Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Другая скорость - другая техника




Большие обороты для перекладины — суперпрофилирующее уп­ражнение (25,120,157). Гимнаст, всесторонне владеющий базовыми оборотами обоих направлений, может в этом виде рассчитывать на хорошую перспективу.

Надо ли комментировать большие обороты? Кажется, о них все и всё знают... Но так ли это? Жизнь показывает, что это не совсем так, а иногда — что и совсем не так.

Вот такая понятная, казалось бы, вещь как скорость оборотов. Что нужно сделать, чтобы ускорить движение или замедлить его? Первый ответ, который приходит в голову, — работать соответствен­но мощнее (сильнее напрягаться, двигаться быстрее) или, напротив, спокойнее. То есть менять количественные характеристики движе­ния, а не его структуру; иначе говоря — сохраняя технику, выполнять упражнение с различной интенсивностью. Кажется — логично? Да. Но — только кажется, а

На рис. 3-а— традиционный бросковый оборот назад, исполняемый от одной прямой стойки до другой такой же. Подобным движением может начинаться серия оборотов; так они иногда делаются в середи­не комбинации, когда их роль — чисто связующая. В расчете на эту модель обороты обычно и начинают разучиваться. И, конечно, лю­бой тренер будет подчеркивать наиболее важные здесь моменты тех­ники: «отмахни повыше в стоечку», «потянись»... И в финале снова: «потянись». В принципе эти указания совершенно верны, так как, действительно, мощность оборота, его энергообеспечение прямо за­висят от высоты спада, качества оттяжки и ряда других факторов.


 


22


23


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

Но вот любопытно: видел ли кто-нибудь разгонный, активно ус­коряемый оборот, при котором гимнаст проходил бы положение стойки на руках выпрямленным и оттянутым? Да нет! Этого никто не видел, потому, что таких оборотов просто нет в природе. И напротив: технически «правильный» большой оборот от одной оттянутой стой­ки до другой, никогда не бывает и не будет достаточно быстрым.

Разгонный или быстрый большой оборот назад, выполняемый техникой броскового движения, выглядит как на рис. З-б. Нетрудно заметить, что в сравнении с оборотом на рис. 3-а он имеет характер­ные особенности. Главное: делая бросок позднее обычного (к.к. 5-8), гимнаст проходит стойку не прямым, а «с углами» в тазобедренных и плечевых суставах; полная же оттяжка достигается лишь заметно позже (к.к. 9-2).

В чем здесь дело? Может быть гимнасты просто чего-то не пони­мают? Может быть нужно не только работать мощнее, но и в стойке все-таки тянуться? Ведь известно же, что чем выше спад и чем силь­нее оттяжка, тем больше гимнаст получает потенциальной энергии, реализуемой затем при спаде!

Все так. Но попробуйте после разгонных движений быстро вып­рямиться в зоне стойки на руках! — Скорость немедленно упадет и никакого толку от вашего «разгона» не будет.

Значит, гимнасты, делающие «прогонные» обороты без оттяжки в стойке на руках — правы?

Разумеется! Нужно раз и навсегда договориться, что по-настоя­щему быстрых оборотов с техникой, как на рис. 1-а, не может быть в

24


___________ 5. Другая скорость — другая техника

принципе. По мере того, как реальная скорость движения в целом должна нарастать, обязательно будет меняться и техника упражне­ния. Причемто, что было верно для медленного оборота (вертикаль­ная оттянутая стойка) — совершенно не верно, грубо ошибочно для быстрого оборота.

Как же тогда относиться к физическим выкладкам по технике движения? Получается, что все объяснения, касающиеся высокого спада, оттяжки и проч. — не правильны?

Конечно, это не так. Законы физики нас не обманывают. Но соль в том, что, анализируя движение, нужно учитывать не некоторые, а все объективные закономерности и эффекты, если они играют здесь существенную роль.

Говоря о технике относительно медленного, стандартного оборо­та, мы оперируем, в основном, теми факторами, что связаны с дей­ствием силы тяжести, потому, что в этом случае они, действительно, представляют собой главенствующий фактор. Однако, чем быстрее движение, тем больше начинает сказываться действие других при­чин, связанных, прежде всего, именно со скоростью движения (вра­щения) тела гимнаста.

Одна из них — так называемая Кориолисова сила инерции", все­гда заметно действующая в таких случаях. Н апомним, что названная сила всегда ускоряет вращение тела гимнаста (если вращение было!) при действиях типа группировки и, напротив, замедляет его, если гимнаст «раскрывается». То же самое происходит и на опоре. Вернем­ся к рис. З-б. Если в зоне к.к. 8— 1 гимнаст будет выпрямляться, ско­рость его движения обязательно упадет, и это совершенно не выгод­но! Другое дело, если оборот только начинается или делается явно замедленно (рис. 1-а), тогда в зоне стойки выпрямление тела будет очень кстати.

