Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Этапы развития римских публично-правовых институтов 51 страница




рошенные в море с чужого судна? Вопрос заключается в том, с каким намерением вещи

ьиа брошены, так как если они были выброшены с намерением оставить их, как это

ычно делается, то считается, что вещь будет утрачена и тот, кто ее найдет, мо-

ет приобрести ее в собственность, и это не будет считаться кражей; но если вещь

Рошена не с этим намерением, но с целью подобрать эту вещь позднее, если удастся

астип, тогда следует отказаться от приобретения найденного, и тот, кто сознает,

ем "Ыла брошена вещь, но все равно захватывает ее с намерением украсть, несет

ветс"1венность за кражу. И наоборот, если он захватит вещь с намерением спасти ее

°3вратить собственнику, а также если он думает, что вещь была просто выброшена,

°н не отвечает за кражу».

§209

Договоры добройсовест,.

Казусы но морской перевозке

§209

при этом пересматриваются уже сделанные пропорциональные возме­щения206.

Частным случаем морских грузоперевозок является смешение или путаница в определении собственников грузов (aversio), если судно на­гружено одинаковыми родовыми вещами. Но при этом речь не идет о смешении в одно целое, которое приводит к возникновению ситуации общей совместной собственности (condominium)207, и грузоперевозчик не считается получателем займа. При смешении родовых вещей претор пре­доставляет их собственникам иск о смешении грузов (actio oneris aversi)208.

Также этим договором был предусмотрен специальный принцип об ответственности грузоперевозчика за хранение (receptum res salvas fore) или об обязательной ответственности за сохранность209 грузов и других вещей судовладельцами (nautae), содержателями гостиниц (caupones) и постоялых дворов (stabularii). По данному обязательству они принимали на себя ответственность в том случае, если товары погибли еще до того, как были погружены, а также в других случаях, которые не были специ­ально оговорены в типовых контрактах, а именно: ответственность за хранение чужих вещей, находящихся на кораблях, постоялых дворах и в гостиницах210. К лицам, которые несли такой риск, предъявлялся иск по факту содеянного (actio in factum) - иск, отличный от штрафного иска с возмещением стоимости ущерба в двукратном размере. Римские юри­сты считали, что эта ответственность подразумевается уже самим кон­трактом, хотя в него и не включалась дополнительная клаузула об от­ветственности за сохранность вещей (custodia)»2".

Казус № 91. Кораблекрушение судна, груженного зерном

«Несколько лиц погрузили зерно на корабль Сау-фея в общую массу, но еще до отправления Сауфей

206 Павел, 34 ed. D. 14.2.2.7: «Если вещи, которые были выброшены в море, затем вновь объявятся, то сбор вскладчину аннулируется. А если платеж уже был произведен, тогда те, кто уплатили, судятся иском о сданном в аренду с капитаном, чтобы он иском из сдачи в аренду отыскал это и вернул им то, что истребует».

207 О coniusio и commixtio см. § 113 и 120.

208 Д'Орс (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 511, примеч. 2) возражает Томасу (Thomas // Antologia giuridica. 1. 1968. P. 288): это, очевидно, был не штрафной иск.

209 Ср.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 512.

210 D. 4.9: «Да возвратят полученное судовладельцы, хозяева гостиниц и постоялых дво-ров»; Ульпиан, 14 ed. D. 4.9.1 рг.: «Говорит претор: "Я предоставлю право на предъявле­ние иска к судовладельцам, содержателям постоялых дворов и гостиниц, которые не возвращают вещи, принятые ими на хранение у третьих лиц "».

211 Это мнение Брехта (Brecht. Zur Haftung der Schiffer im antiken Recht. Miinchen, 1962). Другие исследователи полагают, что это расширительное толкование принадлежит Юсти­ниану.

Ответ

Алфен:

вернул груз, принадлежащий одному из них, изъяв его из общей массы зерна; в пути корабль затонул. Спра­шивается: могут ли остальные собственники груза предъявить к Сауфею, как судовладельцу, иск о своих частях зерна?»

