На торговой караванной дороге, названной Великим шелковым путем после выхода монографии «Китай» Ф. Рихтгофена, который в своей работе обозначил некоторые города, лежавшие на дорогах, находилось множество городов, которые служили опорными пунктами для путников и торговцев, странствовавших дорогами Великого шелкового пути.
Эти города обслуживали торговлю и путников. В них работали люди различных профессий, которые обеспечивали комфорт людям. В таких городах были устроены рынки, на которых могли продаваться популярные товары, которыми торговали на шелковом пути.
По Великому шелковому пути странствовали многие люди, занимающиеся различными сферами деятельности: послы, купцы, путешественники, которые в разное время проходили через те или иные города.
В городах на шелковом пути были базары, на которых, вероятно, происходила основная торговая коммуникация. Так, например, на базарах Самарканда можно было найти товары, которые попадали туда из различных стран, в том числе из далекого Китая – шелк, бумага, фарфор, чай, рис. Относительно базаров, находившихся там, правитель Бабур[14] отмечал, что они были разными и для всего свои.[15] Базары присутствовали и в других городах, благодаря чему слава о многих товарах, распространявшихся по караванным путям, могла расти.
В то время в городах Азии торговлю обслуживали базары, в Европе же торговлю в основном обслуживали местные рынки, на которых можно было приобрести нужную вещь.
Базары на шелковом пути служили частью рыночной инфраструктуры, которая поддерживалась во время существования пути. На базарах шла активная торговая жизнь.
Так, например, на базарах городов Китая, Турфана и Согдианы предлагали различные товары для продажи. На базарах Турфана и Самарканда можно было приобрести товары повседневного спроса, те или иные растения, овощи, а также можно было купить лошадей, быков, коров.
На шелковом пути Запад в основном, в ходе торгового взаимодействия между странами заимствовал промышленные технологии и товары, а Восток в основном сельскохозяйственные.
Территории Евразийского региона были покрыты сетью торговых дорог, которые составляли Великий шелковый путь. По ним шла интенсивная торговля и обмен товарами и технологиями.
Купцы на шелковом пути, стремясь минимизировать свою безопасность отправлялись в путь группами. Купцы отправлялись в путь караванами, с вооруженными людьми.
Государства и кочевники были заинтересованы в сохранении торговых коммуникаций. Правители земель получали пошлины в городах вдоль шелкового пути, и чтобы не потерять эти доходы, страны Азии принимали законы, охранявшие купцов.
Города, лежавшие на шелковом пути, способствовали распространение религии на Великом шелковом пути, так, например, выходцы из Самарканда, которых обычно приписывают к роду Канн[16], способствовали распространению буддизма, а другой город Дуньхуан являлся не просто торговым городом, но и местом, куда по дорогам шелкового пути приходило буддийское искусство и сам буддизм. Исследуя историю этих городов, можно понять, что они представляли важную роль в диалоге, происходившей на дорогах пути.
В статье Э.В. Ртвеладзе «Самарканд на Великом шелковом пути» написано: «Наряду с торговыми контактами в ранний период устанавливаются и духовные связи Согда с дальним Востоком. Согдийцы сыграли немаловажную роль в распространении буддизма в Китае. Китайские источники указывают четырех согдийских монахов-буддистов, роды которых, судя по их прозвищу Канн, происходили из Самарканда. Самым знаменитым из них был K’ang-Seng-hui (умер в 280 г.н.э.), родители которого из Согда переселились в Индию, а затем в Гонкин, где и родился знаменитый монах. После смерти отца он покинул мирскую жизнь и стал монахом. В 247 г.н.э. переехал в Нанкин, где основал монастырь и буддийскую школу. Кан-Сей Ху был первым проповедником буддизма в Южном Китае. Ему приписывается обращение в буддизм императора Сунь Хао, строительство множества монастырей и ступа, переводы на китайский язык многих буддийских сочинений и комментарии к ним».[17] Духовные связи, бывшие на шелковом пути были своеобразным диалогом культур, который происходил на караванных дорогах того времени.
