Лекции.Орг


Поиск:




Образ человека скуки и проблема ложного авангарда.




1.Эпоха «начала века»: мировой революционный процесс в жизни и культуре, отражение в авангарде.

а) человек скуки в ситуации действительных перемен;

в) филистёры и энтузиасты нового мира;

с) соперники модерна в начале ХХ века (1900 - 1929).

2.Новое искусство: виды, жанры и стили авангарда.

а) живопись как экспериментальная площадка новых стилей – кубизм, фовизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм и другие;

в) литература, драматургия, музыка и театр первых десятилетий ХХ века: умножение образов человека повседневности;

с) поэтика авангардистов: разрушение образа не удалось.

3. Раздвоение авангардизма и модернизма: перевооружение авангардов.

а) революция в искусстве и революция в естествознании;

в) реализм социалистический и авангардизм прогрессивный: годы сосуществования – 20-е;

с) Кульминация модерна: переход в арьергард системы или надлом нового искусства.

Основные понятия:

Мировой революционный процесс, революция в естествознании, революция в искусстве, социалистическое искусство, новое искусство, человек скуки, кубизм, фовизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, авангард как эстетическая категория, ложный авангард, ангажированное искусство, пролетарское искусство, классовый подход, новая архитектура, промышленная эстетика, трансгрессия, имажинизм, акмеизм, поэзия рабочего удара, башня Татлина

Рефераты:

Париж – столица зрелого модерна и Мекка авангардистов

Образ человека скуки в модерне

Образ энтузиаста в авангардном искусстве

Союз авангардистов и революционного искусства 20-х годов: причины и глубина расхождений на траектории совместного пути

Роль Пикассо в новом мироощущении эпохи

 

Литература

 

 

Тема 15:

Культура ранней советской эпохи.

Образ грядущего и проблема интернационального.

План

 

1. Ранняя советская культурная эпоха.

а) поэтическая культура 20-х годов и идеологический контроль;

в) искусство в эпоху нэпа и истоки тоталитарной культуры

с) советский авангард.

2.Культурная революция и образовательный бум. Утверждение социалистического реализма как обязательного метода.

а) споры о реализме, самоорганизация деятелей культуры;

в) официальное искусство социалистического реализма (литература, живопись, театр);

с) свёртывание многообразия направлений и объединение в творческие союзы.

3.Культура в эпоху тоталитарного контроля и тоталитарная культура.

а) разрыв или преемствственность культурно-исторического процесса?

в) основные достижения 30-х годов и начало массовых репрессий.

с) предпосылки смены культурной парадигмы, двойственность советского модерна.

Основные понятия:

попутчики, классовый подход, конструктивизм, большевизм, русское зарубежье, агитпроп, агитация, пролеткульт, культурная революция, индустриализация, коллективизация, творческие союзы, идеологический контроль, социалистический реализм, формализм, тоталитаризм, тоталитарное искусство, сталинизм, ГУЛАГ, идейно-политическое единство советского народа, принцип партийности, цензура.

Рефераты:

Актерская и театральная школа Станиславского и Немировича-Данченко в Советском Союзе.

Ранние советские фильмы (Эйзеннштейн. Пудовкин, Довженко, Ромм).

Живопись раненего советского периода (Лентулов, Гончаров, Фальк, Иогансен и другие)

Наш край в раннюю советскую культурную эпоху.

 

Литература

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М. 2001. С.512-532

2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. Высшая школа. 1990.С. 293-329

3. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. –СПб. 2010. С.349-354

4. Кертман Л.Е.История культуры Европы и Америки (1870-1917). М. 1987. С.

5. Петрухинцев Н.Н. Двадцать лекций по истории мирового искусства. М. 2001. С. 362-396

6. Лічковах В.В. Від Фауста до Адріана Леверкюна. Вступ до некласичної естетики. Чернігів. 2002. С. 7-62

7. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С. 338-364

8. Лифшиц М.А. Феноменология консервной банки. / Лифшиц М.А. Собрание сочинений. М. 1988. Т. 3. С. 454-477

9. Хэмингуэй Э. Американская богема в Париже. Чудной народ. / Хэмингуэй Э. Старый газетчик пишет.. М. 1983. С. 24-26

10. Пенроуз Р. Пикассо. М. 2009. С. 37-56

11. Левыш И.Я. Культурология. –Минск,1998. –С.247-344.

12. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. –М.,1998. –С.28-36.

13. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше. // Философские науки. 1991. № 2/3. С. 114- 116

14. Миллер Г. Моя жизнь и моя эпоха. //Всемирная литература. 1997 № 6 С. 172-175

15. Ионеско Э.Между жизнью и сновидением. // Инострання литература. 1997. № 10. С. 123-125

16. Чоран Э. М. Записные книжки. //Иностранная литература. 1998. №11. С. 231-232

17. Камю А. Бунтующий человек. – М.,1990. – С.75-81.

18. Добронравова І. Обмеження зазіхань суб’єкту: Мамардашвілі і Фуко/ -Філософсько–антропологічне читання’97 –К., 2000. – С.173-178.

19. Садуль Ж. Всеобщая история кино. – М.,1969. Том 6 – С. 48-102.     

20. Йофлев М. Профили искусства. М., 1965. – С.179-200





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

812 - | 707 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.