Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чечня и Дагестан в период завоевания их русским царизмом 5 страница




Основав новое учение, подобно ветви веры, привитой к ста­рому дереву ислама, вначале Гази-Мухаммед, потом его ученик Шамиль примирили «пламенную ненависть сторонников Омара и Али, которые до тех пор ожесточенно боролись между собой». Это «связало разрозненные дагестанские племена узами единой религии. Так был сделан первый и самый важный шаг, потому что единая религия скоро стала основанием общей ненависти к царским насильникам».2

Это последнее обстоятельство заставляет нас более подробно останавливаться на этом явлении в истории Дагестана, Чечни и Ингушетии первой половины XIX в.

Первая крупная волна мюридистского движения, объединив­шая различные горские племена, поднялась в 20-х годах XIX в.. при Гази-Мухаммеде и была ответом на наступление русского царизма на Дагестан.

1 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus... Кар. XI.

2 Там же.

 

После разгрома Ирана в 1825 г. русский царизм был окрылен надеждой на дальнейшую победу в своем продвижении на Ближ­ний Восток. По Туркманчайскому миру Иран уступил царской России Нахичевань, Эривань, уплатив при этом З1^ миллиона фунтов стерлингов военного вознаграждения.1 Русский царизм чрезвычайно усилил свою агрессию в Дагестане. Николай I ука­зал Паскевичу (который заменил Ермолова) на необходимость «усмирения навсегда горских народов или истребления непокорных». Осуществление этого кровавого замысла в Дагестане как раз сов­падает с первым блеском сабель газавата при Гази-Мухаммеде в 1828 г. Именно при нем происходит объединение военных групп горцев под руководством имама, именно при нем выделяются и складываются «союзы родственных племен» из общего повсеместно­го, но разрозненного повстанческого движения горцев Дагестана и Чечни за независимость, именно при нем мюридизм приобре­тает политическое значение, становится знаменем борьбы против планов царизма.

Гази-Мухаммед,2 первый имам Дагестана и Чечни, родился в 1794 г. в ауле Гимры. Он обучался разным наукам и в совершен­стве знал коран. У него было много муталимов (учеников) из раз­ных аулов Дагестана; среди них «был его дорогой друг Шамиль», — последний был его соседом, и они с детства знали друг друга. Гази-Мухаммед считался одним из известных, крупных мусуль­манских ученых и храбрецов дагестанских аулов. Многому в этом он был обязан своему учителю мулле Магомету из селения Яраг, который благодаря обширному уму считался в числе дагестанских алимов. У него в течение ряда лет и воспитывался Гази-Мухаммед. «Учился он весьма прилежно, особенно же достиг больших успехов в арабском языке. Знал многое из мудрости бухарских алимов, неизвестной в странах Дагестана» (Абдурахман).

Мусульманские философы различным образом толковали ко­ран, что зачастую использовалось при политических переворотах и что имело место также при возникновении борьбы горцев Даге­стана и Чечни за независимость, когда под религиозной оболоч­кой выступал политический протест против колонизаторской по­литики русского царизма.3

1 См. Ленинский сборник XXIX, стр. 351. Собр. законов (текст Туркманчайского мира) и Полное собр. законов Российской империи, т. III, стр. 125, 1828.

2 См. Shamyl the sultan, ch. I, V, VI. 1854.

3 «Только там, где речь идет о трех доныне существовавших всемирных религиях: о буддизме, о христианстве и об исламе, можно сказать, что ве­ликие исторические повороты сопровождались переменами в религии. Ста­рые, естественно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, едва только погибала независимость тех племен и народов, которым они принад­лежали». «Только по поводу этих более или менее искусственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно ска­зать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску» (Энгельс. Людвиг Фейербах, гл. III. M. и Э. Соч., т. XIV, стр. 656).

 

Гази-Мухаммед овладел мусульманскими религиозными по­знаниями при помощи муллы Магомета Ярагского и эффендия Гаджи Исмаила. Отказ от мирских благ выражался у него в том, что он никогда не имел имущества. Больше того—будучи имамом, он не пользовался правом брать имущество из байтул-мала (обще­ственной казны мюридов).

