Согласно Отцам Востока и Запада стоящих вне августиновской концепции, Отец стоит в начале Троицы. Он Тот, в Котором осуществляется Её единство через передачу Его природы. Сын извечно рождается Отцом из Своей сущности. Он Ему единосущен, т. е. будучи Личностью отличной от Отца, Он обладает численно одной с Ним природой. Для выражения единосущия Отца и Сына некоторые александрийские и западные отцы говорили, что Св. Дух-Дух Отца и Сына. Он исходит от Отца и получает бытие от Сына и он принадлежит Отцу и Сыну (св. Иларий Пиктавийский), и что Он исходит от Отца и Сына (св. Амвросий Мед.)
Дело не в формуле, а понимании, ведь контекст вышеприведённых выражений указывает, что употребляя их, отцы имеют в виду не причину ипостасного бытия, а порядок действия Божественных Лиц в домостроительстве спасения.
Действительно, ведь и вода черпаемая из реки происходит из неё и свет происходит из луча, но ни свет, ни вода не имеют причиной бытия эти две вещи:свет происходит от солнца, а не из луча. Луч-способ происхождения бытия, а не источник. ” Св. Отцы путём таких аналогий пытались уточнить личностные свойства ипостасей, но всё же апофатический путь есть более праведен чем поиски аналогов в тварном мире, иначе это есть “…нечестивое подглядывание таин Божиих в то время, когда мы не можем исчислить песок под ногами”.
Преувеличивая возможности человеческого разума Августин прибегает к тварным аналогиям, чтобы достичь понимания внутритроичного бытия. Он переносит пережитый им опыт неоплатоников на имеющееся тогда учение Церкви: “Познавая себя, можно аналогии переносить на предмет бытия Бога”.
Августин первый систематически использовал философию для понимания Откровения. Ещё будучи манихеем он открыл для себя существование некоей духовной природы понимаемой им как совершенство бытия, причём душа человека родственна этой природе. Августин пришёл к мысли, что все понятия выражающие свойства, природу и действия человеческого духа могут быть отнесены и к Богк, хотя в более высоком смысле. Согласно Августину, богослов имеет в своём распоряжении логический аппарат позволяющий ему мыслить и говорить о тайнах Божиих катафатически с совершенной точностью терминов. В конце концов Августин приходит к гораздо более определённому чем у восточных отцов употреблению понятия “отношение” в приложении к лицам Божества-“persona est relatio”-“лицо есть отношение”. В Лицах Божества, всё то, что не предполагает противопоставления отношений - есть общее, так чем же Лица Св. Троицы отличны между собой?
-Отец отличен от Сына и Духа тем, что Он их источник.
-Сын отличен от Отца тем, что Он от Него превечно рождается, а от Духа тем, что изводит Его.
-Дух Св. отличен от Отца тем, что исходит от Него. А чем же Дух отличен от Сына? Логически будет верно если Дух отличен от Сына тем же чем и от Отца, т. е. исхождением.
Католикам можно возразить-если Отец и Сын имеют ипостасное свойство изведения Духа, значит и Дух обладает таким св-ом и может извести или Сам Себя или же 4-ю ипостась. Услышим ответ- Дух исходит от Отца и Сына не из ипостасей, а от Их общей природы и не обладает свойством изведения другой ипостаси. Дух Св. является любовью связующей Отца и Сына. Он максимальное проявление Их Личностей вовне. Чтобы это понять рассмотрим термин “persona”.
Рersona (ae, f)-термин из античного театра обозначавший маску (личину), которую одевал актёр играя чью либо роль. Этот же термин обозначает лицо, личность максимально проявлённую наружу. Греческий термин выражает понятия лицо, личность словом “’ ”(лат. Substantio). В православном понимании личность это то, что глубже всего спрятано, в латинском - наоборот. Когда некая природа проявляет себя вовне она становится личностью. Выходит так, что Св. Духа как бы не существует - это некая функция между Отцем и Сыном. Здесь как и везде в западной догматике мы встречаем влияние юридизма. В римском праве объектом исследования была не к. л. личность, а её деятельность. Восток в понимании личности более тонок. Личность - это глубинная основа нашего бытия. Католическое понимание личности привело к отождествлению “Я” человека и его деятельности. Деятельность людей это общество, которое можно регулировать законами, а раз так - меняя общество можно изменить человека. Как ни странно, но именно в этом католическом учении корни марксизма: Благодаря такому “овнешнению” в понимании человека Запад всегда был на более выше Востока в плане этикета но не более.