Итак, техника оборотов, выполняемых на разной скорости, раз­лична. Должна быть различной. Иначе говоря, единой техники таких движений не бывает/Гимтст, стремящийся освоить базовые оборо­ты, должен владеть разнообразными приемами управления этим движением и, главное — уметь оперативно перестраивать свои дей­ствия в зависимости от конкретной задачи, связанной с изменением скорости вращения на опоре. Базовый большой оборот на переклади­не — это вариативный оборот, который гимнаст должен уметь делать в разных условиях и с разными целями.

4 По имени французского ученого Г. Кориолиса, описавшего это явление.

25


ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

ОБОРОТ ПО - ЯПОНСКИ

Большие обороты на перекладине всегда были на острие техни­ческих новаций в гимнастике. Все мало-мальски оригинальные тех­нические идеи, связанные с этим снарядом, в большинстве случаев так или иначе отражались и на оборотах.

На рубеже 60—70-х годов, возникли новые идеи, касающиеся оборотов. Один из корифеев японской и мировой гимнастики того времени Сигеру Касамацу, преподнес гимнастическому миру сюрп­риз: необычную технику больших оборотов назад. Новация состояла в том, что японец почти полностью игнорировал бросковое движе­ние ногами, работая «от плеча». Идея, казалось бы, странная, ибо ис­полнитель лишается всех преимуществ классической техники оборо­та, заставляя себя действовать противоестественно и с большим на­пряжением. Но победителей не судят! Касамацу показывал на базе своих оборотов такую великолепную концовку (изумительное по высоте сальто сгибаясь-разгибаясь с поворотом на 360 и 720° в «мер­твую» остановку), что никаких сомнений относительно правомерно­сти его оборотов, разумеется, не возникало. Более того, следуя извес­тной порочной логике «после этого значит вследствие этого», многие решили, что вся причина успеха именно в оборотах.

Дело было, конечно, не в оборотах «от плеча», а вообще в классе исполнителя (Касамацу, кстати, в отличие от большинства его сооте-

чественников, был изрядного для гимнаста роста, 178 см, обла­дая при этом замечательными двигательными качествами — силой, прыгучестью и т. д.).

Но рассмотрим сами обороты Касамацу, они поучительны {рис. 4).

Начиная спад, гимнаст сразу же жестко фиксирует плече­вой пояс, оставляя некоторый «угол» в плечах (к. 1 и далее) и, следовательно, не оттягивает­ ся. Значение этой технической уловки мы оценим позже.

26


В этом удивительном поло­жении, с напряженно поднятой головой (это помогает, благода-


Оборот по - японски

ря действию шейно-тонических рефлексов, мобилизовать разгиба­тели плеча, удерживающие угол), гимнаст идет вниз (к.к. 1—5) и пол­ностью не выпрямляется даже у нижней вертикали (к. 5), где гимна­ста оттягивает особенно сильно. Лишь после этого следует неболь­шой «посыл» ногами вперед (к. 6), без которого, в общем-то, гимнаст вполне мог бы и обойтись, и только тогда наступает долгожданное выпрямление в плечах (к. 6). Это и становится в «японском» обороте решающим действием, запускающим активные действия в обороте. Они заключаются в мощном тяговом усилии в плечах (к.к. 6—9), благодаря которому гимнаст вводит в движение и приближает к оси снаряда массы сразу всех тяжелых звеньев тела — туловища и ног. Именно это и обеспечивает выполнение быстрого, если надо форси­рованного большого оборота. Наконец, в финальной фазе подъема (к.к. 9—2), гимнаст выпрямляется, хотя делает это, как и положено при быстром обороте (см. предыдущий сюжет), довольно поздно, так и не опустив головы вперед!

Итак, в чем же соль описанного оборота? Хорош он или плох? Рациональна ли техника движения, показанная С. Касамацу?

Техника «японского» оборота необычна тем, что всю инициативу исполнения энергообеспечивающих, управляющих действий испол­нитель передает с тазобедренного сустава на плечевые. Это, как ви­дим, возможно, хотя и требует от гимнаста очень хорошей физичес­кой подготовки и полного переосмысления всей техники. При про­чих равных условиях действия в плечах здесь даже более эффектив­ны, так как вводят в движение сразу более значительные, как отмеча­лось, массы тела.

Но легко сказать «при прочих равных условиях»!.. Условия рабо­ты ногами при броске в традиционном обороте и действий руками при «тяге» в плечах вовсе не равны, так как на плечевой пояс всегда падает большая нагрузка, а соответствующие мышцы слабее, чем мышцы туловища и тазового пояса. Как же с таким движением спра­виться?