Гази-Мухаммед превзошел своих учителей. Он, как указывает Абдурахман в своих воспоминаниях, «дошел до совершенства в на­уках и пожелал вступить в тарикат Халидия Накшубандия, ко­торый исходит от Халида из Сулеймания, известного шейха». Этот тайный тарикат диктует уединение и тайное служение аллаху. Подвижничество Гази-Мухаммеда разделял с ним его муталим Шамиль, и они долго находились в уединении, совершенствуясь в вопросах ислама. В конце концов шейх Магомет-эфенди дал Гази-Мухаммеду разрешение на священную войну, и с этого вре­мени Гази-Мухаммед стал проповедовать шариат и запрещать употребление спиртных напитков, табака и игру на бубне. В это время Шамиль выступал уже не только в качестве ученика, но и как его помощник и сподвижник. С каждым днем Гази-Мухам­мед расширял свою деятельность, о которой автор книги «Асари-Дагестан» того мнения, что за проповедью Гази-Мухаммеда скры­валось вполне определенное политическое требование «создать и со­хранить некоторое самостоятельное управление в Дагестане».1

В начале своей деятельности Гази-Мухаммед несколько не­уверенно склонял население в сторону «шариатского судопроиз­водства». Немного позднее он стал уже решительно препятство­вать решению тяжб, споров и т. п. по адату, т. е. по обычаям, укоренившимся среди местного населения.

Адат — это «обычное право», «неписанный закон», возникший в Дагестане и Чечне с отдаленных времен. «Древние обитатели гор, быв язычниками и не имев гражданского устройства, управ­лялись своими особенными постановлениями и обычаями» (Неве­ровский). Среди многоплеменного населения издавна господ­ствовали обычные Нормы адата: 1) посреднический суд, «лишен­ный большею частью понудительных средств, решения которого исполнялись только по доброй воле судившихся»; 2) право мести за обиду и наказание своих врагов; 3) право канлы — кровомщение не только в отношении виновных, но и родственников («право канлы состоит в том, что родственник убитого должен умертвить убийцу или кого-нибудь из его родных; те с своей стороны опять должны отмстить за кровь кровью, и таким образом убийства про­должаются бесконечно» (Неверовский); 4) наказание за воровство (за покражу, сделанную в доме, вор обязан платить истцу двой­ную цену за каждую украденную вещь); очная ставка при суде адатом не требуется из опасения кровной мести; 5) члены одного дома перед судом адата считаются равными («на домашнее имуще-

1 «Асари-Дагестан», стр. 128.

 

ство отец и сыновья имеют равное право»); б) адат устраняет доче­рей от дележа имущества (по шариату дочь получает 1/з имения). Адат при Гази-Мухаммеде и Шамиле был заменен шариатом, более прогрессивными нормами, чем адат (запрещение канлы, более четкое регулирование спорных вопросов — распростране­ние права наследования на женщин и т. д.).

Гази-Мухаммед проводил усиленную работу по внедрению ша­риата. По мере усиления пропаганды священной войны и внедре­ния шариатского судопроизводства он наталкивался на со­противление со стороны аварских ханов, шамхала Тарковского и других местных феодалов. Тем не менее ему удалось в сравни­тельно короткий срок сплотить вокруг себя значительные силы местного населения. В этом движении большое участие принимали широкие слои горского населения. Об этом Абдурахман говорит, как о большой победе Гази-Мухаммеда: «Он подчинил себе всех, к нему со всех сторон стали стекаться сборища людей», Сплочение большого количества горцев вокруг Гази-Мухаммеда, первого имама в Дагестане, ускорило вызревание противоречий между движением мюридов за независимость и стремлением ханов, шам­хала и беков всячески противодействовать этому движению в со­ответствии с интересами русского царизма. О борьбе феодальной верхушки Аварии, шамхальства Тарковского и других против массового мюридистского движения говорят современники и исто­риографы в своих мемуарах и исследованиях. Абдурахман, например, в своих воспоминаниях прямо говорит, что «шамхал Тарковский, князь Эрпелинский Утлубий мстили Гази-Мухаммеду за распространение шариата».