Способствовали города и распространению инноваций, которые проносили через них торговцы. Также, распространялись и инноваций из этих городов. Так, например, самаркандская музыка попала в Китай. Известно, что музыка из Самарканда можно было услышать при императорском дворе в Китае.[18]
Важным средством коммуникации всегда является язык, благодаря которому люди понимают друг друга и могут обмениваться различной информацией. Важной является и письменность. Так, например, в книге «Древний Самарканд (археологические памятники)» написано: «В эпоху раннего средневековья наряду с развитием многих сфер культуры получает широкое распространение грамотность. Существовали в Согде школы писцов, готовившие квалифицированных каллиграфов согдийского письма. К VI-VII вв. сложился Самаркандский стиль письма – курсивное согдийское письмо. В последнее время археологи все чаще сталкиваются с письменными памятниками давно забытого согдийского языка. Как установлено согдийское письмо берет свое начало от древнеарамейского письма и возникло в III – II вв. до н.э.».[19] Это свидетельствует о том, что язык и письменность в древнее время существовали и были важны для людей. О том, что языки как средство коммуникации распространялись и были известны могут свидетельствовать различные названия, которые происходят из различных языков и могут иметь свои корни. Как пример можно привести название Самарканда, происхождение названия которого имеет несколько версий.
На караванных дорогах Великого шелкового пути шла активная торговля. Вместе с торговлей усиливалось и взаимовлияние культур. Так, например, в свое время согдийский язык стал основным на караванных дорогах Центральной Азии. На шелковом пути происходило переселение согдийцев на Восток, что способствовало распространению языка. [20]
В Турфане во времена великого шелкового пути численность населения была подавлена переселенцами из Китая и Согдианы. Из-за чего, вероятно, в Турфане стали использоваться китайские иероглифы.[21]
Корея и Китай с Согдом, о чем могут свидетельствовать знаменитые настенные росписи, найденные на городище древнего Самарканда – Афрасиабе при раскопках дворцового здания.[22] Благодаря этому можно лучше понять какими были древние связи и отношение с посланцами.
Благодаря шелковому пути множество городов и стран были связаны между собой. Торговые пути позволяли городам развиваться, распространять свои идеи, а также влиять на развитие культуры. Но и без таких опорных пунктов, лежавших на торговых дорогах не мог бы существовать шелковый путь.
В них заключались торговые сделки между представителями разных стран, культур и народов, что отражалось в многоэтничном и разноязычном людском сообществе городов ВШП. Но благодаря именно этим особенностям городов Шелкового пути, молва о новых товарах, появлявшихся на базарах Самарканда, Турфана или Бухары достигала самых отдаленных уголков великой торговой артерии. Другая отличительная особенность городов ВШП лежит в сфере религии. В крупных торговых центрах можно было встретить не только отдельных представителей разных религий, но целые сообщества, зачастую имевшие в этих городах и свои религиозные центры. Эта особенность данных городов способствовала распространению новых религиозных учений в странах ВШП. Таким примером могут быть Дуньхуан и Самарканд. Благодаря ученому Э.В. Ртвеладзе можно узнать, что наряду с другими связями устанавливались духовные связи Согда с Дальним Востоком, в которых согдийцы сыграли немаловажную роль в распространении буддизма в Китае. Самым знаменитым монахом-буддистом из Самарканда был Кан Сей Ху, бывший первым проповедником буддизма в Южном Китае, строил монастыри и ступу, переводил на китайский язык буддийские сочинения.[23]Важным средством коммуникации был язык и письменность, Широкое распространение имела грамотность, которой уделялось большое значение. В Согде существовали школы писцов, готовившие квалифицированных калиграфов, а также существовал Самаркандский стиль письма. С переселенцами происходило распространение языка, так, благодаря, согдийцам их язык распространялся и в свое время стал основным на торговых дорогах Центральной Азии. Распространение китайского языка можно наблюдать на примере Турфана, где вследствие того, что основное население было подавлено согдийцами и китайцами стали использоваться китайские иероглифы. Таки образом, города ВШП, были не только местами оживленной торговли, но и центрами развития и распространения культуры.
Глава 2. Великий шелковый путь как коммуникативная система






