Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи Возрождения




Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает все более замет­ное развитие буржуазный уклад. Зарождение новых производитель­ных сил и производственных отношений обусловливает возникнове­ние (co второй половины XV в) и развитие естественных наук, появ­ление новой гуманистической культуры Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер

Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религи­озными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.) Эпоха Возрожде­ния породила в странах Западной Европы величайший подъем искус­ства (Данте, Брунеллески Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.)

Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентри­ческая система Н. Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую рево­люцию в естествознании, получившую название коперниканской

Новый социально-экономический уклад и гуманистическая ку­льтура обусловили усиление материалистической тенденции, выразив­шейся прежде всего в появлении пантеистических учений Пантеизм (от греч pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и был пе­реходом от религиозной философии к материализму

Один из крупнейших философов-пантеистов Никопай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не явля­ется центром мира Человеческое познание, с его точки зрения, дости­гается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений В философии Кузанского возникли важные элементы диалектики, прежде всего учение о “со­впадении противоположностей”, которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Однако понимание совпаде­ния противоположностей в высшем единстве мира достигается, по Кузанскому, не логическим, а интуитивным путем. Зачатки диалектики во взглядах философа не получили еще вполне рациональную форму

Глубокое материалистическое содержание имела пантеистичес­кая философия Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на уче­нии Коперника. Бруно решительно выступил против принципа подчи­нения разума вере, считал неприемлемой идею “двойственности исти­ны”, т.е. признание сосуществования религиозной и научной “истин”. Он считал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Все­ленная едина и бесконечна Солнечная система - это один из бесконеч­ного множества миров Философ пошел дальше Коперника, считавше­го Вселенную конечной

Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную субстанцию, обладающую одушевленностью. При этом субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, вклю­чает в себя форму. Субстанция обладает “душой”, проявляющейся во “всеобщем уме” мира Формы вещей - это их “души” Однако Бруно считал, что все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.

С идеей всеобщей одушевленности, которая объясняет актив­ность материи, связаны элементы диалектики в воззрениях Бруно, пре­жде всего идея “совпадения противоположностей”

В эпоху Возрождения появляются учения утопического соци­ализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ И

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

XVII - XVIII вв.

В XVII - XVIII вв. в Западной Европе буржуазный уклад полу­чил уже весьма значительное развитие, что обусловило глубокий кри­зис феодального общества, его способа производства и духовной куль­туры. Совершаются первые буржуазные революции в Нидерландах (60-70-е гг. XVI в), в Англии (40-80-е гг. XVII в) Развитие буржуаз­ного уклада, новых производительных сил обусловило быстрый про­гресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов матема­тики Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция - механика И. Ньютона (1643 - 1727), дифференциальное и ин­тегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц), развивается оптика, на­чальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.

Развитие буржуазного уклада, естествознания, новой гуманис­тической культуры нуждалось в защите от господствующих феодаль­ных отношений и религиозной философии. Такую защиту и обоснова­ние мог дать только материализм, который становится главной фор­мой философских взглядов нового революционного класса- буржу­азии. Материализм XVII и особенно XVIII в. представляет собой рево­люцию в умах, подготовившую Великую Французскую буржуазную революцию XVIII века.

В Новое время материализм возникает первоначально в Англии (XVII в) и представлен во взглядах Ф. Бэкона (1561-1626), Т. Гоббса (1588-1679) и Д. Локка (1632-1704). По словам Маркса, материализм - «прирожденный сын Англии”. Родоначальником английского матери­ализма был Ф. Бэкон. “Настоящий родоначальник английского мате­ риализма и всей современной экспериментирующей науки, - писал Маркс, - это Бэкон”1.

Бэкон подверг глубокой критике основы схоластической фило­софии, которая, по его мысли, основана на четырех “идолах” или “призраках”, т.е. заблуждениях (идолы “рода”, “пещеры”, “площади” и “театра”). Так, “идол театра” - слепая вера в авторитеты, характер­ная для религиозной и схоластической философии прошлого.

Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или бес­ конечной совокупности вещей. Принимая различные формы, это поня­тие материи развивается всеми последующими материалистическими учениями XVII- XVIII вв. Материя, по Бэкону, обладает движением, которое он понимает как активную внутреннюю силу, “напряжение” материи. Она обладает “первичными формами” (“формой тепла”, или “законом тепла”, “формой света”, или “законом света” и т.д.). При этом английский философ еще не сводит движение к его механичес­кой форме. Он различает 19 видов движения. У Бэкона, по словам Маркса, “материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувс­твенным блеском всему человеку”1

Однако Бэкон, а вслед за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Это ставило философию перед трудноразрешимой проблемой, каким образом чистый, абсолют­ный покой может превращаться в движение, а чистое, абсолютное

движение - в покой? Признавая движение, все материалисты XVII -XVIII вв. отрицали развитие материи, оставались метафизиками.

Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпириз­ма), глубоко исследовал аналитический, индуктивный метод научного познания - метод восхождения от единичного к общему. При этом, од­нако, ему была свойственна некоторая недооценка рационального no-знания, дедуктивного метода - метода рассуждений от общего к единичному.

Материализм Бэкона страдал еще существенной непоследовате­льностью: философ не отрицал существование бога (который создал мир, но не вмешивается в его дела), признавал принцип “двойственности истины”, был материалистом только в объяснении природы.

Т. Гоббс - “систематик бэконовского материализма” (Маркс). Более последовательный в своем материализме, Гоббс был атеистом, отвергал концепцию “двойственности истины”. Однако, придавая ма­териализму более последовательный и строгий характер, Гоббс всецело перехо­дит на позиции механицизма, сводя все формы движения к механической.

Вклад Д Локка в развитие материализма связан прежде всего с разработкой и обоснованием принципа сенсуализма. Опираясь на дан­ные истории развития культуры, этнографии, зачатки психологии и пе­дагогики, Локк доказывал, что все человеческие знания имеют чувс­твенное происхождение (в разуме нет ничего такого, что не содержа­лось бы первоначально в ощущениях). Локк отрицал представление Р. Декарта о существовании “врожденных идей” и утверждал, что чело­веческая душа, или разум, от рождения является “чистой доской” (tabula rasa). Все, что мы знаем о мире, - это результат воздействия внешней среды, письмена, записанные на “чистой доске” внешними влияниями, воспитанием. Идея решающей роли среды в формирова­нии человеческого сознания была использована позднее французски­ми философами-просветителями и “ведет прямо к социализму”1.

Локку принадлежит также получившая широкую известность в философии теория “первичных” и “вторичных” качеств Согласно Локку, вещи обладают объективными качествами - протяженностью, формой, непроницаемостью, движением и т.д., которые он назвал пер­вичными. Это в сущности геометрические и механические свойства ве­щей, поддающиеся количественному измерению. Воздействуя на на­ши органы чувств, первичные качества вызывают в нас цвета, запахи, вкусы и т.д., которые философ определяет как вторичные и субъек­тивные. По Локку, роза краснеет, когда мы на нее смотрим. Мир, та­ким образом, обладает только количественными различиями, качества имеют чисто субъективную природу. Представление о вторичных, субъективных качествах содержало в себе элемент агностицизма и идеализма и было использовано позднее Д Беркли и Д Юмом. Беркли убедительно показал, что представления о первичных качествах воз­никают в человеческом сознании только на основе ощущений цвета, запаха, вкуса и т.п. Так, образ линии, геометрические образы вообще возникают на основе пересечения и сочетания двух и более цветовых полей. Отсюда вполне логично следовал вывод о том, что если субъек­тивны цвета, запахи, вкусы и т. п., то субъективны и формы, про­странство, движение и т.д., т.е. в конечном счете следовало признать, что вещи суть комплексы человеческих ощущений.