«Гази-Мухаммед, — пишет другой современник священной войны, Магомет-Тагир из Караха,—считал аварских ханов за­коренелыми врагами ислама и виновниками разложения нравов». 1

Мюридистское движение, направленное на отстаивание незави­симости, имело двух основных врагов — русский царизм и его ла­кеев, отдельных представителей феодальной верхушки Дагестана.

«Гази-Мухаммед-эфеиди, убедившись, что проживающий в Ава­рии в селении Хундзах род ханов будет препятствовать ему осуще­ствить подобные решения (т. е. ведение борьбы за независи­мость.— С.Б.), прежде всего задумал истребить этот род совершен­но. Поэтому он в 1246 г. (1831), в феврале, собрав многочисленный вооруженный отряд из своих приверженцев и пособников, совер­шил нападение на сел. Хунзах с целью убить малолетнего хана, а именно Нуцал-хана, его мать, вдову Паху-бике и остальных ханских детей. Но Паху-бике, собрав свое общество, позаботи­лась о выступлении с боем против мюридов, и они, не достиг­нув своей цели и не сумев ничего сделать, вернулись оттуда обратно в Гимры».2

1 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 6.

2 «Асари-Дагестан», стр. 129.

 

Гази-Мухаммед был одним из первых предводителей мюридов, который превратил шариат в орудие борьбы за независимость. Он не стал на путь «кротости», «терпения» и «смирения», как того хотели лакеи русского царизма из местной феодальной знати, а пустил в ход кинжалы и сабли, разящие удары которых ослаб­ляли мощь царской России — тюрьмы народов и жандарма евро­пейских революций.

Между прочим эта тактика мюридов стояла в явном противо­речии с религиозными проповедями, которые звали не к борьбе, а к покорности.

Великодержавная историография пыталась представить Гази-Мухаммеда «тупым и ограниченным фанатиком», местный исто­риограф мирза Гасан-эфенди обвинял его в том, что он превратил тарикат в орудие для достижения власти, склонив «посредством его простой народ дагестанский на свою сторону и несправедливо дискредитировал его название». 1

При всей ограниченности и узости своей социальной програм­мы мюридистское движение (при наличии реакционных черт — религиозный дурман исламизма) при Гази-Мухаммеде было все же шагом вперед в истории Восточного Кавказа, поскольку оно было движением значительной части дагестанского народа против русского царизма и местных феодалов, но прикрытым явно реак­ционной оболочкой исламизма в новой его разновидности.

В своих многочисленных проповеднических речах Гази-Му­хаммед призывал к «восстанию ради спасения правоверных и на погибель неверным». Гази-Мухаммед призывал к борьбе против царских насильников. «Магометанин не может быть ничьим рабом или подданным и никому не должен платить подати, даже мусульманину. Кто мусульманин, тот должен быть свободный человек, и между всеми мусульманами должно быть равенство. Кто считает себя мусульманином, для того первое дело газават (война против неверных) и потом исполнение шариата. Для му­сульманина исполнение шариата без газавата не есть спасение. Кто исполняет шариат, тот должен вооружиться во что бы то ни стало, бросить семейство, дом, землю и не щадить самой жизни. Кто последует моему совету, того бог в будущей жизни вознагра­дит. Будучи под властью неверных или чьей бы то ни было (здесь он разумел Аслан-хана Казыкумыкского, бывшего одновременно владетелем Кюринского ханства), все ваши намазы, все урючи, все странствования в Мекку, ваш нынешний законный брак и все ваши дети бич (незаконные), самые жертвы бедным, чтение корана, памятники умершим — с прибытием царских властей ничего не значат». 2

Благодаря этим настойчивым обращениям к населению и про­поведям Гази-Мухаммеду удалось собрать в большом количестве

1 Там же, стр. 131.

2 Пружановский. Исторические записки, ЦВИА, ВУА, № 6512.

 

вокруг себя мюридов. «Применение силы оказалось необходимым: одни слабо придерживались ислама, другие совсем забыли его, большинство же народа совершенно безучастно относилось к делу спасения своих душ. Находились и такие, которые сочувственно относились к безбожию гяуров. Словом, истинно верующих было мало». 1 В первом периоде мюридистское движение не было еще таким массовым, широким, как в последующее время — в эпоху Шамиля.