Алфен, 5 dig. D. 19.2.31

Есть два вида аренды вещей: по одному из них подлежит возврату та же самая вещь (как в случае с одеждой, сданной в чистку), по дру­гому - следует вернуть вещь того же рода (как если бы ювелиру было дано чистое сереб­ро для изготовления ваз или золото для колец). В первом случае вещь продолжает оставать­ся собственностью лица, ее предоставившего, во втором случае будет заем. То же самое происходит при заключении договора хране­ния, ведь если некое лицо передало на хранение другому некоторую сумму денег, не опечатав их и никак не пометив, но лишь пересчитав монеты, то лицо, принявшее деньги на хране­ние, обязано лишь вернуть переданные деньги в том же количестве и ничего более. Сообраз­но с этим видно, что зерно сделалось зерном Сауфея и правильно выдано им. Но если зерно каждого (грузоотправителя) было помещено в отдельные трюмы, тростниковые корзины или бочки так, чтобы можно было легко оп­ределить, кому что принадлежит, то мы ни­как не сможем перепутать грузы, и тогда тот, кому принадлежит зерно, выданное ко­рабельщиком (другому лицу), может предъя­вить к судовладельцу виндикационный иск. Та­ким образом, (Алфен) не одобрил предъявления иска о смешении грузов (actio oneris aversi), поскольку в том случае, если товары, передан­ные корабельщику, были такого рода, что они сразу же переходят в его распоряжение, а пе­редавший их торговец становится его креди­тором; при этом отнюдь не кажется, что он

 

§209

Договоры доброй совести

(Сауфей) смешал грузы, поскольку они принад­лежали судовладельцу; а в том случае, если он обязан вернуть ту же самую вещь, давшему задание (перевести груз) предоставляется иск о краже, вследствие чего предъявление иска о смешении грузов является лишним. Если груз был сдан с тем условием, что выполнение обя­зательства могло быть произведено путем возвращения подобных же вещей, то подряд­чик отвечает лишь за вину, ибо в сделках, ко­торые заключаются в интересах обеих сто­рон, должник отвечает за вину, и во всяком случае не является виной то обстоятельство, что из (имевшегося у него) зерна он возвратил одному, так как было необходимо выдать ко­му-либо раньше, чем другим, хотя бы в силу этого он сделал положение (получившего) лучшим, чем (положение) других.

НАСЛЕДОВАНИЕ

т

Преемство mortis causa

§210

I. НАСЛЕДОВАНИЕ

§ 210. Преемство mortis causa и наследство. Терминология

«Наследование есть не что иное, как получение в целом прав, которыми обладал умерший».

Гай, ed. prov. D. 50.16.24; Юлиан, 6 dig. D. 50.17.62

Co смертью человека не прекращаются юридические отношения и права, носителем которых он был. Уже в архаическом праве возникла необходимость регулирования юридической ситуации с семьей и иму­ществом умершего. Порядок древней патриархальной системы преду­сматривал, что отец семейства (paterfamilias) должен был иметь преем­ника в религиозных культах и в управлении семейным имуществом1.

В терминологии римских текстов мы находим следующие выраже­ния, относящиеся к преемству, или наследованию, лица:

- Приобретение всего имущества полностью. Гай (2.97) исследует способы приобретения отдельных вещей, потом переходит к приобрете­нию в целом (per universitatem), в первую очередь говоря о наследстве.

- Вступление в положение и права умершего (succesio in locum или in ius defuncti). Это означает занять место умершего и стать носителем его прав2. В классической концепции наследование всегда относится к наследственному имуществу в целом (per universitatem), или к универ­сальному преемству. В противоположность этому постклассические юристы применяют данное понятие в отношении единичных вещей (adquirere singulas res), называя это сингулярным наследованием, или частичным.

Универсальное преемство, или переход всего имущественного комплекса полностью от одного лица к другому, включает в себя, по­мимо предоставленных кредитов и имеющихся долгов, все вещи и все права, которые его составляют, и имеет две формы.

1 Фундаментальные исследования по римскому наследственному праву следующие. Biondi. Diritto ereditario romano. Parte Generate. Milano, 1954; Idem. Successione testamen-taria e Donazioni. Milano, 1955; Foci. Diritto ereditario romano. I: Introduzione. Parte Generale. Milano, 1960; II: Parte Speciale. Milano, 1963. Обновленную библиографию см.: Voci. Erede e eredita (d. romano) // ED; Impallomeni, v. successioni (d. romano) // NNDI.

