По изучении письма «вожди» в январе 1974 г. решили привлечь писателя к уголовной ответственности «за злостную антисоветскую деятельность», а затем — лишить гражданства и выдворить за пределы страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А. Гинзбург. Помогать было кому. "in 1967-1974 гг. к уголовной ответственности за антисоветскую агим цию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов.
В 1974 г. А. Д. Сахаров написал работу «Тревога и надежды», в кит рой стране и миру было представлено видение академиком будущий мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать -ли го он полагал конвергенцию двух систем. «Я считаю, — писал он. особенно важным преодоление распада мира на антагонистичесми группы государств, процесс сближения (конвергенции) социалист ческой и капиталистической систем, сопровождающийся демилим ризацией, укреплением международного доверия, защитой челоис ческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом н
554
I
демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой жономику смешанного типа, соединяющую в себе максимум гибко-сти, свободы, социальных достижений и возможностей общемирового регулирования».
Последующие его работы показывают большое своеобразие пред-ставлений Сахарова о способности СССР внести какой-либо вклад в конвергенцию. Об истории своей страны академик писал, что она «полил ужасного насилия, чудовищных преступлений», «пятьдесят лет назад рядом с Европой была сталинская империя — сейчас советский тоталитаризм». Он выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории. Сахаров полагал, что ужасы Гражданской войны и раскулачивания, голод и репрессии в равной мере коснулись и русских и нерусских народов, а такие акции, как насильственная депортации, геноцид и подавление национальной культуры, — «привилегия именно нерусских». Он не соглашался с утверждениями Солженицына о том, что дореволюционная Россия жила, «сохраняя веками свое национальное здоровье». Не лед за русофобами он повторял: «Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к иноземцам и иноверцам, я считаю не здоровьем, а величайшей бедой». Сахаров-ское отношение к стране отличало выдвижение им на первый план Ирана на эмиграцию. Свободный выезд из страны он считал самым главным демократическим правом ее граждан.
В телеграмме Сахарова президенту США Дж. Картеру в 1976 г. выража-ет уверенность, что «исполненная мужества и решимости... первая страна Запада — США — с честью понесет бремя, возложенное на ее граждан и руководителей историей». В интервью «Ассошиэйтед Пресс» в цщ же году он заявил; «Западный мир несет на себе огромную ответст-iici и юсть в противостоянии тоталитарному миру социалистических стран». И проекте «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» (декабрь 1989) Сахаров предлагал конституционно закрепить положение о том, что создаваемый Союз «в долгосрочной перспективе» стремится «к встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем как к единственному кпрлинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением такого сближения должно стать создание в будущем Мирового правительства». В свете его заявлений видно, какое правительство было способно с честью нести бремя руководства миром.
Суждения «отца водородной бомбы» производили большое впечатление в стране и мире. Однако один лишь М. С. Горбачев со временем положил их в основу курса внутренней и внешней политики государства, полагая возможным начать конвергенцию в одностороннем порядке.
555
В декабре 1975 г. А. Д. Сахаров стал третьим советским диссидентом, удостоенным Нобелевской премии. Этот акт, наряду с высылкой из страны нобелевского лауреата А. И. Солженицына (февраль 1974), принес диссидентскому движению в СССР широкую международную известность, соответственно и влияние на массы в своей стране. Позднее лауреатом Нобелевской премии стал осужденный в Ленинграде в феврале 1964-го за «злостное тунеядство» диссидентствующий поэт И. А. Бродский. В 1972 г. он эмигрировал в США, где продолжал писать (по-русски и по-английски) стихи, принесшие ему эту премию (1987).
Расширению известности диссидентского движения способствовала деятельность Р. А. Медведева. В 1975—1976 гг. он редактировал сам-издатский журнал «XX век», десять номеров которого вышли в СССР, два из них переизданы в Лондоне.
После заключения Хельсинкских соглашений (август 1975) создана Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976). В нее вошли член-корреспондент Армянской Академии наук Ю. Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л. Алексеева, М. Бернштам, Е. Боннэр, А. Гинзбург, П. Григоренко, А. Корчак, М.Ландау, А. Марченко, В. Рубин, А. Щаранский. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977-го при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А. Подраби-нек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп.
Неблагоприятные тенденции общественного развития, скептическое отношение населения к официальной пропаганде стали причиной нараставшего отчуждения масс от творцов политики. «Застой» усиливал оппозиционные и диссидентские настроения в обществе. Постоянно давало о себе знать недовольство национальной политикой. Выступления на почве межнациональных отношений происходили почти во всех регионах страны — в Казахстане и Средней Азии, Прибалтике и Закавказье, в автономиях России.
Официальные власти считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентства. Стремясь приглушить усилившуюся с началом участия советских войск в гражданской войне и Афганистане напряженность общественной жизни, власти ужесточили репрессии против диссидентов. В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А. Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане в январе 1980-го был лишен всех правительственных наград и выслан в г. Горький.
556
Через полтора года заместитель председателя Комитета государственной безопасности С. К. Цвигун объявил со страниц партийного печатного органа, что антиобщественные элементы, маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движение перестало существовать (Коммунист. 1981.№ 14).
По данным КГБ, в 1957—1985 гг. за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй, осуждено К124 человека. Поименные данные об осужденных приведены в книге; Ж-10. Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953—1991. М., 1999. Здесь представлена наиболее репрезентативная информация о диссидентах и победах над ними репрессивных государственных органов. Однако, как показали события, последовавшие за 1985 г., победа над диссидентством оказалась эфемерной.
Горбачевская «перестройка» в полной мере выявила значимость движения. Оказалось, что открытая борьба нескольких сот инакомыслящих против пороков существовавшего режима власти вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга сограждан. Противостояние свидетельствовало о глубочайших противоречиях в обществе и пропасти, отделявшей его от власти. Идеи диссидентов широко популяризировались мировыми средствами массовой информации. Один тлько Сахаров в 1972—1979 гг., по данным КГБ, провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Вме-cic с «Голосом Америки» и другими СМИ диссиденты составляли «систему с сильнейшим кооперативным эффектом» (С. Г. Кара-Мур- м). Диссидентам в Советском Союзе активно содействовало амери-ыпекое ЦРУ. Известно, например, что к 1975 г. это управление разними способами участвовало в издании на русском языке более 1500 книг русских и советских авторов. Все это на несколько порядков увеличивало силу собственно диссидентской составляющей.
Процесс «помилования» участников диссидентского движения в ((СР начался накануне рейкьявикской встречи М. Горбачева и Р. Рей-шна. 9 октября 1986-го была «помилована» поэтесса И. Ратушинская. Ш октября, после переговоров Горбачева и Ф. Миттерана, по ходатайству французской стороны был освобожден педагог и коллекционер Г. Михайлов. В конце 1986 г. Е. Лигачев, В. Чебриков и Г. Марчук направили в адрес Горбачева предложение, в котором говорилось, чю «принятые превентивные меры в отношении Сахарова в определенной мере себя оправдали — он вернулся к научной деятельности», ниному «представляется возможным в настоящее время решить вопрос о возвращении Сахарова в Москву», поскольку это «обойдется меньшими издержками, нежели продолжение его изоляции в Горьким». В 1987 г. прекращено дело А. Патацкаса, привлеченного кответ-1*1 ценности за выпуск в 1983-м двух нелегальных сборников под на-
557
званием «Будущее Литвы». В этой связи прокуратура приняла характерное постановление. В нем значилось: дело прекращено, так как «в свете происходящих перемен в жизни советского общества» личность Патацкаса «перестала быть общественно опасной и применение в отношении его уголовно-правовых мер является нецелесообразным». Согласно утверждению члена коллегии Прокуратуры СССР В. И. Андреева, в конце 1988 г. Президиумом Верховного Совета СССР помилованы все лица, осужденные за «антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный и общественный строй», «нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви и посягательство на личность и право граждан под видом исполнения религиозных обрядов». 15 августа 1990-го восстановлен в советском гражданстве А. И. Солженицын. Известные в прошлом участники диссидентского движения А. Д. Сахаров, Р. И, Пименов (осужден в 1970 за распространение «заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»), М. М. Молоствов (осужден в 1958 Ленинградским судом по ст. 58 УК) и многие другие были избраны народными депутатами. В 1990 г. в память о жертвах тоталитаризма, по инициативе «Мемориала» и при поддержке Моссовета, установлен известный Соловецкий камень в сквере на Лубянке.
Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля 25 декабря 1991 г., если смотреть на это событие через призму антисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991 — 1993 гг., которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои «развитого социализма» и обрушила здание «нерушимого Союза». Феномен внутрипартийного либерального диссидентства, его метод хорошо обрисованы в статье А. Н. Яковлева «Большевизм — социальная болезнь XX века» (1999). Автор утверждает, что во времена «развитого социализма» группа «истинных реформаторов» рас крутила новый виток разоблачения «культа личности Сталина» «с че: ким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система про ступна». Партдиссиденты исходили из убеждения, что «советский тот ■ литарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма». На последнем этапе «перестройки» они «совершенствовали социализм» уже без оглядки на Ленина. Ужесточая антисталинскую дискуссию, «истинные реформаторы» завершали идейную контрреволюцию под девизом «Факты выше принципа», разобл.ч чая, по определению Яковлева, «мегапреступность» самого Ленина.
Либеральные диссиденты отвергали «реальный социализм» см линского и последующих образцов, полагая, что жизнь в нем ока t;i лась устроенной совсем не так, как было некогда задумано. Это очень
558
ючно выразил Иосиф Бродский, написавший о своей покинутой стране: «Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот, / Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот. / Там, грубо говоря, великий план запорот».)го означает, что «великий план» социалистического строительства в процессе его осуществления с 1917-го был на каких-то этапах искажен до полного неприятия либеральной интеллигенцией. Однако ее представители в диссидентских движениях (исключая Р. А. Медведева и его сторонников) никогда не предлагали строить жизнь по истинному «великому плану», ибо он все равно оставался бы социалистическим. Их вдохновляли совсем иные планы и образцы, но говорить о них открыто они не могли. Поэтому им не оставалось ничего, кроме как не соглашаться с искажающей «великий план» властью по каждому удобному поводу и постоянно апеллировать к «прогрессивной» мировой обще-14 ценности, которая заведомо не могла быть судьей в спорах об отклонениях Советской власти от некоего истинно «великого плана».
Упование на то, что «заграница нам поможет», порождало «ори-пшальные» проекты приобщения СССР к «цивилизованному миро-ному сообществу». После августовских событий 1991 г. профессор И Корепанов предлагал «колонизировать нашу страну на определенное время развитыми странами». Для Запада, полагал он, «мы пред-павляем интерес как рынок, богатый сырьем и человеческими ре-(Л'рсами... F.crecTBenHO, надо обратиться к Западу с просьбой прикрепить отдельные республики и регионы к развитым странам. Допустим, Россию — к США и Японии, Украину — к Англии, Белоруссию — к Франции. Понадобится создать смешанную администрацию по управлению колониями».
При оценках исторической значимости либерального диссидентства историки, придерживающиеся либеральной идеологической ориентации, испытывают немалые трудности. Они не могут пока еще называть нощи своими именами и открыто обелять колонну, выступавшую в 60— КО-е годы в союзе с «прогрессивным Западом» против своей страны и ее парода. Однако логика требует последовательности. Поэтому приходится негречаться с сентенциями о том, что «реформаторы», начиная с И. С. Хрущева, «в силу своего мировоззрения видели в либеральной интеллигенции скорее потенциального противника, нежели советчика и Помощника... В интеллигентской среде были сильны консервативно-охранительные настроения. Именно на них и опиралась власть» (М. Р. Зези-иа; 2002). По сути дела, власть обвиняется в том, что не возглавила или не опиралась на либеральных диссидентов в реформировании своей страны в капиталистическом духе, поскольку никакого иного «великого iniana» либеральное диссидентство не могло иметь по определению.
На наш взгляд, наиболее существенным для исторических судеб России является то, что национально-патриотические течения так и не набрали силу в рассматриваемый период, не смогли существенно повлиять на власть и развитие общества. «Русофилы» в значительной
559
части остались диссидентами по отношению и к свершившейся в 1991~ 1993 гг. капиталистической революции, и к утвердившейся на ее волне у власти новой правящей элите. В последующем позиция национальных патриотов в ряде пунктов сближается с Русской Православной Церковью и оппозиционной нынешним властям КПРФ. По убеждению В. Н. Ганичева, высказанному в июне 2002 г., в прошлой истории страны «лишь славянофилы создали блестящую теорию самостояния России». Теорией не воспользовались царские власти, «и это привело к их крушению», советские власти тоже не сумели извлечь из нее пользу, «не пожелали изменять ее, применять в современных условиях, и мы видим нынешний итог». Ветеран движения живет надеждой, что «когда-нибудь наши власти возьмут ее на вооружение». Некоторые из влиятельнейших в прошлом диссидентских деятелей (философ А. А. Зиновьев, писатель А. Д. Синявский, отчасти А. И. Солженицын), увидев плоды диссидентства в постсоветских жизненных реалиях России, кардинально переоценили и свое участие в движении, и историческую роль движения в целом.
В 60—80-е годы в диссидентстве стало более заметным течение русской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знать главным образом в самиздатской публицистике, являвшейся своеобразным ответом на «самиздат» либерального космополитизи-рованного и русофобского толка. По данным Н. А. Митрохина, используемым в настоящем разделе, первым из ставших известными широкой публике текстов русских «националистов» был документ, имеющий название «Слово нации» и датированный 31 декабря 1970 г. Он написан А. М. Ивановым (Скуратовым) и обсужден им с бывшими политзаключенными, приобщившимися к русской идее в лагере: В. Н, Осиповым, И. В. Авдеевым, В. В. Ильяковым, священником Д. Дудко и бывшим «фетисовцем» В. Виноградовым. Он был ответом на анонимную Программу Демократического Движения Советского Союза, появившуюся в «самиздате» в 1969 г.
Несмотря на противоречия и утопичность, «Слово нации» представляет интерес и как исторический, и как документ, созвучный современной политической ситуации в России. Согласно ему, западный мир биологически вырождается. Биологическое первичнее социального, поэтому демократия и права человека бессмысленны. Проти-. востоять процессу вырождения способно лишь сильное правительство, опирающееся на национальные традиции. Все попытки переделать Россию по западному образцу провалились из-за политических предпочтений народа, желающего иметь сильную власть для защиты or внешней опасности. Нация первична, а все остальное есть производное от нее. Нация представляет собой также особую духовную общность, своеобразие которой имеет глубокий мистический смысл. Основные признаки нации: расовый тип (психологический склад), язык (способ мышления) и идеология.
560
Национальный вопрос в «Слове нации» представляется основным для России, поскольку русские играют в жизни страны непропорционально малую роль, а евреи претендуют на роль угнетенного русскими меньшинства, чуть ли не монополизируя тем временем науку и культуру. Должна осуществиться национальная революция под лозунгом: Единая Неделимая Россия. Русский народ должен стать господствующей нацией. В национальном государстве, которое необходимо Оыло построить, традиционная русская религия должна занять подобающее ей почетное место. В довершение всего предлагалось ликвидировать ООН как бессильную организацию, заменив ее Союзом Цивилизованных Стран во главе с Россией и США.
Важным событием в русском либерально-патриотическом движении стало появление журнала «Вече», который тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и национальные издания. Инициатором издания стал бывший политзаключенный В. Н. Осипов, тсидевший 7 лет на строгом режиме за организацию «антисоветских с(юрищ» на площади Маяковского в Москве в 1960—196! гг. и поселившийся в 1970 г. в Александрове (за пределами стокилометровой зоны цокруг Москвы). Начать издание русского патриотического журнала он шдумал еще в мордовском политизоляторе, где из анархо-синдикалист, каковым считал себя до ареста, стал православным монархистом. Иыйля на свободу, он возобновил знакомства, прежде всего среди старого актива площади Маяковского. Окончательное решение об издании журнала было принято после бесед с Дмитрием Дудко; А. М. Ивановым (Скуратовым), другом еше со времен совместной учебы на истфаке МГУ и подельником по первому делу; М. П. Кудрявцевым, архитектором и реставратором. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти. Доказательством были напечатанные на обложке фамилия и адрес редактора.
Первый номер журнала вышел 19 января 1971 г. Радиостанция -(побода» представила его своим слушателям в СССР как шовинис-тческое антисемитское издание. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в котором говорилось: «Мы решительно отвергаем определение журнала как "крайне шовинистического"... Мы отнюдь не собираемся умалять достоинства других наций. Мы хотим одного — укрепления русской национальной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических проблем, in они не входят в тематику нашего журнала».
В нервом номере помещены статьи Иванова (Скуратова) «У истоком русского самосознания»; М. Антонова «Учение славянофилов — ш.нший взлет народного самосознания в России вдоленинский период»; большая анонимная статья «Судьба русской столицы» (о разрушении Москвы архитекторами с еврейскими фамилиями, напившими M. Кудрявцевым); анонимные «Записки русского христиани-
561
на»; статья В. Осипова «К вопросу о Сфинксе» (по поводу самиздат-скои исторической работы Л. Ренделя «О специфике истории России*); стихи И. Авдеева, М. Волошина и О. Булатова; рецензия Г. Ши-манова на самиздатскую (1967) работу Ю. Белова «Религия и современное сознание»; обзор «Нового мира» за два последних года; раздел «Хроника», где сообщалось о смерти патриарха и смешении главного редактора журнала «Молодая гвардия».
Подбор материалов первого выпуска журнала характерен и для последующих девяти номеров. Основными авторами публикаций были сам Осипов; А. Иванов (Скуратов), являвшийся автором примерно трети всех опубликованных материалов; отец Дмитрий Дудко. С третьего номера к изданию подключилась преподаватель физики С. А. Мельникова, знакомая Иванова и Осипова по площади Маяковского. Она, ставшая фактически соредактором издания, была знакома с В. Шукшиным, Л. Анненским, В. Ерофеевым, Л. Руслановой, поэтом А. Марковым, художником К. Васильевым. Мельникова познакомила Осипова с И. Глазуновым (художник давал деньги на журнал, а после ареста Осипова помогал его жене), А. Солженицыным, Л. Гумилевым. У Мельниковой сложились хорошие отношения с бывшим членом ВСХСОН Л. Бородиным (появился в Москве в начале 1973 г. как сформировавшийся литератор, его статья о русской интеллигенции напечатана и 8-м номере журнала) и Г. Шимановым. Мельникова готовила макеты журнальных номеров «Веча» у себя дома в Москве, осуществляя редактуру предоставленных материалов; контролировала распечатку и распространение около половины тиража номера (20—30 экз., к концу 1973 их количество сократилось). Часть тиража распродавалась состоятельным патриотам по цене 5 рублей за номер.
Второй круг «Веча» сложился в Александрове, в основном из быи-ших политзаключенных. Они редко давали свои материалы в журнал, но были активными читателями и формировали «общественное мне ние». По словам Осипова, «журнал рассылался русским патриотам, желательно православным, желательно монархистам... в основном просто русским патриотам». Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200—300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Николаев. Третьим кругом «Веча» были «молодогвардейцы», члены «Русского клуба», с которыми Осипова познакомил А. Иваном Степень их вовлеченности в издание журнала ограничивалась темой ci щиты памятников истории и культуры, некоторой финансовой под/м-р жкой. Последняя стоила Семанову должности главного редактора журнала «Человек и закон», Жукову — неприятностей за крещение дочери.
Наиболее ярким и последовательным выразителем русской идеологии применительно к новым условиям был Г. М. Шиманов, издап-ший в 1971 г. на Западе книгу «Записки из Красного дома». Публициа обнажал корень мирового зла (и трагедии России), усматривая его и катастрофическом тупике западной цивилизации, по сути дела, отка-
562
завшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым блеском материального благополучия. «Я скажу, — писал Шиманов, — что теперь, после опыта тысячи лет, загнавшего человечество в невыносимый тупик, разве не ясно, что только подлинное, возрожденное христианство может быть выходом из тупика? Что необходима иная, новая, не языческая — буржуазная, но аскетическая и духовная цивилизация?» Такая цивилизация может возникнуть на русской духовной основе. Судьба России — не только ее судьба, но всего человечества, которое сумеет выйти из тупика, опираясь на традиционные духовные ценности русского народа. Русским нужно объединяться на своих духовных основах, чтобы выполнить свою миссию Перед Отечеством и миром. И в этом объединении атеистическая Советская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразована изнутри в совершенно иное качество, главное же —- возродить в себе коренное русское самосознание. «Нам надо вспомнить, — декларировал Шиманов, — о том, что мы русские, вспомнить не для того, чтобы через минуту снова забыть об этом, но для того, чтобы уже навсегда соединить свое сердце с сердцем народным, соединить еудьбу свою с судьбою Отечества, соединить надежды свои с надеждами лучших русских людей о религиозно-национальном возрождении Рос cuu... Но мы обязаны трезвыми, мы обязаны православными глазами смотреть на вещи. Величайшее зло — не искать Божией правды и \\е созидать свою жизнь по этой правде. Будешь искать и будешь стро-им> — и никакая власть тебе в этом помешать не сможет. Советская класть это не только безбожие и величайшая в мире гроза, это также И некая тайна и орудие Божьего Промысла... Процесс возвращения русского духа в себя, процесс возвращения русского сознания уже на-Чилсн, и остановить его ничто не сможет».
Журнал просуществовал недолго. В феврале 1974-го в редакции произошел раскол, по сторонним наблюдениям. Дело кончилось тем, чн> С. А. Мельникова и бывший политический заключенный, пере-цодчик И. В. Овчинников, выпустили в апреле 10-й номер «Веча» и Ч июля 1974 г. закрыли журнал. В сообщении редакции о его закрытии пни написали: «Возбуждение уголовного дела против русского патри-мшческого журнала... может быть только результатом усилий тайных русофобов, которые надеются уничтожить в этой стране великий народ, великую культуру». Осипов же вместе с бывшим политзаключенным В. С. Родионовым выпустил номер нового самиздатского журнала «Земля», заявив тем самым, что знамя русского возрождения по-прежнему находится в его руках.
Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журналов. Viшовное дело против В. Н. Осипова возбуждено по личному указанию Андропова. 28 ноября 1974 г. он был арестован, а пока он находился под следствием, Родионов и Машкова выпустили второй номер - Ь-мли» (ноябрь 1974). На этом история журнала закончилась. В обвини-
563
тельном заключении по делу Осипова, в частности, говорилось: «Действуя с так называемых легальных позиций, прикрываясь лживыми декларациями о своей лояльности к советскому государству и якобы патриотическим характером своих устремлений, Осипов, опираясь на лиц, в прошлом судимых за особо опасные государственные преступления (имелись в виду Л. Бородин, О. Волков и священник Д. Дудко. —Авт.), поддержку зарубежных антисоветских организаций и органы буржуазной пропаганды, в 1970—1974 гг. с целью подрыва советской власти, консолидации антисоветских элементов занимался преступной деятельностью по изданию, размножению и распространению на территории СССР и вне его пределов нелегальных машинописных журналов "Вече" и "Земля", отдельные статьи которых содержат клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй, реакционные, шовинистические и славянофильские взгляды». 26 сентября 1975 г. В. Н. Осипов осужден Владимирским облсудом по ст. 70 УК РСФСР на 8 лет строгого режима. Всего за 1961 — 1983 гг. Осипов провел 15 лет в заключении и ссылке. Этот срок отражал степень страха интернационально-космополитического режима перед открытой пропагандой «реакционных» славянофильских взглядов.
В 1974 г. бывший член ВСХСОН Л. И. Бородин начал издание журнала «Московский сборник», посвятив его проблемам нации и религии. В своей издательской деятельности он опирался на помощь молодых христиан, которые группировались вокруг Г. М. Шиманова (прораб В. В. Бурдюг, поэт С. Бударов и др.), принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживали хорошие отношения с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации — Осиповым, Якуниным, Шафаревичем, Огороди и ко вы м, Капитанчуком.
Первый номер журнала увидел свет в сентябре 1974 г. В нем были опубликованы воспоминания сына Николая Бердяева об отце; статья философа Ренаты Гальцевой; продолжение работы Иванова (Скуратова) «Триумф самоубийц» о годах «большого террора» (начало печаталось в «Вече»); материалы Бородина — его полемика с историком церкви А. Красновым-Левитиным, статья о национальных проблемах, часть романа «Лебединая песнь». Во втором номере помимо двух статей Бородина напечатана работа Глебова (псевдоним философа С. Хоружего) «Карсавин. Биографический очерк». В третьем номере помещены неподписанная статья всхсоновца Вагина о философе Федорове, статья по психиатрии Чернышова, литературоведческая статья Бударова. В журнале также печатался Шиманов. Тираж сборника составлял 20—25 экземпляров.
После ареста в апреле 1975 г. на квартире С. Бударова макета третьего номера Бородин был доставлен в прокуратуру и получил «Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 года». Он сразу же отошел от издания, передав его в руки помощников, а сам вернулся в Сибирь и занялся литературной деятельностью. А в 1982 г. был арестован и
564
осужден за публикацию своих произведений на Западе по ст. 70 УК РСФСР к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки. Бурдюг, Розанов и Буда-ров подготовили четвертый номер «Московского сборника», но не получили благословения отца Дмитрия Дудко на его публикацию. Издание прекратилось.