Одно из самых перспективных направлений применения имитационного моделирования — обучение. С помощью имитационных моделей создается виртуальный мир, подчиняющийся законам, которые преподаватель вложил в модель. Демонстрация основных физических законов с помощью анимационных моделей помогает лучшему пониманию учащимся физической картины мира. Удобство AnyLogic состоит также в том, что нажатием одной кнопки по модели может быть построен апплет, который может быть помещен в Интернет и запущен под управлением любого браузера.
В этой главе мы подробно рассмотрим модели маятника, столкновения биллиардных шаров и трехзвенного шарнирного механизма.
Модель маятника (Pendulum)
В этом и следующих разделах разобраны модели типичных динамических систем. Читатель может исследовать модели при различных значениях параметров, изменить или дополнить их. Они находятся в папке Model Examples\Part V.
Рассмотрим сначала модель простого маятника.
Постановка проблемы
Физический маятник — одна из простейших динамических систем. Пусть маятник имеет массу 1, нить длиной 1. Обозначим угол отклонения маятника от вертикали альфа, угловую скорость омега, ускорение силы тяжести Г.
На маят ник при его движении действует тормозящая сила сопротивления среды, пропорциональная угловой скорости омега, с коэффициентом мю. На рис. 23.1 представлены соотношения, определяющие движение маятника массой 1.
Описание модели
Модель построена в точности по формулам рис. 23.1. Она содержит две переменных состояния, alpha и omega, и три параметра, 1, mu и Г, а также начальное значение переменной alpha, которая здесь задается параметром с именем alpha0. Переменные х и у определяют координаты центра масс маятника. Они выражаются через другие переменные и параметры формулами рис. 23.1.
Корневой объект модели здесь назван Pendulum, в нем определены четыре переменных: х, у, alpha и omega, причем первые две определены формулами, а две другие — как интегралы в полном соответствии с рис. 23.1. Начальное значение угловой скорости omega выбрано равным 0.
Четыре вещественных параметра l, mu, g и alpha0 со своими значениями определены в поле Параметры окна свойств корневого объекта.
Анимация
В окне анимации определены три области. В одной из них с помощью линии и овала нарисован маятник. Линия, названная Line2, изображает нить, один ее конец имеет координаты (0,0), а у второго в поле динамических значений координат установлены величины х и у. Это значит, что при работе модели данный конец отрезка всегда будет находиться в точке с этими координатами. У овала (круга) в поле динамических значений координат также стоят х и у — это значит, что центр данного круга будет всегда при работе модели двигаться в соответствии с изменениями координат.
Вторая область — набранные разными шрифтами тексты: название модели и небольшой поясняющий текст.
Третья область включает два слайдера, которые при работе модели можно двигать, изменяя значения соответствующих параметров. Заметьте, что надписи
у слайдеров, изменяющих параметры модели (длину нити и коэффициент сопротивления среды), не совпадают с именами соответствующих параметров. Эти объекты в модели совершенно различны. Важно только, чтобы для выводимых значений были указаны правильные имена.