Наиболее четки и определенны по своей функции номинативы в препозиции - это именительный представления, или именительный темы. В принципе препозитивные номинативы однозначны; их назначение - назвать тему последующего сообщения, т.е. вызвать представление о предмете, являющемся темой сообщения. Называние темы сосредоточивает внимание на ней, логически выделяет ее, что особенно важно для разговорной речи. Появление именительного представления связано с позиционным обнаружением выделительных акцентов. Наименование темы сообщения находится в актуальной позиции. Например: Чувства. Это область пристального внимания ученых (газ.). Такие синтаксические явления не могут быть отнесены к номинативным предложениям: несмотря на внешнюю изолированность употребления, они лишены грамматической и функциональной самостоятельности, поскольку не обладают значением бытия. В них нет и интонационной завершенности (даже при наличии точки).
Отличается именительный представления от номинативного предложения и тем, что эта синтаксическая конструкция лексически не ограничена, т.е. в такой функции могут употребляться любые существительные.
Вокативные предложения (одни рассматриваются в числе номинативных, др – особый тип ОП, третьи – как нечленимые) – звательные.
Вопрос 18
Синонимика утвердительных и отрицательных предложений. Он не будет молчать. Как же будет он молчать.
Синонимия двусоставных и односост. пр-й. Я предлагаю приступить к работе.
Предлагаю приступить к работе. – опр-личные.
Неопр-лич. Синон. Двусост. В дверь стучат. В дверь кто-то стучит.
Безличные син-ны двусост. Уже вечереет. Уже наступает вечер. Я не пишу. Мне не пишется.
Номинативные син-ны 2сост. Вот это синяя тетрадь с моими стихами. Передо мной лежит тетрадь с моими стихами.
Синонимия односоставных пр-й:
неопр-личные синонимичны безличным. Нам предлагают переходить к капитализму. Нам предлагается переходить к капитализму.
Безличные син-ны номинативным. Тишина. Тихо. Везде веселье. Везде весело.
В доме шум. В доме шумно. В доме шумят.
Инфинитивные син-е обобщенно-личным. Умом Россию не понять. Умом Россию не поймешь.
Он беспокоится. Он беспокоен. Ему беспокойно. Он в беспокойстве. У него беспокойство.
Между разными типами предложений возможны синонимические отношения. Выбор конкретной разновидности зависит от контекста.
1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащее):
а) из синонимической пары Предлагаю объявить перерыв (односоставное) – Я предлагаю объявить перерыв (двусоставное второе предложение используется в тех случаях, когда на подлежащее падает логическое ударение, это происходит при сопоставлении и противопоставлении разных деятелей, например: Я предлагаю объявить перерыв, а он – вообще отложить заседание; Я предлагаю объявить перерыв, а вы голосуйте и т.п. Во многих случаях конструкция двусоставного предложения является избыточной. Так, в заявлениях, где в «шапке» указан автор заявления (от кого оно или чье), достаточно односоставного предложения: Прошу разрешить мне..., аналогично в приказах, которые имеет право издавать ограниченное количество определенных лиц и которые всегда имеют подпись: Приказываю начать перерегистрацию...; но в доверенности, которая может быть оформлена без «шапки» и написана любым лицом, обязательно двусоставное: Я, Петрова Надежда Дмитриевна, доверяю... (см. также §169, п. 2).
б) из синонимической пары Любишь кататься – люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказыванию афористичность, второе – назидательность;
в) в синонимических парах Тебе звонили – Тебе кто-то звонил; Просят не курить – Руководство института просит вас не курить односоставное предложение акцентирует внимание на действии, а двусоставное – на том, кто его производит;
г) аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными: Ср.: Мне хочется – Я хочу; Запрещается провозить – Руководство метрополитена запрещает провозить; Не нагнать тебе бешеной тройки – Не нагонишь ты бешеную тройку;
д) при синонимии Утро. Берег реки. Колокольный звон – Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки. Слышен колокольный звон первые предложения придают тексту эмоциональность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия.
2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными. Ср., например, строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь...; инфинивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания.
3. Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: Ураган сорвал крышу – Крыша сорвана ураганом – Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором – о результате, в третьем – о стихийном событии.
Вопрос 19
Неполные предложения
Неполными называются предложения с лексически незамещенными синтаксическими позициями.
Я в институт.
Связаны с закономерностями построения текста, чаще в сложных, чтоб не повтор.
Типы:
1. Контекстуальные (неназванные члены восстанавливаются из контекста) (Сильно я изменился? Сильно. Могут пропукаться глаголы, второстепенные члены. Постой, ты кто же? Студент. Булошник Коновалов здесь работает? Здесь. Кто его ждал? Пустая неуютная комната). Неполные предложения с неполным СС: Хотелось есть, а еще больше пить.
2. Ситуативные *Люди ждут кого-то и говорят* Идет! *После экзамена* Ну как? Пять! *О хлебе* Ну как? Свежий)
Некоторые исследователи выделяют диалогические неполные предложения в особый тип, считают, что он представляет собой стуктурное единство:
А) предложение-реплики. В репликах употребляются как правило те члены предложения, кот добавляют что-то новое. – На перевязку иди. – Убьют. – Ползком. – Все одно не спасешься.
Б) предложения ответ на вопрос. Ответы подтверждающие/отрицающие то, о чем спрашивается. Ответ может быть в форме встречного вопроса. – Чем же вы жить будете? – А голова-то руки на что? Ответы-переспросы: – Приезжал за тем, чтоб тебе предложение сделать? – Предложение? Мне?
Элиптические предложения (структурно полные). Неполные предложение с незамененной синтаксической позицией сказуемого. Эта позиция опирается на внутренний контекст. Я – в институт, Татьяна – в лес. Пропуск сказуемого – структурная норма, не нуждается в восстановлении пропущенных членов. *Люди разговаривают, к ним подходят* – Вы о чем?
Элиптизация связана с определенными группами глаголов:
· группа движения,
· со значением энергичного действие (схватить, ударить) (В огонь их! – пронеслось в толпе),
· глаголы, близкие к давать\брать (Да вот тебе еще двадцать копеек. Достоевский),
· со значением бытия\наличия (На улице шум.) NB! Некоторые признают как номинативные (кто признает теорию детерминатов (По Шведовой): В городе они сходили в магазин и музей).
Из мечты – в реальность. Ученые – России.
Разновидность по современной классификации:
1. Структурно-полные, но семантически неполные. Сказали мне, что заходил за мною кто-то.
2. Семантически-полные, но структурно неполные. См. Элиптические.
Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Как примета разговорности они широко употребляются в художественной литературе и при передаче диалога, и в описаниях. Однако разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность. Естественно, например, что в диалоге всецело господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем. Например:
Утром в избушку пришел Егор.
- Здорово, Михеич!
Старик долго рассматривал парня.
- Что-то не узнаю... Чей будешь?
- Любавин.
- Емельян Спиридоныча?
- Ага.
- Молодые... Не упомнишь всех. За утями? (Шукш.);
-...Начали чинить правосудие: кого за волосы, кого за уши (Гонч.).
Описаниям больше свойственны эллиптические предложения с препозитивными обстоятельствами. Особенно характерны они для ремарок драматических произведений. Вот, например, как строит описание-ремарку А.М. Горький. Описание содержит краткую характеристику обстановки действия: В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной - стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное («На дне», действие первое).
Неполные ситуативные предложения могут быть применены лишь при воспроизведении речи персонажей, как в диалоге, так и в репликах одного персонажа: Фекла, за доктором! (М. Г.).
