Когда мы сталкиваемся с психологическими проблемами людей, которые просят о помощи в решении этих проблем, мы всегда должны иметь перед собой некоторые ориентиры, которые задают желательные направления психологических изменений клиента в определенную сторону. Невозможно оказывать целенаправленное психологическое воздействие на другого человека, не имея перед глазами эталонов, образцов, на которые мы предполагаем равняться, ориентируя своего клиента в определенную сторону изменений.
Консультант отдает себе отчет в том, что он не Господь Бог, чтобы решать, каким должен быть человек, а каким не должен, что правильно в жизни, а что нет, какое поведение следует поощрять, а за какое наказывать. Консультант ориентируется на определенные установленные в данное время в данной стране в данной науке нормы, ценности, цели. В частности, на доминирующие представления о личности, о здоровье и болезни, норме и патологии, адаптации и дезадаптации, о том, что такое гармоничная личность, что такое счастье, что такое зрелость, продуктивность, эффективность в социальных взаимоотношениях. Таким образом, каждый консультант имеет перед собой некую систему ориентиров для тех психологических изменений, которые он хочет произвести в клиенте.
Разумеется, многое в этой системе ориентиров субъективно, пристрастно, обусловлено жизненным опытом и переживаниями самого консультанта, его представлениями о жизни, о добре и зле, справедливости и возмездии, индивидуальными особенностями его личности. Однако при этом все же существует та теоретическая база, та точка опоры, которая сформирована доминирующими в данное время в данном месте представлениями. Эти представления, с одной стороны, носят теоретический характер, но с другой стороны обусловлены конкретными культурно‑историческими, социально‑политическими, философско‑мировоззренческими условиями существования.
Среди таких ориентиров, прежде всего, необходимо назвать общетеоретические представления о личности человека.
2.4.1. Теории личности и практика консультирования
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений подобна полету без ориентиров. Такой «летчик» в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Л. М. Брамер и Э. Л. Шостром (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.
Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (Джордж Р., Христиании Т., 1990).
Этими функциями обладает любая теория, лежащая в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке в своей практической работе консультант может выдвигать гипотезы и предвидеть результаты консультирования.
Каждый консультант на основе практики «конструирует» собственную теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо‑когнитивную, экзистенциально‑гуманистическую). Например, К. Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Г. Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. В понимании Э. Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Дж. Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. По мнению Р. Кеттела ядро личностной структуры образуется 16‑ю исходными чертами. А. Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.
Большинство определений личности содержат следующие общие положения:
• Подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены особые качества, благодаря которым данный человек отличается от остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинация дифференцирует одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
• Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере, частично рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
• Подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
• Личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и в окружающей обстановке.
• С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы: что есть человек, какие врожденные тенденции ему свойственны, свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого, существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться? Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.
Как видно из табл. 1, главные принципы основных школ психологического консультирования и психотерапии существенно отличаются (Джордж Р., Христиании Т., 1990).
Таблица 1 Теоретические принципы современных психологических направлений
Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико‑психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой‑либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике консультирования при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.
В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система работает на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании – итог всей профессиональной деятельности консультанта. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.
Другим важным ориентиром профессиональной деятельности консультанта является система представлений о норме и патологии, здоровье и болезни. В частности, особое значение имеет то, как консультант представляет себе психологически зрелую и психически здоровую личность.
2.4.2. Психическое здоровье
В ряду приоритетных ценностей человека первостепенное значение безоговорочно отводится здоровью.
Психология здоровья – новое направление в современной психологии, еще относительно мало разработанное, без четко сформулированного понятийно‑концептуального аппарата, системы представлений, методов исследования. Существуют лишь единичные публикации по этой проблеме, содержащие в себе авторские концепции, пока не являющиеся общепризнанными.
Психология здоровья возникла на стыке психологии и валеологии, т.е. науки о здоровье. Объектом психологии здоровья является здоровая личность. Цель психологии здоровья выходит за пределы только сохранения здоровья – здоровье рассматривается в качестве оптимальной предпосылки самоосуществления человека. Начало формирования этого нового направления в науке связано с именем М. Ягоды, который в 1958 году сформулировал шесть критериев психического здоровья:
• позитивная установка по отношению к собственной личности;
• духовный рост и самореализация;
• интегрированная личность;
• автономия, самодостаточность;
• адекватность восприятия реальности;
• компетентность в преодолении требований окружающего мира (Перре М., Бауманн У., 2002).