Гази-Мухаммеду приходилось преодолевать целый ряд труд­ностей в борьбе против русского царизма и местной феодальной знати, значительная часть которой лакейски, рабски прислужи­валась к царским генералам. Так например, аварские ханы от­били атаку одного из сподвижников Гази-Мухаммеда, Гамзад-бека, за что «получили от Николая I Георгиевское знамя».

Гази-Мухаммед с невероятным упорством вел борьбу против всех, кто преграждал путь к собиранию сил для газавата.

Так, он объявил жителям Аракана, «чтобы они непременно приняли шариат и шли на газават, в противном случае не только истребит, сожжет все селение, но велит перебить всех жителей от ребенка до старика. Араканцы должны были покориться и дали ему 30 аманатов. Затем к нему (накануне наступления на Хун-зах) присоединились Койсубу, Гумбет, Андия и почти вся Ава­рия». 2 На подступах к Хунзаху в рядах Гази-Мухаммеда насчи­тывалось до 8 тыс. мюридов, представленных в подавляющем боль­шинстве местными узденями.

Собирание горских племен в мюридистские отряды под знамя «священной войны» происходило, конечно, не на основе проповедей и призывов; это было только в самом начале движения. Горские племена вливались в отряды Гази-Мухаммеда благодаря его реши­тельным вооруженным выступлениям против русского царизма.

Когда под Хунзахом Гази-Мухаммед потерпел поражение, он стал применять тактику внезапных нападений на отряды цар­ской армии и на резиденцию местных ханов. Одновременно с ним по его поручению действовали Ших-Шабан и Гамзад-бек, которые нападали на Закаталы. Под натиском русского царизма горские племена пришли в движение. Имевшие место неудачи и измена койсубилинцев обессилили Гази-Мухаммеда, но не привели его в уныние. Он вновь и вновь призывал к смелым походам против русского царизма. В своем воззвании он говорил, что мюридам нечего бояться царских войск и «должны идти на них смело, на­пасть на Тарки, потом на Андреевскую деревню, освободить своих братьев и действовать далее».3

Койсубулинцы, испытав на себе «прелести» царского поддан­ства, снова перешли на сторону Гази-Мухаммеда. Сбор мюридов в Чумкескенском лесу (Шамхальское владение) вызвал беспо-

1 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 4—5.

2 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512.

3 Там же.

 

койство генерала М. Бековича. Последний выступил в поход с войском, но возвратился, не приняв боя. Это обстоятельство окрылило надеждой мюридов, и к Гази-Мухаммеду стали сте­каться новые силы. «Храбрейшие из дагестанцев начали соби­раться в стан Газия-Магомета. В числе их прибыл из Чечни род­ственник шамхала Ирази, бывший владелец Казанищ. С появле­нием Ирази шамхальские селения начали одно после другого пе­реходить на сторону мюридов». 1 В 1831 г. Гази-Мухаммед раз­громил царские войска при Атлы-Боюне, затем разорил Параул (тогдашнее местопребывание шамхала), взял с боя Тарки, осадил крепость Бурную и нанес сильное поражение царской армии между селением Андреевским и разрушенным аулом Акташ.

Учтя слабые места царизма у Дербента, Гази-Мухаммед явился с мюридами на Самое (место общественных собраний кайтахцев на дороге от Великента в Меджилис), где к нему присоединились все тамошние народы за исключением Южной Табасарани, ко­торая осталась в подданстве царской России, за что селения ее были обречены мюридами на «совершенное разорение». 2 Отсюда Гази-Мухаммед двинулся на Дербент, «продержав оный восемь дней в блокаде» (а по сведениям Магомета Карахского — даже 15 дней). Здесь произошло большое сражение, после которого он во главе многочисленного отряда мюридов двинулся через Чечню на Кизляр. Кизляром он овладел без особых препятствий, забрал в плен часть жителей, захватил скот и всякого рода иму­щество.