А справляться нужно так, как положено — по науке! Нужны эф­фективные подготовительные и рационально построенные основ­ные, то есть энергообеспечивающие действия. И С. Касамацу это за­дачу успешно решает.

Вернемся к рис. 4. Странный угол в плечах (к.к. 1—5) нужен для того, чтобы в суставах был резерв движения на выпрямление, когда для этого наступит подходящий момент. Но выпрямляться нужно будет не просто, а так, чтобы мышцы-разгибатели плеча мощно натя­нулись. Для этого гимнаст все время сильно напрягает плечевой пояс

27


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

и силой удерживает угол почти на протяжении всего спада, а во время посыла ногами (к.к. 5—6), когда на плечи идет особенно сильный выпрямляющий импульс, не расслабляясь (!), оттягивается. Мышцы оказываются быстро натянутыми и потом действуют подобно тугой пружине. Этим гимнаст и пользуется в наиболее активной стадии упражнения, быстро уменьшая плечевой угол и как бы притягиваясь прямыми руками к опоре (к.к. 6—9). Этому опять-таки содействует приподнятое («разогнутое») положение головы, которое сохраняется в виде предельно открытой осанки практически в ходе всего оборота. Что касается завершающей стадии движения (к.к. 9—1), то она до­вольно традиционна, если не считать опять-таки неполного выпрям­ления в плечах при движении на следующий спад.

Оборот Сигеру Касамацу, конечно, сразу же обратил на себя вни­мание и был некоторое время предметом подражания, в том числе и у некоторых наших гимнастов. Но долго эта мода не удержалась. Ко­нечно, «японский» оборот экзотичен, стилистически выделяется на привычном техническом фоне, но далеко не так рационален и эф­фективен, как может показаться. Он физически труден, не экономи­чен, в определенном смысле противоестествен и лишен, как уже об­мечалось, многих важных преимуществ броскового оборота, связан­ных, прежде всего, с точностью, управляемостью действий. И если уж для форсажа движения использовать силовую тягу в плечах, то лучше соединять ее с работой в тазобедренных суставах, о чем разго­вор—ниже.

Но справедливости ради отметим, что этот «японский урок» все же очень важен. Он лишний раз показывает, что любое действие, бе­рущее на себя функцию энергообеспечения, должно быть хорошо организовано. Еще раз мы вспомним об этом, дойдя до обсуждения больших оборотов на брусьях разной высоты (175,177).

7. БРОСОК ПО - КИТАЙСКИ ИЛИ «ШИЛО НА МЫЛО»

Эксперименты с большими оборотами — традиция спортивной гимнастики. Отошел в прошлое «японский оборот», и ему на смену пришел в 80-е годы — «китайский». Одним из первых исполнителей нового движения на широкой арене, принесшего известность и уп­ражнению и самому гимнасту, стал китайский мастер Тон Фей.

«Китайский» оборот, широко используемый и ныне, схематически показан на рис. 5. Он, как правило, делается в конце связки и предше­ствует сальтовым соскокам или перелетам. Строго говоря, это обычно и не оборот, а неполное оборотовое движение с отходом в полете.

28


 

Обороты, предшествующие «китайскому», завершаются резко выраженным прогонным движе­нием ногами (к.к. 8—1), после ко­торого вообще не приходится го­ворить о прохождении стойки на руках; вместо нее гимнаст в выс­шей точке движения (к. /(попада­ет в положение с сильным сгиба­нием тела; это сгибание, в сущно­сти, играет здесь роль подготови­тельной «кипы», хотя и чудовищ­но утрированной — и по раннему времени исполнения и по сустав­ным углам.

За кипой естественно следует разгибание тела — столь же гипер-

болизированное. Быстро разгибаясь, гимнаст уже около горизонтали проходит прямое положение (к. 3), а в дальнейшем сильно прогиба­ется, резко откидывая стопы назад и даже, порой, сгибая ноги в коле­нях (к.к. 3—4). Интересно, что при наличии столь раннего значитель­ного сгибания тела (к.к. 1—2) и такого же раннего его выпрямления (к.к. 2—3; ср. с к.к. 3—4 на. рис. 3-6), в целом подготовка к броску заканчивается в обычное время, то есть тогда, когда тело приближа­ется к нижней вертикали (к. 5). Эти сдвиги в границах исполнения подготовительных действий (сравнительно с обычными бросками) объясняются тем, что гимнаст, рано начинающий и сильно утрирую­щий эти действия, растягивает их по времени, приурочивая оконча­ние подготовки к обычному моменту, который (по чисто программ­ным условиям перехода в полет) изменить нельзя.

Итак, гимнаст подошел к броску, который подготовлен нарочито усиленными суставными действиями на спаде, и поэтому тоже не может быть обычным. Впрочем, внешний вид его (к.к. 4— 7) ничем особенно не примечателен; необычность же движения в том, что оно получается здесь, благодаря особым действиям на спаде, довольно мощным, резким. Вдальнейшем гимнастможет, при желании, сде­лать вновь такой же оборот, хотя особого смысла в этом не будет, так как описанный гипербросок обычно нужен для исполнения не обо­ротов, а полетных движений. Так, при отходе на сальто, вслед за та­ким утрированным броском выполняется мощное разгибание с вы­ талкиванием тела вперед-вверх, что, фактически, и обеспечивает

29


П ЕРЕКЛАДИ НА


Мощнее мощного


 


высокий вылет при движениях типа сальто назад выпрямившись и им подобных. Если же гимнаст использует такой бросок для поддер­жания подкрутки на сальто, то при отходе в полет не должен выпрям­ляться (20,179); в противном случае потеря скорости вращения неиз­бежна.

Итак, сделанное нами описание «китайского» оборота изобилует превосходными степенями. Создается впечатление, что здесь всё — по высшему классу. Действительно, при умелом использовании та­кой техники результат может быть недурен. Однако, нужно уметь трезво взвешивать все «за» и «против». Ав «китайском» далеко не все

идеально!

Дело в том, что этот оборот — ярко выраженный пример нарочи­той интенсификации собственно броска и только броска. Но ничто ведь не обходится даром: делая ставку на бросок, гимнаст одновре­менно теряет преимущества, связанные с другими факторами движе­ния. В частности, весь «китайский» спад (к.к. 1—5) выполняется с заметными потерями энергии, обычно получаемой благодаря дей­ствию силы тяжести: это и начало движения из карикатурно низкого положения (к. 7), и очень сильное и долгое сгибание (к.к. 1—2) с соот­ветствующим переразгибанием тела (к.к. 2—4), без которых не толь­ко можно, но просто следует обходиться, так как мощный бросок должен готовиться не за счет экстравагантных и неоправданно боль­ших сгибаний и разгибаний, а за счет аналогичных, но более сухих, жестких действий на фоне гораздо более высокого мышечного тону­са (1). Следует подчеркнуть, что в любом случае действия «а ля Тон Фей» будут снижать энергию спада и оборота в целом. В сущности, спад здесь делается как при «обороте наизнанку», когда гимнасту нужно замедлить движение в целом (9). В данном случае целенаправ­ленно строится техника, резко интенсифицирующая мощность брос­ ка, но замедляющая сам оборот, то есть так называемый «накат», от которого очень существенно зависит скорость вращения тела гимна­ста в полете. Грубо говоря, гимнаст, перешедший с «классического» броска на бросок «китайский», меняет шило на мыло...

Однако, мы не будем отговаривать тренеров и гимнастов от ис­пользования описанной техники. Ведь главный критерий — сорев­новательный успех! Удается гимнасту произвести впечатление за счет особенностей, пусть даже вычурности техники и при этом удачно довести дело до конца — что ж, пожалуйста, его право. Вместе с тем важно понять и помнить, что всякие утрированные варианты техни­ки — крайность, при которой одно приобретается за счет утраты дру­гого. А «золото» — оно всегда где-то в серединке... Впрочем, стоп!

30


«Китайский» урок тоже полезен. Иногда нарочитая интенсифика­ция броска очень нужна и важна (20,31,179).

МОЩНЕЕ МОЩНОГО

Бросковый оборот назад — техническая классика турниста. Это движение не случайно заняло ключевое место в арсенале гимнастов: оно очень рационально, обладает большими возможностями в нюан­сировке действий, незаменимо при технически трудных отходах в полет; наконец, оно обладает свойством самоорганизации, то есть его конкретная структура и техника — по мере закрепления навыка — сами «встают на место», даже если исполнитель не очень об этом забо­тится.

Но у броскового оборота есть особенность, которая является, в определенном смысле, недостатком.

Дело в том, что суставные действия основной стадии упражнения (рис. 3-а) строятся волнообразно, по принципу «бегущей волны». Проследим по рисунку: гимнаст делает бросок (к.к. 5— 7), но тело в плечах еще выпрямлено; затем, кактолько ноги притормаживаются, механическая волна, переносящая энергетический импульс, начина­ет продвигаться от стоп к опоре, тело постепенно выпрямляется в тазобедренных суставах, а в плечах — фактически непроизвольно! — появляется «угол» (к.к. 7—8). В дальнейшем (к.к. 8—9) он еще больше изменяется, а обратные изменения претерпевает только по оконча­нии оборота (к.к. 9—1).

Чем же это плохо? — спросит читатель. Что ж, ничего особенно худого в этом нет, ответим мы, но с чисто физической точки зрения такая последовательная передача движения от периферических зве­ньев к опорным означает, что нужное для подъема приближение масс тела к оси вращения происходит здесь не так быстро, каким бы оно могло быть при одновременной работе в суставах, направленной на сближение тела с опорой. А это означает, в свою очередь, что общая скорость такого оборота будет, при прочих равных условиях, не са­мой высокой. И если перед нами стоит задача всемерного повышения мощности работы (а это всегда главное направление развития атлети­ческих видов спорта!), то нас должно интересовать, как ее можно решить.