Крупный вклад в развитие материализма внес голландский фи­лософ Б. Спиноза (1632-1677). Материализм Спинозы выступает в своеобразной теологической или пантеистической форме. С точки зре­ния Спинозы, мир - это бесконечная природа, или материальная субс­ танция, которую он также называет богом. Понятие бога не имеет у Спинозы буквального смысла, оно служит своего рода теологическим прикрытием материализма. Понятие материальной субстанции Спино­зы является одним из ценнейших приобретений материализма, использо­ванных позднее научной философией. Субстанция (от лат. substantia -сущность, основа), согласно Спинозе, - то, что не нуждается для своего су­ществования в чем-либо ином - в боге, духе и т.п. Субстанция определяет самое себя, является причиной самой себя (causa sui). Субстанция, считал Спиноза, обладает бесчисленным множеством всеобщих свойств - атрибу­ тов, из которых нам известны два - протяженность (пространство) и мышление. Философ считал, что вся материя одушевлена, т.е. стоял на по­зициях гилозоизма (учения о всеобщей одушевленности мира).

Движение Спиноза рассматривал лишь как модус, т.е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция, согласно Спинозе, вечна и неизменна. Отрицание развития было заложено в само основа­ние материализма Спинозы, материализма XVII-XVIII вв. вообще. Во взглядах Спинозы неразрывная связь материализма с метафизикой по­лучила особенно явное выражение, ибо голландский философ дает прямое обоснование идеи неизменности субстанции.

Вечность и несотворимостъ, или абсолютность материальной субстанции, означает для Спинозы ее всесовершенство. Субстанция, или бог, всесовершенна, ибо иначе она должна была быть зависимой и сотворенной. По сути дела “всесовершенство” означает у Спинозы также бесконечность субстанции. Субстанция, если она является при­чиной самой себя, должна быть всесовершенной, бесконечной.

Но если субстанция всесовершенна, бесконечна, то все должно было уже возникнуть, существовать в субстанции неизменно, ибо ее-ли что-либо еще должно возникнуть, то субстанция оказывается всег­да неполной, несовершенной, небесконечной, т.е. сотворимой.

Материализм XVII-XVIII вв. был всецело основан на идее со­ хранения, исключавшей идею развития, возникновения нового, никог­да ранее не существовавшего. Развитие, возникновение нового пред­ставлялось философами как появление “из ничего”, т.е. сотворение. Без учета “парадокса всесовершенства” субстанции нельзя понять природы домарксовского материализма, закономерностей возникнове­ния научного материализма.

Последний должен был представлять такую “формулу”, или форму мысли, в которой идея материальности мира включила бы в себя идею “не­сохранения”, возникновения нового, никогда не существовавшего.

Существенное развитие материализм XVII в. получает во взгля­дах дуалиста Р. Декарта (1596-1650) - французского философа, физи­ка и математика. В его философских взглядах отчетливо выделяются два раздела - физика, т.е. учение о природе, и метафизика, учение о сверхприродном. Декарт признавал существование двух субстанций - материи, обладающей атрибутом протяжения, и духа, атрибутом ко­торого является мышление. Материя - это бесконечная Вселенная, со­стоящая из корпускул, делимых бесконечно.

В рамках своей физики Декарт выступал как яркий матери­алист-механицист. “В своей физике, - писал Маркс, - Декарт наделил материю самостоятельной творческой силой и механическое движе­ние рассматривал как проявление жизни материи. Он совершенно от­делил свою физику от своей метафизики. В границах его физики ма­ терия представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания”1.

Как и Ф. Бэкон, Декарт выступил с глубокой критикой схолас­тики и теологии. Однако если Бэкон делал это преимущественно с по­зиций сенсуализма, то Декарт - с позиций рационализма. Концепция рационализма содержит два элемента. Прежде всего, это представле­ние о разуме (логическом мышлении) как высшем способе постиже­ния истины. Рационалист Декарт отстаивал идею всемогущества и не­погрешимости разума. Центральное место в рационализме французс­кого философа занимал методологический прием сомнения. Подвергай все сомнению, не принимая ничего на веру - таков глубокий смысл этого принципа, сыгравшего революционизирующую роль в формиро­вании современной науки. Прием сомнения во взглядах Декарта опи­рался в конечном счете на философский принцип “я мыслю, следова­тельно, я существую” (cogito, ergo sum). Этот принцип представлял собой идеалистический элемент взглядов философа, или, точнее, пре­имущественно идеалистический элемент (поскольку в качестве подчи­ ненного методологического принципа он приемлем и для материализ­ма). Правильно подчеркивая качественное отличие рациональной сту­пени познания от чувственной, рационализм в то же время преувели­чивает возможности рационального познания, отрывает его от чувс­твенного, эмпирического, не видит того, что рациональное познание в конечном счете исходит из данных чувств и не имеет никакого друго­го, самостоятельного источника сведений о внешнем мире. Рациона­лизм неизбежно приходил к идеализму, признавая существование осо­бого, чисто рационального источника знаний. Это составляет второй, отрицательный элемент концепции рационализма. Декарт считал, что источником рационального познания мира являются “врожденные идеи”, к которым он относил прежде всего математические аксиомы. Однако Локк убедительно показал, что математические аксиомы отсутствуют в сознании детей, отставших в своем развитии племен и связаны с достаточно высоким уровнем духовной культуры.