В 1977–1980 годах А. Ангьял предложил био‑психосоциальную модель, в рамках которой болезнь и здоровье рассматривались в следующей взаимосвязи: человек – сложная многозначная система; лечение должно быть целостным; отношения между человеком и внешним миром активны; человек способен к самоконтрою, самореализации и самоуправлению. Несовершенство в реализации этих функций, по мнению автора, благоприятствует развитию стресса, усугубляет его переживание и, в конечном счете, ведет к возникновению различного рода заболеваний. Поэтому здоровье людей в очень большой, если не в определяющей степени, зависит от них самих. Соответственно и факторы риска различных заболеваний также находятся в самом человеке.
По мнению Н. Е. Водопьяновой и Н. В Ходыревой (1991), психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Иными словами, по мнению авторов, психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека. В. А. Ананьев (1998) рассматривает психологию здоровья как науку о психологических причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом, по мнению автора, с известной долей условности является «здоровая», а не «больная» личность. Г. С. Никифоров (2002) определяет психологию здоровья как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути.
П. И. Калью (1988) рассмотрел 79 определений здоровья человека, сформулированных в разное время в различных странах мира представителями разных научных дисциплин. Несомненное теоретическое и практическое значение имеет выделение наиболее типичных, чаще всего встречающихся признаков, сущностных элементов определения здоровья:
• Нормальная функция организма в целом, его органов, гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
• Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
• Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
• Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
• Отсутствие болезней, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого‑либо нарушения.
• Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех его органов.
Последний признак созвучен с определением здоровья, приведенном в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 г.: «Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку не обходит стороной ни один из специалистов, занимающихся проблемой здоровья человека.
В рамках нового направления психологии здоровья предпринимаются попытки сконструировать модель здоровой личности, образец здоровья, на который можно ориентироваться, осуществляя психологическое воздействие в процессе консультирования. Наука о личности – персонология – дополняется наукой о здоровье личности, которая сопоставляется с такими понятиями, как здоровье индивида и здоровье индивидуальности.
Термин «здоровье индивида» подразумевает, прежде всего, биологическое определение здоровья и опирается на понятие индивида – человека как биологического существа; понятие «здоровье личности» обозначает социальное определение здоровья и имеет в своей основе определение личности человека как существа социального. Наиболее общее понятие – «здоровье индивидуальности» – подразумевает био‑психо‑социальное определение здоровья, интегрирующее в себе все уровни существования человека.
Понятие психического здоровья
В самом общем виде в рамках психологии здоровья принимается понятие психологического здоровья как наиболее общий термин, который в ряде случаев отождествляется с понятием психического здоровья. Психологическое или психическое здоровье понимается по‑разному в разных школах и направлениях психологической науки.
Как отмечает в своей монографии «Психология здоровья» Г. С. Никифоров (2002), наиболее важным критерием психического здоровья является психическое равновесие. Как отмечает автор, с помощью этого критерия можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Здоровый человек – это гармоничный человек. Соответственно, аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, то есть в нарушении процессов социальной адаптации.
О. Н. Кузнецов и В. Н. Лебедев (1994), анализируя представления Ф. М. Достоевского о психическом здоровье, называют некоторые признаки, которые могут рассматриваться в качестве критериев психического здоровья. К их числу авторы относят: способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни. Перечень критериев психического здоровья представлен и в работе Н. Д. Лакосиной, Г. К. Ушакова (1976). Авторы относят к ним: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответствующую возрасту человека зрелость чувств; постоянство места обитания; максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нормами; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. Согласно И. Н. Гурвичу (1995), выделяются следующие критерии позитивного психического здоровья: аттитюды к «Я»; рост, развитие и самоактуализация личности; интеграция личности; автономия; адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения.