2 Ульпиан, 6 opin. D. 8.4.13 pr.; Павел, 3 ed. D. 2.13.9.1. Наследник замещает умершего; Цицерон, de leg. II.19.48: «Пусть заступит на место того, кто ушел из жизни» (ad vicefli eius qui vita migravit accedat).

-Преемство среди живых (succesio inter vivos), когда одно лицо приобретает положение и становится носителем прав другого лица; по нормам цивильного права (ius civile), преемственность среди живых про­исходит, когда под властью отца семейства (paterfamilias) оказывается лицо своего права (sui iuris), и, как следствие, его имущество целиком переходит домовладыке: это случается при усыновлении (adrogatio), по­средством которого один отец семейства (paterfamilias) подчиняется вла­сти другого, и при переходе под власть мужа (conventio in manum) жен­щины, которая является лицом sui iuris и владелицей имущества (Гай. 3.83)3. Тем не менее долги тех, кто переходит под власть домовла-дыки, не передаются посредством преемства (Гай. 3.84). Этот принцип, который мог возникнуть в результате личного характера древнего обя­зательства, был уничтожен претором, давшим иски и против домовла-дыки (paterfamilias), и против перешедшего под его власть лица4.

- Преемство mortis causa. В случае смерти лица его наследник по­лучает то же положение, каким обладал умерший, и при этом считается, что это происходит без какого-либо перерыва5. Наиболее важным след­ствием является то, что преемство происходит как в отношении креди­тов, так и долговых обязательств, то есть имущественного актива и пас­сива (выгоды и убытки - commodum et incommodum: Ульпиан, 39 ed. D. 37.1.3. pr.). Если пассив превышает актив, этим не прекращается су­ществование наследства, которое в таком случае считается убыточным (hereditas damnosa: Помпоний, 3 ad Q. Muc. D. 50.16.119). Наследствен­ное имущество и юридические отношения передаются наследнику в том состоянии, в котором они находились у умершего. («Известно, что на-

«Действительно, когда отец семейства дает себя на усыновление, или женщина пере­ходит под власть мужа, то все их вещи, бестелесные и телесные, равно и все вещи, ко­торые им причитались с других, приобретаются усыновителем или фиктивным мужем, за исключением тех, которые уничтожаются вследствие умаления правоспособности, как, например, узуфрукт, обязательство личных работ вольноотпущенников, клятвенно заключенное, и иск, доведенный до момента засвидетельствования спора в законном суде» (Гай. 3.83). Бьонди добавляет положение об обращении в рабство лица sui iuris (Biondi. Diritto ereditario. I. P. 22). Другие примеры преемства среди живых (inter vivos) относятся к продаже по закону имущества несостоятельного должника (Гай. 3.79). См.: Biondi. Diritto ereditario. I. P. 23 e sgg.

Претор предоставлял против лиц, претерпевших умаление правоспособности (capitis deminutio) вследствие перехода под власть другого лица, иск, как если бы умаление пра­воспособности не имело места (Гай. 3.84; Ульпиан, D. 4.5.2.1). Также давался иск о пеку­лии (actio de peculio) против домовладыки за долги, сделанные его сыном (Ульпиан, 12 ed. Р- 15.1.42; Ульпиан, 25 Sab. D. 33.8.6.5).

«Все наследство, даже при вступлении в права позднее, приобретается с момента смерти наследодателя»; Павел, 27 ed. D. 50.17.138 pr.: «Почти все права наследников понимаются так, как если бы наследники стали таковыми в самый момент смерти на­следодателя»; Цельс, 38 dig. D. 50.17.193.

I

т

§211

Наследована,

следник обладает той же властью и правом, что и умерший»: Ульпиан 3 disp. D. 50.17.59.) Наследник отвечает по унаследованным долгам, даже если активов наследства для этого недостаточно (ultra vires hereditatis)6 В таком случае он использует собственное имущество, и происходит так называемое наследственное слияние, в силу которого имущество умер­шего сливается с имуществом наследника7.

