I. Творение Господа. Экапад – вибхути – ¼ всего творения (вибхути) Господа вляется материальным миром.
Трипад – вибхути – ¾ всего творения – духовный мир – самая возвышенная часть творения.
1. Вайкунха – место, где нет тревог.
2. Обитатели Вайкунхи очень хорошо знают превосходящее положение Господа. Их любовь достигает снеха – премы. Поэтому присутствующее там настроение – служение (дасья): почтительность, покорность, благоговение (айшварйа – гйана-према).
Есть также оттенки формально дружеских отношений – сакхья-расы (гаурава).
II. Иерархия святых мест основывается на том, сколько удовольствия
испытывает Кришна от б хавы (расы, настроения), преобладающей там.
1. Все дхамы абсолютны и духовны.
2. Уровни ниже или выше (также как и расы) зависят лишь от интенсивности любви в данном месте.
III. Матхура выше Вайкунтхи.
1.Несмотря на то, что она проявлена в материальном мире.
2. У родителей Кришны, Васудевы и Деваки присутствуют ватсалья – раса.
IV. Леса, окружающие Вриндаван (округ Матхура) выше Матхуры.
1. Двенадцать лесов (двадаша–вана) Враджа–мандалы, в которых проходят сокровенные игры Кришны, наполнены сакхья, ватсалья и мадхурья – расами.
1) На западном берегу Ямуны: Кумудван, Талаван, Мадхуван, Бахулаван, Вриндаван и Кашьяван.
2) На восточном берегу Ямуны: Махаван, Лохаван, Билваван, Бхандираван, Бхадраван
2. Осенний (шарат) танец раса– лила, на который допускались все (тысячи и миллионы)
гопи; с которого уходит Шримати Радхарани.
V. Холм Говардхан превосходит двадаша–вана и Вриндаван.
1. Кришна поднял его своей рукой и держал как зонтик семь дней.
2. Весенний (васанта) танец раса–лила более сокровенный; на него допускались лишь
главные гопи (юдхешвари) из всех групп гопи.
3. Три Харидаса:
а) Юдхиштхира,
б) Удхава,
в) Говардхан.
VI. Радха–кунда не сравнится ни с чем, она переполнена премой.
1. На ней присутствуют исключительно высшие стадии премы: бхава и махабхава – према. Поэтому только самые близкие к Шримати Радхарани гопи (свапакша) могут прийти туда.
2. Некоторые гопы (прийанармасакха) могут приблизиться лишь к Шьяма–кунде, достигая
уровня бхава – премы.
3. Радха-кунда дает мадхурья-прему.
4. Схема развития любви (рас) на разных путях (марг ): вайдхи и рагануга – бхакти.
5. Настроения присутствующие в разных расах. (Каждая последующая включает
настроения, присутствующие в предыдущей).
1) Шанта – раса – нейтральные отношения:
а) привязанность к Господу;
б) отрешенность от материи (майи).
2) Дасья – раса:
а) настроение служения;
б) отсутствует уверенность.
3) Сакхья – раса:
а) дружба, сокровенная близость;
б) убежденность и доверительность.
4) Ватсалья – раса:
а) преданный чувствует, что Кришна зависит от его милости;
б) действует как защитник и покровитель Кришны.
5) Мадхурья – раса
а) полная свобода;
б) полное предание себя вместе с телом. Гопи используют тело для удолетворения
Кришны, чтобы привлечь Его, что отсутствует во всех других отношениях.
VII. Радха–кунда – высший объект поклонения Гаудия – вайшнавов
1. Шри Чайтанйа Махапрабху хотел во чтобы то ни стало установить точное
местонахождение Радха – кунды.
2.Но люди, которых не привлекает преданное служение Господу Шри Чайтайне
Махапрабху, не способны постичь духовную ценность и божественную природу
Радха – кунды.
3.Не придают такого значения Радха – кунде и представители других вайшнав ских
сампрадай.
1)Не все вайшнавские сампрадайи несут знание о сокровенных отношениях Радхи и
Кришны:
(Лакшми) Рамануджа – сампрадая приоретет в дасйа – расе Лакшми – Нарайане.
(Брахма) Мадхва – сампрадая поклонение Кришне без Радхи.
(Рудра) Вишнусвами – сампрадая - …………
2) Лишь в (Кумара) Нимбарка – сампрадае еще развито понимание мадхурйа – расы
(паракийа).
Текст 10.
Тема. Сравнение уровней духовного прогресса.
I. Те кто в своей деятельности руководствуется ведическим знанием,
совершают жертвоприношения, стараясь удолетворить Господа Вишну и
получить Его благословения.
Такие карми стоят выше ви карми и они, безусловно, дороги Кришне.