В разных зарубежных психологических школах, в различных психологических концепциях также существуют свои представления о здоровье и болезни. Детальный анализ этих представлений показывает, что во многом они являются сходными, отмечая одни и те же важные для эффективного функционирования психологические черты.
Представления о здоровье и болезни в классическом психоанализе
Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется, прежде всего, способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. Способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений.
Фрейд был убежден в том, что человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты Ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Таким образом, индивидуумы, вместо того чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает своеобразную гомеостатическую позицию. С точки зрения психодинамической теории, человек в основе своей предстает побуждаемым Ид «удовлетворителем инстинктов», никогда не ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.
Роль психотерапевта, по мнению Фрейда, заключается в воскрешении в памяти, возвращении в осознание и реинтеграции бессознательных содержаний таким образом, чтобы жизнь пациента могла приносить ему большее удовлетворение: «Под лечением мы подразумеваем облегчение существующих невротических расстройств пациента».
По А. Адлеру все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума может появиться гиперкомпенсация, и таким образом развивается комплекс превосходства. Гиперкомпенсация представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Он считал, что стремление к превосходству является врожденным. Это великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, в норме и в патологии. Хорошо приспосабливающиеся люди (с развитым социальным интересом) проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении так, чтобы оно соотносилось с благополучием других людей. Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но постоянно стремящимися его улучшить. В этой связи формируется стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Нормальные здоровые люди по‑настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.
У плохо приспособленных (больных) людей социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство, у них нет социальных целей.
Автор вводит оригинальное понятие творческого «Я». Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Она делает каждого человека свободным.
Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальный интерес и кооперация – вот основные черты здоровой личности. Сущность психологического роста состоит в движении от эгоцентрической цели достижения личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.
По К. Юнгу индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное (коллективное бессознательное состоит из архетипов – первичных моделей) содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторялась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуации.
Индивидуация – процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.
Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из‑за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.
Процесс индивидуации, понимаемый Юнгом как «путь к себе», имеет целью осознание человеком некоего центра внутри психического бытия, позволяющего не связывать более свое счастье, а иногда и жизнь с внешними посредниками, будь то люди, идеи, обстоятельства. Его можно рассматривать как основной механизм здоровья личности: излечение является процессом идентификации человека с целостной личностью, с самостью.
Представления о здоровье и болезни в гуманистическом психоанализе
Э. Фромм в своих представлениях о природе человека стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. После проведенного им исторического анализа существования человека с конца Средневековья по современное автору время Фромм сделал вывод, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. Люди борются за свою свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Фромм описал несколько стратегий, используемых, чтобы «убежать от свободы». Первая из них – авторитаризм (в виде садизма или мазохизма); вторая – деструктивность. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения себя социальным нормам, регулирующим поведение (своеобразная конформность автомата).
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечает, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Любовь и труд – ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.
Продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально‑полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на земле. Продуктивный труд благодаря творческому самовыражению обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни. По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека.
Факторами, способствующими «благой жизни», являются максимальная открытость и непредвзятое отношение к миру и к самому себе. Мир познается через реальное, эмоциональное переживание и творческое взаимодействие с миром и с самим собой. Процесс познания связан с риском пересмотра собственного «Я». Согласно Фромму, это означает преодоление «жадного самосохранения», оставление иллюзии неразрушимого и обособленного Эго. Благо понимается как полное единение с миром. Целью при этом является не обладание вещами, деньгами, властью и другими ресурсами, а соответствие собственной психологической природе. Главное для каждого человека – быть самим собой. Насколько человек не чужд самому себе, настолько никто и ничто ему не чужды. Насколько человек отчужден от себя самого, настолько его восприятие мира ложно.
Таким образом, факторами, определяющими здоровье личности в гуманистическом психоанализе, являются максимальная открытость миру и самому себе, возможность воспринимать все происходящее не как проблему, а как непрерывный процесс познания.
В соответствии с представлениями К. Хорни, носящими во многом клинический характер, основная мотивация поведения людей – уменьшение чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. Хорни утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – основа для невроза. Основной задачей психотерапевта, психолога является помощь в преодолении базальной тревоги.
По мнению Хорни, каждый человек обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Воспитание без любви, заботы и уважения к индивидуальности ребенка блокирует здоровое стремление к самоактуализации и замещает его на стремление к безопасности, основной невротической потребности. Достигается это за счет одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении соглашаться с желаниями других. Защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни выживает сильнейший. Прибегающий к такому способу защиты человек отрицает теплые, непосредственные отношения между людьми, предпочитая манипулировать ими. Защитный механизм ухода выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с друзьями, в то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, используя различные стратегии поведения в зависимости от обстоятельств.
Другой вариант невротического реагирования, сформированный при игнорировании потребностей и личности ребенка, заключается в создание идеализированного образа самого себя, что заставляет человека ставить перед собой практически неразрешимые цели и задачи, предопределяющие неизбежное поражение. Эффективность психологического воздействия Хорни рассматривает как возможность для пациента осознать и реализовать себя подлинно.
Таким образом, здоровый человек в рамках психоаналитической традиции – это человек, осознающий детерминированность своего поведения, ставящий цели развития своей личности, способный испытывать и выражать свою солидарность с другими людьми.
Представления о здоровье и болезни в Эго‑психологии
С позиции Э. Эриксона, именно Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал Эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. В отличие от психоанализа, Эго‑психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Уделяя особое внимание адаптивным функциям Эго, Эриксон считал, что человек в процессе своего развития, взаимодействуя с окружением, становится все более и более компетентным. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества Эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Каждый личностный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.
Центральным для эриксоновой теории развития Эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
• личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
• общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
Стадии развития являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»). Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей, проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач, или как преодолевается кризис. В теории Эриксона конфликты играют жизненно важную роль, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций Эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (Эриксон Э., 1968).
Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнение). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Представления о здоровье и болезни в диспозициональном направлении. Теория черт
В соответствии с представлениями Г. Олпорта, личность включает в себя «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Наиболее валидной «единицей анализа» человека Олпорт считал «черту». Черта – это предрасположенность вести себя определенным образом в широком диапазоне ситуаций. Каждый человек имеет внутри себя «обобщенные стремления к действию». Например, если он по природе своей робок, то будет оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях: сидя в классе, за едой в кафе, выполняя задания в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности – то, что обуславливает постоянные, устойчивые, типичные особенности нашего поведения в разнообразных равнозначных ситуациях.
Олпорт подчеркивает, что черты личности отнюдь не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. В реальности люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их способностей. Человек, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, те ситуации, в которые она активно стремится попасть.
Ни одна черта не является островом. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга.
Ни один персонолог, и, в особенности, Олпорт не считает, что личность – лишь набор диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как Эго или стиль жизни. Олпорт вводит новый термин «проприум». Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество «осознаваемое как наиболее важное и центральное» (Олпорт Г., 1968). Это не что иное как самость. Проприум – некая организующая и объединяющая сила, предназначенная для формирования уникальности человеческой жизни.
Олпорт выделил семь аспектов «самости»: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности, чувство самоуважения; расширение границ самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление (постановка перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл). Кроме семи первых аспектов проприума, Олпорт предложил еще один: познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию.
В противоположность повторяющимся действиям, характеризующим устойчивую автономию, собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека соответствовать внутреннему образу себя и к достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не прекращают своих усилий. Собственная функциональная автономия является, таким образом, шагом вперед по сравнению с простым поддержанием существования человека. Она представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.
Олпорт считал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:
• имеет широкие границы «Я» (широкий ролевой репертуар);
• способен к теплым, сердечным социальным отношениям (любовь к семье и друзьям и сочувствие к другим);
• демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие (имеет положительное представление о самом себе и может справляться со своими эмоциональными состояниями);
• демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания (видит вещи такими, какие они есть). «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить», – пишет в этой связи нейрохирург Г. Кушинг;
• демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
• обладает цельной жизненной философией.
Представления о здоровье и болезни в гештальт‑терапии Ф. Перлза
Согласно представлениям гештальт‑терапии, здоровый человек находится в равновесии с самим собой и окружающим миром. Для сохранения гармонии нужно лишь доверяться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации, т.е. быть самим собой и осуществлять свое «Я».
Невозможность пользоваться имеющимся потенциалом объясняется стремлением человека к совершенству. Это стремление подменяет собой требование к глубине, которая могла бы стать естественным способом контакта с миром, если бы мы не были столь равнодушны к нему. Человек ищет замены миру в окружающих его стимуляторах: представлениях, фантазиях, воспоминаниях, блокируя настоящее. Больным является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей и следующий ценностям, навязанным извне, поскольку это приводит к нарушению процесса самореализации личности.
Гештальт‑терапия опирается на три основные понятия: осознанность, ответственность и актуальность. Все три механизма заимствованы из самого переживания, которое может быть только актуальным, т.е. конкретным и происходящим здесь и сейчас; ответственным, поскольку мы делаем то, что считаем нужным и важным; осознанным, потому что мы знаем, что именно мы делаем и переживаем вне зависимости от того, как мы себя обманываем, притворяясь, что искренни с самим собой. Процесс отчуждения от реальности связан с неверием в позитивность результата.
В рамках гештальт‑терапии на пути к раскрытию истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза.
Первый уровень – уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Живя согласно ожиданиям других людей, человек не способен удовлетворить собственные потребности и реализовать собственные цели. Отказываясь от самого себя, больной стремится быть кем‑то другим.
Второй уровень – фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть самим собой.
Третий уровень – тупик, когда клиент не знает, что ему делать и в каком направлении двигаться. Он тяжело переживает утрату поддержки извне, но еще не готов к тому, чтобы использовать собственные ресурсы, собственную внутреннюю точку опоры.
Четвертый уровень – имплозия, то есть состояние внутреннего отчаяния, смятения, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, что человек ограничил и подавил собственную природу. На этом уровне возможно переживание страха смерти.
Пятый уровень – эксплозия, т.е. взрыв. Достижение клиентом этого уровня означает обретение им способности к переживанию и выражению своих истинных эмоций.
Таким образом, достижение самого себя возможно через страдание и отказ от себя «защищенного» ради рождения себя «настоящего». Отношения с другими людьми описываются в так называемой молитве гештальтиста: «Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. Если нам случится найти друг друга – это прекрасно, а если нет – то этому нельзя помочь».
Представления о психическом здоровье в рамках бихевиоризма
Б. Скиннер рассматривает психологический рост как минимизацию дурных условий и возрастание благотворного контроля над средой. Поощрение (положительное подкрепление), по мнению бихевиористов, способствует психологическому росту, наказание (отрицательное подкрепление) – препятствует. В бихевиоризме личность – сумма паттернов поведения, следовательно, собственно личности в смысле некоей изолированной самости нет места в научном анализе поведения. Концепция здоровья целиком строится на устранении специфических симптомов и снижении уровня тревоги.
Психическое здоровье в терминах теории социального научения
А. Бандура, например, уделяет особое внимание понятиям, отражающим нашу способность удовлетворять требованиям жизни. В его понимании самоэффективность, или осознание собственной способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является важнейшей особенностью приспособления. Более того, Бандура утверждает, что люди, считающие себя сильными личностями, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше усилий, и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.
Представления о психическом здоровье в рамках когнитивизма
У здорового, нормально функционирующего человека имеется, как утверждается в когнитивной психотерапии, рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально‑когнитивных связей (схем). Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. И хотя порой эмоции могут носить интенсивный характер, они не захватывают индивида надолго и потому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей.
Расстройства в эмоциональной сфере, ряд психопатологических симптомов представляют собой результат нарушений в когнитивной сфере: сверхгенерализация, ложные выводы, жесткие установки. Эти нарушения в когнитивной сфере А. Эллис называет иррациональными установками. Человек, пересмотревший свои иррациональные установки, характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности эмоциональных проявлений (Федоров А. П., 1997).
Представления о психическом здоровье в гуманистической психологии
Цель гуманистической психотерапии заключается в создании условий для личностного роста. Быть конгруэнтным, то есть быть самим собой, а не таким, каким человек хотел бы казаться, – это и есть признак душевного здоровья (Роджерс К., 1994). Становление человеческого в человеке определяется «безоценочным позитивным принятием себя и другого», «эмпатическим пониманием» и «конгруэнтным самовыражением». У каждого человека существует основная потребность – потребность в самоактуализации. Психотерапия же предназначена для того, чтобы помогать человеку накапливать адекватный эмоциональный опыт, эффективно ориентироваться в себе и в окружающих людях. В соответствии с представлениями Роджерса, полноценно функционирующая личность – это синоним оптимальной психологической адаптации, психологической зрелости, конгруэнтности, открытости опыту.
По А. Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее человеческим (в истине и красоте).
Маслоу вводит понятие самоактуализации. Для самоактуализирующихся людей характерно «полное использование талантов, возможностей, способностей и т.д. Такие люди реализуют себя и делают все возможное, на что способны. Эти люди в полной мере реализуют свои возможности» (Маслоу А., 1956). Проводя отбор группы людей, как ныне здравствующих, так и умерших, которых можно было бы отнести к самоактуализирующимся, Маслоу попытался найти у них общие качества, которые отличали бы их от обычных людей. В результате он выделил четырнадцать таких качеств:
• Более точное восприятие реальности и более комфортное с ней взаимодействие.
• Принятие себя, других, природы.
• Спонтанность; отсутствие жесткой конформности.
• Сосредоточенность на проблеме – сознание долга, чувство ответственности.
• Отстраненность, потребность в уединении.
• Автономия, независимость от культуры и окружения.
• Свежесть восприятия.
• Мистические переживания, необъятные чувства («пик‑переживания»).
• Эмпатия, симпатия ко всем людям, сопереживание им.
• Глубокие межличностные отношения с другими.
• Демократичность, уважение к другим.
• Умение видеть средства и цели.
• Философское, неагрессивное чувство юмора.
• Креативность.
Понятие самоактуализации, введенное Маслоу, в определенном смысле совпадает с представлением о смысле жизни в гуманистической психологии и философии экзистенциализма. Смыслом жизни не может быть какой‑либо конкретный результат. Смысл жизни скорее заключается в самом процессе, в определенном векторе, к которому устремляется человек в своей ментальной жизни. Поэтому самоактуализация как цель психотерапии и психологического консультирования состоит не только в устранении патологии и достижении некоторого условного уровня психического здоровья, или нормальности. Целью является сам процесс, а не статическое состояние, которого надо достичь раз и навсегда; адекватной целью должен быть идеал, к которому необходимо стремиться, к которому можно подходить как угодно близко, но достичь его невозможно.
Cамоактуализация как цель не ограничена психотерапией, психологической коррекцией, психологическим консультированием. Это цель жизни всех людей, которые в той или иной степени не удовлетворены собой, несчастливы, не полностью реализуют свои способности, не в полной мере актуализируют свой потенциал. Вследствие этого самоактуализация должна быть целью общества и всех его институтов: системы образования, брака и семьи, политической, социальной и экономической систем. Самоактуализация представляет собой базовую мотивацию всех людей, это универсальная цель не только психотерапии, но и всей жизни. Ни психолог, ни клиет цель не выбирают. Цель уже дана, она присуща человеку как живому организму. Сама природа организма заключается в склонности к актуализации, к которой Роджерс относил тенденцию к росту, развитию, реализации своего потенциала, стремление стать тем, кем можешь стать, то есть самоактуализироваться (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003).
Если самоактуализация – конечная цель, то все обычные цели, которые ставят перед собой психологи и психотерапевты, оказывающие психологическую помощь, являются целями промежуточными. К промежуточным целям психологического воздействия относят уменьшение симптоматики, снижение тревоги, избавление от душевной боли и страдания, устранение враждебности и злости, а также редукция неадаптивных (плохих) привычек и приобретение адаптивных привычек. Промежуточными целями могут быть хорошие супружеские и семейные отношения, успехи в профессиональной деятельности, развитие способностей и успехи в обучении и т. д.
Некоторые промежуточные цели формулирует Парлофф (Парлофф М. Б., 1967), выделяя, в частности, процесс самоисследования, который может быть описан в виде нескольких последовательных и взаимосвязанных стадий.
