Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура позднего модерна: Искусство без образа




И проблема формотворчества. Постмодерн: образ конца света и человек Проекта.

План

1. Модернизм в эпоху создания предпосылок крушения второго мира. Поиски выхода из кризиса социума на путях внутренней и внешней экспансии страха.

а) модерн и вызовы глобализации;

в) теория и практика модернистского искусства в старых центрах;

с) теория и практика модернизма против и за традиционализм в развивающихся странах;

2.Модерн в изобразительном искусстве и музыке

а) модернистские течения конца века (роман,элитарный кинематограф, масс-медиа, мультимедийные техники, информационный бум, новейшая музыка);

в) карнавальное начало массовых мероприятий и подтекст массовых шоу, новые фигуры на сцене;

С) авангардистское искусство в поисках антигероя.

3. Предпосылки формирования культуры постмодерна.

а) кризис и крушение «второго мира»,  постмодернизм и почвенники;

в) обретение поздним капитализмом "второго дыхания" и одельное искусство жить: от сэконд-хэнда к новому дизайну мероприятий

с) образ конца света для всех категорий публики и тема нового начала (атиглобалзм и культура).

 

Основные понятия:

Масс – медиа, мультикультурализм, кризис парадигмы модерна, модерн, модернизация, флеш-моб, сэконд-хэнд, промоутеры, дилеры, диск-жокеи, дистрибьютеры, сканирование. трикстеры, новая информационная культура, информационное общество, халтура, китч. шоумен, стиль техно, новая музыка, время конца композиторов, ретро, фундаментализм, традиционализм, постмодерн, сверхрациональность, феноменология, электронная музыка, психоанализ, ревю, ангажированное искусство, абсурдизм, деидеологизация, смешение стилей, видеокультура, триллер, электронные средства массовой информации, серийное искусство, синестезия, панэстетизм, жанр катастроф, свободный монтаж, визуализация, конкретная музыка, массовая культура, элитарное искусство, атанальная музыка, саморазрушение искусств, инновация в культуре, критическая рефлексия, моноплюрализм, Великий отказ, панорамное видение, новый варварский стиль, художественный синтез, социальная критика.

Рефераты

Переходные и смешанные жанры нового информационного искусства

Одна из биографий поздних модернистов (Фуко, Барт, Ларс фон Триер, Воннегут, Андрей Вознесенский или кто-либо другой)

Феномен электронной музыки.

Структуралисты и их наследники о постмодерне

Умберто Эко как теоретик и практик постмодерна

«Кысь» Толстой как образец русского постмодерна

 Постмодерн и модерн: общее и различия

 

                                     Литература.

1. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. – Спб. 2010. С. 200- 216. 293-298, 336-339, 349-356

2. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008. С. 350-379

3. Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167.

4. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15.

5. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230.

6. Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76.

7. Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27.

8. Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10

9. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25.

10. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19

11. Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.

12. Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89.

13. Страны и народы. В 20-ти томах. Том: Зарубежная Европа. Западная Европа. М.,1979. –С.134-145.

14. Сартр Ж.-П. Молодёжь в западне. /Сборник над Сеной и Уазой/. –М.,1985. –С.283-293.

15. Сартр Ж.-П.. Что такое литература. М.,1999. С.29-36.

16. Рикёр П. Герменевтика. Политика. Этика. М.,1995. –С.3-9.

 

Литература по курсу

1. Аверинцев С.С. Поэты. - М., 1996

2. Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999

3. Алексеев В. П. Становление человечества. - М., 1984.

4. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. - М., 1966.

5. Андронникова М. И. Об искусстве портрета. - М., 1975.

6. Античное наследие в эпоху Возрождения. Отв ред. Рутенбург В.И. - М., 1984.

7. Аполлон. Альманах. - Т. 1. - Кн. 1. - СПб., 1994

8. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII-XVIIIвеков. - М., 1973.

9. Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993

10. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987.

11. Барг М.А. Шекспир и история - М., 1979.

12. Барокко в славянских культурах. - М., 1985.

13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1988.

14. Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло. - М., 2000

15. Баталов Э. Я. Утопическое сознание и социальная утопия в США. - М., 1982.

16. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М. 1995.

17. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. - М., 1996.

18. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда. /Вехи. Интеллигенция в России. - М., 1991.

19. Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. М.; К.2002

20. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996.

21. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х томах. - М., 1991.

22. Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. - М. 1975.

23. Бухарин Н.И. Этюды. - М., 1988.

24. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. Петербург. 1999.

25. Вехи. Интеллигенция в России. - М., 1991.

26. Викторова Е. Адриано Челентано. - М., 1991.

27. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс Х111-ХV1 вв. В 2-х т. - М., 1977.

28. Вінніченко В. Відродження націі. У 3-х т. - К. 1990.

29. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М., 1978

30. Всемирная история. В 10-т. - М., 1955. - Т. 1.,

31. Всемирная история. В 24-т. - Минск. 1996. - Т. 1.,

32. Вуд П., Вулси Л., Хэмблин Д., Джонсон Л. Жизнь до человека. - М., 1977.

33. Гайденко П.П. Видение мира в науке и культуре Ренессанса. /Наука и культура. Отв. Ред. В.Ж. Келле. - М., 1984.

34. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. - М., 1965.

35. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. - К., 1990.

36. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Издание 2-е. М., 1984.

38. Гюго В. Предисловие к "Кромвелю" /Гюго В. Избранные произведения в 2 т. - М. 1952. - Т. 2,

39. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. /Сочинения. - М., 1953. - Т. 5.

40. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве 11-XVIвеков. М., 1988.

41. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. -Харьков-Москва. 1996.

42. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. - М., 1976.

43. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. – СПб. 2010

44. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. Высшая школа. 1990.

45. Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М., 1976.

46. Зарубежная литература ХХ века. Хрестоматия под ред Н. Михальской и Б. Пуришева. - М. 1981.

47. Иваньо И. Очерки развития эстетической мысли Украины. - М. 1981.

48. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. - М, 1984.

49. Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998

50. История всемирной литературы. В 9-ти т. М.1983.Т.3.

51. История всемирной литературы. Отв. ред. Ю.Б. Виппер. В 9-ти т. М., 1987. Т. 4.

52. Кертман Л.Е.История культуры Европы и Америки (1870-1917). М. 1987

53. Кнышенко Ю. В. История первобытного общества. - М., 1973.

54. Конрад Н.И. Запад и Восток. М. 1963.

55. Короленко В.Г. Если возможен ещё выход в России /Украінський історичний журнал. 1987. - №7.

56. Котляр.М. Кульчицький С. Шляхами віків. - К. 1993.

57. Кренделёв Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн. - Новосибирск. - 1980.

58. Кропоткин П. А. Великая французская революция. - М., 1979.

59. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М.1977.

60. Куликова И.С. философия и искусство модернизма. М.1980.

61. Культура древнего Рима. В 2-х т. М., 1982.

62. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М., 1981.

63. Культурология. Под ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону. 1995.

64. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1982.

65. Ле Гофф Ж. С небес на землю /Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. Вып. 1991. М., 1991.

66. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. - М., 1991.

67. Литературные манифесты европейских романтиков. - М. 1980.

68. Лифшиц М. А. Вольтер - мыслитель и художник /Лифшиц М. А. Собр. соч. с 3-х т. -Т. 2.

69. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. - М., 1980.

70. Лифшиц М. Почему я не модернист?// Лифшиц М. Искусство и современный мир. М. 1978. - С. 19 -31.

71. Лифшиц М. Собрание сочинений в трёх тт. Т.3.

72. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997.

73. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

74. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992.

75. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998

76. Лукьянов С.А. Украинская и зарубежная культура в схемах и таблицах. Харьков. 2000.

77. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М., 1980.

78. Майор Сарагоса Ф. Завтра всегда поздно. - М.,, 1989.

79. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008

80. Мейер Дж. Лайза Минелли: история жизни. - Смоленск. 1997

81. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство /Малая история искусств. - М., 1973.

82. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М., 1991.

83. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. - К., 1981.

84. Неретина С. Через идею диалога культур /Одиссей. Выпуск 2.- М.,, 1990. - С. 23-28.

85. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - М., 1978.

86. Окладников А. П. Происхождение искусства. - М., 1967.

87. Парандовський Я. Міфологія. - К., 1977.

88. Платонов С. После коммунизма. Второе пришествие. Второе издание - М., 1991.

89. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. - М., 1975.

90. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVIIвека (Малая история искусств). - М.,, 1982.

91. Пуришев Б. Лирическая поэзия средних веков /Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. - М.,, 1974.

92. Пушнова Н. Мистерия //Музыкальная жизнь. 1990. №14.

93. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре. /Наука и культура. Отв. Редактор В.Ж. Келле. - М.,, 1984.

94. Ривкин Б. И. Античное искусство (Малая история искусств) - М., 1972.

95. Рикёр П. Герменевтика, Этика. Политика. - М., 1995.

96. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. - М., 1995.

97. Рокар М. Трудиться с душой. - М.,. 1990,

98. Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вевекананды. - М., 1990.

99. Роллан Р. Милле /Роллан Р. Собрание сочинений. - Т. 14. - М., 1958.

100. Руссо Ж.Ж. Избранное. - М., 1977.

101. Самарин Р.М. Зарубежная литература. - М.,., 1986.

102. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989

103. Сартр Ж-П. Молодёжь в западне /В сб. Над Сеной и Уазой. - М., 1985. - С. 283-293.

104. Советское актерское и театральное искусство в 50-70 гг. - М., 1982.

105. Согомонов А. Ю. Феноменология зависти в древней Греции. /Этическая мысль. 1990. - М., 1990.

106. Солдатенков. Л.Я. Владимир Высоцкий. - М.,1999

107. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

108. Стендаль Ф. Расин и Шекспир /Стендаль Ф. Собр. соч. в 15 тт. - Т.7. - М., 1959.

109. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

110. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К. Бичко та ін. - К., 1993.

111. Троцкий Л.Д. Литература и революция. - М., 1991.

112. Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10

113. Украінці: народні вірування, повіря, демонологія. - К., 1992.

114. Флиер А. Теория культуры вместо исторического материализма //Общественные науки и современность. - 1993. № 2.

115. Фуко - М., Слова и вещи. - М., 1977

116. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М., 1998

117. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977.

118. Хансон Х.У., Хансон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996..

119. Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М.,., 1978.

120. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. - М., 1997.

121. Художественный язык средневековья. Ответственный редактор В.А. Карпушин. - М., 1982.

122. Шафаревич И. Р. Есть ли в России будущее? - М., 1991.

123. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании /Собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 6.

124. Шлемкевич М. Загублена українська людина. - Львів 1992.

125. Эко У. Отсутствующая структура. - СПб., 1998

126. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. Собр. Соч. В 9-ти томах - М., 1967. - Т.9.

127. Эрн В.Ф. Г. Сковорода. Жизнеучение. К., 1992.

128. Юренев Р. Чудесное окно. Краткая история мирового кино. - М., 1983.

129. Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996

Вопросы к экзамену или зачету

1. История культуры среди других наук о культуре

2. Трудность определения культуры и лёгкость описаний явлений культуры обыденным сознанием.

3. Культура и искусство. Виды искусств.

4. Пространство и время художественной культуры. Жанры словесного искусства.

5. Пластика. Пластические искусства. Жанры пластических искусств.

6. Слово и пластика. Жанры синтетических видов искусства.

7. Культура и цивилизация. Теории цивилизации (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Л. Н. Гумилёв. С. Хантингтон и другие).

8. Формационный подход к культуре. Теория двух культур.

9. Знаково-символические школы истории культуры. Этнология и украинская национальная традиция.

10. Происхождение археологических культур. Синкретизм первобытного сознания

11. Искусство эпохи позднего камня, бронзы и раннего железа. Наскальная живопись, дописьменные предания.

12. Этнографические аналоги первобытных веков.

13. Происхождение ранних культур на территории Украины дославянского периода.

14. Мифологическая картина мира древних греков

15. "Илиада" и "Одиссея" Гомера - ключ художественной мифологии стран Европы.

16. Искусство древних греков. Ваяние и зодчество. Поэтический стиль в литературе и на сцене.

17. Древнеримская культура.

18. Предпосылки и генезис украинской национальной культуры. Ранние формы славянского искусства.

19. Картина мира и культовый центр средневекового человека. Готический и романский стиль соборов.

20. Герои и поэтика средневекового искусства.

21. Карнавальная культура средневековья. М. М. Бахтин о языке карнавалов.

22. Гуманизм и гуманисты эпохи Возрождения.

23. Открытие художественной перспективы в картине мира культуры Ренессанса.

24. Театр в жизни и на сцене: понятие "красивой жизни" во Флоренции и Риме.

25. Шекспир в культуре Ренессанса.

26. Искусство барокко. Барочный синтез.

27. Поэтика и герои новоевропейского искусства эпохи барокко.

28. Феномен украинского барокко. Особенности национального стиля.

29. Казацкое, польское и русское барокко в архитектуре Украины 18 века.

30. Григорий Сковорода: от барокко к просвещению.

31. Эпоха Просвещения. Апология чувства в культуре.

32. Эволюция живописи: от рококо к революционному классицизму.

33. Просветительский роман или просвещение чувств. Сентиментализм

34. Театр как трибуна эпохи и переход к программной музыке.

35. Романтизм как культурный стиль и идейное движение.

36. Романтический герой. Манифесты романтиков.

37. Романтизм в изобразительных искусствах.

38. Романтизм в литературе, музыке и на сцене.

39. Культура народа и культура нации, нации и элиты. Условия позднего формирования культуры украинской нации.

40. Романтический период национального становления. обоснование и защита права на самостоятельное развитие. Кирилло-Мефодиевское товарищество.

41. Тарас Шевченко как феномен социального и национального самосознания. Вклад поэта в искусство и национальные традиции Украины.

42. Развитие национальной литературы и искусства в XVIII - первой половине XIX века

43. Поворот к реализму в украинской культуре. Борьба за правдивый стиль отображения действительности.

44. Обострение национальных проблем после отмены крепостного права, отражённое в культуре (Франко, Драгоманов).

45. Национальный театр. Рождение реалистического направления. Украинские классики театра.

46. Реализм в живописи Украины и украинские сюжеты в живописи народов империи (Репин, Куинджи, Ярошенко, Светиловский и другие).

47. Украино-русские культурные связи. Украинская и другие славянские культуры.

48. Эпоха позитивизма в поисках стиля. Хозяин и работник как фигуры искусства.

49. Реализм как тип художественного мышления. Реализм универсальный и реализм конкретный. Понятие о критическом реализме.

50. Литература, драматургия и театр второй половины ХІХ века в поисках стиля.

51. Живопись реализма (Курбе, Милле, Домье).

52. Борьба реализма с формализмом и натурализмом в искусстве.

53. Причины возобладания реалистического направления в русском искусстве.

54. Реализм в литературе как ведущем виде русского искусства. Психологический роман Ф. Достоевского.

55. Реализм в архитектуре, скульптуре и живописи России концы ХІХ - начала ХХ века.

56. Русский реализм на сцене и в музыке. Театральная революция К. С. Станиславского.

57. Ранняя советская культурная эпоха. Утверждение социалистического реализма как обязательного метода.

58. Советский авангард 20-х годов.

59. Тоталитарное искусство или искусство эпохи тоталитаризма. Деформация художественной культуры и шедевры советского искусства 30-50-х годов.

60. Литература и искусство эпохи оттепели. Последствия разоблачения культа личности для преемственности культурных традиций.

61. Поздняя советская культурная эпоха. Шестидесятники. Литература, живопись, театр.

62. Поздняя советская культурная эпоха. Неформальная культура. Рок, авторская песня, андерграунд.

63. Предпосылки смены культурной парадигмы, советский модерн. Кино, авангардистская музыка, скульптура, массовые зрелища.

64. Модернизм как поиск стиля и творение формы. Разложение содержания культуры в полосе непрерывного кризиса социума.

65. Теория и практика авангардного искусства с точки зрения самих модернистов.

66. Теория и практика авангардизма с точки зрения противников модернизма.

67. Модернистские течения в изобразительном искусстве и музыке.

68. Модернизм в романе, на сцене и в поэзии.

69. Предпосылки формирования культуры постмодерна. Авангардистское искусство в поисках антигероя.

70. Постмодернизм в литературе и эстетике. Образ конца света и понятие нового начала.

71. Пластические искусства и кино эпохи постмодерна.

72. Теории, объясняющие феномены модерна и постмодерна.

73. Нобелевские лауреаты в области культуры.

74. Культура и искусство эпохи постмодерна в странах СНГ.

75. Культура и искусство эпохи постмодерна в Украине.

 

               МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

               ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                   имени ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

 

 

                           МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                                                     к курсу

                       "МИРОВАЯ КУЛЬТУРА"

                               (для студентов всех специальностей)

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

 кафедры документоведения и технотронной информологии

Протокол № 13 от 05.17

 

                                                                                 Луганск 2017

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2369 - | 2317 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.