План
1. "Образ пространства" в картине мира культуры Ренессанса
А / Отступление о том, кого считать гуманистами?
2. Герои и поэтика ренессансного искусства. Открытие художественной перспективы.
3. Начало национальных литератур.
4. Театр в жизни и на сцене: эстетизация стиля
Основные понятия:
Ренессанс, возрождение, реформация, кватроченто, гуманизм, перспектива, чинквиченто, месса, балет, опера, канцона, сонет, мотет, золотое сечение, секуляризация, мадригал, комедия дель арте, баллада, меценаты.
Литература
1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М. 2001. С.173-190
2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. –Спб. 2010. С.147-162
3. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008. С.315-330
4. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. К.1993. - С. 129-131.
5. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К. 1997. - С. 199-208.
6. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили.К.1981. - С.58-105.
7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.1995. - С. 18-55.
8. Хансон Х.У., Хансон Э. Основы истории искусств. СПб. 1996. - С.217-257.
9. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. Петербург. 1999. - С.27-45.
10. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс Х111-ХV1 вв. М. 1977. Т.2. - С. 5-6, 9-14.
11. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.1963. - С. 249-251.
12. Гайденко П.П. Видение мира в науке и культуре Ренессанса. // сб. Наука и культура. Отв. Ред. В.Ж. Келле. М. 1984. - С. 252-268.
13. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М. 1965. - С. 239-430.
14. История всемирной литературы. В 9 тт. М.1983.Т.3. - С. 45-160.
15. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. - С. 11-27.
16. Античное наследие в эпоху Возрождения. Отв ред. Рутенбург В.И. М.1984. - С.6-20,142-159.Барг М.А. Шекспир и история 1979. - С.25-43.
17. /Любой альбом искусства с иллюстрациями Ренессанса./
Культура христианских Средних веков теоцентрична, авторитарна и иерархична (человек – мин., Бог – мах). Она долго являла свою самодостаточность, полного исчерпания её интенций так никогда и не произошло. Однако, в действие вступили факторы сокращения пространства-времени данного типа культуры. Ценностный сдвиг XI – XIII в.в., связанный с культурой городских коммун, нарушил равновесие между священным и человеческим, культурным и природным, форма больше не соответствовала содержанию, - этот ценностный сдвиг подготовил смену культур.
Около 1650 г. историк живописи и зодчества Джорджо Вазари впервые употребил термин «возрождение» (Ринашита – от итальянского глагола - восстанавливать), французы сделали с него кальку – Ренессанс. Есть некоторые различия между Возрождением и Ренессансом. Существует теория академика Николая Иосифовича Конрада: возрождения в культуре и истории многочисленны и не единовременны, но в тоже самое время представляют длительную полосу единого Возрождения, которое началось в VIII в. в Китае династии Тан (Танское Возрождение) и завершилось в XVII в. в Англии, захватив часть Средних веков и Нового времени на пространствах от Жёлтого моря до Атлантики.
По традиции модельной страной эпохи Возрождения считается Италия. Но у Конрада оно имело место и вне Запада. Не говоря уже о славянском и балканском Возрождении, он настаивает на единстве процессов в Средней Азии. Закавказье и других регионов.
В основу периодизации, как ни странно были положены культурные ценности, а не социальные. Ренессанс –это совокупность нескольких эпох истории, пусть и не столь длительных как средневековье. Выделяют обычно (но не без разночтений):
I –Проторенессанс (кон. XII – XIII в.в.), который кстати не охватывает всех европейских стран, ибо первый общеевропейский культурный стиль – Барокко.
II – Треченто (Ранний Ренессанс) (300 годы –XIV в.), термин Дученто (200-е годы) употребляется реже и в основном используется, когда речь заходит о живописи Джотто.
III –Кватроченто (Зрелый Ренессанс) (400 годы –XV в.)
IV –Высокий Ренессанс (последняя четверть XV в. –1/3 XVI в.)
V –Чинквинченто (Позднее Возрождение) (500 годы –XVI в).
Картина мира постепенно меняется. Это не происходит явным и всеобщим наглядным образом: иногда для осознания того, что ты жил в одну эпоху, нужно перейти к другой, Вазари сформулировал свою идею лишь постфактум). Новым моментом в этой картине мира стало открытие бесконечности пространства. Прежняя система мира Птолемея была сменена системой Коперника. Коперник, вдохновлённый не только экспериментальными знаниями, но и старой идеей платоника Аристарха Самоского, допустил три известные ошибки, но сделал рывок в будущее: солнце –центр Вселенной; планеты движутся по круглым орбитам, свод последних звёзд неподвижен. Но главное в его открытии: не солнце вращается вокруг планет, а планеты вокруг солнца. Из новой гелиоцентрической системы следовало желание доказать шарообразность Земли, что и сделали географические открытия (конец XV - начало XVI в).
Николай Кузанский (1401-1464) –гуманист и пантеист, неоплатоник Ренессанса как и Коперник, отождествил природу и Бога, дав одну из первую неоплатоновских картин мира Кватроченто, утверждал: чем больше мы знаем о природе, тем больше мы знаем Бога.
Не было чувства историзма, его заменяло, насколько впрочем это возможно, чувство целостности мира. Не случайно искусству этого времени присущи постоянные анахронизмы (например, изображали современных итальянок и итальянцев, думая об Адаме и Еве).
Позже Леонардо да Винчи (1452-1519) откроет возможности подготовленного предшественниками феномена художественной перспективы – включения наблюдателя в наблюдаемую картину. Необходимо разное фокусное расстояние для каждой картины, чтобы обозреть её в истинном свете. Важно поймать это фокусное расстояние, тогда вы как бы включаетесь в картину. Это шаг к новому искусству.
Николай Кузанский даёт новое определение человеку: конечно -бесконечное существо. Основная аксиома гуманизма: все люди равны. Человек равен в достоинстве Þ человек есть мера отношения к другому человеку; человек должен быть всегда целью, а не способом; человек находится в центре. «Достойному человеку –достойная жизнь».
Общий знаменатель характеристик человека – живое существо, животное. Человек –это не система,а стихия (бестия). Бестия – значит "зверь", человек поэтому должен быть ограничен, а поскольку он – человек – то способен и к самоограничению. Чтоб вас не ограничивало общество – научитесь ограничивать себя сами. Разумно, но спорно, как спорен и сам гуманизм, никогда не ставший строгой наукой.
По А. Ф. Лосеву: человек эпохи Возрождения –не гуманен. Гуманную личность и гуманиста-интеллигента не следует путать. Первые гуманисты были интеллигентами (термин из России во времена революционеров-народников проник на Запад).
Социологически: 1) интеллигенция –это все занятые и живущие от профессионального умственного труда. 2) интеллигенция –гуманитарная общность тех, кто вырабатывает, распространяет, защищает, проверяет (критикует) и применяет ценности культуры ради удовлетворения собственных или чужих потребностей.
В эпоху Возрождения: 10 тыс. гуманистов (подсчёты Карла Бринтона), а влияние сказывалось на миллионах людей. Хотя по словам известного католического мыслителя Романо Гвардини определённые очертания новая картина мира начинает обретать лишь в 17 веке, целостное изменение основных черт жизни наступает уже в 14-м. Если изменения в одной какой-либо сфере не дают причинного объяснения того, что потом происходит с культурой, то целостное понимание означает, что "каждый элемент поддерживает и определяет все остальные: иначе говоря, о человеческом бытии, о чувственном понимании и видении бытия. Начать, пожалуй, лучше всего с возникновения науки нового времени... Для средневекового человека наука означает прежде всего осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках как истина. Уже со второй половины 14 в., окончательно в 15 в., положение меняется. Стремление к познанию заставляет человека обратиться к непосредственной действительности вещей. Он хочет независимо от заданных образцов - увидеть всё своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически обоснованное суждение." Основания такого суждения, в том числе в эстетической сфере, закладываются в эпоху Ренессанса или Возрождения.
Предпочтём термин "Ренессанс" на том основании, что возрождения в истории культуры были неоднократны. Академик Н.И. Конрад, как уже упоминалось в начале, выдвинул концепцию "большого" возрождения, утверждая, что оно началось в Китае династии Тан и завершилось в Англии Стюартов, охватив своими волнами просторы Азии и Европы от Жёлтого моря до Атлантического океана и почти тысячелетие от 8 века до средины 17-го. При таком подходе специфичечкие черты европейского Ренессанса как-то теряются, между тем, особенно в области искусства - самое важное в "преходящем непреходящем." Вечное в истории предшествует истории в вечном. Единичные существования прекрасных произведений имеют исторические признаки. Другую крайность выражает концепция Л.М. Баткина: Ренессанс был только в Италии, об остальных странах можно говорить лишь применительно к сходным признакам, которые не противоречат самому итальянскому Ренессансу. Такой подход уязвим по причине того, что и сама Италия испытала влияние соседей, например, голландской живописи, да и европейские страны имели свои автохтонные источники Ренессанса, не сводимые к влиянию Италии. Таким образом, перед нами единая культурно-историческая эпоха перехода от Средних веков к Новому времени, внутри которой есть мощный пласт явлений во всех сферах жизни, который нельзя свести ни к средним, ни к новым векам. Река времён необратима, но образцы течения даны в продуктах её работы, в излучинах, поглощённых плотинами будущей культуры или в заповедниках ландшафтов и музеях образцов. Противники прогресса в искусстве и закона отрицания отрицания в культуре часто утверждают, что образцы Возрождения остались непревзойдёнными, а их повторение невозможным, что в искусстве всё дано единожды. Сторонники прогресса в искусстве и закона отрицания отрицания в культуре также высоко оценивая достижения Ренессанса утверждают их историчность и видят в непревзойдённости - вопрос времени и формирования субъектов творческой деятельности, которые рано или поздно явятся в истории по мере усиления социальных противоречий и постановки других задач, а кроме того справедливо указывают на то, что отдельные образцы превосходились уже современниками, ведь Леонардо да Винчи превзошёл Гирландайо, а Тициан и Боттичелли. Слышатся и критические голоса. На общий хор поклонения Возрождению и его искусству находится поздний "марксистский неоплатоник" А.Ф. Лосев, увидевший тёмную сторону Возрождения и его несравнимость с античной культурой как более целостной и органичной. Существует и традиция отдавать предпочтение средним векам. "Не первые и не последние, средние всё же века" - писал Слуцкий, а А.И. Солженицын сделал одной из главных героинь "Красного колеса" преподавательницу истории средних веков со странным именем Ольда, которая оспаривает революционную действительность истиной средневековой культуры, возрождению же не прощаются его антихристианские тенденции. А.Ф. Лосев говорил о титанизме и даже сатанизме этой эпохи.
Но вернёмся к очевидностям. Геоцентрическая картина мира уступает гелиоцентрической картине миров по Копернику, Галилею и Бруно, географические открытия Колумба, Васко да Гамы и Магеллана экспериментально подтверждают шарообразность Земли и её ограниченность во Вселенной, уравновешивается лишь трудностью освоения далёких прстранств. Новое в простанственном понимании мира находит и отражение в открытии перспективы в живописи Леонардо да Винчи. Хотя всё это не бесспорные победы мысли. Методолог П. Фейерабенд брался доказать, что у церковников были научные аргументы против Коперника и Галилея, а идея гелиоцентризма уже присутствовала в литературе как идея платоника Аристарха Самосского, и было естественно бороться с системой Птолемея - Аристотеля, обращаясь к не менее известному образцу Платона. Несомненны и ошибки новой картины мира, ибо Солнце не центр мироздания, орбиты движения планет не круглые, а последняя сфера неподвижных звёзд - явный остаток христианского космоса предыдущей картины. И всё же 10 марта 1610 года, направивший в небо новый прибор - телескоп, Галилей - настоящее чудо науки. Не случайно именно он введёт в оборот понятие "законов природы," по сути отрвав их от бога и теоцентрической картины мира.
