Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Римско-католическое учение о спасении.




С представлением Римо-католической церкви о первородном грехе, в котором Бог лишает человека дара Своей благодати, непосредственно связано ее учение об избавлении от губительных последствий этого греха, т.е. о спасении. Жизненно важное значение учения о спасении в любой религиозной системе состоит в том, что оно говорит не об отвлеченных богословских представлениях, а о том, что должен делать человек в этой жизни, чтобы заслужить лучшую участь в жизни будущей.

Католический взгляд на личное спасение человека с необходимостью исходит из тех взаимоотношений Бога человека, которые установились после грехопадения, после которого Бог изменил Свое отношение к человеку, отдалил Себя от него и лишил содействия Своей благодати. Из этого представления в католичестве развился классический средневековый образ ветхозаветного Бога-Судии, враждующего на человека за его грех.

Этот искаженный образ гневающегося Бога неизбежно изменил отношение к нему человека, он вызывал в его душе страх вместо желания уподобиться Ему. Человек пытался смягчить гнев Божий, умилостивить Его непреложную справедливость удовлетворением за грехи. По словам Ансельма Кентерберийского «любой грех с необходимость требует или удовлетворения или какого-либо наказания». Однако должное удовлетворение Богу не в силах человеческих, только страдания и смерть Христа достойно искупают грех человека и возвращают ему дар оправдывающей благодати. Но эта благодать не дается втуне, условием ее дарования должна быть «некоторая заслуга со стороны самих людей».

Разумеется, в католическом таинстве крещения также как и в православном происходит исцеление язвы первородного греха, но для восполнения своего спасения человек должен еще принести удовлетворение Божественной справедливости за свои грехи. Таким образом, прекращение действия первородного греха не прекращает отчуждения Бога от человека, порожденного этим грехом. Что может человек предложить Богу в возмещение за свои грехи? Очевидно, только своими добрыми делами он может снискать благоволение Божие, мерой добрых дел человек деятельно участвует в собственном спасении, основой которого служит искупительная жертва Христа.

Впервые учение об удовлетворении Божией справедливости добрыми делами изложил в XI в. Ансельм Кентерберийский, хотя истоки его лежат в правовых представлениях античного Рима, которые были усвоены западным христианством, а также в том взгляде на собственное участие человека в совершении своего спасения, который высказал в V в. Пелагий.

Согласно римскому праву любое преступление включает в себя:

1) Удовлетворение - satisfactio

2) Наказание - poena (пеня).

Затем оно получило развитие в трудах Фомы Аквинского и было подтверждено Тридентским собором. Впоследствии его влияние также сказалось на развитии русской богословской науки. При всей видимой логической стройности такого взгляда на спасение человека он оказал разрушительное воздействие на церковное сознание и жизнь средневекового католичества и послужил прямым поводом к возникновению Реформации с ее учением о спасении только верой.

Веросознанию Православия чужда сама мысль о правосудии Божием, которое не может простить ни одного греха без соответствующего удовлетворения и превращается в католической схоластике в некую фатальную и независимую от Бога силу. Православное понимание спасения исходит из идеи Бога, который превосходит в своем добре человеческие понятия о неизбежном воздаянии и не требует удовлетворения за грех. Источником наказания за содеянные прегрешения является не неумолимая правда Бога, не ответ Его оскорбленного правосудия, а сила греха, проклятия и смерти, следствие губительного соприкосновения со злом, которому человек подвергает себя в греховном отпадении от Бога.

Понимание спасения как удовлетворения делами добра за грехи искажает взаимоотношения Бога и человека, ибо оно исходит из стремления к взаимной выгоде. Бог и человек вступают в своего рода сделку, лишенную нравственного отношения друг ко другу или «правовой союз».Такой род отношений Бога и человека неизбежно обесценивает духовное, нравственное содержание добра, творимого человеком в уплату за грех. Добро, творимое в уплату за грех, приобретает характер самонаказания, становится нравственно безразличным предписанием закона, родом жертвоприношения и, естественно, остается чуждым его природе.

Религиозная и нравственная ущербность такого понимания спасения заключается в том, что изменяется само содержание той перемены в отношениях Бога и человека, которая называется спасением. В католическом миросозерцании смысл спасительного удовлетворения справедливости Божией состоит в том, чтобы сменить Его гнев на милость, изменить отношение Бога к человеку, вернуть то расположение, которого Он лишил человека после грехопадения. Соответственно, необходимость изменить отношение самого человеку к Богу неизбежно мыслится второстепенной, хотя именно в этом подлинный смысл спасения, ибо не Бог должен переменить Свое отношение к человеку, удовлетворившись предложенными добрыми делами и отменив наказание, а человек должен изменить свое отношение к Богу, который никогда не изменяет своей любви к нему.
Изменение отношение человека к Богу, т.е. нравственное, духовное изменение природы человека неизбежно становится второстепенным, ибо спасение мыслится, прежде всего, как избавление от наказания за грех, а не от самого греха, «как избавление от страдания, причиненного грехом». Само целеполагание спасения, в данном случае, не требует внутреннего изменения человека, ибо оно заключается в обратном — в стремлении изменить отношение к себе Бога.

Есть определенная мера добрых дел, которую человек должен соврешить, что бы избежать наказание за грехи. А если человек не успел? Но какое то удовлетворение принес. И наказание за грехи человек должен понести. В Церкви есть лица (Богородица, святые), которые грехов совершали мало, а добрых дел совершали много. Появляются сверхдолжные заслуги. Эти добрые дела собираются в Церкви и Церковь обладает правом распределять эти сверхдолжные заслуги тому, у кого их не хватает. Появляет Чистилище - purgatorium т.к. Наказания должны лишиться, но в рай добрых дел не хватает. Т.е люди какое то время проводят в чистилище. Распределение сверхдолжных заслуг называется indulgentio.

       Есть влияние и на учебники русского богословия.

Учение о чистилище.

Это учение стало развиваться в XI-XII вв. и впервые изложил его систематически схоласт Александр Ганс основываясь на учении об удовлетворении Ансельма Кентерберрийского согласно которому Господь прощает проступки кающемуся грешнику, но он всё равно должен понести за них наказание для удовлетворения правде Божией. Он при жизни исправляет содеянное, а если не успевает, то его душа после смерти попадает в purgatorium-чистилище, где и прибывает до момента полного искупления грехов, а затем попадает в небесное царство. Этот момент наступает после перенесения определённых очистительных мучений, которые равны адским, но сглаживаются надеждой на неизбежный переход в рай. Природа мук такова:нематериальная душа страдает от соединения с материальным огнём. Срок мучений может быть сокращён благодаря молитвам Церкви о усопших, которые компенсируют воздаяние заслугами Христа и святых.

Чистилище подразделяется на круги и сферы. Есть круг ветхозаветных праведников опустевший после сошествия Христа во ад, круг некрещённых младенцев, еретиков и раскольников. Данте весьма красочно описывает местопребывание грешников в своих сочинениях.

Учение о чистилище было догматизировано на Флорентийском и Тридентском соборах и не было изменено ло нашенго времени. С православным учением о загробной жизни имеются серьёзные расхождения несмотря на кажущуюся тождественность. Душа человека проходя воздушные мытарства может и не достигнуть рая и низвергнуться в ад, после чистилища же дорога ведёт лишь в рай. В чистилище душа “доочищается” и страдает, на мытарствах же ей даётся видение своего истинного состояния к концу жизни, отчего она ужасается от непоправимости содеянного. Свт. Филарет (Дроздов) считает, что “до второго пришествия души лишь предвкушают свою участь”, так что католики поторопились всех прошедших чистилище поместить в раю.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 904 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2279 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.