Весной 1832 г. Гази-Мухаммед предпринял поход в Чечню. «Мюриды вторглись в глубь Чечни».3

Анализируя операции Гази-Муяаммеда под Хунзахом, Тарками, Бурной, Дербентом и Кизляром, можно придти к выводу, что такая тактика налетов была вызвана желанием нанести внезапный и чувствительный удар царизму и местным феодалам. Иначе трудно объяснить столь отдаленные друг от друга опера­ции мюридов в совершенно противоположные стороны без созда­ния крупного, решающего, хорошо укрепленного пункта, что всегда подвергало трагическому риску все достигнутые успехи. Эта тактика выхода небольшими отрядами на далекие расстояния без прочно закрепленных пунктов и достаточно укрепленного тыла, благодаря которой феодальная знать Дагестана в любую минуту могла воспользоваться неудачами мюридов для их разгрома, крайне истощала силы Гази-Мухаммеда. Командование русской армии учло это слабое место мюридов. В начале 1832 г. корпусный командир барон Розен вступил в Чечню и «предал ее всеобщему

1 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512.

2 См. Краткий обзор географического положения и политического со­стояния Дагестана («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол.XIX в.», вып. 1). 1831.

3 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 11.

 

разорению» — было сожжено до 60 аулов.1 Царские войска, подступив к Гимрам, сжали их плотным кольцом, и мюриды по­терпели сильное поражение. Гази-Мухаммед вместе с Шамилем и небольшим отрядом мюридов оказался осажденным в Гимринской башне. Силы мюридов быстро иссякали, русские войска пробрались на крышу башни, положение мюридов оказалось без­надежным. Гази-Мухаммед с шашкой в руках «ринулся из башни в самую гущу неверных»; 2 тут он и был заколот штыками русских солдат и погиб вместе с самыми преданными и храбрыми своими мюридами. Труп Гази-Мухаммеда был потом выставлен его сто­ронниками на показ всему мусульманскому населению для подъема энтузиазма в деле продолжения борьбы с царскими войсками.

Современник эпохи движения мюридов Абдурахман пишет, что <<после смерти имама Гази-Мухаммеда народ избрал имамом Гамзада».

Имам уль — Аазам Гамзад-бек родился в аварском селении Новый Гоцатль. Род его происходил от аварских беков, а сам он считался чанкой (или джанка), отец его был беком, а мать — простой татаркой. В 1801 г. в 12-летнем возрасте Гамзад-бек был отдан к мулле Махад-эфенди в селение Чох для обучения араб­скому языку; обладая хорошими способностями, он делал боль­шие успехи. Проучившись 12 лет, Гамзад-бек вынужден был пре­кратить учение, так как мулла Магомет умер; имея желание учить­ся дальше, ои отправился в Хунзах и брал там уроки у кадия Hyp-Магомета. Аварская ханша поместила его у себя за предан­ность его отца ханскому дому, «обходилась с ним, как с ближай­шим родственником, и постоянно была к нему ласкова». 3

В ряде биографических записок Гамзад-бек рисуется челове­ком весьма умным, с большим характером, настойчивым в до­стижении чего-либо, решительным и веселым. * Тесть Гамзад-бека настаивал на его присоединении к Гази-Мухаммеду. Об этом в биографии ГамзаД-бека б рассказывается следующее: «Однажды Иман-Али, беседуя с Гамзад-беком, сказал ему: ты происходишь от беков, твой отец был храбрый человек и делал много добра на­шему народу, а ты не только не хочешь последовать его примеру, но предался еще развратной жизни (имеются в виду частые пируш­ки и пьянство. — С. В.) Время опомниться. Вот пример тебе —

1 О действиях Гази-Мухаммеда в Дагестане и Чечне и экспедиции ба­рона Розена в Чечню см. «Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 1.

2 Магомет-Таг и р. Три имама стр. 13.

3 Из «Краткой биографии Гамзад-бека», находящейся в сборнике ма­териалов по истории Чечни и Дагестана, вып. 1.

4 См. «Асари-Дагестан»; X ад ж и-А л и, Сказание очевидца о Шамиле; М а г о м ет-Т а г и р, Три имама; Абдурахман, Воспоминания; П р у жанский, Исторические записки, и др.

6 Краткая биография Гамзад-бека: «Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 1.

 

Гази-мулла, простой горец, взгляни на дела его. А ты знатней его родом, для чего ты учился?» После этого, по словам этого же био­графа, Гамзад-бек уехал в Гимры, где находился тогда Гази-Мухаммед.

Гази-Мухаммед принял Гамзад-бека с восточными приветст­виями и предложил ему действовать вместе с ним; «Гамзад-бек принял предложение его с охотою и сделался ревностным его помощником».

Гази-Мухаммед доверял Гамзад-беку и поручал ему ведение самостоятельных военных операций. Гамзад-бек был предводите­лем большого отряда, значительная часть которого состояла из джаробелоканцев. На его воззвания в новый Гоцатль «стекались правоверные в мечеть для молитвы аллаху; Гамзад-бек в первый раз увидел себя повелителем огромного скопища».1

Гамзад-бек одержал ряд побед над отдельными отрядами армии русского царизма. В одном из столкновений с царскими войсками под командой ген. Стрекалова Гамзад-беку надо было перейти Кавказский хребет, что было совершенно невозможно, и по этой причине он начал вести переговоры с ген. Стрекаловым. Послед­ний предложил ему явиться для переговоров в Закаталы, куда он и прибыл с несколькими нукерами. Нам кажется, что его пове­дение в данном случае определялось создавшейся обстановкой, которая делала невозможным возвращение его с мюридами в Да­гестан. «Глубокий снег мешал дальнейшим его действиям», и по­этому, очевидно, он предпочел сдаться царским войскам, не оказы­вая активного сопротивления. Ген. Стрекалов, арестовав Гам­зад-бека, отправил его в Тифлис к главнокомандующему гр. Пасскевичу-Эриванскому. Вследствие содействия, оказанного Аслан-ханом Кюринским, Гамзад-бек был скоро возвращен из Тифлиса на родину. По возвращении в Дагестан он стал активным предво­дителем мюридов и совместно с Гази-Мухаммедом участвовал в «священной войне», вступая в ряд сражений с армией русского царизма.

После смерти Гази-Мухаммеда он обратился с речью к право­верным мусульманам, в которой призывал их следовать примеру Гази-Мухаммеда. «Из вас, правоверные мусульмане, может вся­кий быть вместе с ним, если будете следовать его примеру. Он свято исполнял шариат, как повествует о нем биограф, первый объявил газават противу царизма и умер с теплою за нас молит­вою, умер с оружием в руках, защищая родину». 2

Но в деятельности Гамзад-бека были эпизоды, которые застав­ляют нас точнее проверить ряд положительных оценок, данных ему некоторыми авторами. Нам кажется, что в поведении его как имама, в отличие от Гази-Мухаммеда, не говоря уже о Шамиле, был целый ряд элементов непоследовательности, выражавшихся

1 Из «Краткой биографии Гамзад-бека» («Материалы по истории Даге­стана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1).

2 Там же.

 

в якшаньи его с беками и ханами (боролся с одними, потворство' вал другим).

Нам не ясно и то обстоятельство, почему Гамзад-бек задержал­ся на горе Наратов, с которой виден был отряд русских, штурмо­вавший Гимры, где героически гибли мюриды под предводитель­ством Гази-Мухаммеда. И мы совсем не знаем, какие группы выступали против избрания Гамзад-бека в имамы. Абдурахман в своих воспоминаниях прямо указывает на то, что после избрания Гамзад-бека имамом «образовались две партии. Одна из них по­корилась ему, другая же не признала его и стала с ним воевать».

О самом избрании Гамзад-бека в имамы Абдурахман расска­зывает, что по этому поводу «раздалось несколько противореча­щих голосов. В толпе старшин послышался ропот. Не давая вре­мени слиться в один голос нерешительному шепоту между собой правоверных, Гамзад-бек дал знак рукою к молчанию и величаво и решительно сказал им: «Мусульмане, вижу, что вера начала ослабевать в вас; мой долг, долг имама, велит мне навести вас на тот путь, с которого вы совратились. Я требую от вас повинове­ния, или Гамзад принудит вас повиноваться силою оружия».

Не были ли эти «противоречащие голоса» обвинительными голо­сами против того, что Гамзад-бек не оказал помощи мюридам, боровшимся в Гимрах? И могли ли быть довольны мюриды Гамзад-беком, когда последний был близко связан с Аслан-ханом и представителями бекского сословия?