Следующим шагом станет помещение человека в центр мироздания, ход ненаучный, но важный в свете генезиса европейского гуманизма.
Основным содержанием эпохи Возрождения иногда называют гуманизм, что в корне не верно, ибо он представлял лишь явление внутри ряда исторических эпох и не был ведущей силой в какой-либо крупной сфере жизни за пределами очень узких кругов городского населения. Такое же дело, когда основным содержанием эпохи провозглашают отказ "от идеи божественного предопределения человеческой сущности", даже, если подчёркивается, что вера в бога, чёрта, ведьм, колдунов и так далее сохраняется, выглядит правдоподобно, но само по себе неистинно. Догмат предопределения станет символическим полем битвы во время Реформации. Покушение на него снова не означает, что в культуре он отменён, тем более в религиозной и политической жизни. Искусство этой эпохи отразило не отрицание христианских догм, а их трансформацию. Заметно модернизируют эпоху авторы, склонные по суевериям или или озорениям отдельных творцов, составлять представление об эпохе как времени деятельности творцов. Выражения типа "эпоха Микеланджело" или "эпоха Макиавелли" всегда двусмысленны и методологически неверны. Основное содержание эпохи зависит от соотношения социальных сил в историческом процессе, от практики борьбы в экономике, политике, идеологии, к которым гениальные одиночки также имеют отношение, но определяемое в свою очередь суммой факторов объективного и субъективного характера.
Трансформация христианских представлений и уход из тени средневековой проблематики действительно выдвинули человека в центр рассмотрения гуманистическими авторами Ренессанса, но следует остановиться на смысле этого движения образов, идей и поступков, дабы понять его в культурно-историческом контексте.
Освобождённая от предопределённости сущность человека была возвращена к природному началу, взята неисторически, хотя и универсально. Родовые естественные силы человека заметно мистифицированы, особенно в раннем гуманизме. Так идея универсальной религии ряда гуманистов соприкасается с идеей свободного и равного в достоинстве человека, поставленного в картине мира на место божества. Но это родовая сущность человека, а не конкретная индивидуальность помещается на столь почётное место во Вселенной. Венец творенья – существо капризное – не венец истории, ибо в ней-то божественные силы продолжают мистически предопределять судьбы. Вера в судьбу сближает фигуры Ренессанса и античности. Происходит подмена христианских категорий – другими, взятыми из разных источников (материализм Эпикура и Лукреция, восточные учения, в том числе эзотеризм, античное язычество, ереси и так далее). Мятущееся человеческое существо к тому же рассматривается статически как данность, что также мешало открытию принципа историзма и даже вело к отступлению от христианского видения истории, восходящего к Августину, где в основе мира, хотя и была инволюция, но всё же признавалась строгая направленность перемен. Цимклизм природного космоса повторялся в природе в целом и отдельной человеческой судьбе в частности, но он же позволял аналогично толковать о судьбе применительно к государству, народу, городу, общине и так далее. И всё же, не прикреплённый к одному месту и времени человек Ренессанса как бы покинул средневековую обитель и вышел за порог прежнего жилья – теоцентрического космоса, пусть и в головах одиночек, членов небольших групп или одной отдельно взятой гуманитарной общности, о коей речь впереди.
"Человек получает простор для движения, но становится бездомным"- замечает Р. Гвардини о мире Коперника, Галилея и Бруно. В изменённом пространстве приходится всё больше опираться на самого себя. Если центр везде, а окружность нигде, рассуждает пантеист Николай Кузанский, то бог в любой точке пространства. Обожение материи возможно. Платоническое преклонение перед возможным оттесняет взгляд на действительность как источник возможностей у Аристотеля, ибо в его формальном и логичном мире действительность главенствует. Отсюда новое определение человека, включение будущих возможностей в сущность. У Николая Кузанского и это близко деятелям Возрождения, а он один из них, причём из самых ярких несмотря на сан кардинала - сторонник передовых идей, что не редкость в ту эпоху в отличие от времён контрреформации, когда католическая церковь возглавит европейскую реакцию, - определение человека даётся как в сущности «конечно-бесконечного существа».
Тема 6: