Если учитывать то, что экономические процессы являются неотъемлемой частью исторических процессов, то в этом отношении мы неизбежно сталкиваемся с проблематикой такой философской дисциплины как философия истории.
Раскрывая суть первого вопроса, следует уточнить, что дисциплина «философия истории», выделяется в самостоятельный раздел только в XVIII веке в трудах И. Гердера, хотя термин этот был введен еще Вольтером. Необходимо выделить предметную область философии истории, ее отличие от исторических наук, так как она занимается не изложением исторического процесса, а его истолкованием в целом с позиций философских принципов и категорий. Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе и его критериях, о единстве и многообразии исторического процесса.
Особое место в философии истории занимают вопросы методологии и специфики исторического и в целом социально-экономического познания. При этом надо помнить, что философия истории невозможна без опоры на исторические и социально-экономические науки. В противном случае она превращается в схоластическую спекуляцию. Вместе с тем и исторические и социально-экономические науки нуждаются в философии истории, так как в ней вырабатываются общие принципы синтеза исторического и социально-экономического материала.
Раскрывая второй вопрос, необходимо помнить, что философия истории, рассматривая проблему направленности исторического развития, опирается на определение внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы смысла и цели истории. В результате становится возможным выяснение вопроса о единстве и многообразии исторического процесса.
Третий вопрос целесообразно рассматривать на примере анализа конкретных философско-исторических концепций. Например, линейные представления об исторических процессах свойственны христианской фи-лософско-теологической традиции, концепции бесконечного прогресса разумных оснований истории в эпохе Просвещения. Цикличное представление об истории свойственно античному мировоззрению, позитивизму XIX века, культурологическим и цивилизационным концепциям. Соотношение ритмичности и аритмичности исторического развития можно встретить в концепциях Л. Гумилева, А. Чижевского, И. Пригожина, Н. Моисеева. Экспонциональность и волновая природа исторических процессов хорошо раскрывается через экономическую теорию долгосрочных циклов («длинных волн») русского экономиста Н.Д. Кондратьева и теорию краткосрочных циклов Д. Китчена.
Наиболее важным типологическим различием между концепциями является наличие детерминистского или индетерминистского подходов. Ключевой вопрос при анализе характера и конфигурации исторического бытия человека заключается в выделении критериев прогресса, как отдельных цивилизаций, так и всего человечества, что составляет предмет рассмотрения четвертого вопроса. В зависимости от того, что будет лежать в основе прогресса, можно будет пытаться доказывать тезис о прогрессивном либо регрессивном развитии человеческой истории.
При ответе на четвертый вопрос целесообразно рассмотреть наиболее распространенные критерии прогрессивного развития: степень духовности (религиозности), уровень развития материальной культуры, развитие науки и техники, уровень благосостояния общества, экономический рост, уровень образованности граждан, экологическая безопасность страны, продолжительность жизни, уровень личной свободы, наличие гарантий прав человека и др.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое философия истории?
2. В чем заключается связь проблематики философии истории с экономическими процессами.
3. Что такое прогресс?
4. Каковы критерии прогресса?
5. Что такое регресс? Каковы причины регрессивных явлений?
6. В чем состоит линейный взгляд на историю? '
7. В чем заключается суть идеи цикличности исторического развития?
Тема 2.2. Типология обществ
Динамика и типология исторического развития, периодизация истории. Концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский); рационалистически-просвещенческий взгляд на историю.
Философия истории Гегеля; географический детерминизм Ш. Монтескье и др.; демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство.
Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация» и его структура (производительные силы и производственные отношения, способ производства, базис и надстройка). Семья и формационное развитие общества. Естественно - исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Экономический детерминизм Э. Берштейна и др.
Культурологический подход к истории Освальда Шпенглера. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур.
Цивилизационный подход к пониманию общества (Арнольд Тойнби). Понятие цивилизации иего многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развитии общества. Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.
Практическое занятие «Типология обществ»
(форма обучения: очная)
1. Динамика и типология исторического развития. Периодизация истории.
2. Философия истории от Платона до Гегеля.
3. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Экономический детерминизм Э. Бернштейна.
4. Культурологический подход к истории О. Шпенглера и цивилизационная парадигма понимания истории А. Тойнби.