Предупреждение об опасности лжеисповедания (Мф.7.13-29). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Мф. 7, 15).
Лекции.Орг

Поиск:


Предупреждение об опасности лжеисповедания (Мф.7.13-29). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Мф. 7, 15).




«Господь предостерегает Своих последователей от ложных пророков и учит не доверять их внешней привлекательности и красноречию, но обращать внимание на "плоды" их деятельности: "Не может дерево худое приносить плоды добрые … ибо дерево худое приносит и плоды худые". Под худыми "плодами" или делами не обязательно понимать грехи и гнусные поступки, которые лжепророки умело скрывают. Вредными плодами деятельности всех лжепророков, общими для всех них, являются гордость и отторжение людей от Царства Божия»

3. Бог как Промыслитель мира. Действительность Промысла Божия. Ложные учения о Промысле. Действия Промысла Божия: Мирохранение. Мироправление. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. О возможности познания Промысла Божия человеком.

Под Промыслом (греч. πρόνοια, лат. providentia) Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. Аргументы в пользу существования Промысла Божия:

-Молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире.

-Представление о Боге как абсолютном свободно-разумном Существе

-Ограниченность мира.

Ложные учения о Промысле:

- характерные для языческих учений: 1)представление о судьбе как о бессознательной силе, которая полностью предопределяет жизненный путь человека; 2)что Промысл распространяется только на великие, достойные внимания высших сил предметы.

-возникшие в христианскую эпоху:

1.Дуалистический гностицизм, в котором единому благому Богу противопоставляется некоторое паритетное Ему злое начало.В рамках такой теории не остается места для учения о Промысле.

2. Отрицание частных сторон Промысла.

3. Полное отрицание Божественного Промысла: деизм и пантеизм.

Мирохранение. В Ветхом Завете о мирохранении говорится в следующих стихах:

«По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе» (Пс.118:91);

«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:10).

В Священном Писании Нового Завета о мирохранении говорится в Кол.1 и Евр.1:3. Здесь речь идет о Сыне Божием как о зиждительной Силе мироздания.

Мироправление. Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели: «Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его»

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. Свидетельства Писания о промыслительном действии Бога Отца:«Отец Мой доныне делает... «(Ин.5:17).«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16).

Что касается промыслительного действия Сына, то о Нем говорится как о зиждительной силе мироздания. Промысл Сына о мире выражен в совершенном Им искуплении. Господь есть Глава Церкви.Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет всяческая во всех.

Дух Святой, по выражению Символа веры,глаголал через пророков и апостолов.

О возможности познания Промысла Божия человеком. Чтобы увидеть Бога вЕго промысле, нужна чистота разума и сердца, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя.

4. Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения. Происхождение, история и значение катакомб в древней Церкви.

Причину возникновения символов следует искать в желании христиан иметь зримые знаки религиозной истины, которые постоянно напоминали бы им об их Искупителе и их духовном призвании и которые в то же время могли бы заменить для них символы языческого идолопоклонства.

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.Крест — знак искупления, использовавшийся иногда отдельно, иногда с альфой и омегой, иногда с якорем надежды или пальмовой ветвью мира. Это древнейший и самый дорогой для первых христиан символ.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

С Самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря;Агнца - Его ветхозаветного прообраза,а также Его имени, выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля.Исторические – библейские сюжеты. Аллегорические – например, изображение Христа как Доброго Пастыря.

Катако́мбы (от греч.– углубление) В катакомбах христиане погребали усопших. Также в криптах, проходили богослужения. Литургия совершалась на мощах мучеников, погребенных в катакомбах. Укрывались от гонителей. Катакомбы пользовались почитанием.От древнейшей эпохи сохранилось мало обстоятельных сведений. Слово: «катакомбы» (лат. «catacumba») в первый раз встречается у святителя Григория Двоеслова: так он назвал подземелье под базиликой святого Севастиана в Риме

5. Современное чинопоследование таинства Покаяния.

Делится на две части:1часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.

 

Вынос Креста и Евангелия на аналой.

Увещание священника перед Исповедью.

Возглас: «Благословен Бог наш...».

«Начало обычное».

Чтение 50-го псалма.Тропари.Господи, помилуй. (40 раз).

Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...».

Обращение священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...».Чтение Символа веры.Личная исповедь.

Молитва священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами...».

Некоторые пункты иногда опускаются: например, чтение 50-го псалма, Символа веры.

6. Споры о монастырском землевладении. «Иосифляне » и «нестяжатели». Альтернативные пути развития монашества при отсутствии внутреннего антагонизма между последователями двух школ. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Внутреннее устроение их обителей. Собор 1503 года и его решения, направленные на исправление недостатков в церковной жизни, которые использовались еретической пропагандой. Митрополит Симон и его деятельность. Дело архиепископа Серапиона Новгородского.

Преподобный Нил Сорский. (1433-1508 гг.) происходил из рода бояр Майковых, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, известного своим строгим уставом. Не удовлетворившись и этим уставом, он оставил Кирилловскую обитель и долго путешествовал по востоку для изучения высшего монашеского совершенства; по возвращении в Россию удалился на реку Сору и поставил здесь свою одинокую келью и часовню, около которых скоро возникла целая обитель с новым еще в России скитским направлением, заимствованным преподобным Нилом с Афона и составлявшим как бы средину между жизнью монахов общежительных монастырей и жизнью одиноких отшельников.

Преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) отличался другим направлением. По кончине своего учителя Пафнутия (1477 г.) он вскоре удалился из Боровского монастыря, жизнь которого не соответствовала его идеалу монашества, долго ходил по разным другим монастырям, наконец, в 1479 году основал свой собственный Волоцкий монастырь и за 37 лет своего игуменства устроил его, как желал, на началах самого строгого общежития. Жития его изображают его таким же святым подвижником, каким был и преподобный Нил, но не созерцательного, а практического направления. В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения.

Билет № 16

1. Книга Судей: именование, структура и общее содержание. Богословие истории (2:6- 19). «Деяния» Варака и Деворы, Гедеона, Иеффая и Самсона.

Автор (или, возможно, составитель) этой книги неизвестен, но некоторое представление о нем и его времени дает текст книги. Его деятельность, вероятно, совпала с ранним периодом правления Давида и царствованием Иевосфея, сына Саула, на севере страны. Во всяком случае из часто повторяющейся фразы "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (17,6; 18,1; 21,25) можно заключить, что во время написания книги в Израиле уже была царская власть.

Проблема хронологии. Время книги Судей невозможно точно определить. Подсчеты показывают, что оно укладывается приблизительно в 50—100 лет. Возможно, что не все судьи жили один за другим, как написано. Может быть они жили параллельно друг другу и действовали одновременно.

Содержание. Книга Судей состоит из трех самостоятельных разделов, каждый из которых, отличаясь по стилю и содержанию, рассказывает о народе Божием и его вождях, о блестящих победах и тяжелых поражениях сынов израилевых. Позиция автора - за колено Иудино и против колена Вениаминова - по мере развития темы противостояния становится все более четкой. Одно колено противопоставляется другому в тот момент, когда народу Божию предстояло решить, какое из колен должно править в Израиле. Такой экскурс в историю, по мнению автора, был призван поддержать царя Давида в его противостоянии с царем Иевосфеем.

В книге звучит призыв к последующим поколениям надеяться на "нового Давида", который научит людей хранить завет с Господом. Этой надежде суждено было исполниться: Иисус Христос, Сын Давидов (Мф. 1,1), стал тем Царем, Который был обетован Самим Богом и о пришествии Которого писали авторы Ветхого Завета.

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов.

Судьи.

Гофониил. «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля.» При нем земля покоилась 40 лет, он помог Израилю в борьбе с царем Месопотамским.

Аод. Употребил хитрость и коварство по отношению к своему противнику — Еглону, царю Моавитскому. Победил моавитян.

Самегар, который шестьсот филистимлян побил воловьим рожном и тоже спас Израиль.

Девора – единственная женщина-судья, вместе с судьей Вараком освободила Израиль, нанеся поражение Сисаре и хананеям.

Гедеон - освободитель народа. Уничтожил семейных идолов, определил Божью волю с помощью шерсти, собрал армию в 10 000 человек и с 300 воинов нанес поражение 135 000 мадианитян.

Авимелех - провозгласил себя царём и терроризировал народ.

Фола - судья над Израилем. Судил 23 года.

Иаир - судья над Израилем. У него было 30 сыновей.

Иеффай - принял поспешный обет, нанес поражение аммонитянам и сражался с ревнивыми ефремлянами.

Есевон - судья над Израилем. У него было 30 сыновей и 30 дочерей.

Елон - судья над Израилем. Судил 10 лет.

Авдон - судья над Израилем. У него было 40 сыновей и 30 внуков

Самсон - судья над Израилем

 2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом (Ин 3:1-21). Восприятие Иисуса Никодимом (3:2). Учение о новом рождении с учетом значения греческого термина ἄνωθεν («свыше»). Символизм слов Господа при описании действия благодати Св. Духа (3:8) и значение термина πνεῦμα («ветер, дух»). Сотериологический аспект беседы. Ветхозаветные аллюзии на термин «Сын Человеческий» в 3:13 и на событиевоздвижения Моисеем медного змия в 3:14. Любовь Божия к миру через послание единородного Сына (3:16). Причины веры и неверия по беседе с Никодимом (3:20-21).