Рационализм Декарта был связан с открытием и разработкой второго важного общего метода науки - дедуктивного. Таким образом, философия XVII в. выявила и обосновала оба наиболее общих метода научного мышления - индуктивный и дедуктивный.

Более последовательный и развитый характер получает фран­цузский материализм XVIII в. Это обусловлено дальнейшим развити­ем капиталистического уклада, подготовкой Великой Французской буржуазной революции, прогрессом естествознания.

Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), К Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) развили дальше концепцию мате­рии как природы, бесконечной совокупности вещей. С их позиций ма­терия обладает пространством, временем и движением как формами ее бытия. Вслед за английским материалистом начала XVIII в. Д. То- ландом они делают значительный шаг вперед, рассматривая движение как абсолютное, а покой как относительный, как момент движения. Материализм XVIII в. смог решить проблему движения и покоя, кото­рая оказалась неразрешимой для материализма прошлого века. По су­ществу материалисты XVIII в. открывают важный элемент диалектиче­ского мышления, правда, диалектики движения, а не диалектики развития.

Гольбах в “Системе природы” (1770) определял движение как спо­ соб существования материи (facon d' etre). Хотя движение по-прежнему сводилось им к механическому, оно понималось как трансформация, на­пример, неорганической природы в органическую. Идея трансформизма заключала в себе предпосылки перехода к диалектическому способу мышления. Механицизм нашел прямое выражение в трудах Ламетри “Человек-машина” (1747) и “Человек-растение” (1748).

Французские материалисты критиковали представление о бес­смертной душе и рассматривали сознание, духовного человека как особый аспект физического человека.

Отстаивая материалистически понятый сенсуализм, французские материалисты подчеркивали также значение логического познания, стреми­лись преодолеть крайности и одностороннего сенсуализма, и рационализма.

Французские материалисты создали яркую форму атеизма. С точки зрения Гольбаха, религия возникла на основе первобытного фантастического представления о душе, отличной от тела. Первобыт­ные люди переносили на природу чисто человеческие качества - ра­зум, желание, волю. Позднее жрецы воспользовались этими представ­лениями для обмана народа в своих эгоистических интересах. Религия - результат встречи простака и обманщика. В. И. Ленин в статье “О зна­чении воинствующего материализма” (1922) высоко оценил атеисти­ческие произведения французских материалистов XVIII в. Он считал, что “бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII ве­ка”1 стоит выше скучных пересказов марксизма, которые преобладали в нашей литературе и которые искажали марксизм.

Чрезвычайно ценная догадка о существовании “всеобщей чувстви­тельности” у всей материи принадлежала Дидро; эта чувствительность, по мнению философа, выступает в пассивной форме у неживых тел и в актив­ной, в виде ощущений, у живых (“Разговор Даламбера с Дидро”, 1769).

В области общественно-политических взглядов французские материалисты выступали как просветители. Они считали, что просве­щение, распространение гуманистических идей, критика феодализма, религии и схоластики приведут к созданию “царства разума”, соот­ветствующего человеческой природе. Таким царством разума, по их мнению, должна была стать просвещенная монархия. “Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся рево­люции, - писал Энгельс, - сами выступали крайне революционно. Ни­каких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не призна­вали. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок - все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существо­вание, либо отказаться от него”2.

История показала, что “царство разума” могло стать на деле только царс­твом буржуазии. “Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к буржуазно­му равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была буржуазная собственность”3.

В России XVIII в. материализм был представлен во взглядах М. В. Ломоносова и А.Н. Радищева. В воззрениях Ломоносова (1711-1765) материализм был связан с его корпускулярной концепцией вещества и открытием закона сохранения веществ, которому великий ученый дал широкое философское истолкование как закона сохране­ния материи и движения4. Во взглядах Радищева (1749-1802), пред­шественника русской революционной демократии, материализм вы­ступает как теоретическая предпосылка революционных, антикрепост­нических идей. Материализм, как реалистический, правдивый взгляд на жизнь, позволил великому русскому мыслителю понять жестокость и несправедливость крепостничества.

Материализм XVII-XVIII вв. представляет собой крупный шаг вперед, новую форму материализма, имевшую солидные основания в современном естествознании, общественном развитии и сыгравшую решающую роль в становлении естественных наук, подготовке рево­люционных преобразований в обществе. Не будучи еще научным, не обладая научной концепцией материи и ее развития, этот материализм не имел поэтому еще достаточного обоснования и сохранял сущес­твенную уязвимость. Однако нельзя не заметить, что основной реалис­ тический дух материализма получил обоснование и подтверждение в современном ему естествознании. Именно поэтому современная опыт­ная наука, по оценке Маркса, начинается с Бэкона. Именно матери­ализм, а не идеализм стоит у истоков современного естествознания. Материализм, а не идеализм и религия в первую очередь способство­вал развитию естественных наук, материалистических по своему духу. “Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии, - писал Энгельс в связи с анализом философских воззрений Спинозы, - что, несмотря на ограниченное состояние современных ей естественнона­учных знаний, она не сбилась с толку, что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыта­лась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего”5.

 

Вместе с тем материализм XVII-XVIII вв. характеризовался тре­мя крупными недостатками, или ограниченностями, раскрытыми Эн­гельсом в брошюре “Людвиг Фейербах”. Прежде всего, этот матери­ализм имел механистический характер, вызванный тем, что в это вре­мя наиболее развитый вид получила механика. Становясь механисти­ческим, материализм получал более обоснованный и строгий харак­тер, однако в то же время утрачивал прежний многосторонний, кра­сочный взгляд на мир. Второй существенной ограниченностью мате­риализма являлась его метафизичность. Закономерно возникшая в ес­тествознании привычка разделять мир на отдельности, исследовать каждую из них по частям, мысленно останавливать мировой процесс, разлагая его на составные части, перенесенная Бэконом и Локком в философию, закрепилась в ней в виде метафизического представления о мире как неизменном. Материалисты XVII- XVIII вв. “за деревьями не видели леса” Ценные диалектические догадки этого времени не меняли сути метафизического материализма Эти догадки всецело оставались в пределах “диалектики движения”, в то время как научная диалектика идет дальше, она есть диалектика развития (включающая в себя и диалектику движения)

Идея неизменности, сохранения была заложена в самом фунда­менте материализма (“парадокс всесовершенства”) “Формула матери­ализма” еще не включала идею развития, материализм пока не смог выработать такие формы мысли, в которых идея материи органически включала бы идею развития

Наконец, третий недостаток (заметим, что в “Людвиге Фейерба­хе” он сформулирован несколько менее четко, чем два предшеству­ющих) всего старого материализма, начиная с античного, заключался в его незаконченности, “недостроенности доверху” это был матери­ализм в объяснении природы, в то время как в объяснении общества все без исключения философы прошлого оставались идеалистами. Так, философы-просветители XVIII в полагали, что общество можно изменить, если изменить его взгляды, просвещая общество на началах разума

Почему весь домарксовский материализм не мог быть распро­странен на объяснение общественной жизни7 - Этот ключевой вопрос также оставляем для самостоятельных размышлений

Материализм XVII - XVIII вв. оказал огромное влияние на есте­ствознание, стоял по существу у истоков формирования научного мышления. Это объясняется прежде всего реалистическим духом мате­риализма, его объективным методом В ходе развития философии ес­тественно возникала проблема и научного характера самой филосо­фии, возникновения научной философии в собственном смысле слова Дальнейший существенный шаг в осмыслении задачи создания научной философии делает немецкая классическая философия, в которой рефлексия научности приобретает ясно выраженный характер





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 267 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.