Разные виды контекстуальных неполных предложений употребляются по-разному: несмотря на то что все они свойственны разговорному стилю, некоторые из них могут быть воспроизводимы и в речи научной. Это, например, неполные предложения - части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; неполнота таких построений - их закономерное качество, диктуемое семантико-стилистическими особенностями построения сложных предложений, в которых самый факт неповторения слова (или ряда слов), «выполняющего функцию общего члена для двух или нескольких частей сложного предложения, является показателем их структурного объединения». Примеры: Считалось, что геометрия изучает величины сложные (непрерывные), а арифметика - дискретные числа (журн.); К внешним обстоятельствам можно было бы отнести, например, отрицательное влияние платоновского идеализма, изгонявшего из математики идею движения, а к внутренним - слишком узкое понятие числа, отсутствие развитой символики и т.п. (журн.); Чтобы создать непротиворечивую систему управлений, ему пришлось допустить существование тока смещения, величина которого была настолько малой, что в опытах Фарадея не обнаруживалась (журн.). Возможны в научном изложении и простые контекстуальные неполные предложения, связанные со стремлением опустить повторяющиеся звенья однотипных структур: По форме различают круговые и эллиптические орбиты. В первом случае форма орбиты близка к окружности, т.е. высота полета спутника над поверхностью Земли почти неизменна, и центр орбиты совпадает с центром Земли. Во втором - высота полета спутника меняется в сравнительно широких пределах от наименьшего значения - перигея, до наибольшего - апогея (журн.).
Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсисы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Этому способствуют, в частности, предельно краткие предложения с пропуском избыточных в информационном отношении слов. Вот примеры заголовков из газет: Вузы - народному хозяйству; Горному земледелию - научные основы; Перевозкам зерна - скорость и ритм; Ученые - родине; Радио - школьникам; Мир - Земле. Такие эллипсисы чрезвычайно экономны с точки зрения средств выражения. В заголовке называются только те члены предложения, которые являются целевыми в данном высказывании, все остальное логически восполняется текстом, речевой ситуацией, избавляющими от необходимости в назывании всех звеньев грамматической структуры. В неполных предложениях-заголовках отсутствие одного или нескольких членов структуры в большинстве случаев является синтаксической нормой, создающей стилистическую и экспрессивную окраску предложений-заголовков. Газетные заголовки, изобилующие такими построениями, выражают мысль в максимально сжатой форме. Интересно, что среди предложений-заголовков формируются специфические структуры, приемлемые только в сфере названий и невозможные в самом тексте статьи, заметки и т.д., например: Коротко о важном; На промысел - самолетом; Хлеб - Родине. Развитие подобных структур вызвано потребностью узаконить применительно к специфике заголовка особые модели предложений, которые, несмотря на сокращение языкового материала, дают максимальный эффект в привлечении внимания читателя. Предложения-заголовки часто строятся на базе сочетания только форм косвенных падежей. Такая тенденция к экономии средств выражения в заголовках способствует аккумуляции мысли. Однако при чрезмерном увлечении подобными конструкциями возникает опасность негативного стилистического эффекта.
Вопрос 20
Нечленимые предложения состоят из одного слова, но не выделяется членов предложения. Это слова-предложения (частицы, союза, модальные слова, междометия). Употребляются в разговорной речи, диалогах.
Типы (в зависимости т функции, кот выполняют):
1. Утвердительные (на выборы пойдешь? Да. Луна всходит? Точно так. Поможешь? Ладно.)
2. Отрицательные (основное слово-предложение нет и его происзводные: вовсе нет, никак нет, да нет. Слова-синонимы: поедешь в колхоз копать картошку? Щас!)
3. Слова, занимающие промежуточные положения между 1 и 2. Как чувствуешь себя? Ничего.
4. Вопросительные слова-предложения. Что? Ну и как? Ну и что? А?
5. Междометные. Эмоционально-оценочные. Батюшки! Ну и дела! Эх ты. Увы! Ну и ну! Эх ма! Алло!
6. Междометно-побудительные. Ай да! Брысь. На! Апорт! Цыц! (А извозчик на него: «Цыц! Цыц!» Чехов).
7. Звукоподражания
8. Изолированное обращение, призывы
Нечленимые предложения, их структурно-семантические разновидности.
Это предложения, которые выражают эмоциональную, волевую, модально-оценочную или контактоустанавливающую реакцию говорящего на ситуацию, но не называют ни характера этой реакции, ни компонентов соответствующей ситуации. Пр.:«Ага! Ложатся!» «Ну!»
Специфика нечленимых предложений особенно ярко выявляется в сравнении с обычными предложениями, отражающими в составе своих членов характер передаваемой ситуации. % «Пароход на Волге!» - «Ура!». Выражение радости в первой из реплик только сопутствует конкретному сообщению о ситуации, а во второй является единственным ее содержанием.
Основу нечленимых предложений могут составлять: 1) междометия; 2) модальные слова и частицы (конечно, может быть, едва ли.); 3) принятые формулы вежливости; 4) существительные в именительном падеже, представляющие собой обращения, осложненные выражением такой эмоциональной или волевой реакции, которая относится непосредственно к собеседнику (% самостоятельно употребленное Миша! при различных интонациях может выражать упрек, сожаление, радостное удивление или простое удивление, возмущение или досаду, предостережение или предупреждение, требование подойти к говорящему или выслушать его и т.д.).
Нечленимые предложения с междометиями в основе называются междометными. Предложения, основу которых составляет обращение, называются вокатив ными. Предложения, основой которых являются модальные слова и частицы, а также формулы вежливости, тесно смыкаются с междометными и будут рассмотрены в их составе.
По общему характеру коммуникативных функций все нечленимые предложения очень близки между собой. Наиболее многообразны по функциям междометные предложения. Среди них могут быть выделены несколько групп, в какой-то мере противопоставленных друг другу и в то же время пересекающихся между собой. Это предложения, выражающие 1) эмоциональную реакцию говорящего; 2) его волевую реакцию; 3) модальную оценку мысли собеседника или собственной мысли; 4) предложения, выполняющие контактоустанавливающую функцию.
I. В предложениях, выражающих эмоциональное отношение говорящего, употребляются простые междометия типа ой, а, у-у, э-э, ух, эх, ах, ох, о, и-и, ура, увы и т.д.; составные фразеологизированные междометные сочетания типа ну и ну, вот так так, вот это да, вот как, надо же, так-так и т.д.; слова и сочетания слов, перешедшие в междометия из знаменательных частей речи типа здорово, батюшки, господи, ужас, ерунда, слава Богу!
II. Предложения, связанные с выражением волевой реакции, могут передавать, во-первых, побуждение, во-вторых, согласие- несогласие с предложением собеседника.
В побудительных междометных предложениях употребляются, с одной стороны, такие междометия, которые могут выражать побуждение к совершению или прекращению в принципе любого действия. Это междометия ну, а ну, давай, эй; будет, хватит, довольно. С другой стороны, используются междометия, которые устойчиво выражают побуждение к строго определенному действию. %На!, Тс-с-с! Цыц! Стоп! Вон! Прочь! Марш! Сюда относятся, в частности, междометия, которые употребляются по отношению к животным: Но-о! Тпру! Ату! Цыц-цып-цып! Брысь! и под. В силу определенности значения некоторые из предложений с такими словами утрачивают нечленимость: междометие сближается в них с глагольным сказуемым и обретает способность подчинять себе второстепенные члены, употребляться вместе с глагольным сказуемым: Вон из моего дома!
При выражении согласия или несогласия с предложением или приказанием собеседника употребляются слова: да, ага, угу, ладно, хорошо, конечно, разумеется; ну что же, так и быть; нет, ну да еще, вот еще.
III. Предложения, выражающие модальную оценку, чаще всего служат ответом на вопрос собеседника. Утвердительный ответ, выражаемый с помощью слов да, конечно, разумеется, а как же, еще бы и т.д., указывает на реальный характер устанавливаемых в вопросе отношений; отрицательный (Нет, Ну да уж! и под.) — на нереальный; предложения, строящиеся на базе модальных слов и частиц типа может быть, наверное, по-видимому, как будто, выражают некатегорическое (предположительное) подтверждение реальности устанавливаемых связей, а предложения с частицами типа вряд ли, едва ли — предположительное их отрицание (указание на маловероятность).
IV. Предложения, выполняющие по отношению к собеседнику контактоустанавливающую функцию, семантически достаточно многообразны.
Они могут быть проявлением пассивного внимания к речи собеседника и сигнализировать о том, что его слушают и принимают к сведению содержание его речи: «Я к народному артисту Скудину». - «А-а... [Он] Уехал»
Более активную позицию говорящего выражают вопросы — такие, которые побуждают собеседника к рассказу, ответу, к раздумью, к повторению сказанного. %Они сели лицом к лицу... «Ну?»
Отдельную группу составляют нечленимые предложения, в которых контактоустанавливающая функция реализуется в принятых формулах вежливости. Это приветствия при встрече и расставании, пожелания, формулы благодарности и извинения и т.д. В большинстве случаев здесь употребляются знаменательные слова, некоторые из которых утратили или утрачивают свое лексическое значение и превращаются в междометные выражения (спасибо, здравствуй и под.), но изредка используются и непроизводные междометия. %Тут постучали в дверь, и Рагозин крикнул: «Да, да! Заходите...»
Вокативные предложения могут выражать два типа реакций говорящего: а) эмоциональные и б) волевые (побудительные).
а) Бегичев метнул назад скошенный взгляд. Большой рот его растянуло удивленной улыбкой. «Павел!— сказал он. — Чудило! Здравствуй!» Эк Яков, Яков!
б) И вот произнесено до странности чуждо прозвучавшее имя: «Гражданин Мешков». Он подскакивает... «Сашенька!..» — пронзительно повторился
зов...
Основное средство грамматического оформления всех нечленимых предложений - интонация. Ее роль особенно велика при использовании слов, которые не закреплены за выражением определенного типа реакций говорящего. Если же такая закрепленность наблюдается, то назначение высказывания получает выражение не только в интонации, но и в лексическом составе нечленимого предложения.
Вопрос 21
ОСЛОЖНЁННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Максимально распространённым может быть простое предложение.
Осложнённое – если есть обращение, если есть вводные слова и вставные конструкции, обособленные члены предложения, присоединительные, пояснительные и уточнительные конструкции и однородные члены предложения.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Однородными членами предложениями называются члены, связанные сочинительными отношениями, относящиеся к одному слову и являются одним членом предложения, но не всегда.
Важна логическая однородность.
Некое сокращение предложения!!!! Преподаватели и студенты вышли на крышу. (а может и студенты)
Стилистические приёмы с однородными членами в основе.
Повторения придают ритмичность.
На основе перечисления:
1) Градация – повторяется чаще всего 3 компонента по усилению или по уменьшению их значимости в предложении. Пришёл. Увидел. Победил. Нумеративная градация.
2) По нисходящей наш вагон отправится – По восходящей ведь не получается
Зевгма - Наложение – нет логической однородной. Имеющий жену, солидный капиталец и солидную плешь.
3) Амплификация – когда однородный ряд 6,7,8. Не ела арбузов, яблок, клубники, смородины, дыни, манго, бананов.
4) Анадиплозис – удвоение. Повторяется предыдущий компонент. Так и вышло – потерялся и покраснел, покраснел и опустил глаза, опустил глаза и замер.
Написать с осложнёнными предложениями. Встреча состоялась. Распространённое осложнённое (все конструкции). Без что, какой, когда.
Обращение. Вчера, в сопровождении боя часов, роковая, значимая, грациозная, столь стремительно приближающаяся, опасная, желанная встреча состоялась в Москве, на фоне обоев в цветочек.
При стилистическом изучении однородных членов предложения специальный интерес вызывают их функционирование в разных стилях речи, большие экспрессивные возможности, а также те трудности, которые возникают в речи при использовании однородных членов.
В книжных стилях часто употребляются однородные члены предложения, которые выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п. Особая полнота и точность перечисления однородных понятий - обязательное требование к языку законов, постановлений в официально-деловом стиле:
Все граждане имеют равные права в семейных отношениях. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых либо косвенных преимуществ при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Та же черта характеризует и научный стиль: при построении различных классификаций авторы стремятся к исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению: В вопросительных предложениях существуют три основные ступени интонации: восходящая, нисходящая и восходяще-нисходящая. Блоки однородных членов в книжных стилях строятся, как правило, из словоформ, обозначающих однотипные понятия.
В книжных стилях перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов, причем в их сочиненном ряду, как правило, преобладает бессоюзная связь. Если и последнее слово при перечислении дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для возможного дополнения (на что иногда указывают слова и так далее, и тому подобное): Заболевание может вызвать возбудитель гриппа, пневмококк, стрептококк, стафилококк, катаральный микрококк и т.д.
Часто используются и «закрытые» ряды однородных членов с замыкающим союзом и перед последним словом перечисления; союз вносит значение исчерпанности, полноты охвата всех случаев: Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру.
В книжных стилях при использовании однородных членов особая четкость достигается их нумерацией, помогающей выделить и подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов: Речевой аппарат состоит из четырех главных частей:
1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) полости рта, 4) полости носа.
Логическое членение текста, включающего пространный перечень однородных членов, облегчает рубрикация, широко используемая в научном и официально-деловом стилях:
Частица не с наречиями пишется слитно в следующих случаях:
а) с наречиями, которые без не не употребляются: нелепо, негодующе;
б) с наречиями на -о, которые в сочетании с не образуют слова с противоположным значением (эти слова обычно легко заменяются синонимами: невысоко (низко), несильно (слабо);
в) в отрицательных наречиях некуда, негде, неоткуда, незачем;
г) в отыменных наречиях невдалеке, неподалеку.
В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая, так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средствy стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. Последнее сближает публицистическую речь с художественной. Как эмоционально звучит, например, перечисление однородных членов в таком публицистическом тексте:
Современность и литература. Это вечная проблема, и она всегда актуальна. Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, свое творчество с тем временем, в котором живешь. А живем мы сейчас в чрезвычайное время. Идет общегосударственный, общенациональный и общенародный поиск наиболее правильных, точных и демократических мер по перестройке всех сторон нашего общества.
(С. Михалков)
В то же время в публицистической речи можно наблюдать и предпочтение однородным членам предложения синтаксических конструкций, оформленных как отдельные предложения: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудились днем и ночью… (из газ.) Такое синтаксическое построение речи усиливает ее эмоциональность; ср.: Работали без выходных, по 12 часов, в две смены - в трансформированном тексте напряжение речи снижается.
В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности. Не случайно в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики, также выполняющие усилительную функцию: За все я отвечаю в этом мире - за вздохи, слезы, горе и потери (Март.), Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (Пауст.). При этом наибольшего стилистического эффекта достигает перечисление, усиленное градацией: А ты, младое вдохновенье… Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (П.).
Экспрессию однородных членов подчеркивает и антитеза, которую создает сопоставление антонимов: Она [поэзия] говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде (из газ.). Такое столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые опенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения.
Яркий стилистический эффект создает и соединение в качестве однородных членов паронимов: народные избранники, предающие и продающие народные интересы, парономазов: Темной славы головня, не пустой и не постылый, а усталый и остылый, я сижу. Согрей меня (Хл.).
В художественной речи обращение к однородным членам может быть связано с реализацией самых ярких описаний (когда дается ряд красочных эпитетов или других тропов); созданием динамических картин (если употребляются однородные глаголы-сказуемые); с наглядно-образной конкретизацией при легальном изображении природы, быта и т.д.
Из этого, однако, не следует, что однородные члены предложения во всех случаях являются оптимальным средством художественной речи. Художники слова используют выразительные возможности однородных членов лишь в определенных условиях. Например, в рассказе «После бала» Л.Н. Толстой привлекает однородные члены для описания бала, когда повествование ведется спокойным, лирическим тоном, речь героя расцвечена эпитетами, передающими великолепие изображаемой картины, яркость его впечатлений:
…Был я на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского.
Здесь множество эмоциональных эпитетов, однородные определения нанизываются одно на другое или объединяются парами, воссоздавая зримые картины роскоши, веселья.
Резко контрастирует с этим описанием сцена жесткого наказания солдата, поражающая аскетической строгостью красок. Определения в ней редки и предметны, однородные члены вовсе не представлены. Это приближает повествование к хроникальному описанию событий.
Обращение к однородным членам порой может осложнять, «утяжелять» синтаксическую конструкцию: слишком длинный их перечень делает предложение громоздким. Однако различные синтаксические структуры однородных членов помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений. Для этого используются прежде всего различные союзы, оживляющие изложение, уточняющие характер связи однородных членов, которые могут объединяться в группы, сопоставляться, противопоставляться, образовывать двучленные сочетания с соединительными или разделительными союзами, отражающими взаимоисключение или чередование названных предметов. Стилистическое использование различных видов связи однородных членов возможно не только в художественной речи. Иллюстрируем этот прием отрывком из научно-популярной статьи:
Несмотря на наличие буржуазной и пролетарской философии или политэкономии, истории или этики, объективных истин по каждой конкретной проблеме не две или множество, а одна. И объективные, истинные выводы науки равноценны для всех … Опыт истории учит, что политика является той областью человеческих отношений, в которой важны не только общие принципы и конечные цели, но и то, какими именно формами, средствами, методами осуществляется повседневная политическая практика.
(В. Логинов)
Согласованные определения являются однородными, если каждое из них непосредственно связано с определяемым словом. Друг с другом такие определения находятся в отношениях перечисления: связаны сочинительными союзами или только интонацией перечисления (или реже - сопоставления) и паузами, каждое из определений имеет логическое ударение.
Однородные определения обозначают либо отличительные признаки разных предметов, либо различные признаки одного и того же предмета, и те и другие функционально равнозначны: а) Внизу в синих, желтых, лиловых пятнах мерно качалось отражение города (Саян.); б) Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку (Т.). Такие определения друг от друга не зависят, каждое из них непосредственно связано с определяемым словом: сочетание синие, желтые, лиловые пятна означает по смыслу сумму трех словосочетаний синие пятна, желтые пятна, лиловые пятна - это разные предметы; сочетание красная, опухшая, грязная рука означает, что рука была и красная, и опухшая, и грязная одновременно - это разные признаки одного предмета, причем признаки, друг от друга не зависящие.
Неоднородные определения характеризуют всегда один предмет, но с разных сторон: Необыкновенно хороша была мама в своем легком оливковом платье (Фед.); Желтые дубовые заросли стояли в росе (Пауст.); На дощатом крыльце сельской почты мальчишка-почтарь долго клеил на стену свежую московскую газету (Пауст.); Она хотела надеть свое единственное белое платье (Пауст.). Такие определения зависят друг от друга по смыслу, они связаны цепной синтаксической связью, так как первое относится не непосредственно к определяемому слову, как это бывает при параллельной синтаксической связи (красные, синие цветы - красные цветы, синие цветы), а к последующему словосочетанию: легкое оливковое платье; свежая московская газета. При таком сочетании определений логическое ударение имеет только первое, которое и отделяется от последующего единого акцентологического комплекса паузой.
Неоднородными обычно бывают определения, если они выражены местоимением и прилагательным (твой синий костюм, наш новый дом), согласованными числительным и прилагательным (первый зимний день, две старые липы); причастием и прилагательным (осыпавшиеся осенние листья, потухшие серые глаза), качественным прилагательным и относительным (большой каменный дом, яркая утренняя звезда, теплый зимний день, сильный мужской голос, красные железные крыши). Такие определения обозначают разные признаки предметов: принадлежность и цвет; размер и материал; форму и цвет; качество и местонахождение и т.д.
Однако контекст может способствовать семантическому сближению подобных определений. Становясь контекстуальными синонимами, они естественно меняют свои синтаксические связи: цепная связь переходит в параллельную, каждое определение логически выделяется и становится соотносимым непосредственно с определяемым словом. Такие определения объединяются каким-либо общим признаком. Основой для этого объединения может служить сходство производимого впечатления, причинная связь и т.д. Например: Письмо было написано крупным, нервным, тонким почерком (Купр.) (внешний вид); Около родника зеленеет короткая, бархатная травка (Т.); Она [чайка] только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу (Т.) (причинная связь). Такие определения могут образовывать смысловую градацию: Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (Ч.); Вася залился открытым, ребяческим, неудержимым смехом (Пришв.). При семантическом сближении второе из определений обычно усиливает первое, подчеркивает его: С моря дул влажный, холодный ветер (М. Г.); В сером небе стояли ватные, сухие облака (Пауст.); Среди бледных москвичей его темный, южный загар бросался в глаза (Гран.). Эти ассоциативные сближения слов возможны в сфере вторичных, образных (а не прямых) значений, и потому такие определения обычно бывают определениями художественными (эпитетами). В таком случае контекст может объяснить и не вполне обычные, далекие сближения, например: Сережа ловил на себе внимательный, тяжелый взгляд больного (Пришв.); У нас начался серьезный, крепкий разговор, и каждый день разгорался спор все сильней и сильней (Пришв.).
На синтаксические отношения определений при одном определяемом слове влияет и способ их выражения, и позиция по отношению к определяемому слову. Так, определения, выраженные прилагательными и причастными оборотами, могут быть и однородными и неоднородными в зависимости от их расположения. При препозиции прилагательного они однородны, так как обнаруживают параллельную связь (причастный оборот разрывает связь прилагательного и существительного): Над сверкающей стремниной машин плыли высокие, обтянутые голубым стеклом троллейбусы (Гран.) - ср.: обтянутые голубым стеклом высокие троллейбусы. В этом плане интересно сочетание трех определений: В сундуке я нашел пожелтевшую, написанную no-латыни гетманскую грамоту (Пауст.). Отношения здесь складываются следующим образом: пожелтевшая гетманская грамота и написанная по-латыни гетманская грамота.
Определения, расположенные после определяемого слова, всегда однородны, независимо от способа их выражения, лексического значения и т.д. Они связываются интонацией присоединительного перечисления, каждое логически подчеркивается: Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной (Т.); Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неуловимых, неподкупных, непостижимых для ума (П.). Ср.: Выстроили большой каменный дом - Выстроили дом большой, каменный; Меня поразили маленькие старческие руки. - Меня поразили руки маленькие, старческие. Исключения составляют терминологические сочетания, в которых постпозитивные определения остаются неоднородными: астра ранняя махровая, пшеница озимая морозостойкая.
Наличие пояснительных слов при определениях также подчеркивает их расчлененность, одинаковость синтаксической позиции: В Малышкине рядом с неспокойной, всегда оживленной, всегда взволнованной талантливостью жила большая житейская простота (Пауст.).
От однородных определений, функционально равнозначных по отношению к определяемому слову, отличаются определения, связанные пояснительными отношениями: Например: Пьер заметил новое, молодое выражение на лице своего друга (Л. Т.); Еще начнут разыскивать, пожалуй, - сказала она другим, совершенно спокойным голосом (Купр.); То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия (Гран.); Он... переводил наши слова на свой, непонятный нам язык (Пришв.). При таких сочетаниях определений второе поясняет первое, раскрывая его содержание, т.е. называет то же качество, но более конкретно. При отношениях пояснения, исключающих функциональную однозначность, естественно, нельзя усматривать однородность: к определяемому слову относится в таком случае только первое определение, а второе вступает в пояснительные отношения с первым определением. Значение пояснения выявляется в контексте. Ср.: Построить новые красивые дома (пояснения нет; смысл: были красивые дома, построить еще красивые дома). - Построить новые, красивые дома (пояснение; смысл: были дома некрасивые, а построить нужно - красивые); Дайте другую ситцевую кофту (смысл: не эту ситцевую, а другую). - Дайте другую, ситцевую кофту (смысл: дали не ситцевую, а нужна именно ситцевая).
Вопрос 22
Обособленные члены предложения. Вдали показался город, освещённый яркими огнями. (Полупредикативные отношения, а не словосочетание).
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ предложения
Основные условия обособления:
Только второстепенные части речи – обстоятельства (прич.обороты всегда обосабливаются) и определения.
Степени обособления (одиночное причастие не будет обособляться и в препозиции)
- объём конструкции – степень обособления
- порядок следования (если обособляемая группа стоит после опред. слова – то обособляется.
В препозиции:
- дополнительные обстоятельственные оттенки
- контактное или дистактное отношение. (Вдали, освещённый яркими огнями, показался город)
- Определяемое слово местоимение всегда обособляется.
- Предложно-падежная форма (несмотря на + П-П, благодаря +П-П). Но не будет большой
- Обособленное дополнение выражено сложными составными предлогами