Лекции.Орг


Поиск:




Культура Востока и греко-римской античности. Образ патриархального раба и жителя полиса. Проблема мифа в искусстве.




План

1.  Мифологическая картина мира древних греков. "Илиада" и "Одиссея" Гомера как ключ художественной мифологии стран Европы.

1.А / Отступление о многообразии толкований мифологической картины мира.

2. Вклад древних греков в мировую культуру. Искусство древних греков

3. Распространение греческой культуры в бассейне Средиземного и Чорного морей.

4. Древнеримская культура. Что внесли римляне в мировую культуру.

 

Основные понятия:

античность, эллины, мимесис, катарсис, театр, космос, хаос, трагедия, комедия, сатирова драма, калокагатия, колонны, кора, курос, капитель, антаблемент, полис, агора, акрополь, база колонны, базилика, корифей, стилобат, стереобат, ордер, амфора, орхестра, гимн, эпос, триумф, техне, Дионисий, Панафинеи, форум, термы, ода, элегия, кифара, рапсоды.

Литература

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М. 2001. С.41-131

2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. –Спб. 2010. С.92-121

3. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008. С.182-283

4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока (Малая итстория искусств). М. 1976. С. 6-28, 203-253

5. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К.Бичко та ін. К., 1993. С. 95-99.

6. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. С. 134-162.

7. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х томах. - М., 1991. - Т.1. -С. 15-103. -Т. 2. - С.76-182.

8. Культура древнего Рима. В 2-х т. М., 1982. - Т. 2., - С. 1167-257.

9. Культурология. Под ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону. 1995. - С.174-194, 562-573.

10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1982. - С. 5-27.

11. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М., 1991. - С.11-20.

12. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - С. 169-172.

13. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 1980. - С. 137-151, 223-237, 287-319.

14. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность.М. 1986. С.30-122, 175-198

15. Ривкин Б. И. Античное искусство (Малая история искусств) - М., 1972. - С.45-54, 105-197, 255-326.

16. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. -Харьков-Москва. 1996. - С. 5-73.

17. Парандовський Я. Міфологія. - К., 1977. - С. 5-74.

18. Согомонов А. Ю. Феноменология зависти в древней Греции. /Этическая мысль. 1990. - М., 1990. - С. 106-137.

19. Всемирная история В 10-т. - М., 1955. - Т. 1., - С. 676-685.

С.С. Аверинцев отмечает, что путь греков поначалу ничем не отличался от пути других народов и миф был единственным способом упорядочить общезначимые представления о мире. Сумма мифологем племени давала возможность видеть мир одними и теми же глазами. Мифологемы обозначали также нормы поведения, ибо миф не рассказывают, в нём живут, "миф – универсальный инструмент воспитания". Миф задаёт музыкальный ритм и социальный такт, он воздействует исключительно через образы, а потому прежде всего даёт эстетическое воспитание. Община чувствует себя не только одним лицом, но и одним телом. Таким образом, роль эстетики на первых порах развития воспитания исключительна. От Пифагора до Прокла, то есть более тысячи лет, мы видим одни и те же модели воспитания: чем античность начала его, тем и закончила – мифом. Поведение человека в Греции определялось в чувственных категориях – осанки, жеста, позы, бестелесность божества чужда греку. Но прекрасный миф – это одна сторона, ибо творение рисуется антиэстетично, классицисты закрывали глаза на ужасы борьбы титанов и кронидов, проделки богов и богинь. 13Видимо ближе к истине Т. Манн: " Прекрасное человеческое царство с оглядкой на кровавое пиршество." В архаические времена эстетическое воспитание доверено эпосу, причём не только Гомер, но и Гесиод иллюстрируют его особенности. Однако и критика такого подхода возникла рано. Историки античности отмечают черты, свойственные античной эстетической мысли как, например, логика, мера и стремление к экономии средств, присущие греческому искусству; агональность, состязательность, потребность в постоянной борьбе противоположных тенденций, индивидуальный подход; наглядность, образность, пластичность выражения.

Пифагорейская гармония сфер в центре космологического подхода ко всем эстетическим проблемам. Красота для пифагорейцев – прежде всегов числовых пропорциях. Излюбленный пример – "Канон" Поликлета, изображающий юношу-копьеносца. Уже Плиний Старший отмечал, что Поликлет – единственный человек, сделавший из произведения искусства его теорию. В русле пифагорейской традиции ваял Поликлет и именно в век влияния этой традиции в Южной Италии наблюдался расцвет дорического зодчества. Пифагору удалось обобщить извечное стремление греков к эвритмии – верному ритму пения и игры, танца и музыки, жеста и речи, мыслей и поступков, жизни и смерти. Пифагор по словам Ямвлиха считал. что "поскольку для него одного из всех населяющих землю внятны и доступны космические звучания из самого источника и корня природы, ему приличествует углубляться в различные вещи, учиться и уподобляться небесному через своё стремление и уподобление и счастливым образом принимать настрой от породившего его божества; для прочих же людей он полагал достаточным, взирая на него и его дары, получить пользу и усовершенствование через образы и примеры, поскольку они не способны воспринимать истинным образом первичные и чистые первообразы". 22 Большое место Пифагор уделяет музыкальному воспитанию, полагая, что лира подходит больше, чем флейта. Флейта полагалась инструментом способствующим распущенности, не приличествующим свободному человеку. Примером очищения души через музыку служит совет, который дал Пифагор занятый астрономическими изысканиями, юноше по соседству, под влиянием музыки впавшему в ярость и грозившему сжечь дом возлюбленной. Он лишь посоветовал флейтисту переменить лады с фригийских на спондейские, более спокойные.

Объективно закономерный космический характер гармоний отмечает и Гераклит, причём в его учении скрытая гармония лучше явной. Смешение разума и безумия у поэта отмечает не только Платон, но и Демокрит. С.С. Аверинцев видит явную связь между эвтимией – ясностью духа и эвритмией пифагорейцев. От софистов дошёл небольшой трактат из шести глав "Диалексис, " в котором прекрасное рассматривается в единстве с безобразным. Одно и то же может быть и таковым, и противоположным, утверждает его автор, и, если в кучу свалить всё, что есть, а затем попросить выбрать из неё прекрасное, то не останется ни одного предмета, выберут все и всё. Прекрасному присущи место, время и цель. Софистику можно рассматривать не только с точки зрения нарушения полисных традиций (плата за обучение воспринималась как скандал), но и как крушение определённого мировоззрения с его надличностными нормами. Калакагатии они противопоставили дианоэтические добродетели, внушаемому индивиду внушающего что угодно, способного и сильного, главным образом благодаря формальному развитию ума и риторике. Все ценности превращались в "облака" (Аристофан – враг софистики изображал их как поклонников новых богов – Облаков и Языка), а реальностью становился лишь язык. Исократ (436 – после 338) очистил риторику от какой-либо философской проблематики, что было линией на устранение ценностей из речи. Призывал не спорить. А делать дело, но орудием дела и выступал сам язык. В "Речи к Никоклу он так и утверждает: " наука красноречия одна есть виновница всех удивительных благ, дарованных роду человеческому". Главным идеалом полисной эстетики стала калокагатия, что буквально означает. Что человек должен быть прекрасным и добрым. Но, как подчёркивает С. С. Аверинцев буквальный перевод не проясняет это понятие. Калос – это характеристика тела, натренированного атлетическими упражнениями, не случайно рабам не разрешалось заниматься атлетикой, а свободным предписывалось. Это не для тел, изуродованных рабским трудом или варварским бездельем. Это характеристика тел, которым присущи осанка, жесты, позы, верный такт. Агатос – это характеристика души с её мерой, вкусом, ритмом. Калокагатия – двойной ритм, ритм тела воспитывается атлетикой, души – музыкой, точнее всем тем действом, которое она сопровождает. Никакая трагическая судьба не может разрушить калокагатии, а потому греческая трагедия рисует человека в ситуации предельного отчаяния, сохраняющим привычные жесты и стройность речи. Нераздельно мыслились мусические искусства: поэзия, танец и собственно музыка. Музыка задавала правящий всем ритм, поэзия несла осмысленность слова, а танец придавал действию, как выражается С.С. Аверинцев " статуарную конкретность жеста." Сократ увидел сущность добра в знании. Зло и несовершенство от незнания. Знающий не станет поступать дурно. С этими взглядами подходит он и к эстетическим проблемам. Навозная корзина – прекрасна, а золотой щит – безобразен, ибо всё должно соответствовать себе по природе. В основе искусства – водражание природе и живому вообще. Непропорциональное может быть красиво, если соответствует своей природе. Польза и мораль вводятся в понятие прекрасного, Сократ шагает за пределы космологии и попадает к человеку. Совершенствование вещей и людей возможно. Мимесис доставляет удовольствие даже тогда, когда предмет изображения неприятен или сам по себе вызывает неприятные аффекты.

Тема 4:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

1268 - | 1225 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.