Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методология. Методы и формы научного познания.




Метод (путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели.

В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели.

Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро методологии.

Различают методы общие и специфические, практические и логические, эмпирические и теоретические, употребляемые при открытии и обосновании.

Общими называются методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими — те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др., ко вторым — научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания, в то время как логические методы — это логические “фигуры”, которые являются результатом обобщения практических действий. К числу первых относятся, в частности, наблюдение, измерение, практический эксперимент; к числу вторых — доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание и др.

Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, относятся к эмпирическим методам. Такие же методы как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному являются теоретическими.

Практические методы. Общим свойством этого типа методов является их орудийно-предметный характер.

К ним относятся: наблюдение, измерение, эксперимент. Эти методы тесно связаны между собой. Проведение эксперимента в обязательном порядке связано с наблюдением, предполагает его. Результаты наблюдения, как правило, оцениваются не только качественно, но и количественно, что требует применения измерительных процедур.

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования) восприятие объекта.

Разновидностью наблюдения в общественных науках является опрос – метод сбора первичной информации со слов спрашиваемых.

Измерени е — метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний. Любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешностей результатов.

Возникновение современного естествознания связано с экспериментом — методом, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых условиях. В этих условиях имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость.

Своеобразны и разнообразны социальные эксперименты.

Логические методы. В науке практические методы необходимо сочетаются с логическими методами. Эффективность измерения, наблюдения, эксперимента находится в прямой зависимости от того, насколько правильно (т.е. в соответствии с законами логики) строятся соответствующие рассуждения.

Логические методы подразделяются на методы обоснования и методы открытия.

Доказательство — логическая процедура, при которой выражение, о котором пока неизвестно, истинно оно или нет, логически выводится из высказываний, истинность которых уже установлена.

Различают доказательства прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса.

Подтверждение. Оно играет особую роль в случаях, если в науке образуются гипотезы, т.е. положения, истинность которых еще в должной мере не установлена и отсутствуют достаточные аргументы для их принятия.

Критика, опирающаяся на надежный фундамент фактов и логики, делает тезис недоказанным или требует его уточнения.

Объяснение указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление.

Вспомогательные операции: операции обобщения, ограничения, деления.


№52Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура К:

1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

- индивидуально-личностные;

- социально-групповые;

- К общества на определенном этапе развития;

2) можно выделить основные виды деятельности:

- познавательная (различные знания);

- ценностная деятельность (цели, идеалы);

- практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)

3) можно различать деятельность, поведение, общение, Þ есть:

- К деятельности;

- К поведения;

- К общения, α предполагает и К чувств;

4) К, ее элементы могут различаться и по объекту:

- естественно-техническая К;

- гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет разнообразные функции:

1) гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

3) ценностно-мировоззренческая;

4) методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

5) образовательно-воспитательная;

6) коммуникативная;

7) социальной памяти;

8) психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.


54. Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские, государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое господство от войн.

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.

По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую, исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.

Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа.

Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л. Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н. Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области, формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание, растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные социальные конфликты и потрясения.

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству.

 

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству №58. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.

От простого к сложному, от менее разнообразного к более разнообразному. Общественный прогресс - речь идет о социальных системах. Функции государства разнообразились, произошло общественное разделение труда, улучшились орудия труда.

Вплоть до нового времени было убеждение, что в социальных системах больше регресса, чем прогресса. И как результат этого - апокалипсис (из теологии).

Вико наметил тему прогресса. Исключение составляют утописты (идея социального равенства и справедливости). У Вико равенство рассматривается как примитив - семьи не будет. Семья - уже неравенство.

Проблема критерия общественного прогресса. Он включает: экономический прогресс; научно-технический; политический; культурно-духовный; социальный.

Экономический прогресс - предпочтение отдается производительным силам общества (Маркс - не то что производится, а то, чем производится).

Политический прогресс - наличие правового государства и отсутствие демократии.

Научно-технический прогресс - связан с понятием научная революция. Революции как узловые точки, по которым отслеживается прогресс.

Культурно-духовный прогресс - связан с критерием гуманизации и гуманитаризации. Если к религии, то Юнг. Критерий коммуникативности (Бахтин, Бубер) или интерактивности - открытость в диалогах.

Ускорение темпов общественного прогресса ведет к тому, что формируется мощная технизированная инфраструктура деятельности. Это инфраструктура на сегодняшний день приняла общепланетарные размеры. Промышленность Западной и Восточной Европы стягивает к себе все облака. В результате пустыня Сахара растет в год на 5-7 км, Центральная Азия практически обезвожена. Эти проблемы изучает социальная экология (эко - дом, логос - учение - социальный дом). Она занимается изучением распределения водных ресурсов и др.

Социальная экология ¹ экология (ноосфера, техносфера – (часть биологии) относительно человека)  

Энергетическая проблема - имеет экологическое значение. Вопрос об источнике энергии.

Ядерная проблема (оружие) или проблема военно-промышленного комплекса - утилизация ядерного оружия. В 10-15 раз дороже, чем строительство нового объекта по его производству. Этническое, психотропное, акустическое и др. виды оружия против человека и природы.

Проблема демографии - старение населения.

Продовольственная проблема.

Динамику глобальных проблем изучает футурология (возникла в 20 в.). Она имеет империческую основу - статистические методы: метод экстраполяции; метод интерполяции; метод экспертной оценки; метод моделирования; метод сценария будущего.

В связи с этим есть люди: оптимисты и пессимисты (люди эмоций), и прагматики (люди трезво мыслящие).

