Используя внешние признаки представленных горных пород Карелии, дайте их основные характеристики и предложите возможные пути их применения.
Набор основных горных пород:
1. Гранит;
2. Габбро-диабаз;
3. Кварцито-песчанник;
4. Мрамор;
5. Слюда;
6. Шунгит.
Образцы, используемые для описания, должны быть размерами не менее 9 см в длину, 6 см в ширину и 3 см в высоту.
Оборудование для описания горных пород:
13. Лупа;
14. Линейка или циркуль-измеритель;
15. Спиртовка;
16. Пинцет-зажим химический;
17. Вода в стакане.
Основные этапы работы:
7. Внимательно рассмотрите образцы горных пород с помощью лупы:
а. Определите их основной цвет, а также количество и цвет составляющих минералов;
б. Определите, есть ли зернистость у породы, измерьте величину зерен;
в. Определите, как расположены минералы относительно друг друга (массивная текстура – минералы расположены равномерно, сланцевая или гнейсовая текстуры - минералы расположены тонкими слоями, полосами)
г. По очереди зажмите образцы горных пород химическим пинцетом и нагревайте на спиртовке в течение 1 минуты, затем быстро опустите в стакан с холодной водой. Проделайте эту процедуру для каждого образца 3-4 раза. Определите, что произошло с породой: растрескивание и расслоение или видимых изменений не наблюдается.
д. Исходя из свойств горных пород, предложите варианты их применения в жизни человека (или вспомните, как данные породы были использованы).
е. Заполните таблицу:
Горная порода | Цвет | Зернистость (крупнозернистая, среднезернистая, мелкозернистая, не зернистая) | Количество минералов, слагающие горные породы (назовите их) | Что произошло с горной породой после нескольких циклов нагревания-охлаждения? | Применение горных пород |
Гранит | |||||
Габбро-диабаз | |||||
Кварцит | |||||
Мрамор | |||||
Слюда | |||||
Шунгит |
Контрольные вопросы
1. Используя знания основного курса физической географии, вспомните какие горные породы относятся по своему происхождению к магматическим, метаморфическим и осадочным.
2. По каким признакам различаются горные породы и минералы?
3. Определите происхождение горных пород, описанных вами в работе.
Дополнительный материал
Гранит, гранито-гнейс (итал. granito ― зернистый) ― широко распространенная на Земле интрузивная горная порода, состоит в основном из кварца, полевого шпата и слюды.Это породы от мелкозернистых до крупнозернистых, текстура - массивная.В Карелии встречается различных цветов и оттенков: серый с темными полосами и пятнами, розовый с серыми пятнами, красновато-коричневый со светлыми пятнами, а также гранит-рапакиви с крупными зернами полевого шпата и кварца.
Габбро-диабаз, базальт (лат. basal ― камень) ― широко распространенная на Земле вулканическая, эффузивная горная порода, состоящая в основном из минералов авгита и плагиоклаза.Это чаще среднезернистая порода с массивной текстурой. В Карелии встречается в виде породы серого и темно-серого цвета, иногда со светлыми (голубыми) зернами плагиоклаза ― габбро-норит.
Кварцит ― плотная метаморфическая горная порода с зернистым изломом, чаще мелкозернистая с массивной текстурой и образуется из кварцевых песчаников и песков. В Карелии встречается в виде породы серого, темно-серого, розового и малинового цвета.
Мрамор ― метаморфическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняка. В Карелии встречается в виде породы розового, светло-розового и белого цвета с красноватыми прожилками (месторождение Белогорское (Тивдийское)) и серого цвета с белыми и зеленоватыми прожилками и пятнами (месторождение Рускеальское).
Слюда ― минерал слоисто-листового сложения. Тонкие слои, как правило, бесцветные или окрашены в бурые, зеленые или розовые тона – наверное надо удалить. Входит в состав гранитов и слюдистых сланцев. В Карелии чаще встречается черная слюда-биотит и редко бесцветная или розоватая слюда-мусковит.
Шунгит ― минерал, состоящий в основном из углерода. Шунгитовый сланец – горная порода, состоящая из кварца, слюды и полевого шпата с разным содержанием шунгита. Шунгит получил свое название от пос. Шуньга (Медвежьегорского района Республики Карелия). Разновидностей шунгита и шунгитового сланца много, но все они интенсивно черного цвета, иногда со стеклянным блеском и гладкой поверхностью.
· Литературоведы
.
Предлагаем вам познакомиться с фрагментами мифов о рождении мира из народной песни и из «Калевалы» Э. Лённрота. Сравните тексты, поставьте ударения, найдите повторы, выразительно прочитайте
Рождение мира
Гусь – бедняжка в небе кружит, Утка, стройное созданье,
для гнезда местечко ищет, видит среди волн колено,
строит на колене Вяйно. приняла его за кочку,
Ощущает Вяйнямейнен: бугорочек травянистый,
жаром грудь его пылает, на колено опустилась,
накаляется колено. сделала себе жилище,
Шевельнул ногою Вяйно, чтобы в нем снести яички:
яйца на куски разбились, шесть из золота яичек,
то, что было верхней частью, к ним седьмое – из железа.
стало верхним сводом неба, Принялась яички парить,
то, что было нижней частью, нагревать колено девы.
матерью-землею стало, День сидела, два сидела,
что желтком в яйце являлось, вот уже сидит и третий.
солнцем в небе заблистало, Тут сама воды хозяйка,
что в яйце белком являлось, мать воды и дева неба,
то луною засияло . чувствует: горит колено,
Прочие яиц осколки кожа, как огонь, пылает.
Стали звездами на небе. Дева дернула коленом,
мощно вздрогнула всем телом -
(Фрагмент народной песни, записанной яйца на воду скатились,
в местечке Венехъярви в 1829 году. на волну они упали,
Перевод А. Мишина) на осколки раскололись,
на кусочки раскрошились.
Не пропали яйца в тине,
в глубине воды – осколки.
Все куски преобразились,
вид приобрели красивый:
что в яйце являлось низом,
стало матерью-землею,
что в яйце являлось верхом,
верхним небом обернулось,
что в желтке являлось верхом,
в небе солнцем заблистало,
что в белке являлось верхом,
то луною засияло,
что в яйце пестрее было,
стало звездами на небе,
что в яйце темнее было,
стало тучами на небе.
(«Калевала» Э. Лённрота.
Перевод Э. Киуру и А. Мишина)
Рассмотрите иллюстрации к эпосу «Калевала» и подберите отрывки из текста. Для работы используйте издание «Калевалы» по вашему выбору.
А.И. Порет «Вяйнемейнен играет на кантеле»
О. П. Бородкин. «Випунен»
Г.А. Стронк «Илмаринен кует Сампо»
М.М. Мечев «Вяйнямёйнен в лодке»
Т.Г. Юфа «Айно». 1962 г. Бумага, гуашь, акварель
Н.И. Брюханов. «Укрощение огня»
В.И. Курдов «Большая щука»
Н. М. Кочергин «Лемминкяйнен ловит чудесного лося»
Книга: «Калевала» в творчестве художников. \ Петрозаводск: Карелия, 1984
[1] Кросны - полотно, холст – С.М.