§ 211. Система наследования на разных исторических этапах

В архаическом квиритском праве наследственное право зависело от характера и структуры агнатической семьи. По смерти домовладыки (paterfamilias) его должен был заменить во главе семьи наследник или преемник культов и личных и имущественных отношений. Поэтому к наследству призывались «свои» (sui), или подвластные сыновья, затем ближайший агнат или близкий родственник мужского пола, и только потом, при их отсутствии, призывались дальние родственники из того же рода (gentiles). Был поднят вопрос о том, что изначально было наи­более важным в наследовании: религиозная, то есть культ, политиче­ская, то есть власть, или имущественная составляющие8. Без сомнения, уже в Законах XII таблиц наследование носило имущественный характер. Оно рассматривалось как совокупность, или комплекс материальных благ, переходящих к наследнику, что передается выражением familia pecuniaque, которое указывает на семейное имущество (familia) и средст­во обмена (pecunia)9.

В классическом праве, ввиду того что при торговом обороте все большее значение получают средства обмена, наследство приобретает исключительно имущественное значение, отождествляясь с pecunia. В

6 Юстиниан проводит реформу и вводит «льготу инвентаризации», или составления описи имущества, полученного по наследству, чтобы наследник, который принимает наследство, когда сделана предварительная опись имущества умершего, отвечал только в рамках на­следственных активов (intra vires hereditatis). См. § 222.

7 Слияние предполагает, что кредиторы умершего могут обращаться к наследнику, кото­рый отвечает своим собственным имуществом. См. §221.

8 Существует множество сомнений и разногласий по поводу первоначального характера и структуры наследства. Преобладает мнение, что наибольшее значение имеет передача наследственного имущества в рамках семьи умершего. Наледование, видимо, было тес­нейшим образом связано с сыновьями. Объектом продолжительной критики был тезис Шалоти и Бонфанте о том, что наследство является древним преемством, служащим ДО» приобретения верховной власти в семейной группе. См.: Biondi. Diritto ereditario. I. P- ™ sgg.; Volterra. Istituzioni, cit. P. 704.

9 XII Tab. V.3: «Как кто распорядится относительно своего домашнего имущества ил опеки над своими делами, то это и будет правом» (Ulti legassit super familia pecuniaq sua tutelave suae rei ita ius esto).

Система наследования

§211

конце Республики Цицерон (Top. VI.29) свидетельствует о том, что на­следство является денежным имуществом (hereditas est pecunia).

В концепциях юристов классической эпохи наследство фигурирует в качестве совокупности, или общности, обладающей собственной иден­тичностью, так же как пекулий и приданое; позднее оно понимается как абстрактный объект или юридическая категория (nomen iuris). Гай (2.14) говорит о наследстве в числе бестелесных вещей как об абстрактном объ­екте, четко отделяя его от телесных вещей, входящих в его состав («и не важно, что наследство содержит в себе телесные вещи»). Юристы рассматривают наследство как юридическую категорию (Juris nomen: Помпоний, D. 50.16.119; iuris intellectum: Папиниан, D. 5.3.50; iuris suc-cessores: Ульпиан, D. 50.16.178.1)10.

Видимо, с конца классической эпохи наследство рассматривается как universitas, самостоятельный объект, независимый от составляющих его вещей". Исходя из этих представлений, интерпретаторы считают наследство правовой совокупностью (universitas iuris), отличной от фак­тической (universitas facti), то есть от комплекса вещей в виде, напри­мер, стада или корабля, и от совокупности лиц (universitas personarum), то есть корпорации или муниципия.

Вследствие такого понимания наследства как унитарного юриди­ческого института завещатель распоряжался им посредством единично­го акта - завещания; наследник также приобретал его посредством еди­ничного акта - вступления в права наследования. Иск о предъявлении прав на наследство (hereditatis petitio) носил универсальный характер. Наследство в своей совокупности может быть частью собственности, передаваемой в форме уступки в суде (in iure cessio). Наконец, приобре­тение прав наследника по давности (usucapio pro herede) распространя­лось на наследство в целом, а не на отдельное имущество, присвоенное по праву давности (usucapio)12.

