Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Питание: масла, травы и методы приготовления пищи




В следующем пункте речь идет о маслах 147:

сливочное масло,

масла из семян,

костный мозг и

жир.

Все они имеют сладкий вкус. Жир тяжелее и холоднее, чем костный мозг, костный мозг тяжелее и холоднее растительного масла, а растительное масло тяжелее и холоднее сливочного масла.

Поскольку масла по своим свойствам маслянистые, тупые, мягкие, тонкие, податливые и влажные, то они помогают при старческой и детской слабости, а также полезны ослаблен­ным людям любого возраста, истощенным людям, тем, у кого грубая, шершавая кожа, тем, у кого иссякла воспроизводя­щая жидкость, тем, у кого часто бывает понос, и т. д. Они помогают также при болезнях ветра, происходящих от слиш­ком большой словесной или умственной активности.

Свежее масло холодное; оно увеличивает мужскую силу, улучшает цвет лица, увеличивает силу, устраняет болезни жара-«желчи».

Старое масло, хранившееся год, обладает ле­чебными свойствами и помогает при душевных болезнях, забывчивости, подверженности обморокам, а также полез­но людям, страдающим кожными язвами.

Очищенное масло, или гхи, которое получают, перетап­ливая не слишком старое сливочное масло и удаляя собира­ющиеся на поверхности отходы, повышает остроту ума, уси­ливает память, дает организму много тепла, порождает фи­зическую силу и увеличивает срок жизни. Очищенное мас­ло — высшее из всех видов масел — имеет тысячи свойств.

Мы в Тибете пьем много очищенного масла. Перетапли­ваем его вечером, удаляем отходы, затем по желанию добавляем мед или сахар и пьем вместо чая — и даже довольно большую чашку. Пьем его как чай, еще горячим. Одной из причин, почему у нас, тибетцев, такая блестящая, лосняща­яся кожа, является следующее: сразу же после рождения ребенка мы берем палочку, на которой вырезан слог дхи — семенной слог Манджушри, воплощения мудрости всех будд. Мы обмакиваем ее в желтый порошок из вещества, получа­емого из печени слона и похожего на мускус, и касаемся ею языка младенца, оставляя на нем желтый слог дхи. Это дела­ется для установления причинно-следственной связи, что­бы ум стал светлым, а речь разумной. Затем, еще даже до материнского молока, новорожденному дают чайную ложеч­ку жидкого топленого масла, чуть подслащенного патокой или медом. Вот поэтому мы, тибетцы, так лоснимся, поэто­му у нас такой блестящий цвет лица.

Я сделал все это для ребенка одного американца в Дхарамсале, когда принимал роды, и теперь лицо этого ребенка лоснится больше, чем у обычных западных людей. У нас есть поговорка, гласящая, что если лицо ребенка слишком белое и не лоснится, то, наверное, у него мать очень бедна, раз не могла дать ему масла, когда он родился.

 

Вопрос: Не будет ли вредно пить топленое масло человеку с расстройством «желчи»?

Ответ: Зимой это не вредно, а тибетцы настолько привыкли пить масло, что оно не вредит им и в другое время года. В Тибете монахи-тантристы выпивают по три-четыре чашки в день, а другие люди — по чашке. Острый ум и ясная память содействуют самоуглублению, а также способности удерживать внимание. Даже если у вас хорошие умственные способности, но нет крепкой памяти, вам не удастся удерживать ум на объекте своего внимания.

 

Итак, повторим, что сливочное масло увеличивает тепло, силу и продолжительность жизни, придает телу наилучшую маслянистость. Это очень сильное средство, имеющее тыся­чи функций.

 

От потери аппетита, от запоров вследствие «слизи» и су­хости кала хорошо помогает похожий на сыр продукт, по­лучаемый из молока только что отелившейся коровы, а так­же сыры, приготовляемые из сыворотки и других молоч­ных продуктов.