Что же, конкретно, можно сделать, чтобы рациональность брос­кового оборота сочеталась с более высокой его эффективностью, мощностью? Такая возможность есть, хотя ее реализация не так про­ста, как может показаться.

31


     
 


На рис. 6 —еще один оборот на­зад. На первый взгляд он кажется таким же, как и бросковый. Но в действительности это — другое движение. Его особенность — в синхронности действий в основ­ных суставах. В начале спада (к.к.1—2) гимнаст «закрывается», беря углы сразу в плечевых и тазо­бедренных суставах. В ходе спада он раскрывается, подобно тому, как это делается в традиционном обо­роте, и акцентированно натягивает мышцы передней поверхности тела, однако — не только для под­готовки броска ногами, но и для выполнения мощного тягового

усилия в плечах (к.к. 2—4; ср. с техникой «японского» оборота, рис. ч,

к.к.4—6).

Во второй части этого оборота должны сразу сработать оба ранее подготовленных действия, которые здесь выполняются не последо­вательно, как в обычном бросковом обороте, а одновременно: выпол­няя бросковое движение ногами, гимнаст тут же тянет на себя пря­мыми руками перекладину, чего никогда не бывает в обычном обо­роте (к.к. 4—6)\ В дальнейшем гимнаст может также одновременно выпрямляться (к.к. 6—1), хотя в этой, завершающей, стадии движе­ния синхронность действий уже несущественна.

Может возникнуть вопрос: так ли уж важна эта, казалось бы не­значительная, разница в технике упражнения?

На самом деле разница довольно велика и важна! Достаточно ска­зать, что освоить описанный оборот гораздо труднее, чем обычный: его техника, в отличие от чисто бросковой, носит искусственный ха­рактер, и исполнитель (это наблюдалось на практике и в специаль­ных экспериментах) невольно сбивается на обычную схему действий с волнообразной сменой сгибаний-разгибаний в суставах. Труднее это движение и физически, так как там, где в обычном случае за гим­наста работают внутренние реактивные силы (вызывающие волно­образную передачу импульса по биодинамической цепи), здесь нуж­но действовать самому спортсмену, как бы преодолевая естествен­ ную координацию движения его искусственной, императивной пере­стройкой. 32


Оборот наизнанку

Тогда зачем же огород городить, скажет читатель?

В самом деле, без описанного оборота пока что можно обойтись... Однако, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно насту­пит время, когда придется таки искать дополнительные ресурсы по­вышения активности движения, и тогда подобная техника может прийтись как нельзя кстати, поскольку ее освоение позволяет суще­ ственно (на 25—30%) повысить мощность движения, скорость обо­рота.

И уж во всяком случае предлагаем читателю поразмышлять над закономерностями построения таких движений. Они того стоят.

ОБОРОТ НАИЗНАНКУ

В предыдущем сюжете мы говорили, в основном, о наращивании скорости в обороте, но ведь порой нужно решать и обратную задачу, так как не всегда большая амплитуда маха и высокая скорость — бла­го. Вспомним отдельные примеры. Легко ли делать соединение: большой оборот назад — подъем разгибом? Или: большой оборот на­зад в стойку на руках — оборот назад не касаясь? Или наиболее совре­менный пример: обороты — перелет Ткачева, по ходу которых, после исполнения оборота, предшествующего перелету, не случайно мно­гие исполнители делают нарочитую паузу и ряд других действий, имеющих своей целью, фактически, сдерживание скорости движе­ния (42,180).

Итак, каким же должен быть нарочито замедленный оборот назад?

Фактически, ответ на этот нетрудный вопрос ясен из всего, что было уже сказано раньше и говорится ниже (5,7,8,42,175,185). Он заключается в том, что оборот (не обязательно «большой») делается в этом случае по «перевернутой» схеме, то есть: в спаде гимнаст не оття­гивается от опоры, а каким-то подходящим здесь приемом прибли­жается к ней больше обычного, тогда как во время подъема — оттяги­вается или отходит от нее (рис. 2). Степень соразмерности тех и дру-гихдействий зависит от двух решающих условий: оттого, насколько велика была начальная скорость и насколько ее нужно погасить.

На рис. 7па, с. 34 показана принципиальная картина действий в обороте назад «наизнанку». Чем сильнее будет выражено сгибание-разгибание тела на спаде (к.к. 2—5), и чем полнее его выпрямление на подъеме (к.к. 7—10), тем сильнее будет гашение скорости.