В постклассическом и Юстиниановом праве получают широкое распространение выражения «все право» (omne ius), «единое право умершего» (universum ius defuncti), «совокупность» (universitas), и при-

10 р

Сенека (de benef. VI. 5), рассуждая логически, не видел разницы между наследством и наследуемыми вещами: «Как если бы чем-то отличались наследство и вещи, входящие в наследство», и считал эти теории «остроумным вздором правоведов» (acutae ineptiae jwisconsultorum).

в Романистике считается, что понимание наследства как совокупности (universitas) ходит к Юстиниану и что составители Кодекса интерполировали текст, чтобы ввести "° определение. Тем не менее Гай (2.97) использует выражение «приобрести в совокуп-°c»m» (adquirere per universitatem), и из этой же концепции вытекает его унитарный под-°Д> что позволяет утверждать о наличии, по крайней мере, предшественника такого по-п р ания' которое можно обнаружить в уже классических текстах. Ч>.: Biondi. Diritto ereditario romano. P. 58 e sgg. CM. § 220.

mg-f-

т

т

§212

НаследоваН11р

ходят к заключению, что наследник продолжает личность умершего таким образом, что они составляют как бы одно лицо13.

§ 212. Объект наследования

Наследство включало в себя все юридические отношения, носите­лем которых является тот, «о чьем» - de cuius (сокращение от: «о чьем наследстве идет речь» - de cuius hereditate quaeritur. - /. Inst. 3.2.6, то есть умерший или наследодатель), за исключением отношений личного характера или тех, которые прекращаются со смертью их носителя и не могут быть переданы. Непередаваемыми были полномочия отцовской власти, супружеской власти (manus) и опека.

Что касается вещных прав, они в целом могли быть перенесены, исключая те случаи, когда они носили личный характер, как узуфрукт, пользование (usus) и право проживания (habitatio). Из обязательств мог­ла быть передана стипуляция о dare, но не о совершении каких-либо действий (facere), хотя и она могла быть распространена на наследников актом стипуляции. В общем, передавать можно права и обязательства, происходящие из договоров, кроме тех, которые реализуются в отноше­нии конкретных лиц (intuitu personae), как товарищество, поручение и, в некоторых аспектах, аренда14.

Существуют определенные внеимущественные отношения или элементы, которые считаются пережитками древнего семейного харак­тера наследства15. Во-первых, это семейные культы (sacra), связанные с членами семьи и налагавшие на постороннего, получившего что-либо от наследодателя, обязательство внести свой вклад в дело их поддержа­ния16. Во-вторых, право гробницы (ius sepulchri) также имеет отношение к семье, различая семейные гробницы (sepulchra familiaria), которые запрещено включать в наследство'7 и которые управляются в соответст-

13 «И второй наследник, и следующие за ним по порядку наследники считаются одним» (Et secundus heres et deinceps successores unus essc videntur. - CI. 3.33.14; Nov. 48).

14 При договоре найма услуг (locatio operarum) или предоставлении личных работ дого­ворные отношения не переходят к наследникам, поскольку в основе договора лежат осо­бенности лица, с которым он заключен. См. § 208. Также в случае смерти одной из сторон не передается поручение, но наследник должен завершить сделку, начатую мандатарием. См. § 194.

15 См.: Biondi. Diritto ereditario romano. P. 67.

16 Бьонди утверждает, что культы (sacra) принадлежали исключительно к праву понтифи­ков (ius pontificium) и санкции всегда носили сакральный характер, в то время как насле­дование регулировалось цивильным правом (Biondi. Diritto ereditario romano. P. 69).

17 В надгробных надписях часто встречается выражение: «Этот памятник наследнику 4е переходит» (hoc monumentum heredem ne sequetur). См.: Albertario. Sepulchra familiana У Sepulchra hereditaria // Studi. 2. P. 13 e sgg; Garcia Valdecasas II AHDE. 1958. Право погре-

Объект наследования

§212

вии с правилами погребальных фондов (см. § 44), и наследственные гробницы (sepulchra hereditaria), входящие в его состав. Наконец, право патроната переходит сыновьям, но не посторонним наследникам18.

Имущество наследодателя, которое в совокупности именуется ас-сом (as), по названию древней монеты, делилось на идеальные доли - 12 частей-унций, чтобы облегчить раздел при наличии многих наследников (/. Inst. 2.14.5; см. схему 1). Если унций не хватало, их в свою очередь подразделяли на кратные 12: 24, 36 и т.д.