Масло, естественным образом собирающее­ся на стенках деревянного подойника, устраняет болезни «слизи-ветра» и порождает пищеварительный жир.

Кроме упомянутых свойств масла, у масла из молока дри и молока овец есть способность устранять болезни холода и «ветра».

Масло из молока дзо, помеси, у которой отец — як, а мать — корова, нейтрально, то есть оно ни горячее, ни холодное, а потому мы считаем его лучшим из всех.

Масло из коровьего или козьего молока холодное и поэтому устра­няет болезни жара, связанные с «ветром».

Все сказанное от­носится к свежему маслу. Когда масло выдерживается в тече­ние года, то даже коровье и козье масло становятся теплыми и поэтому устраняют болезни холода и «ветра».

 

Что касается растительных масел, то масло из белого и черного кунжута обладает горячими и острыми свойства­ми, оно способствует наращиванию плоти у худощавых людей, но делает более стройными людей коренастых. При питании по нашей системе могут происходить удивитель­ные вещи, например, употребление одной и той же пищи дает совершенно разные результаты в зависимости от осо­бенностей человека, потребляющего ее. Если масло из чер­ного или белого кунжута употреблять в пищу или натирать­ся им, оно укрепляет тело и у полных людей, и у худоща­вых, а кроме того, устраняет «ветер», связанный со «слизью».

 

Вопрос: Пьете ли вы кунжутное масло?

Ответ: Сначала мы на нем готовим, например, жа­рим в большом количестве масла изделия из теста, а уже затем его пьем. Тогда оно довольно вкусное, а так оно не очень приятное. Пьем его в умеренно горячем виде. Оно очень полезно для людей с сильным преобладанием «вет­ра», но при высоком уровне «желчи» его пить нельзя.

 

Масло из семян белой или черной горчицы подавляет «ве­тер», но порождает «слизь» и «желчь». Горчица порождает много «желчи». Если добавить в пищу половину чайной лож­ки этого масла, то ничего плохого не произойдет, но, если длительное время употреблять по четыре чайные ложки, это будет вредно.

 

Костный мозг в любом виде подавляет «ветер» и подни­мает силу воспроизводящей жидкости, однако немного уве­личивает «слизь».

Обычно жир полезен при болях в суста­вах и костях, а также при ожогах любого происхождения. Жир можно использовать также как наружное средство при ожогах. Он способствует лечению болезней «ветра», помо­гает при истечении из ушей «желтой жидкости», при болез­нях мозга, устраняет болезни матки.

 

Людям, в организме которых преобладает «желчь», нуж­но пить очищенное свежее сливочное масло, а людям с преобладанием «слизи» — очищенное старое сливочное масло. Тем, у кого преобладает «ветер», полезно пить кун­жутное масло.

 

Люди, употребляющие такие масла, и в особенности очи­щенное сливочное масло, часто и регулярно, тем самым по­могают разжиганию своего внутреннего тепла и очищению всех полостей организма, которые в этом случае не запол­няются лимфой и тому подобным. Кроме того, становятся крепкими все семь физических составляющих, увеличива­ется физическая сила, появляется хороший цвет лица, все органы чувств работают должным образом. У этих людей замедляется процесс старения, они могут прожить сто лет.

 

Вопрос: Почему так желательна маслянистость?

Ответ: Когда вы принимаете пищу, сначала пита­тельный сок превращается в кровь, затем кровь — в мыш­цы, мышцы — в жир, жир — в кости, кости — в костный мозг, а очень жирный костный мозг превращается в квинт­эссенцию, которая пребывает в сердце, но при этом и про­низывает все тело. Она обладает способностью порождать физическую силу, статность фигуры, хороший цвет лица и энергичность. Употребление масла повышает силу кост­ного мозга.

 

Вопрос: Является ли лоснящаяся кожа показателем силы костного мозга?

Ответ: Да, именно так. Это признак хорошего кост­ного мозга. Вот почему я говорил о том, что нужно да­вать младенцам очищенное сливочное масло еще рань­ше, чем молоко матери.

