В течение многих лет социалистическая Чехословакия отличалась высоким уровнем развития АПК. Принятый еще в начале 70-хгодов прошлого века курс на достижение максимальной продовольственной самообеспеченности (на уровне 100-105%), успешно реализовывался на практике. Роль АПК была велика не только в обеспечении продовольствием, но и в экономике страны в целом. Основными кормильцами являлись сельскохозяйственные кооперативы, которые, распоряжаясь 64% земельного фонда, производили 2/з продовольствия страны; на государственные хозяйства приходилось около 1/3 земель и производства продовольствия; необобществленный сектор занимал всего лишь 4% сельскохозяйственных угодий, его роль была значительной лишь в производстве овощей и фруктов. Государственное регулирование АПК в дореформенный период отличалось всемерной поддержкой сельского хозяйства (бюджетное финансирование, субсидирование, дифференцированные налоги и пр.). Эквивалент государственной поддержки составлял 55% против 47% в Европейском союзе, и внутренние цены были на уровне, превышающем мировые. Более того, государство дотировало потребление продовольственных товаров, стимулируя спрос и соответственно расширение масштабов производства.
Реформа, начатая с 1 января 1991 г., коренным образом изменила цели, задачи, способы воздействия на сельскохозяйственное производство. Специальной концепции аграрно-рыночных преобразований не разрабатывалось. Однако прежний курс на самообеспечение сменился на снижение объемов производства продовольствия до 70-75% дореформенного периода (особенно мяса и молока). В рынок страна входила по варианту «шоковой терапии» в чистом виде без ограничений: либерализация ценообразования и внешней торговли, резкое снижение бюджетного финансирования и субсидирования, отстранение государства от регулирования производственно-экономической и социальной ситуации.
В последующие годы реформ (1992-1993 гг.) в стране возобновлялись разные меры государственного регулирования аграрного сектора, защиты внутреннего рынка, регулирования рыночных отношений в целом, государственной поддержки в сфере кредитования и др. С 1993 г. эти меры ослабевают, усиливается налогообложение, ликвидируется система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (особенно в связи с вступлением в ВТО в 1995 г.), в результате чего государственная поддержка к 1999 г. снизилась с 55% в 1989 г. до 25% при среднем по Европейскому союзу — 49%.
Реформенные преобразования, начавшиеся с мая 1991 г., т. е. с даты вступления в силу Закона «О земле», означали прежде всего отмену бессрочности и бесплатности кооперативного землепользования: все пользователи земли обрели статус арендатора, а собственники земли — статус арендодателя с правом пересмотра и расторжения договора. Основными составляющими реформы являлись: реституция, трансформация единых сельскохозяйственных кооперативов (ЕСХП) в новые предпринимательские формы и приватизация государственных хозяйств. Реституция обрела масштабный характер. Она охватила не только земельную собственность, но и все конфискованное и обобществленное после января 1948 г. сельскохозяйственное имущество (в том числе жилые и хозяйственные постройки).
В состав участников реституции включены граждане — резиденты Чехословакии, иностранные подданные и некоторые категории юридических лиц.
Подверглись ревизии итоги заключительного этапа земельных реформ (1947-1948 гг.).
К началу 1998 г. в частные руки было передано 1,3 млн га сельскохозяйственных и лесных угодий, более 80% сельскохозяйственных земель обрели своих хозяев, «невостребованные» 800 тыс. га остались в распоряжении государства.
Реорганизация единых сельскохозяйственных кооперативов проводилась в соответствии с Законом «О трансформации единых сельскохозяйственных кооперативов» в три этапа. Вначале пайщикам (как членам, так и не членам кооператива, внесшим свою землю и имущество в пользование кооператива) возвращались внесенные в кооператив земельные участки, имущественные паи и денежные взносы. Затем приватизировалась оставшаяся собственность сельскохозяйственного кооператива на основе единых для всех кооперативов критериев: 50% — в соответствии с величиной индивидуального земельного надела; 30% — со стоимостью остального имущества, внесенного в кооператив; 20% — с количеством отработанных в кооперативе лет. При этом с теми пайщиками, которые намеревались перейти к самостоятельному хозяйствованию, расчет должен был производиться безотлагательно, с остальными пайщиками — по истечении семи лет. На заключительном этапе единые сельскохозяйственные кооперативы преобразовывались в новые предпринимательские формы.
Реорганизация кооперативов началась в 1992 г. и закончилась к весне 1993 г. 95% единых сельскохозяйственных кооперативов были реорганизованы в кооперативы нового типа — добровольные объединения земельных собственников с правом свободного выхода из кооператива с земельным и имущественным паем. Общее количество кооперативов в результате разукрупнения увеличилось на 40%.
Реорганизация государственных хозяйств осуществлялась в соответствии с Законом «О «большой» приватизации». При этом их активы приватизировались без сельскохозяйственных земель, которые на период до полного завершения земельной реституции были переданы в распоряжение земельного фонда. До реформы в стране функционировали 175 государственных хозяйств со средней площадью в 6261 га (это очень крупные хозяйства). Из-за реституции (на имущество госхозов пришлась основная масса реституционных претензий) их реорганизация оказалась сложной и затяжной. Приватизация по существу началась с 1995 г. и лишь в 1998 г. вошла в завершающую фазу.
Основные методы приватизации таковы:
- прямая продажа активов нынешним пользователям или заинтересованным лицам (с предоставлением 20-летнего беспроцентного кредита);
- акционирование с продажей акций за наличные;
- аукционы.
В результате реорганизации государственных хозяйств были созданы 2458 торговых обществ, в том числе 1767 ТОО и 631 АО.
В 1999 г. сложилась следующая предпринимательская структура на селе. Если в 1989 г. предприятий физических лиц насчитывалось 3205, то в 1999 г. их стало 32 968; их удельный вес в площади сельскохозяйственных угодий — 23,5%, а средняя площадь — 25 га. Иначе говоря, крестьянский сектор не занял ведущее место. Утратил свою роль и кооперативный сектор. Вместо 1024 ЕСХК создано 809 кооперативов со средней площадью 1394 га и удельным весом в землепользовании 32,2%. Доминирующими стали торговые общества со средним землепользованием в 618 га и удельным весом 43,3%.
Однако эти цифры не дают полную картину организационно-правовой структуры сельскохозяйственного производства. В последующие годы завершение приватизации государственных земель и выполнение трансформационных обязательств кооперативов должны были внести в нее определенные коррективы. Однако возникла проблема дальнейшего существования кооперативного сектора: 7-летняя отсрочка для выполнения трансформационных обязательств кооперативов закончилась в 1999-2000 гг., но большинство кооперативов не в состоянии выполнить свои обязательства из-за низких доходов и неликвидности активов. Трансформационная задолженность в кооперативном секторе составила 20% совокупной балансовой стоимости их активов. Возникла дилемма: сохранить кооперативный сектор путем перенесения долгов на государство или практически ликвидировать его путем банкротства. Итак, по оценкам ведущих политиков и специалистов, результаты реформ 90-х годов прошлого века по всем показателям крайне неудовлетворительны. Сельское хозяйство убыточно. Стратегия либеральных преобразований в стране оказалась провальной.