Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национальное примирение и согласие




Национальное примирение — комплексный соци­ально-политический и политико-психологический про­цесс, включающий широкий комплекс разносторонних, прежде всего социально-политических мер, имеющих цельюпрекращение внутринационального, внутригосу­дарственного или регионального конфликта, умиротво­рение той или иной территории, достижение согла­сия между конфликтующими сторонами, прежде всего прекращение боевых действий и вооруженных акций противоборствующих сил, установление национально­го мира и согласия.

На 41-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1988 г. политика национального примирения была официально признана «базовой моделью урегулиро­вания внутринациональных и региональных кон­фликтов».

В политико-психологическом отношении наиболее значимы три аспекта национального примирения. Во-первых, в стратегическом отношении это один из наи­более очевидных путей материализации идей некон-фронтационного политического мышления. Во-вторых, в реалистическом плане, это наиболее конструктивный способ разблокирования целого ряда хронических внутр и национальных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов и, в целом, снижения глобального противостояния в мире. В-третьих, нацио­нальное примирение — одна из наиболее продуктивных возможностей развития социальных процессов в тех странах, где начатые теми или иными силами пре­образования (к которым можно отнести любую револю­цию, комплекс реформ и т. п.) столкнулись с непреодо­лимыми сраз у трудностями.

Национальное согласие — широкое обобщающее понятие, в общепринятом употреблении обозначаюшее, прежде всего, политико-психологические резуль­таты и последствия эффективной и конструктивной общенациональной внутренней политики (политики национального согласия) — состояние гармонично взаимоотношений и успешного взаимодействия раз­личных национально-этнических, социальных, поли-тических и др. сил обычно в пределах одного государ­ственного образования; единство всей нации или различных групп, составляющих население многона­ционального государства, по какому-либо жизненно важному вопросу: результат успешного развития процессов, подразумеваемых политикой национального примирения.

Национальное согласие как долгосрочное состоя­ние и основа развития общности базируется на адек­ватной именно для данной общности, понятной и уст­раивающей всех ее членов политике. Обычно она включает в себя постоянный поиск и достижение взаи­моприемлемых компромиссов в вопросах целеустрем­ленного сбалансированного развития государственно-территориального образования, которое удовлетворяло бы стратегические и, в определенных пределах, так­тические интересы всех существующих в пределах этого образования групп. Такая политика также пре­дусматривает наличие специальных механизмов пере­говорного характера (обычно встроенных в механиз­мы осуществления власти), обеспечивающих мирное урегулирование возникающих конфликтов и противо­речий на демократической основе.

Национальное согласие как единовременное со­стояние единства по какому-либо одному вопросу функционирования территориально-государственно­го образования обычно представляет собой реакцию массового сознания и подавляющего большинства со­циально-политических сил страны на такие политиче­ские решения или действия, которые удовлетворяют большинство сложившихся в общности интересов и представлений о возможности разрешения данного рода проблем. Примером достижения национального согласия такого рода можно считать заключенный в 1989 г. всеми политическими силами Туниса «Нацио­нальный пакт ради примирения и согласия», в разра­ботке которого участвовали и психологи, а содержа­ние которого сводилось к соглашению относительно перспективных направлений развития государства и общества после отстранения от власти прежнего президента Бургибы, что получило одобрение со стороны широких масс населения.

Способами выявления и достижения национально­го согласия в таких ситуациях обычно являются «круглые столы» с участием максимально широкого крута политических партий и движений, представляющих подавляющее большинство членов общества. Пример такого рода — «круглый стол» ПОРП и оппозиционных ей сил, состоявшийся в 1989 г. в Польше. Он привел к достижению согласия в отношении перехода к новым формам социально-экономического и политического устройства жизни.

Сюда же относятся специальные процедуры типа общенациональных референдумов по тем или иным жизненно важным вопросам — например, проведенный в 1986 г. в Испании референдум по вопросу сохранения членства страны в НАТО и осуществлении политики нейтралитета. Сюда же относятся общенациональные плебисциты в виде опросов населения (например, про­водившиеся в 1991 г. в ряде республик СССР опросы об отношении населения к самостоятельности и неза­висимости данных территориально-государственных образований). Сюда же — существующие в ряде стран традиции «общенародного обсуждения» тех или иных жизненно важных проблем или документов программ­ного для развития общества характера,

Национальное согласие как следствие развития процессов национального примирения представляет собой, прежде всего, психологическую демилитариза­цию массового сознания, согласие всех основных групп и слоев общества в отношении необходимости решения существующих спорных вопросов мирным путем и го­товности к быстрому прекращению вооруженных кон­фликтов. Такое национальное согласие является плат­формой для установления общенационального мира и выражает собой широкий предварительный консенсус взглядов, позиций и точек зрения, исключающий лишь эаведомо «непримиримые» направления. Такого рода национальное согласие, например, было достигнуто в ходе серии «неформальных встреч» представителей «основных кхмерских сторон» — внутриполитических сил Кампучии, вставших, при всех многочисленных различиях и противоречиях своих взглядов, на путь поли­тики национального примирения, однако исключивших из числа возможных партнеров представителей наиболее экстремистской группировки Пол Пота — Йенг Сари, ответственной за допущенный в период своего правления геноцид в стране.

Национальное согласие в контексте политики на­ционального примирения связано как с начальными этапами этой политики — согласием в отношении не­обходимости достижения примирения, так и с этапами ее осуществления. Национальное согласие является не­обходимым фоном развития и углубления примиренче­ских процессов. Тем более оно связано с конечными ре­зультатами такой политики — согласием в отношении форм и перспектив мирного, бесконфликтного функ­ционирования национально-территориального образо­вания. В стратегическом выражении, весь процесс национального примирения выступает как процесс вы­работки и поэтапного претворения в жизнь политиче­ской психологии национального согласия. В этом отно­шении следует иметь в виду, что помимо «нулевых вариантов» национального согласия, в которых процесс достижения согласия развивается «с нуля», с момента полного рассогласования интересов в общенациональ­ных масштабах и начальных этапов национального примирения, возможен и иной, более продуктивный превентивный вариант. Так, превентивное стратегиче­ское национальное согласие в Уругвае в 1989 г. было установлено в связи с серьезнейшей проблемой, но по весьма конкретному вопросу. В результате призывов (и соответствующих политических действий) нового президента страны Сангинетти, демократически из­бранного после долгой цепочки военных диктатур, к «национальному примирению» и «забвению прошло­го», в ходе общенационального референдума стране предстояло решить вопрос о том, амнистировать ли тех лиц, которые были замешаны в осуществлении репрес­сий в период диктатуры, Общество стояло на грани раскола, который мог привести к непредсказуемым по­следствиям. Призывы к национальному согласию ради будущего страны, сохранению единства и консолида­ции всех сил на конструктивном созидательном разви­тии возымели действие: в ходе референдума победила сдержанная, примиренческая линия.

 

NB

1. Национально-этнические группы — это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связан­ных общими внешними и внутренними, психологическими чертами. Идя от простого к сложному, это род и племя, народ и нация, раса и этнос. Принадлежность людей к этим группам и формирует национально-этническую психологию. Национально-этническая пси­хология представляет единство двух основных факторов: более иррационального национального характера и более рационального национального сознания. По структуре, это сложное двухуровневое образование. В совокупности, иррациональный и рациональный факторы формируют психический склад нации в це­лом. Особую роль в национально-этнической психо­логии играет национальное самосознание.

2. Национальный характер — совокупность устойчи­вых, характерных для общности особенностей вос­приятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлений, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях — в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и ин­тенсивности реакций на происходящие события. Корни национального характера — устойчивые пси­хофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, опре­деляющие реактивность центральной нервной систе­мы и скорость протекания нервных процессов. Эти факторы связаны с физическими (прежде всего, климатическими) условиями среды обитания националь­но-этнической группы. Общий национальный харак­тер — следствие, психическое отражение общности физической территории, на которой проживает груп­па. В структуре национального характера выделяют­ся темперамент, эмоции, чувства и предрассудки.