Самораскрытие. Прежде чем приступить к самоисследованию, клиенты должны раскрыться, выразить свои чувства, в особенности, негативные переживания, которые чаще всего скрываются не только от окружающих, но и от самого себя, сформулировать свои негативные мысли, представления о проблемах и неудачах. Клиенты обращаются за помощью прежде всего в связи со своими «проблемами», которые необходимо помочь им четко сформулировать, прежде чем приступать к их разрешению. Самораскрытие поэтому предполагает честность, открытость, искренность клиента, что требует проявления мужества с его стороны.
Самоанализ. Заключается в работе клиентов с выявленным в процессе консультирования материалом, в исследовании своих истинных особенностей. Этот процесс имеет свою динамику, протекая иногда слишком медленно, иногда болезненно для клиента. В процессе самоанализа автор предлагает обратить внимание на сопротивление, представление о котором сформулировано и развито в рамках психоанализа, то есть на нежелание работать с некоторыми неприятными чувствами, мыслями, мотивами, с отрицательными проявлениями собственной психологической природы.
Самооткрытие. По мнению автора, самоисследование, или самоанализ, подводит клиента к самооткрытию, осознанию своих истинных психологических черт и свойств.
Самопринятие. Вместе с самооткрытием приходит самопонимание, а следом за ним – самопринятие. Клиенты осознают безуспешность своих попыток самоактуализироваться, они видят расхождение между своим реальным и идеальным «Я». Они работают по преодолению этого расхождения, в результате чего формируются более реалистичные представления о себе, создается «Я‑концепция», более конгруэнтная реальному жизненному опыту. Клиенты обретают способность принимать себя такими, какие они есть, а также прикладывать усилия для приближения к идеалу.
Таким образом, различные авторы, относящиеся к разным теоретическим ориентациям, фактически во многом сходным образом представляют себе здоровую, уравновешенную, полноценную личность, эффективно функционирующую в социуме. Говорят ли они об индивидуации, самореализации, самоэффективности или используют какие‑то другие термины, как правило, подразумевается способность быть эффективным в общении и в профессиональной деятельности, умение строить близкие взаимоотношения с людьми, формирующие психологически комфортную для самого человека «экологическую нишу». За фасадом этих способностей по умолчанию или в явном виде предполагается наличие определенных ориентиров в виде системы ценностей, представлений, идеалов, формирующих некоторую философию жизни, включающую в себя вопрос о ее смысле. Практически все авторы говорят о целостности, интегрированности здоровой личности, об ее относительной автономии, которая не противоречит способности вступать в близкие отношения с людьми, развивать и поддерживать эти отношения.
Г. С. Никифоров в монографии «Психология здоровья» (2002) приводит перечень наиболее часто упоминаемых в литературе критериев здоровья, распределив их в соответствии с формами проявления психических явлений (в виде психических процессов, психических состояний, психических свойств). Приведем их в заключение рассуждений о психическом здоровье, принятом в разных психологических школах мировой науки.
Из психических процессов, по мнению автора, наиболее часто упоминаются максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительнсоти (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); дисциплина ума (управление мыслительным потоком).
В число психических состояний, отмечает Никифоров, обычно включают эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного самочувствия.
Свойства личности – это оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость), адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость, не склонность к лени, независимость, непосредственность (естественность), чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность.
Среди критериев психического здоровья, отмечает автор, особое значение придается степени интегрированности личности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также духовности (доброте, справедливости), ориентации на саморазвитие, обогащение своей личности.
Никифоров формулирует представление о социальном здоровье. Его характеризуют следующие свойства личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной средам, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
Соответственно выделяются наиболее характерные признаки психического нездоровья, которые также могут быть упорядочены на основании той же самой логики.
В сфере психических процессов признаками нездоровья чаще всего являются неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) и категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.
К психическим состояниям, характеризующим нездоровье, обычно относят чувственную тупость, беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность.
По мнению автора, к свойствам личности нездорового человека можно отнести зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрату веры в себя, в свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). В целом, отмечает Никифоров, нездоровая личность достаточно дезинтегрирована, ей присущи утрата интересов, любви к близким, пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отличается неадекватностью самооценки, ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме, стремлении к власти, вещизме.
