Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Возникновение научной философии




ЗАКОНОМЕРНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Истина - цель всякого человеческого познания. Основное на­правление более чем двухтысячелетнего развития 'философии - пости­жение истины, движение к научному объяснению мира и человека, движение к научной философии.

В период с XV по XIX в. возникает научное объяснение различ­ных областей природы, формируются естественные науки - математи­ка, физика, химия, биология и др. Формирование научного мышления - важнейшее достижение человеческого интеллекта. Возникновение и развитие научного мышления происходило при мощном воздействии материалистической философии как высшего выражения реалистичес­кого способа понимания мира. Однако формирование научного фило­ софского мышления происходило со значительным отставанием от частных наук, научного мышления в частных областях знания.

Критерии

Научности

                    В зрелой науке XIX в. были выяснены основные критерии научности, научного мышления.   Исход­ным из них считается наличие достаточной эмпири­ ческой базы, полученной путем наблюдений и экспе­ риментов. Научными могут быть только те положения, которые полу­чены на основе достаточно широкой фактической основы. Факты - воздух ученого.

Вторым критерием выступает существование адекватного изу­чаемой действительности научного метода сбора и обобщения эмпи­рического материала, который включает в себя, в качестве общенауч­ного компонента, л огику. Ядром всякого научного метода выступает принцип объективности, объективно-реального подхода к познанию действительности. Логический строй научного мышления включает в себя доказательность, наличие доказательств научных утверждений, теорий в целом. В состав научного метода входит также введенный еще Декартом принцип конструктивного сомнения.

Третьим важным критерием научности является возможность практической проверки теоретических представлений. Как было пока­зано научной философией (1845), конечным критерием истины может служить ли шь успех общественно-исторической практики..

             Уже философия Возрождения, в противоположность религиоз­ной средневековой философии, в неявной форме обсуждает требова­ние научного подхода, или объективности, к философскому познанию Идея объективности, или научности, усиливается в материализме XVII-XVI11 вв., сыгравшем, как известно, весьма существенную роль в формировании науки В философии Канта и Гегеля задача создания научной философии ставится уже в достаточно явном виде. Характер­но название одной из работ Канта - “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки” (1783).

Однако в философии критерии научности оказываются несрав­ненно более сложными, чем в естествознании. Это объясняется боль­шей сложностью предмета философского знания. Философия призва­на научно объяснить не какую-либо частную область мира или челове­ческою существа, а сущность мира как целого, сущность человека, его место в мире, смысл существования. Ее эмпирический материал охватывает не отдельные частные области действительности, а мир в целом, включая человека. Особую сложность критериям научности в философии придает то, что философия должна отобразить всеобщие свойства и законы бесконечного мира. Философия - это предельное знание о мире и человеке, она “работает” на пределах возможностей человеческого мышления и языка.

Попытка осознания специфики критериев научности филосо­фии привела в немецкой классической философия XVIII-XIX вв. к раз­личным результатам. Если для Канта проблема конечности или беско­нечности оказалась неразрешимой и послужила источником его агно­стицизма, т.е. убеждения в непознаваемости сущности объективного мира, то Гегель считал проблему бесконечности разрешимой на осно­ве признания мира выражением бесконечной логической идеи, позна­ющей самое себя. Однако, как было показано ранее, логическая идея Гегеля неминуемо оказывалась конечной, что приводило к крушению всей философской конструкции Гегеля. Объективный идеализм “не выдерживал” понятия бесконечности. Л. Фейербах сделал весьма важ­ный шаг вперед, обосновав необходимость возврата к материализму. Однако, утратив полностью диалектику Гегеля, он фактически закрыл себе дорогу к созданию научной философии.

Вся длительная история развития мировой философской мысли, человеческого познания в целом свидетельствует о том, что высшей формой философии, т.е. научной философией могла стать только пре дельно реалистическая философия, философия материализма. Другие формы философской мысли пришли к непреодолимым трудностям и неразрешимым парадоксам. Важнейший урок истории человеческой мысли, выразившийся в крахе грандиозной гегелевской философской


 

системы, заключался в том, что идеализм в его самой развитой и изощренной форме оказывался неспособным объяснить мир и челове­ка. О том же свидетельствует опыт развития западной философской мысли XX в., которая в конечном счете в той или иной форме пришла к идее реалистической философии.

История философской мысли показала также, что действитель­но реалистическая философия должна быть диалектической. Таким образом, научная философия должна была представлять собой высший синтез материализма и диалектики, вернее, материализм, включив­ший в себя диалектику.

Такой синтез, произведенный на основе обобщения данных фундаментальных наук середины XIX в., удалось осуществить К. Мар­ксу и Ф. Энгельсу - создателям диалектического материализма. К сходным философским идеям, хотя и в значительно менее совершен­ной форме, пришли ряд других мыслителей, в особенности И. Дицген, сформулировавший диалектический материализм независимо от Мар­кса и Энгельса и даже независимо от Гегеля.

Перед дальнейшим изложением напомним, что сам характер на­учной философии и вообще научного знания требует творческого и, следовательно, критического осмысления предлагаемых положений и трактовок. Научный характер диалектического материализма К. Мар­кса, Ф Энгельса, В.И. Ленина в современной России оспаривается ря­дом деятелей “новой волны”. Другие отечественные философы, высо­ко оценивая положения диалектического материализма, в то же время считают его пройденной ступенью современной философской мысли и ведут поиск новой формы научной философии. Все дальнейшее из­ложение будет построено, как и ранее, не в стиле догматического на­вязывания “безусловных истин”, а максимально доказательно. Автор пособия видит свою задачу в том, чтобы по каждому важному вопросу философии рассмотреть важнейшие точки зрения, из которых чита­тель должен сделать самостоятельный выбор наиболее обоснованной. Разумеется, автор занимает при этом вполне определенную философс­кую позицию. Время бездумного “усвоения” готовых философских ис­тин прошло, если вообще когда-либо существовало.


 


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.