Было бы не совсем точно, если бы мы ограничились подчерки­ванием только слабых сторон деятельности имама Гамзад-бека. В сравнительно короткий срок его деятельности (1832—1834 гг.) были и положительные моменты. «Он был храбрым человеком, — пишет о нем Абдурахман, — и обладал умом и рассудительностью; будучи и политиком, Гамзад-бек вступил на путь, избранный Гази-Мухаммедом для водворения шариата в Дагестане». «Затем, организовав убийства аварских ханов, он приказал мюридам овладеть всеми ценностями, какие имелись в аварском ханском доме, и этим пополнил казну мюридов (байтулмал), доставшуюся ему от Гази-Мухаммеда,1 что дало ему возможность снова развер­нуть военные действия против русского царизма. Благодаря этому мюриды на голову разбили милицию шамхала Тарковского, Ахмет-хана Мехтулинского и акушинского кадия в сел. Герге-биль, откуда Гамзад-бек возвратился окрыленный надеждами на успешную борьбу за независимость.

Пополнив свои ряды жителями Андаляльского общества, Гамзад-бек разделил свой отряд на две части: с одной он пошел к гидатлинцам и ауховцам, а другую под начальством главного своего мюрида Шамиля отправил в общества Анкратльское, Богуляльское и Джемаляльское. Большая часть жителей этих обществ


1 Казна Гази-Мухаммеда оценивалась примерно в 19 тыс. руб. серебром в виде полученных им от матери золотых и серебряных вещей (Абдурахман).

 

присоединилась к ним, и Гамзад-бек, увидев себя предводи­телем таких больших сил, решил, что наступило время для при­ведения в исполнение его давнишнего замысла о покорении Аварии. Летом 1834 г. Гамзад-беку удалось склонить на свою сторону почти все аварские деревни, за исключением части жите­лей, которые остались верными хану и ушли в столицу Аварии

Хунзах.

В августе 1834 г. Гамзад-бек с многочисленной партией мюри­дов подошел к Хунзаху, осадил его и предложил ханше принять со своими подданными тарикат, прервать связь с русскими и дей­ствовать против них. Ханша не согласилась разорвать с русскими, и Гамзад-бек, посоветовавшись с Шамилем и другими мюридами, пригласил сыновей ханши к себе и приказал убить их. От перего­воров с ханшей он отказался, объявив, по словам биографа, «что между ним и ею ничего нет общего». Потом он арестовал Сурхай-хана, который был уже в чине полковника царской армии. По приказанию Гамзад-бека ханша была убита, так как Гамзад-бек опасался, что ей будет оказана помощь со стороны царизма. На другой же день был убит и Сурхай-хан. Все ценности, имев­шиеся в ханском доме, пошли в казну мюридов.

В дальнейшей своей деятельности по распространению ша­риата Гамзад-бек наткнулся на противодействие ряда обществ и снова приступил к военным приготовлениям для нападения на цудахарцев, акушинцев и Мехтулинское ханство.

Гамзад-бек намечал широкие планы борьбы с русским цариз­мом. «В этом предположении он велел заготовлять большое коли­чество пороха и свинца, а между тем послал главных мюридов своих: Али-бека, Ахверды Магома и Миандура в общества Койсубулинское, Гумбетовское, Андийское, Технуцальское, Ункратль-ское, Богуляльское, Джамаляльское, Киндаляльское, Аухвахское, Анцухское, Анкратльское, Тлесерухское, Мункратльское, Хидатлинское, Кегехское, Капучинское и Цунта, требуя, чтобы они шли поголовно в Хунзах». х Вскоре Гамзад-бек отступил от основной своей задачи — дальнейшего развертывания газавата — у и занялся постройкой огромной мечети в Хунзахе; больше вни­мания стал уделять внедрению шариата и проповеди строгого обра­за жизни, запретил вино и табак и сильно преследовал наруше­ние этого запрещения. Биограф Гамзад-бека сознательно сгущает краски, описывая недовольство населения вновь введенными нор­мами поведения по шариату, но при всем его преувеличении в этом, несомненно, была доля правды.

Недовольством населения воспользовались сторонники авар­ского ханского дома, порешившие убить Гамзад-бека. Против него был подготовлен заговор, и 19 сентября 1834 г. он был убит в хунзахской мечети приверженцами аварских ханов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.