Особо — о движении с переразгибанием тела на подъеме (пунктир на к. 10). Резкое движение такого типа может форсированно затор-

33


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

мозить или даже прервать подъем к стойке, но хорошего в этом мало: обязательно будут рывковые дви­жения на опоре, искажения осан­ки и др. Что касается относитель­но плавного прогибания тела в тех же условиях, то оно может, до известной степени, играть роль обычного маха (только не ногами, а... животом и грудью), так как тоже приближает массы тела к оси вращения, хотя и не столь эффек­тивно, как движение ногами по ходу оборота в целом. В давно про­шедшие годы были даже умельцы, использовавшие на перекладине большой оборот назад прогибани­ем без какого бы то ни было броска  и вообще сгибания! А много по­зднее элементами этой техники пользовались первые исполнитель­ницы оборотов на брусьях разной высоты (175). Более того, возмо­жен полный большой оборот прогибанием тела на... нижней жерди брусьев разной высоты.

10. БРОСОК НАЗАД: АРИСТОКРАТ ИЛИ РАБОТЯГА?

Мы много говорили о бросковых оборотах назад, но, как извест­но, есть аналогичное движение другого направления; его все знают, но мало когда применяют практически. Оно и понятно, ведь оборот «накатом» (рис. 8-6) координационно удобнее, послушнее и мощнее. Однако, забывать о броске назад было бы не только неразумно, но и просто недопустимо, ведь это — базовое движение для всех вообще бросков назад, и не только на перекладине!

Рассмотрим несколько небезынтересных моментов, связанных с

этим движением.

Первое это то, что бросковые движения обоих направлений, каза­лось бы, отчетливо «симметричны». Оба они могут начинаться так называемой проводкой, то есть фазой движения без изменения на­чальной позы (рис. 3-а и 9-а, к.к. 1—2). Там, где в обороте назад «кипа» (рис. 3-а, к.к. 2—3), на обороте вперед иногда бывает «про­гон» с прогибанием тела (рис. 9-а, к. 2, пунктир). Замаху в первом

34


(рис. 3-а, к.к. 3—5) соответствует «кипа» во втором (рис. 9-а, к.к.24). Далее там и там следует бросок, соответственно на сгиба­нии (рис. 3-а, к.к. 5— 7) и разгибании (рис. 9-а, к.к. 4—8) и т. д. Каза­лось бы, всё ясно: сравнивая то и другое движения, можно все понять и отследить... Но, так, да не так.


35


Бросковый оборот назад, как мы уже обсуждали, естественным образом строится как процесс «бегущей волны», при которой движе­ние от дальних звеньев последовательно передается к звеньям приопорным (рис. 3-а, к.к. 6—10). Между тем, наиболее грамотный бросковый оборот вперед делается по другой, синхронной схеме (рис. 9-а), при которой ускоренный мах ногами назад сочетается с


П ЕРЕКЛДД И НА


11. Оборот накатом: учат одному, а получается...


 


одновременным, императивно организуемым «проваливанием» в плечах (к.к. 7—8), после чего, при движении к стойке, тело должно также одновременно выпрямляться (к.к. 80—1). Такая координация движений (сравните ее с оборотом назад, описанным нами в сюжете «Мощнее мощного», 8) дает наиболее благоприятную почву для вы­полнения собственно броска, который в движениях типа соскока лё­том, аналогичных перелетов, а также на сальто вперед и в других дви­жениях играет решающую роль. И поскольку хорошо освоенный бросковый оборот вперед, как уже было отмечено, — базовое упраж­нение, то и учить его нужно на наиболее перспективной технической

основе.

Но вот что интересно. Если мы выстроим полное «симметричное» подобие между классическим бросковым оборотом назад и аналогич­ным оборотом вперед, то получим своеобразный микст — движение на основе смешения двух схем, технически промежуточное между оборотом вперед накатом и оборотом броском. И такое движение не­редко используют гимнастки на брусьях разной высоты (рис. 9-6), о чем мы подробнее говорим в другой главе (177).

Вернемся к рекомендуемому обороту вперед броском (рис. 9-а\ Насколько он нужен сам по себе? Здесь следует сказать, что это дви­жение не только практически приемлемо, но, пожалуй, незаслужен­но забыто. Хорошо сделанный бросковый большой оборот вперед — очень стильное, академичное движение, прекрасно сочетающееся, например, с поворотами на 180 и 360°, «продевами», а главное — неотъемлемая часть технического арсенала гимнаста, нужная ему не только на перекладине, но и — по модели перекладины — на брусьях и кольцах. Так что бросковый оборот вперед это не худосочное «ари­стократическое» движение, а важный рабочий инструмент гимнаста, которым следует хорошенько овладеть.

11. ОБОРОТ НАКАТОМ: УЧАТ ОДНОМУ, А ПОЛУЧАЕТСЯ...