Схема 1

о X

я

X

я

I

S S

§.§

S о "^ С

бения

не переходит в порядке универсального фидеикомисса и остается у наследника

(Павел, 20 ed. D. 36.1.43(42)). '"«• 3.58; Алфен Вар, D. 48.22.3; Помпоний, D. 38.1.4. Исключением из этого правила ется факт патроната над Юниановым латином, о котором, видимо, упоминает Гай. 11.195). См.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 240, 319 (примеч. 2).

Т"'

§212

Наследована»

Казус № 92. Раздел наследства

а) «В случае если у меня родится сын, то пусть он будет наследником в 8 унциях, а в остальных 4 - моя жена; но если у меня родится дочь, то пусть она бу­дет наследницей в 4 унциях, а в остальных 8 - моя же­на»; (а если родятся сын и дочь, то как разделится на­следство?/

Юлиан, 29 dig. D. 28.2.13 рг.

Ответы

Ювенций, Цельс и Юлиан:

Следует сказать, что совокупность наслед­ства должна быть поделена на семь частей, чтобы из них сын получил четыре части, жена - две, а дочь - одну, и, таким образом, согласно воле завещателя сын получит вдвое больше жены, а жена - вдвое больше дочери; поскольку, хотя по строгому праву завещание не должно было иметь силы, но, как в одном случае, так и в другом, завещатель хотел, чтобы что-нибудь получила и жена, поэтому и пришли к такому решению, подсказанному справедливостью.

Ь) «Прим назначается наследником в 6 унциях, а Секунд - в 8, назначается ли потом Терций наследни­ком остального, или его доля не указывается (относи­тельно того, что следует ему из наследства?)».

Гермогениан, 3 iur. espit. D. 28.5.88(87)

Ответ

Гермогениан:

Он получит 5 унций, поскольку, если предпо­ложить, что наследство разделено на 24 части, то Терцию назначено 5 унций, по­скольку он будет считаться наследником в 10 частях.

Т

Казусы наследования

§212

а

Казус № 93. Наследство Паннония Авита

Панноний Авит, в бытность прокуратором Кили-кии, был назначен наследником, но умер прежде, чем узнал об этом. Наследники Авита, так как не смогли подтвердить предъявление прав на наследственное имущество, сделанное прокуратором, потребовали рес­титуции (restitutio in integrum) от имени умершего на­местника.

Папиниан, 6 resp. D. 29.2.86 рг.

Ц

§212

Наследование

Вопросы

— Может возникнуть спор между наследниками П. Авита и ос­тальными наследниками, или бенефициариями в завещании.

- Существует срок для вступления в права наследства.

- Наследник П. Авит умер прежде, чем узнал, что был назначен на­следником.

- К императору обращаются с вопросом, можно ли передать его часть, если он не вступил в права наследства, наследникам П. Авита.

Ответы

Мециан, По строгому праву им ничего не следует, по-

quaest. тому что Авит умер до того, как исполнился

Папиниан: срок для вступления в права наследования. Тем

не менее божественной памяти император Антонин Пий, как свидетельствует Мециан в «Вопросах», в связи с одним находившимся в Риме легатом, у которого в его отсутствие умер сын, «не способный по причине отсутст­вия его отца принять наследство», достав­шееся ему от матери, распорядился о рести­туции, не принимая во внимание различие ме­жду смертью до окончания срока для вступ­ления в права наследования или по истечении этого срока. В этом случае также нужно исходить из соображений гуманности.

Казус № 94. Конфликт между братом и сестрой

Луций и Тиция - брат и сестра, эманципирован-ные своим отцом; будучи несовершеннолетними, они имели попечителей, которые передавали каждому из них общие суммы, полученные в качестве дохода «с не­движимости их обоих». Позднее они разделили имуще­ство. После этого сестра Тиция начала спор с братом Луцием, говоря, что он получил больше, чем она, при том, что ее брат Луций получил не более своей доли, а даже меньше половины. Я спрашиваю: может ли Ти­ция предъявить иск против брата?

Павел, 3 resp. D. 10.2.38

Наследование и bonorum possessio

§213

Вопросы

-Брат и сестра получали доходы с общего имущества, которое разделили.