Холбрук (прагматик) - люди хотят либо чистоту природы, либо помойку.

 

 

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе.

Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно оправдать.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность.

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.

 

48. понятие общества: основные подходы Современное понимание сущности общества как особой формы целенаправленной и разумно органи­зованной совместной деятельности больших групп людей во многом базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. К. Марксом и его последователями была разрабо­тана диалектико-материалистическая концепция обще­ства, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывает­ся объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия.«соци­ального организма». История предстает как «есте­ственно-исторический процесс», где действуют объек­тивные «законы-тенденции» в сочетании с субъектив­ным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувствен­ной» природе «социальной материи», о двойственнос­ти бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга). Однако в данной концепции есть ряд положений, в частности о базисе и надстройке, о частной соб­ственности, о примате классового подхода и истори­ческой миссии пролетариата, о неизбежности миро­вой революции, которые не получили подтверждения в реальной общественно-исторической практике. Да­лее надо показать, что в XX в. продолжается разви­тие натуралистических подходов к объяснению фено­менов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение при­родных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гу­милев), особенностями природно-климатической сре­ды (Л.Мечников), либо эволюцией природной орга­низации человека и его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не са­мое удачное творение природы, а человек — как самое несовершенное живое существо, генетически отягощен­ное стремлением к разрушению и насилию. В идеалистических моделях развития общества сущ­ность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые рели­гии, равно как и национальные, имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства об­щества, которое должно обеспечивать человеку усло­вия для достойной встречи с Богом. В наибольшей степени эта идея выражена в христианстве, где зем­ная жизнь — только предисловие к жизни вечной. В исламском обществе главное — следование шариату, кодексу норм мусульманского права и морали на ос­нове воли Аллаха. Буддийская община с ее идеей сан-сары является основой устройства общества и государ­ства в странах, где распространена эта религия. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный дух выражает себя в «созна­нии свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень. Следует упомянуть о концепциях общества в фило­софской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество — это реальность особого рода, несводимая к другим и воздействующая на че­ловека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал фе­номен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма

 

Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

Общество создавалось целенаправленным и разумно организованным трудом людей. Общество – не сумма любых индивидов, но сам человек в своем родовом качестве и в совокупности общественных отношений. В узком смысле общество это:

· Структурно или генетически определившийся тип (род, вид) совместных отношений и деятельности людей в исторически конкретных условиях их существования (античное общество, индустриальное, современное белорусское общество)

· Относительно устойчивый элемент этой целостности (интеллектуальное, криминальное и др. общество)

· Добровольное объединение людей на основе общих интересов (экологическое, филателистическое)

 

Общество как систему разделяют на 4 взаимосвязанные аспекты:

· Совокупность множества индивидов с общими условиями существования и жизнедеятельности (город, село, предприятие, учебное заведение)

· Совокупность иерархически соподчиненных социальных позиций, которые занимают эти личности в этой системе (начальник-подчиненный, учитель-ученик, режиссер-актер)

· Совокупность норм и ценностей (юридических, моральных, культурных), которые определяют характер и содержание поведения

· Совокупность видов и способов деятельности, которыми занимаются индивиды (производственная, научно-исследовательская, образовательная, управленческая)

Любое общество должно иметь необходимые и достаточные условия самообеспечения и развития. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Общество – исторически изменчивая целостная система всех форм и способов отношений, взаимодействий и объединений людей, в которых проявляется всесторонняя зависимость их один от другого. Это также мир человека, который создается им самим в процессе творческого преобразования действительности и одновременно создает, формирует, воспитывает человека в Яго индивидуальном качестве.


39. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.

Важное значение имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки отражение представляет собой всеобщее св-во материи. Способность к отражению свойственна всем видам и формам материи, но характер отражения определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем сложнее отражение.

Отражение есть всеобщее св-во материи, которое выражается в способности материальных систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем.

Возникновение ощущения в психике сознания лежит на этой линии способности воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы отражения тоже развивались. Эволюцию форм отр-я см. "Введ. в Фил-ю"

Способность отражения на уровне живой природы проходит две ступени развития:

1. Раздражимость, т. е. способность живого отвечать на внешнее воздействие состоянием возбуждения, которое отражается внешней реакцией. Это материальное явление - признак всей живой материи. Чувствительность - это способность отражать отдельные св-ва объектов в виде ощущений.

2. Психика - это отражение нервной системы, проходит ряд этапов. Высшая форма психики - сознание. Эволюция сознания от низшего к высшему не дает возможности понять всю проблему сознания.

Мозг - необходимое условие возникновения сознания. Ученые всегда пытались понять, как он функ-ет. Древнегреческий ученый Акмеон считал, что мозг - основа жизни.

Гиппократ: только из мозга возникают радости, горести, печали и слезы. С помощью мозга мы видим, думаем, отличаем прекрасное от ужасного. До сих пор мозг - тайна. Безусловно, сознание не может возникнуть, если отсутствует мозг. Когда нарушается стр-ра лобных долей мозга, человек не может создавать и помнить законы поведения, осуществлять самоконтроль. Если поражены затылочно теменные участки, нарушается ориентация в пространстве, счет в уме и др.

Учение о мозге прошло большое развитие и сейчас известно, что кора головного мозга состоит из 15 млрд. нервных клеток /нейроны/. Если их вытянуть в ряд

получится 5000 км. Каждая из клеток, с помощью отростков находится в контакте с другой, образуя ажурную цепь. Нервные окончания - щупальцы мозга, но одного мозга недостаточно

Происхождение сознания.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.