че­ловек - микрокосм, составляющий частицу и подобие космоса. В силу этого он способен к познанию космоса. Человек - телесное существо, фатально подчиненное законам природы, космоса. Человек идеалисти­ческой философии - это прежде всего душа, которая является проявле­нием или частицей потусторонних непознаваемых духовных сил, пре­допределяющих человеческую судьбу. Земная, телесная жизнь челове­ка - отблеск, тень потусторонней “реальной” жизни Что может чело­век, например, в абсолютно неподвижном мире Парменида?

Идея фатальной предопределенности человеческой судьбы бы­ла одинаково свойственна материалистическим и идеалистическим учениям. Однако фатализм древних материалистов - первоначальный способ понимания всеобщих объективных законов материального ми­ра. Представление о естественной природной - среде и естественной те­лесности человека послужило основой оптимистического этического учения Эпикура о блаженстве как естественной основе нравственной жизни

В античной философии отчетливо проявилась несовместимость материализма и идеализма, борьба партий Некоторые древние авторы утверждали, что “Платон возымел намерение сжечь все сочинения Де­мокрита, какие только он мог собрать, пифагорейцы же Амикла и Клиний отсоветовали ему [привести это в исполнение]...Дело в том, ска­зали они, что уже у многих [имеются эти] книжки”1 Однако позднее сочинения Демокрита действительно были уничтожены и дошли до нас только в виде фрагментов в трудах различных авторов.

В крайней нетерпимости “линии Платона” к материализму - за­чаток будущей средневековой реакции, доходившей до физического уничтожения не только подозреваемых в атеизме, но даже отклоняв­шихся от официальной доктрины церкви.

Античный материализм, первая форма материализма, имел су­щественные недостатки. Он был наивным, поскольку еще не мог опи­раться на данные строгой науки, исходил из довольно простых пред­ставлений о материи, закономерности и т д. Этот материализм не рас­пространялся на общество, поскольку последнее не могло быть объяс­нено “водой” Фалеса или атомами Демокрита. Диалектика древних была скорее диалектикой движения, чем развития. Материализм древ­них, верный по своей основной глубинной тенденции объяснять мир из самого себя, не мог получить строгого обоснования и оставался ве­сьма уязвимым. Однако его огромная историческая роль в развитии мировой культуры заключалась в том, что он послужил началом того процесса, который привел к появлению научного материализма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 140 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.