1. Кришна отвечает соответствующим образом на отношения к Нему карми, гйани и бхакт.
(Б.Г.4.11)
2. Карми, сохраняющие привязанность к кармической деятельности, но следующие указаниям
Вед (карма – канди) поднимаются на высшие планетные системы.
3. Викарми, занимающийся греховной деятельностью, деградируют и рождаются животными,
деревьями и растениями.
4. Парабхава (поражение) – единственный результат гонки за удолетворением собственных
чувств карма – канди и викарми.
II. Из тысяч и даже миллионов невежественных людей, едва ли может один
обрести знание и постичь высшие ценности жизни (джнани).
1. Атма – таттва - наука о душе (разница между духом и материей).
2. Джнани понимают, что карми ческая деятельность только привязывает их к материальному
существованию и является причиной их перехода из одного тела в другое, поэтому они не принимают участия в слепой погоне за чувственными наслаждениями.
3. «Но знание джнани (гйани) остается нечистым, поскольку, не ведая (авидйа) о преданном
служении, они не поклоняются непосредственно лотосным стопам Верховной Личности
Бога»:
а) майвади (последователи Шанкары) не принимают реальной формы Господа вообще;
б) брахмавади (брахма – гйани) – признают существование Личности Бога, однако в
приоритете – безличный аспект.
III. Джнани, который с помощью знания обрел освобождение и обратился к преданному
служению (джнана–вимукта–бхакти–парама) поднимается над уровнем
обыкновенных джнани.
1. Шанта – бхакты (гйана – бхакты) нейтральная преданность, между активным
состоянием бхакти и гйаной; осознание абсолютности, могущества Господа.
Пример: Кумары.
2. Према – бхакты (гйана – прайаса м – упадасйа) – сильное чувство любви побуждает
служить Господу (дасья), свободны от гйаны.
Примеры: Хануман, Нарада.
v Занимаясь преданным служением в соответствии с регулирующими принципами, человек
может достичь уровня спонтанной любви к Богу, следуя примеру таких великих преданных,
как Нарада, Санака или Санатана.
Словосочетание «спонтанная любовь» используется с целью показать глубокое чувство любви (према), которые имеют эти преданные. Не следует понимать его в значении «рагануга – бхакти», предполагающее, что отношения с Кришной не смешаны с осознанием
Его величия и могущества.
3. Према – ништха – дружеские отношения, которые могут прерываться осознанием
положения Кришны (сакхья, смешанная с айшварйа–гйаной).
Пример: Пандавы, Арджуна и вселенская форма.
4.Премадхура–бхакты – исключительно дружеские отношения с чувством равенства и
даже превосходства (сакхья).
Пример: Удхава, который в точности похож на Кришну, Кришна Сам обращается к нему
за советами.
IY. «Однако, выше всех преданных стоят гопи (врадша-гопи), которые не
имеют никаких других желаний, кроме желания доставлять удовольствие
Кришне, и при этом не ждут от Кришны ничего взамен».
1. «Кришна время от времени покидая гопи, причиняет им невыносимые страдания. Но они тем не менее не могут забыть Его».
2. Випраламбха-сева - размышлять о Кришне в разлуке с Ним выше, чем непосредственное общение с Кришной.
Пример: Чайтанйа-Махапрабху. 4 вида випраламбхи:
3. По уровню близости к Шримати Радхарани выделяются 4 группы гопи:
1) випакша – соперницы - Чандравали, Тарака;
2) татастха-пакша – нейтральные (расположенные одинаково и к Чандравали и к Радхарани) – Пали;
3) сукрит-пакша – дружеское отношение к Радхике – Шйамала;
4) свапакша – блазкие подруги Радхики – Лалита, Вишакха.
Y. Никто не может превзойти Шримати Радхарани в преданном служении.
1. Кришна желая понять трансцендентные эмоции Шримати Радхарани к Нему
занял Ее положение, явившись как Шри Чайтанйа Махапрабху.
2. Кришна для этого украл у Шримати Радхарани:
1) сияние (джйоти) Ее тела;
2) умонастроение (бхава).
3. Чувства, которые проявила Шримати Радхарани, когда Кришна оставил Ее, уйдя
вместе с ней с танца ра с а показали всем, что Шримати Радхарани высшая из
всех гопи.
4. Кунда Радхи также дорога Кришне, как Она Сама.
5. Минимальная квалификация для того, чтобы поселиться на берегу Радха-кунды
– бхава.
YI. Существует множество классификаций (расы, адхикара, ступени
бхакти и т.д.).
В этом тексте рассматривается положение преданных в зависимости от их любви к
Господу.
Пять уровней знания, проявленных в тексте:
1 ) Пратьякша – чувственное.
2) Порокша – авторететное (карма – канда).