Традиционный большой оборот вперед выполняется, как извест­но, «накатом». То есть активной основой движения здесь является не бросок ногами, как в большинстве маховых движений, а своеобраз­ное рывковое движение плечами к опоре, после чего тело, действи­тельно как бы накатывается на вертикальную плоскость, поднима­ясь к стойке на руках.

Движение это существует испокон веков, но многое в его струк­туре и технике для большинства исполнителей остается втуне. По­пробуйте предложить гимнасту или даже иному тренеру описать и

36


нарисовать это движение и, сравнив полученный результат с истин­ной картиной (по кинограмме или нашему рисунку), вы сможете убедиться, что это «две большие разницы».

Странно, не правда ли? Как это может быть, чтобы учить и учить­ся определенному движению, делать и видеть его каждый день и — неверно описывать, а часто и объяснять?

Но не будем обвинять спортсменов и тренеров в невнимательнос­ти или неведении. Суть в другом. Дело в том, что обучение таким движениям и их реальное практическое исполнение, независимо от воли гимнаста и тренера, протекают по разным техническим моделям.

Вспомним, как обучают большому обороту «накатом». В основе лежит модель, схематически показанная на рис. 8-а. Она означает примерно следующее: выполнить переворот вперед из стойки с пол­ной оттяжкой (к.к. 1—5), а во второй половине оборота — «хороший» рывок плечами и тазом к опоре (к.к. 5—8). Методически работа по этой схеме может осуществляться по-разному, и мы этот момент опускаем. Важно лишь то, что добившись достаточно строгого спада и активного движения туловищем к опоре, гимнаст, действительно, постепенно научается делать оборот «накатом».

Но теперь посмотрим на то движение, которое на самом деле полу­чается у гимнаста, если он хорошо выучил, отработал оборот и довел свой навыкдо способности свободно управлять скоростью движения и всеми его необходимыми оттенками. На рис. #-6показан такой обо­рот (не первый в серии) с несколько утрированными, для полной яс­ности, техническими деталями.

Спад может начинаться из оттянутой стойки, но если оборотбыс-трый, то обычно оснащен «прогоном» через стойку с выпрямлением тела уже на спаде (к.к. 10—3). Далее следует проводка, то есть спад в достаточно прямом положении, вплоть до подхода к нижней верти­кали (к.к. 3—4). Эта первая часть упражнения, почти равная его по­ловине, мало и непринципиально отличается от модели, показанной на. рис. 8-а.

Наиболее интересные «аномалии» движения начинаются на рубе­же спада и подъема: проходя вис, гимнаст делает обгонное движение ногами назад и несколько прогибается (к.к. 4—5). Это движение лю­бопытно по целому ряду позиций. Во-первых, ему никто и никогда не учит, а многие даже не подозревают о нем! Между тем, оно присут­ствует абсолютно всегда и у всех исполнителей и особенно заметно при ускоренных и быстрых оборотах (или в оборотах, выполняю­щихся по схеме быстрых, например — в обратном хвате). Во-вторых,

37


12. Висы сзади: утраченная культура

П ЕРЕКЛАДИ НА


значение этого «неизвестного» технического действия довольно су­щественно. С одной стороны, прогибание тела гимнаста (с физичес­кой точки зрения это приближение масс тела к опоре) на фоне макси­мально быстрого вращения в обороте дополнительно ускоряет дви­жение подобно тому, как ускоряется «крутка» при группировке. С другой стороны, это прогибание запускает цепочку активных дей­ствий подъема, а именно: возникающее в этой фазе быстрое натяже­ние мышц передней поверхности тела готовит их к последующей ра­боте в основной стадии оборота, при подъеме. Наконец, добавим, что прогибание у нижней вертикали явно не соответствует обыденным представлениям о том, что в это время нужно максимально выпрям­ляться...

Что же происходит дальше? Кажется, что теперь-то уж самое вре­мя и для рывка плечами к опоре. Но нет! Сразу после «бросочка» но­гами назад (к.к. 4—5) гимнаст, пользуясь натяжением мышц живота тут же (без паузы!), действительно, делает рывок, но — тазом, а не плечами (к.к. 5—6), тогда как плечи не только остаются в прежнем состоянии, но даже несколько «проваливаются» (к. 6). Это объясня­ется реактивным взаимодействием звеньев тела. При этом первич­ный рывок тазом не только работает на подъем тела (ведь это тоже движение масс в направлении опоры), но и становится необходимым подготовительным действием для основного рывкового движения: быстро «провалившись» в плечах и натянув мышцы-разгибатели, гимнаст немедленно начинает работать руками, посылая себя к пере­кладине (анатомически это именно разгибание), чему способствует несколько приподнятая голова.