По нашему мнению, представленные в литературе ориентиры психического здоровья следует рассматриваеть лишь как некоторые достаточно абстрактные конструкции, которые, возможно, имеют больше теоретическое значение. На практике же, когда мы сталкиваемся со сложным психологическим миром переживаний, представлений, страданий, комплексов, пережитых и непережитых психических травм, составляющих индивидуальный жизненный опыт человека, бывает достаточно трудно установить в этом мире тот порядок, который соответствует нашим общетеоретическим представлениям. Как правило, мы довольствуемся все же восстановлением некоторого неустойчивого равновесия между неоднозначными, иногда внутренне противоречивыми тенденциями человека, предоставляя ему самому определять, каким должен быть его внутренний психологический мир, допуская лишь некоторые коррективы в соответствии с самыми общими социальными предписаниями, ограничениями, запретами.
Представления о здоровье и болезни могут быть дополнены еще одной системой ориентиров психологического консультирования – представлениями о норме и патологии. Понятия нормы и патологии, хотя и носят клинический характер (а возможно, именно поэтому), все же позволяют консультанту, оказывающему психологическую помощь клиентам, выстраивать адекватное направление желаемых изменений в личности клиента, в его психическом статусе, в котором подчас содержатся патологические черты.
2.4.3. Норма и патология
Одной из наиболее значимых теоретических и практических проблем современной психологии является диагностическая. Чтобы заниматься психотерапией, психологическим консультированием или психологической коррекцией, необходимо иметь некоторые ориентиры: что считать нормальным, а что – патологическим, от каких личностных черт необходимо клиента избавлять, а какие – усиливать, формировать и развивать. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния клиента в процессе консультирования.
Диагностический этап – необходимое звено, предшествующее любой психологической интервенции. Прежде чем оказывать воздействие на человека, необходимо определить направление этого воздействия, опираясь на сильные стороны его психической организации. Диагностика предполагает квалификацию наблюдаемых у клиента психологических особенностей в терминах психологических (нормативных) или патопсихологических (болезненных) феноменов. Поэтому проблема здоровья и болезни, нормы и патологии становится центральной в диагностическом процессе.
Существуют три основных подхода к определению нормы.
Статистический подход. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово «болезнь» в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам «нормальными», «такими, как это обычно бывает», и поэтому требуют особого объяснения. В этом смысле норма – некоторое среднестатистическое состояние, наиболее часто встречающееся в популяции. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие таких страхов и отсутствие гомосексуальных контактов статистически нормально. При применении среднестатистического подхода в категорию патологии попадают не только слабоумные, но и гениальные, одаренные, талантливые личности, которых в популяции также мало. К патологическим будут неизбежно отнесены все случаи необычного, нестандартного, редко встречающегося поведения. Так, женщина, которая два раза в день чистит зубы своей кошке, будет считаться ненормальной только на том основании, что подавляющее большинство людей так не поступает. Таким образом, статистический подход отсекает черты личности и формы поведения, за которыми может скрываться яркая индивидуальность, оригинальность, необычность, квалифицируя эту оригинальность в терминах психического расстройства. Поэтому данный подход применяется крайне редко и в ограниченном числе случаев. Однако содержательное, а не интуитивное определение клинической нормы как теоретического конструкта представляет собой сложную задачу.
Идеологический подход . Нормой можно считать некоторый идеальный образец состояния человека, к которому должны в той или иной мере стремиться все люди, и к которому психолог должен вести своего клиента в процессе консультирования. Проблема нормы‑норматива, как отмечают Н. В. Репина, Д. В. Воронцов и И. И. Юматова (2003), связана с проблемой выбора нормативной группы – людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы. В число норм‑нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.
Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или полезно), либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач). Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу. Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения, состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека. Для оценки нормальности (соответствия норме) психологического состояния личности психологом или психиатром могут применяться любые из этих норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния (статуса) индивида очень часто приобретает скрытый политический, подверженный идеологическому влиянию характер, поскольку в конечном счете критерием оценки оказывается система ценностей, доминирующая в обществе или в сознании отдельно взятой группы людей (Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова