Образ человека в истории и проблема периодизации.
План.
1.Объект, предмет, метод и функции курса.
А / Культура в историческом процессе;
В / История культуры как рождение, развёртывание и смена смыслов, орудий и субъектов культурной деятельности;
С / Методология исследования истории культуры.
2.Культурно-исторический процесс и деятельность человека. Исследование культурных процессов и законы развития культуры.
А / Образцы артефактов культуры и следы деятельности человека;
В / Отклонения и закономерности культурных процессов;
С / Форма и содержания обмена деятельностью в культуре: идентичность и самобытность
3.Объяснение и понимание культуры как исторического процесса.
А / Диалектическая и диалогическая концепция культурно-исторического целого и систем культуры;
В / Принципы объяснения и понимания культуры: аксиологический аспект понимания культурных процессов.
С / Социальные общности – носители культуры: этнос, народ, класс, элита, масса, интеллигенция, личность.
Темы рефератов:
Объяснение и понимание культурно-исторического процесса.
Откуда пришли к нам наши ценности?
Периодизация культур в формационном и цивилизационном подходах.
Носители культуры: кто создаёт и кто пользуется культурными ценностями
Роль отечественной интеллигенции в понимании культуры: между Сциллой нигилизма и Харибдой веры.
История культуры как источник типа человека (на примере образа сверстника)
Критическая педагогика и движение за культурное освобождение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М. 2001. С.11-21
2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. –Спб. 2010. С.12-24
3. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008. С.9-64
4. История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча. Ростов – на Дону. 2000. С. 6-17
5. Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.19-39
6. Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.6-20,485-510
7. Вебер А. Предварительные замечания к социологии культуры. //Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб. 1999. С.17-34
8. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. -С. 31-40, 83-129.
9. Грамши А. Искусство и политика. - М., 1991. Т. 1. - С. 357-365.
10. Лобас В.Х. Легенький Ю.Г. Украинская и зарубижна культура. К., 1997. -С.12-18.
11. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М. 1988.-С. 9-13.
12. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 547-554, 642-644.
13. Фрумин И.Д. Вызов критической педагогики. Вопросы философии. 1998. № 12. С.55-62.
14. Вехи. Интеллигенция в России. - М., 1991. - С. 153-156.
15. Мамардашвилли М.К. Интеллигенция в современном обществе. /Мамардашвилли М.К. Как я понимаю философию. М. 1990. С. 329-336
16. Сартр Ж-П. Молодёжь в западне. /В сб. Над Сеной и Уазой. - М.1985. - С. 283-293
17. Лифшиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. С. 3-5.
18. Барг М.А. Эпохи и идеи. - М., 1987. -С. 15-19.
19. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 298-308.
20. Неретина С. Через идею диалога культур //В сб. Одиссей. Выпуск 2. - М.., 1990. С. 23-28
21. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427-429.
Тема 2:
Первобытная культура. Образ зверя и проблема артефакта.
План
1.Происхождение археологических культур. Синкретизм первобытного сознания.
а) артефакты периода стадного образа жизни;
в) ценности времен материнской родовой общины;
с) патриархальный уклад и значение неолитической революции.
2.Культура эпохи позднего камня, бронза и раннего железа.
а) наскальная живопись;
в) образцы ранней скульптуры и архитектурных сооружений;
с) дописьменные предания.
3.Этнографические аналоги первобытных веков.
а) островки древности в современном мире. Быстрое исчезновение нетронутой архаики;
в) как этнографические данные восполняют картину эволюции общинной культуры;
с) различные способы возвращения к миру предков: ремифологизация и демифологизация.
Основные понятия:
палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, археологическая культура, архетип, петроглиф, пиктограмма, синкретизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, традиция, неандертальцы, инициация, барельеф, табу, неолитическая революция, миф, магия.
Рефераты:
Живопись палеолита. / Святилища и изотерические культы древности. / Один из мифов. Попытка толкования с точки зрения психоанализа (символизма, герменевтики, психосинтеза, структурализма или в любом другом ключе).
Литература
1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М. 2001. С.25-40
2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. СПб. 2010. С.88-92
3. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008. С.65-86
4. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К.Бичко та ін. К., 1993. С. 65-80.
5. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. - С. 35-48.
6. Культурология. Под ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону. 1995. - С.141-160.
7. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М., 1980. - С. 15-36.
8. Всемирная история. В 24-т. - Минск. 1996. - Т. 1., - С. 89-95, 158-166, 218-221.
9. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. - М., 1966. - С. 40-49.
10. Вуд П., Хэмблин Д., Джонсон Л. Жизнь до человека. - М., 1977. - С. 11-25.
11. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. /Малая история искусств. - М., 1973. - С.11- 55.
12. Алексеев В. П. Становление человечества. -М., 1984. - С. 8-16.
13. Кнышенко Ю. В. История первобытного общества. - М., 1973. - С. 318-338.
14. Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб., 1996. - С. 28-41.
15. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. - М., 1991. - С. 227-233.
16. Кренделёв Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн. - Новосибирск. - 1980. - С. 132-153.
17. Окладников А. П. Происхождение искусства. - М., 1967. - С. 5-17.
18. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании /Собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 6. - С. 351-354.
Тема 3