Переход инициативы от тазового пояса к плечам отзывается реак­тивным «эхом» на работе в тазобедренных суставах: как только начи­нается уменьшение угла в плечах, возникает как бы ответное увели­чение тазобедренного угла; тело начинает выпрямляться (реактив­ность этого движения даже провоцирует у новичков «проваливание живота», то есть прогибание туловища, см. пунктир на (к. 9). В пол­ную меру отработав на рывках тазом и плечами к опоре (к.к. 5—9), гимнаст в финале оборота выпрямляется; в спокойных оборотах это происходит раньше, в активных — позже, за стойкой (к.к. 9— 1).

Итак, реальная техника оборота вперед «накатом» сильно отлича­ется от учебной, модельной. Отчего же это происходит?

Дело в том, что многие действия и движения гимнаста, в силу це­лого ряда биомеханических закономерностей самоорганизуются и мало зависят от воли гимнаста. Далеко не всякое движение удается построить так, как хочется, даже если в принципе это возможно. Но


как к этому относиться в работе? Может быть, нужно, все-таки, точ­нее, детальнее обучать? К счастью — нет! В данном случае при обуче­нии, действительно, вполне достаточно простой модели движения (как нарис. 8-а), тогда как остальное должно, в свое время, получить­ся как бы само собой!

Но тогда зачем же, скажет читатель, знать всё то, что мы сейчас изложили? Зачем «смущать умы»?

Ответ простой: тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика и, тонко понимая внутренний механизм движения, уметь его анализировать по ситуации; без этого трудно работать над движе­нием, вникать в причину ошибок. И еще одно: описывая движение, тренер должен уметь, до поры, упрощать картину, оставляя «в скоб­ках» то, что ученику еще трудно осмыслить умом и мышцами.

12. ВИСЫ СЗАДИ: УТРАЧЕННАЯ КУЛЬТУРА

В давно прошедшие годы, когда атлетические, полетные движе­ния, основанные на современной технической и физической подго­товке гимнаста, были еще недоступны, комбинации мастеров осна­щались элементами, трудность которых обеспечивалась другими средствами, в частности — использованием аномальных висов и хва­тов. Поэтому лучшие мастера 40—60-х годов прекрасно умели рабо­тать в висах сзади, владели сложными перехватами, вкручиваниями и т. д. Специальная подготовка, направленная на воспитание под­вижности в суставах, выворотности кисти, была в те времена столь же актуальной, насколько сейчас обязательна батутная «обкрутка».

Но со временем еложновисовые движения стали забываться, не­смотря даже на то, что от мастера всегда требовалось включение в произвольную комбинацию элементов такого типа. Вместо виртуоз­но исполняемых висов сзади, оборотов в них, гимнасты стали «отбы­вать повинность», выбирая для комбинации наиболее из них необре­менительные, чаще всего — большие обороты вперед с полувкручи­ванием. При этом собственно висы сзади (без вкручивания) практи­чески исчезли из репертуара.

Против истории и стихии возражать бессмысленно. Сейчас уже трудно и, быть может, вовсе не нужно пытаться возвращать гимнас­тов в старые времена и тратить время на столь же тщательное освое­ние висов сзади, как это делалось когда-то. Но нельзя не заметить, что, во-первых, целый пласт виртуозных и вполне достойных совре­менного мастера движений практически утрачен (а значит, и шанс на выигрыш благодаря этим движениям). Во-вторых, в тех случаях,

39


38


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

когда подобные упражнения все же оказывается необходимым учить и делать, сразу сказывается плохая, в этом отношении, подготовка даже хороших турнистов.

Есть и третье. Существует мнение, что висы сзади, будучи движе­ниями противоестественными (а что в гимнастике естественно?), вредны и опасны, и лучше без них обойтись. Это по-своему логично и напоминает времена, когда простейшее сальто в группировке назы­вали «сальто мортале», то есть «смертельным прыжком», или времена более поздние, но тоже уже прошедшие, когда «сальто Корбут» на бревне также было объявлено варварским по степени риска и обрека­ющим гимнасток на поголовную гибель...

Действительно, висы сзади опасны для тех, кто к ним не подго­товлен (автор этих строк в свое время порвал грудную мышцу, делая «итальянские обороты»), но именно поэтому любой гимнаст, ориен­тированный на высокое мастерство, просто обязан, хотя бы в целях безопасности пройти достаточную подготовку плечевого пояса, включающую вдумчивую проработку движений с разнообразными висами сзади, вкручиваниями и выкрутами, сложными хватами и перехватами. Тренеру следует знать и помнить, что своевременная, постепенная и тщательная подготовка мышечно-связочного аппара­та гимнаста не только открывает для него возможности освоения це­лого ряда эффектных, классических упражнений на перекладине, но и предохраняет спортсмена от травм, заболеваний плечевых суставов, что не менее важно, чем освоение новых упражнений в аномальных висах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2399 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.