- Они спорят о доле каждого при разделе и о суммах, полученных на содержание.

Ответ

Павел

Если Луций не получил из доходов от их общей недвижимости больше того, что ему следова­ло по наследственной доле, его сестра никако­го иска против него не имеет. Такой же был ответ, если из содержания, назначенного претором, брат получил больше, чем сестра, однако не больше причитающейся ему части. v

§ 213. Наследование (hereditas) и преторское владение

наследственным имуществом (bonorum possessio) u

Организация наследования в архаическом цивильном праве была ос­нована на агнатической семье и на узах властных полномочий. Она была адаптирована к патриархальной структуре и к примитивной сельской экономике. Она предполагала также существование замкнутой системы норм и формализмов, которые уже вскоре должны были рассматриваться как недостаточные или несправедливые. По Законам XII таблиц, в случае смерти без завещания наследниками оказывались подвластные сыновья («свои» - sui), а при отсутствии их - ближайший агнат и дальние родст­венники из того же рода (gentiles)19. Закон исходил из возможности суще­ствования завещания; только в случае его отсутствия призвание родствен­ников к наследованию становилось законным20. В этом случае учитывали агнатическое родство, а не когнатическое, естественное, исключая эман-Ципированного сына, который не находился под властью на момент смер­ти отца. Мать также не могла наследовать своему сыну, он - своей матери, так как между ними не существовало никаких прямых властных отноше­ний21. С другой стороны, отец семейства мог лишить сыновей наследства при условии выполнения определенных формальностей. Для «своих» (sui), то есть подвластных сыновей (heredes sui et necessarii), принятие наследст-

l ХП Tab. 5. 4.

Мы не будем касаться спорного вопроса о том, что возникло раньше - наследование по "«Данию или по закону (ab intestate), - о чем и так много написано. См.: Biondi. Diritto

«editario romano. P. 39 e sgg. rau. 3.18-24.

§213

_Наследование

ва бьшо обязательным, и отказаться они не могли. Когда речь шла об убы­точном наследстве, ущерб могло понести их собственное имущество22. По данным источников, для устранения этих несправедливостей, заложенньк в первоначальном ius civile, претор создает новый наследственный поря­док - наследование по преторскому праву (bonorum possessio)23.

В вопросе о наследовании участие претора играет ту же роль, ко­торая характерна в целом для норм преторского права, или права маги­стратов, направленных на то, чтобы содействовать цивильному праву, дополнять его или исправлять (Папиниан, 2 def. D. 1.1.7.1).

Согласно выработанным в юриспруденции представлениям, претор не мог ни отменить нормы цивильного права, ни сделать кого-либо на­следником по цивильному праву, как утверждает Гай (praetor heredes facere non potest: 3.32). Тем не менее, в силу своей юрисдикции и чтобы привести в соответствие древние нормы с новыми общественными представлениями, претор предоставлял владение наследственным иму­ществом лицам, указанным в его эдикте. Точно так же, как для преобра­зования и объединения системы собственности (dominium) были введе­ны Публицианов иск и посессорные (владельческие) интердикты24, в области наследования вводятся интердикты и фиктивные формулы для защиты преторского наследника.

Институт владения наследственным имуществом (bonorum posses­sio), видимо, первоначально имел своей задачей регулирование и прису­ждение владения имуществом в случае судебного процесса о наследстве25. В конце Республики владение наследственным имуществом приобрело, скорее всего, более широкое значение защиты в целом преторского на­следника (bonorum possessor), чтобы в эпоху принципата превратиться в настоящую систему наследственного преемства, по закону и вопреки за­вещанию, наряду с наследованием по цивильному праву. По свидетельст­ву Цицерона26, владение наследственным имуществом (bonorum possesio)

22 См. §217.

23 Лги. 3.25: «Но эти несправедливости закона были исправлены эдиктом претора», I. Inst. 3.9 рг.: «Право владения наследственным имуществом было введено претором с целью исправить древние установления»; Ульпиан, 39 ed. D. 37.1.3.2: «Мы можем опреде­лить владение наследственным имуществом как право требовать и удерживать имущ1' ство или вещи, которые принадлежали умершему на момент смерти».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1291 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.