Никодим — фарисей «один из начальников иудейских» (1), приходил к Иисусу ночью (может быть, неоднократно). Беседа Христа с Никодимом разделяется на две части: в первой части (стихи 3—12) речь идет о духовном возрождении человека, которое необходимо для того, чтобы человек мог стать членом Царства Мессии, а во второй (стихи 13—21) Христос предлагает учение о Самом Себе и о Своей искупительной жертве за грехи мира и указывает на необходимость веры в Него как в Единородного Сына Божия. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). «Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду Таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте — Духом Святым — узнать, о каком рождении говорит Христос...» (прот. А. Шаргунов).Беседа с самарянкой. «Христос, очевидно, говорит, здесь о благодати Духа Святого, которая будет подаваться верующим во Христа, благодаря Его спасительным заслугам. Эта благодать не останется в сердце верующего мертвым капиталом, а станет увеличиваться все более и более и, наконец, потечет, как обильная водой река в широкое море, в вечную жизнь. Здесь, на земле, этому потоку благодати приходится течь недолго — он, так сказать, сам стремится на более обширные пространства Небесного Царства» (Лопухин).

О любви Бога к миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Причина, по которой Единородный Сын Божий (см. Ин. 1:14, 18) должен быть вознесен — сначала на позорное орудие казни, а потом на славный престол небесный — заключается в том, что Бог до чрезвычайности любит людей

 «Возлюбил». Евангелист говорит о любви Божией как факте, известном уже из истории (поэтому в греческом тексте здесь глагол поставлен в форме аориста), потому что пришествие Сына Божия на землю для спасения людей было в то время фактом уже совершившимся» (Лопухин).

Об истинном поклонении Богу Отцу в духе и истине. «Христос не говорит ни слова против богослужения вообще, не отрицает необходимости для человека, как существа живущего во плоти, известными внешними способами выражать свои чувства пред Богом (ср. Мф. 6:6). Он говорит только против тех узких взглядов на богослужение, какие существовали тогда у всех народов, не исключая и иудеев». И в Ин. 4, 26 Господь прямо открывает самарянке, что Он есть Мессия. «Иисус говорит ей: это Я, Kоторый говорю с тобою».

Притча о побелевших нивах. «Христос хочет внушить и ученикам бо́льшую скромность в понимании своего назначения… Апостолы не должны гордиться своими успехами, как бы результатом только их собственных трудов: эти успехи, прежде всего, есть результат деятельности Бога в мире, а их работа, главным образом, есть работа жнецов. С другой стороны, Христос … и успокаивает апостолов относительно результатов их деятельности: пусть они смело идут в мир — там для них уже приготовлена жатва Самим Богом» (Лопухин).

«Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4, 38).

 

3. Мир духовный или ангельский. Ангелы в Священном Писании. Сотворение ангелов Богом. Время сотворения ангелов. Природа ангелов. Свойства ангельской природы. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Небесная иерархия. Промысл Божий о мире духовном.

 «ангел» (ἄγγελος)- «вестник».Значение указывает не на природу ангелов, а на исполняемое ими служение. В Священном Писании прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их.Под воинством здесь следует понимать ангелов. Ты творишь ангелами Твоими духов... Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения ангелов. Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. По разъяснению свт. Василия Великого, ангелы были сотворены в тварной вечности, до создания видимого мира и начала времени. Согласно другому мнению, ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал, например, блаж. Феодорит Киррский.

В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. Свойства ангельской природы. Духовность, бестелесность (однако вопрос о телесности ангелов не догматизирован). По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому не имеют троякого измерения. С другой стороны, они не вездесущи: духовно присутствуя там, где им поведено, они не могут одновременно действовать в другом месте. Свойством ангельской природы является также бессмертие. Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу. Для них свойственно высочайшее ведение. Но это совершенство ограничено.

В Священном Писании нигде не утверждается, что число ангелов бесконечно, называются большие, но все-таки конечные числа. Поэтому однозначно утверждать, что число ангелов бесконечно, невозможно. Возможно ли увеличение числа ангелов – есть разные мнения.

Небесная иерархия. В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, силыи др.Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла). Архангелы упоминаются в 1 Сол.4 и Иуд.1:9.

 Согласно «Ареопагитикам», девять ангельских чинов разделяются на три триады (по нисходящей): Епархия: серафимы, херувимы, престолы. Метархия: господства, силы, власти. (Без названия): начала, архангелы, ангелы.

Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден: наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие — демоны, или бесы. И промышление Божие о двух категориях бесплотных духов, естественно, различно. Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Отношение Бога к злым духам кратко можно выразить двумя словами: попускает и ограничивает

 

4. Император Константин и победа христианства. Обращение имп. Константина в христианство. Миланский эдикт 313 года. Религиозная политика имп. Константина и его сыновей. Языческая реакция при имп. Юлиане Отступнике.

Миланский эдикт — датируемое 313 годом письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей». 

Константин (306-337) сближается с христианскими священниками; празднование своего десятилетнего царствования он совершает (в 316 г.) без языческих воскурений и без языческих жертв. По сознанию уже был христианином. Однако Крещение принял уже в конце жизни. В день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. Прославлен в числе равноапостольных. В 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был обретен в 326 году.





Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:



© 2015-2020 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.