3. Национальное сознание — совокупность социаль­ных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития группы. Значитель­но более рационально по сравнению с национальным характером, хотя до конца рационализируется толь­ко в теоретических формах. Выступает в качестве «рациональной надстройки» над национальным харак­тером, в виде «верхнего этажа» психического склада нации. Включает отношение группы к ценностям об­щества, отражает процесс ее исторического развития. В число элементов национального сознания включа-ются осознанное отношение к национальным ценностям; способность к их умножению; осознание необ­ходимости сплочения ради национальных интересов. Обыденное национальное сознание — низший уровень национального сознания, многослойное и про­тиворечивое, инерционно-консервативное и, одно­временно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно-биологического и социального опы­та поколений, продукт социализации национального характера. Структурно, включает три слоя: 1) повсе­дневные потребности, бытовые интересы, ценности и установки, 2) стереотипные представления, про­стейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции, 3) эмоциональные эле­менты и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках. Динамичность обыден­ного национального сознания обеспечена постоянно меняющимися потребностями и связанными с ними настроениями. Устойчивость связана с установками и национально-этническими стереотипами, обычая­ми и традициями. Распространенность обыденного сознания связана с его заразительностью и «бытовой убедительностью» его аргументов. Механизмы распространения: массовое внушение, феномены груп­пового давления и конформизма, психология перено­са индивидуальных проблем на проблемы общности, а также потребность людей в идентификации себя с большой группой. Теоретическое национальное сознание — кристалли­зованное, научно оформленное, социально и полити­чески ориентированное обобщение избранных эле­ментов обыденного национального сознания. Это идеология национально-этнической группы.

4. Национальное самосознание — совокупность взгля­дов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлении индивидов — членов общности о своей истории, со­временном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Ядро национального сознания, стержень оценочных от­ношений и рационально-ценностных представлении, необходимых для самоопределения человека. Генезис национального самосознания связан с формированием и укоренением в психике антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена группы, целостности («мы») строится через противопоставле­ние представителям иной группы, неким «они». Основу антитезы «мы» — «они» обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отли­чие от «нас». «Им» приписываются все возможные негативные, «нам» — все возможные позитивные качества.

5. В политико-психологическом развитии современно­го человечества можно проследить две противо­положные тенденции. С одной стороны, это более яркое, и потому заметное, хотя менее массовое обо­стрение национально-этнических проблем. С другой стороны, скрытое, незаметное, но массовое посте­пенное движение к глобализации. В истоках нацио­нально-этнических конфликтов лежит ослабление прежних социальных связей, приводящее к реанима­ции «спрятанных» в психике механизмов сплочения более глубинных общностей — например, распад классовых государств Восточной Европы на рубеже 80-90-х гг. привел к всплескам национального само­сознания. В перспективе, это будет скомпенсирова­но ростом интернациональных или транснациональ­ных связей между людьми, преодолением внешней противоположности этих связей и появлением новых наднациональных общностей. Интернациональное единство (скажем, пролетариата) или транснациональные интересы (допустим, промышленных компа­ний) — две стороны одной медали, психологически неразделимой. Хотя для осознания этого большинст­вом человечества еще должно пройти немалое историческое время.

Для семинаров и рвфератов

1. Нефедова И.К. Проблемы национальной психоло­гии. — М., 1988.

2. Ольшанский Д.В. Польша: массовые настроения на этапе национального примирения. — М., 1989.

3. Ольшанский Д.В. Национальное примирение: Мето­дологические и теоретические аспекты мирового опыта. — М., 1991.

4. Поршнев Б.ф. Социальная психология и история. — М., 1966.

5. Социальная психология. — М., 1975.

6. Deutsch K.W. Tides among nations. —- N.Y., 1979.

7. Mead М., Metraux R. Aspects of the present. — N.Y., 1980.

8. Pye L. Politics, Personality and Nation-Building. — New Haven, 1962.

 

 

Глава 9





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.