3) Апорокша – реализованное, трансцентное знание (атма – таттва).
4)Адхокшаджа – понимание положения Верховной Личности Бога
(айшварйа-гйана).
5 ) Апракрита – спонтанные отношения с Кришной (рага):
особая сладость Кришны проявляется в божественных деяниях
казалось бы обычного человека.
Текст 11.
Заключение: Радха – кунда – ее возвышенная слава во Вселенной.
I. Почему Радха – кунда столь возвышенна?
1. Это озеро принадлежит Шримати Радхарани.
2. Оно неотлично от Нее и обладает такими же возвышенными качествами.
3. Ее озеро дорого Кришне также как и Она Сама (больше, чем всех других гопи
Кришна любит Шри Радху) – праная васати.
4. Берегов Радха – кунды крайне редко достигают даже великие мудрецы и преданные.
а) Святая Дхама покрыта одной из форм майи для тех, кто совершает десять
оскорблений Святой Дхамы:
1.выражать презрение и неуважение к гуру, который является для своих учеников представителем Святой Дхамы;
2.считать Святую Дхаму временной;
3.вести себя вызывающе по отношению к жителям Святой Дхамы или ее паломникам,
а также считать их обычными людьми;
4.заниматься мирской деятельностью во время пребывания в Святом Месте;
5.копить деньги и делать бизнес на поклонении Божеству и Святому Имени;
6.полагать, что Святая Дхама неотлична от обычной земли или провинции, а также
считать Дхаму Господа равной святому месту, связанному с каким – либо полубогом
или пытаться изменить площадь Дхамы;
7.совершать греховные действия во время рпебывания в Святой Дхаме;
8.считать Вриндавану и Навадвипа – Майяпур отличными друг от друга;
9.возводить хулу на шастры, славящие Святую Дхаму;
10.не верить в шастры и считать славу Святой Дхамы иллюзорной (Арчана Паддхати часть
III, пункт 6с).
б) Квалификация, необходимая, чтобы жить на Радха–кунде:
1) Человек должен жадно стремиться вернуться в духовный мир (лобха).
2) Человек должен быть возвышенным преданным, способным оставить все материальные
концепции и обозначения (бхава).
3) Необходимо принять прибежище и заниматься преданным служением под руководством
одного из вечных спутников Шри Кришны (рагануга – бхакти).
Приложение 1.
История о гневе (Махабхарата)
Сатьяки, Кришна и Баларама путешествовали вместе. Однажды им пришлось заночевать в лесу.
Место было небезопасным, и они решили ночью по очереди караулить. Через час, среди ночи, перед Сатьяки появился ужасного вида существо. Это был ракшас. Он сказал: «Я хочу сожрать твоих друзей. Тебе я могу позволить скрыться, но если будешь сопротивляться, то я и тебя съем». Сатьяки разгневался: «Ты негодяй! Ты хочешь разлучить меня с моими друзьями Кришной и Баларамой! За это я убью тебя».
- Ха! – усмехнулся ракшас – Ты собираешься убить меня, но ты не знаешь обо всем моем могуществе.
- Ну, сейчас посмотрим, насколько ты силен.
Они сражались друг с другом два часа. Чем больше они сражались, тем больше и сильнее становился этот ракшас. Через два часа ракшас ушел в лес, а Сатьяки, изможденный, упал на землю. Не желая беспокоить Балараму, Сатьяки ничего ему не сказал, когда он сменил Сатьяки на посту.
Ракшас вернулся и тоже потребовал разрешения съесть спящих друзей Баларамы. Баларама также разгневался:
- Ах ты, ракшас! Да я сломаю тебя как зубочистку! Они стали сражаться. Глаза Баларамы расширились и налились кровью. Поскольку ночь шла на прибыль, ракшас становился все сильнее, чем дольше они сражались. И вновь ракшас ушел, а измученный Баларама разбудил Кришну.
Вновь появился ракшас и сказал Кришне то же самое. Кришна посмотрел на него и рассмеялся: «Ну ты же ничего не сможешь сделать! Иди лучше отсюда!» Видя спокойствие Кришны, ракшас стал угрожать. Кришна просто смеялся над ним. Чем больше Кришна смеялся, тем меньше становился ракшас. В конце концов, он стал размером с арахисовое зернышко. Кришна взял его и завязал в узел своего дхоти.
Когда утром все проснулись, Сатьяки и Баларама стали рассказывать о своих ночных приключениях.
- Ночью приходил такой огромный ракшас, что я не смог его победить.
- Со мной случилась то же самое. Мне самому не удалось справиться с ним, - отвечал Баларама.
Кришна слушал их, а затем сказал:
- О каком огромном ракшас е вы говорите? Может быть об этом? – и показал им ракшас а размером с насекомое.