 

Вопрос: Какое сливочное масло нужно принимать человеку с преобладанием «слизи»?

Ответ: Старое, но не тухлое сливочное масло; «ста­рое» — значит выдержанное в течение одного года. Мож­но положить его в морозильник, так оно станет старым.

 

Вопрос: Каковы сезонные изменения в употребле­нии жиров?

Ответ: Летом и зимой следует больше употреблять растительное масло из семян. Весной употребляют ста­рое сливочное масло, а осенью — свежее.

Другие виды растительных масел из «плодов», напри­мер ореховое (из грецких орехов) и косточковое (из кос­точек персика), описаны в специальном руководстве в отдельном разделе о плодах.

ТРАВЫ

В разделе об овощах и травах 148 говорится об их разно­видностях со жгучим вкусом — о чесноке, луке и т. д. — и о разновидностях с горьким вкусом, в том числе об обычном одуванчике и другой разновидности лесного одуванчика, у которого, в отличие от обычного одуванчика, длинный стебель с многими цветками.

Кроме того, травы можно разде­лить на растущие в сухих местах и растущие во влажных местах. Их употребляют в сушеном и сыром виде, приго­товленными в смеси с другими компонентами или свежи­ми. В этом перечне сначала идет теплое и легкое, которое обладает свойством устранять болезни холода, а в конце — холодное и тяжелое: то, что устраняет болезни жара.

Лук и чеснок способствуют сну и аппетиту, устраняют болезни «слизи-ветра».

Белый чеснок тяжелый и холодный, благодаря чему устраняет болезни, вызванные микроорга­низмами, и болезни жара. Его холод помогает устранять бо­лезни жара и болезни, вызванные микроорганизмами; его тяжесть способствует устранению болезней «ветра».

Молодая белая редька — «молодая», значит, еще неболь­шая, собранная до пятнадцатого июля, — легкая и теплая, она порождает пищеварительный жар и устраняет избыток всех трех жизненных начал.

Зрелая же белая редька, хранив­шаяся в прохладном месте, — тяжелая и холодная. Она по­рождает «слизь» и тому подобное.

Репа похожа на нее, но, помимо прочего, предохраняет от всяких недомоганий, свя­занных с отравлениями.

Все разновидности горного чеснока тяжелые, трудно перевариваются, повышают аппетит.

Гималайский ревень (чум) 149 и чуло (листья щавеля) 150 растут в горах, как бам­бук, т. е. старый стебель у них полый; у второго нет длинно­го стебля, листья большие, с возрастом становятся красно­ватыми. Вкус чуло кислый и вяжущий, а чумсладкий и кислый. Оба устраняют «слизь» и повышают аппетит.

 

Все эти травы и овощи запирают просветы каналов и сни­жают силу лекарств; вот почему мы рекомендуем людям, принимающим лекарства, не есть овощей. При употребле­нии овощей просветы каналов сужаются.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Если говорить о смешивании и приготовлении пищи, то рисовый суп готовится тремя способами: жидкий, средний и густой. Бывает и просто вареный рис, не в виде супа.151 Первый из этих супов — самый легкий и лучше всего усва­ивается, густой — самый тяжелый.

Жидкий рисовый суп утоляет жажду и помогает уравно­весить три жизненных начала, он избавляет от истощения, уравнивает телесные составляющие, порождает жар и при­дает эластичность стенкам каналов.

Более густой рисовый суп порождает тепло, утоляет голод и жажду и постепенно восстанавливает ослабленный организм. Он также устраняет остатки болезней и запоры, обусловленные задержкой газов.

Самый густой рисовый суп прекращает понос, возбуждает аппетит и утоляет жажду. Поэтому рисовый суп в высшей степени рекомендуется тем, кто перенес дизентерию, для вос­становления сил и полного выздоровления.

Рисовый суп хо­рош во всех трех видах. То же самое касается и других жид­ких кашиц.

Рис, сваренный в мясном бульоне или в молоке, стано­вится тяжелым.

Сваренный в воде, он легок и хорошо усва­ивается.

Воздушный рис — когда рис моют, обсушивают, кладут в небольшое количество растительного масла и об­жаривают так, что он лопается и становится очень хруп­ким, — прекращает понос и способствует сращению сло­манных костей.

Суп из незрелых зерновых вызывает запоры и подавляет пищеварительный жар, поэтому очень вреден. Люди любят есть недостаточно поджаренное зерно или незрелый сырой зеленый горошек. Это тоже вредно.

Печеное зерно — которое было пропечено в котле — в супе весьма полезно. Оно легкое, мягкое, теплое, легко пе­реваривается и очень вкусное. В Тибете принято прогревать в котле зерно, перемешанное с песком, а затем зерно отделя­ют от песка. Такое зерно хорошо разваривается, и в супе оно просто великолепно. Чтобы пропечь ячмень, его моют, об­сушивают на солнце, причем внутри сохраняется влага, а затем пекут в горячем песке, после чего зерно отделяют от песка и насыпают в большую емкость. Затем его топчут ногами, чтобы отделить шелуху. После этого зерно провеи­вают на ветру.

Такой пропеченный и размолотый ячмень, если есть его холодным, порождает физическую силу, он тяжел. Но это если есть его холодным, а если его приготовить, то он ста­новится легким и мягким, благодаря чему легко перевари­вается.

Остатки еды через несколько дней приобретают свойство подавлять пищеварительный огонь желудка. Вообще счита­ется, что через двадцать четыре часа после приготовления любая пища становится несвежей 152, хотя бы она и храни­лась в холодильнике. «Несвежая пища» имеет холодные свой­ства.

Если заморозить пищу, то сущность ее изменяется: одна становится теплее, другая — холоднее. Если замораживать сырые пищевые продукты, то они не теряют своих свойств, но если замораживать уже приготовленную пищу, то она изменяется.

Замороженное сырым мясо становится еще более теплым по своим свойствам; если оставить его в морозильнике на несколько месяцев, оно не испортится и не станет вредным для здоровья.

 

Вопрос: Применимо ли это правило к пище, кото­рая была приготовлена, а затем законсервирована?

Ответ: В консервах свойства пищи никак не могут остаться неизменными. Кроме того, металл консервной банки подвержен ржавчине. Ржавчина может оказаться полезной при болезнях печени и глаз, так что иногда от этого бывает и некоторая польза.

 

Вопрос: Можно ли сварить рис и оставить его в хо­лодильнике на несколько дней?

Ответ: Это вредно. Если подогревать рис, он стано­вится тяжелее и холоднее. Если вы готовите на три дня и едите по мере потребности, то он становится все более тяжелым и более трудным для переваривания.

 

Вопрос: А как же хлеб?

Ответ: Вполне допустимо есть хлеб, выпеченный не­сколько дней назад. Ухудшение пищи, о котором я гово­рил, относится к пище, которая варится в воде, а хлеб пекут.

 

Вопрос: Западные специалисты-диетологи утверж­дают, что сам по себе рис не обеспечивает надлежащего питания.

Ответ: Обычно мы едим рис с чем-то еще — с мя­сом и т. д., — суп же из чистого риса полезен для тех, кто перенес дизентерию. Но даже в рисовый суп можно до­бавить овощи.

 

Вопрос: Используется ли чеснок для лечения болез­ни сердца?

Ответ: Если болезнь сердца заключается в наруше­нии «ветра» или нарушении «слизи-ветра», связанном с микроорганизмами, а не в расстройстве крови, то чеснок будет полезен. Если же это болезнь «ветра» и крови — расстройство жара, то чеснок не поможет.

 

Вопрос: Как замораживание влияет на овощи?

Ответ: Для овощей верно примерно то же самое, что и для зерновых. Даже если, вынув из холодильника, ра­зогревать их, они все равно уже стали тяжелее вследствие охлаждения. Однако <сырое> мясо приобретает при за­мораживании более теплые свойства. Становиться теп­лее — значит становиться тяжелее. Свежее мясо холод­ное и легкое; старое мясо — теплое и тяжелое.

 

Смолотый печеный ячмень, который смешивают с горя­чей водой, чаем или пивом, чтобы получился суп, легко переваривается и способствует похуданию; он устраняет все дурные последствия трех начал.

Из молотого пропеченного ячменя можно сделать более густую массу в виде теста и оставить для брожения, в ре­зультате получается ячменное пиво. Оно устраняет наруше­ния «ветра» и усиливает внутреннее тепло, пищеваритель­ный огонь.

Старое ячменное пиво повышает аппетит и устраняет все расстройства трех жизненных начал. Однако, если пить его слишком много, его кислота может быть немного вредна для сердца, поскольку она увеличивает кровь.

Все виды мясного бульона восстанавливают ослабленный организм, дают чувство физического удовлетворения и по­могают при нарушениях «ветра».

Есть еще один продукт из молотого пропеченного ячме­ня. Из него замешивают тесто и оставляют на сутки. Оно становится немного кислым. Его раскатывают и нарезают как лапшу. Эту лапшу сушат, а затем кладут в суп. Это счи­тается наилучшим средством для подавления «ветра».

Зелень

Листья крапивы подавляют «ветер» и порождают тепло. Однако если употреблять ее в большом количестве, это бу­дет способствовать возникновению нарушений «слизи» и «желчи».

Листья мальвы 153, растения с большими красными цвет­ками, хорошо помогают прекращению поноса; они дают тепло.

Трава, называемая подорожником 154, у которой сок, выступающий на срезе, похож на кровь, действует таким же образом.

Есть белые клубни, похожие на картофель; у растения длинный стебель с желтым цветком наверху 155; оно идет на корм свиньям. Его листья подавляют нарушения «ветра» и способствуют подсыханию ссадин и потертостей, но порож­дают «слизь» и «желчь».

Листья растения, называемого нэу 156, обладающие свой­ствами ртути, вредны для глаз, но открывают кишечные каналы, когда человек страдает запором вследствие задерж­ки «ветра».

Есть растение высотой около шестидесяти сантиметров и с красными листьями |57, которое обычно называют «ново­годний цветок» 158. Его листья устраняют нарушения всех трех жизненных начал. Используются как пищевая краска очень яркого красного цвета.

Лесное растение с тремя цветками на стебле, которое на­зывается къяб 159 и несколько напоминает одуванчик, и сам одуванчик160, а точнее говоря, листья этих растений — холодные и поэтому устраняют болезни жара. Это относит­ся к молодым листьям одуванчика на молодом растении.

Листья разновидности круглолистного имбиря 161, расту­щего в снежных горах или на каменистых склонах, где обыч­но лежит снег, устраняют болезни жара «желчи» и болезни головы, вызванные «желчью».

Листья всех бобовых повышают аппетит, но порождают нарушения «слизи» и «ветра». Они способствуют выведению масла из организма и удаляют непереваренные раститель­ные масла, получаемые из семян, например кунжутное.

Молодые листья гороха и фасоли — нейтральные с точки зрения тепла и холода, а через некоторое время порождают нарушения «ветра-слизи» и способствуют возникновению язвочек на теле.

Употребление в пищу листьев горчицы ухудшает состо­яние «слизи» и «желчи».

Листья растения, называемого чава 162, — дягиля, который растет там же, где одуванчики, и более крупные листья лесного растения, называемого ранэ 163, устраняют «слизь-ветер».

Листья крупной белой редьки 164имеют горячее свойство; они порождают жар, прекращают понос и улучшают состо­яние «ветра». После осеннего равноденствия они утрачивают эту способность, потому что становятся перезрелыми.

Белый чеснок и синий чеснок 165, а также их листья полезны при болезнях «ветра».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.