Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. Новый Органон Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 16 страница




4. Концепция пространства и времени

-^,вижение_объектов происходит в пространстве и времени. Дви-_жение в пространстве означает перемещение7~~пёремену места..Движение ш_вр£М£ни_-^-_означает изменение, развитие с течением времени. Движение в пространстве обрзтимо"(из пункта назначе­ния можно вернуться в пункт отправления). Движение во времени необратимо. В прошлое нельзя вернуться (разве что в памяти, в воображении). Поэтому ученые нередко рассуждают о стреле вре­мени. Пространство трехмерно (объем имеет три параметра), время одномерно. Рассуждая о пространстве, говорят о расстоянии, пло­щадях, удаленности, близости предметов друг к другу, анализируют также внутренние характеристики жилищ, минералов, (кубатура, структура тел и т. д.) Можно дать такие определения. Пространс­твоформа существования материальных объектов, хпрак-


ношение. Время _ — _ форма существования,.характеризующая длительность и порядок изменения объектов (Стрела времени: от прошлого через настоящее к будущему).

Пространство и время объективны. Это значит, что они сущес­твуют вне" и независимо от сознания человека и что сам человек подчинен законам пространственно-временных отношений. От ре­ального и объективного..пространства и времени следует отличать:_ 1) отражение пространства и времени в психике человека; 2) от­ражение в формах культуры; 3| научные теории пространства и времени.

Отражение пространства и времени в психике человека ("субъ­ективное пространство и время") имеет свои особенности. По мере удаления от наблюдателя предметы представляются как уменьша­ющиеся. Если человек спешит, тропится, ему кажется, что время "бежит". Если он недеятелен, в состоянии ожидания, возникает ощущение замедления времени.

Преувеличив эти особенности переживания человеком про­странства и времени, субъективные идеалисты пришли к отрицанию объективности пространства и времени. Беркли, например, считал величину субъективной. Кант называл пространство и время до-опытными (априорными) формами созерцания. Субъективное вос­приятие пространства и времени — недостаточное основание для отрицания объективности этих форм бытия материи, поскольку и сам человек существует в пространстве и времени и в своей жизне­деятельности подчинен пространству и времени.

В творчестве человек более свободен. Он может деформировать отражаемое, творить произвольные формы, переставлять (как, на­пример, в драматургии) фрагменты времени изображаемых событий. Но и в этой области произвол ограничен особенностями материала, вещества природы, а также возможностями эстетического воспри­ятия зрителя, читателя, слушателя.

В научном познании свойства пространства и времени — пред­мет физики и математики. Исторически сложились две концепции пространства и времени — ньютоновская и концепция А. Эйнштей­на. Их называют еще: первую — "субстанциальной", а вторую — "реляционной". В концепции Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность (или вместилище), включающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время


 


— 202 —


— 203 —


           
 
 
   
     
 


как равномерно текущая длительность, в которой все возникает и исчезает. Они, по Ньютону, абсолютны — не зависят от процес­сов, происходящих в телах. Теория относительности А. Эйнштейна обосновала зависимость свойств пространства и времени от особен­ностей движущихся объектов, их относительность^ Из этой теории и экспериментальных фактов современной физики следует, что с увеличением скорости движения тел и приближением ее к скорости света возрастает масса, относительно сокращается длина тела в направлении движения, а также замедляется течение времени по сравнению с состоянием покоя. Это основные идеи специальной теории относительности (1905). В общей теории относительнос­ти (1916) утверждается замедление времени (временных ритмов) под действием сил тяготения, а также — изменение метрических свойств пространства. Возможны (и науке известны), следователь­но, различные геометрии, с различными аксиомами относительно пространства (геометрии Евклида, Лобачевского, Римана).

Большой научный интерес представляет изучение пространс­твенно-временных отношений на разных уровнях развития материи. Например, в живых организмах существуют биоритмы различных функциональных систем (ритмы питания, дыхания, сна и бодрство­вания, обновления состава крови и др.), зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и других внешних факторов. В этом смысле говорят о "биологических часах". Обще­ство также имеет собственные временные отношения и темпы раз­вития. Происходит убыстрение темпов развития по мере развития производительных сил, науки. Современное общество, изменяется быс-трее^-н-человек, лспользуя современный транспорт, движется быстрее, чем е_Х1Х веке. Новые информационные технологии.. паз: воляют-и научные проблемы решать, быстрее — происходит ускоре­ние исторического процесса.

5. Движение и развитие

По11итне_двнжения в его современном понимании охватывает все возможные процессы изменения, начиная от простейших форм про-схрд нстве нного перемещения „(движение планет, транспортами т.д.) и кончая мыслительными процессами. Движение не сводится только


к era механической форме^какэто было_принято_в метафизической
философии XVII — XV III ве ков. Понятие "движенив^-и-^«змвне.~
иие" — синонймичньТГПонятое таким образом движение есть атри-
йут материи, ее неотъемлемое свойство. Ведь_нет_я_не..может быть
объектов,-в-лоторт;яе"развёртывались бы те или иные процессы"
изменения.--- ~~~—---------- ~~~

Движение и_материя — неразрывны, как неразрывны субстан­ция и ее атрибуты. Такое понимание движения не"только"отлично от метафизики, оно противоположно и различным идеалистическим позициям, допускавшим возможность существования материи без движения, равно как и движения без материи. Это теории перво­толчка (Бог — источник движения) и энергетизма, утверждавше-ю возможность чистого движения, энергии без материи. Движение как атрибут несотворимо и неучтожимо, как и сама материя. Физи­ческие законы сохранения (энергии, импульса, заряда и т. д.) дают обоснование этим философским тезисам.

Двйжение..материи^ногообраз.ночФ. Энгельс в XIX веке выделил Г) основных форм движения: механическое, физическое, химическое, "" биологическое и социальное. Основанием ^гакой классификации слу­жило наличие у каждой формы особенных специфических законов, изучаемых соответствующими науками. Исходя из этого, Энгельс сделал вывод, что высшие формы движения включают в себя низ­шие, но не сводятся к ним. Так в живом организме в процессе его жизнедеятельности действуют законы физики, химии и механики, мо вместе с тем ему присущи процессы роста, размножения и разви­тия, отличающие его от явлений неорганической природы. (В таком же ключе можно проанализировать своеобразие человека, указав на его качественное отличие от других живых организмов как соци­ального существа).

В современной философии понятие "формы движения" обогати-лись новым содержанием. Механическое движение макротел (ме­ханика Ньютона) рассматривается теперь как один из видов про­странственного перемещения. Последнее понимается как общий вид движения, присущий многообразным процессам (всем формам движения). Своеобразие пространственных процессов в микромире изучается кзантовой механикой. Как особый вид движения можно рассматривать кибернетические (информационные процессы). Ин­формационное движение не сводимо ни к одной из форм движения прежней классификации. Ему свойственны свои специфические осо-


 


— 204 —


— 205 —


бенности, напримергП^ информация не.зависит.(Ш-Материалдюго носителя, она может передаваться различными носителями;.21 пе-редачаТшформацйи от источника к приемнику (реципиенту) не оз­начает потерю информации тем, кто ее передавал" в то'время как передача вещества или энергии означает ее утрату источником в аналогичном процессе. Это дает основание рассматривать киберне­тические процессы в качестве особой формы движения.

.Развитие — особый вид изменения. Категория "развитие" — бо­лее узкая (в смысле логического объема понятия), чем категория "движение", "изменение". Развитие охватывает только такие мате­риальные и духовные процессы, для которых характерны необрати­мость и направленность изменений. Необратимость означает, что процессы развертываются в горизонте времени и не могут вернуть­ся к исходному состоянию. Направленность означает, что процессы идут либо по пути усложнения, усовершенствования организации системы, либо по пути упрощения. Таким образом, возможны про­гресс и регресс как две формы, два варианта развития. Усложнение и упрощение организации — суть качественные изменения систем. Развитие следует определить как качественное изменение сис­тем (связанное с количественными или структурными измене-ниями). ГГонятие развития характеризует процессы, развертываю-.щиеся в. отдельных системах. В этом плане, оно — не всеобще. В космосе, рассматриваемом в целом, всюду происходят изменения (круговороты, движения разного рода)' развитие имеет место лишь

''при определенных условиях, "когда возможно усложнение или уп­рощение организации. Но как тенденция, как возможность услож­нения, эволюции оно присуще всей природе. И такая возможность осуществилась в эволюции солнечной системы и Земли,

Идея развития не является чисто умозрительной. Она отражает состояние и достижения науки в XIX — XX веках. (Это и эволю­ционное учение Дарвина и эволюционизм в геологии, социальные теории развития и другие). Триумфом развития можно считать ста­новление нового раздела естествознания — теории, получившей название "синергетика" (термин от греческого синергиа. что означа­ет содействие, сотрудничество). Создатели синергетики Г. Хакен и И. Пригожий своими исследованиями в области химической термо­динамики доказали, что процессы упорядочения возможны уже на

_хи,мическоы.даоене. Они происходят в открытых нелинейных сис-

определенные воздействия внешней среды.


К природ./порядок может возникнуть из xaocajL том случае, если состояние неравновесное^ сопровождаемое флуктуациямйТдости-" гает определенного порогового значения, за пределами которого на-_ чннаются процессы самооргакияаттли. Весь'процесс тогда приобре-_ тает необратимый характер (см. И. Пригожий. И. Стенгерс Порядок из хаоса. — М..1986).

Исследование метеоритов и проб грунта, доставленного с Луны, показало, что в космосе возможно возникновение довольно слож­ных химических соединений — типа предшественников аминокис­лот. В космосе происходит химическая эволюция, усложнение форм организации материи, что при определенных условиях может при­вести к возникновению жизни, Разумная жизнь — явление редкое во Вселенной, но ее возникновение возможно вследствие способнос­ти материи к развитию.

6. Категория "дух", "духовное" (основные подходы)

В процессе взросления в человеке формируется осознание собс­твенного "Я", и "Я" сопоставляется с остальным миром, "не-Я". Причем "Я" и "не-Я" для индивида — неравновесные. Это для био­логии, космологии, вообще естествознания человек только одно из явлений этого мира. Для каждого конкретного человека его "Я" сопоставимо с миром, ибо пока жив человек, мир для него сущест­вует, теряя жизнь человек, утрачивает и "мир". Сопоставление "Я" н "не-Я", "Я и другие", Я и "мир" присутствуют в психике каждого человека, хотя и не каждый имеет понятие о философии. Филосо­фия делает это соотношение предметом специального размышле­ния. Так, постепенно формировался основной вопрос философии.

Из самопостижения "Я", из его направленности на мир. анали­за его мыслительных, волевых актов рождалась идея духа. И она стала темой обсуждения в философии с самого начала ее развития. Выделим основные позиции. Древнеиндийская философия дает два понятия: "брахман" — высшая, объективная духовная реальность и "атман" — индивидуальное "Я". Древнегреческая, философия вводит понятие "нус", "логос", что равнозначно мировому разуму, закону. В сочинениях Платона и Аристотеля высшее начало так и называется "мировой ум" (у Платона) и демиург (у Аристотеля).


 


 


— 206 —


— 207 —


Их позиция: ум есть мышление, активное начало, создающее мир и i пассивной материи.

Христианское мировоззрение сохраняет понятие мирового разу ма, но придает ему характер личности. Бог — это и мировой ум, и мировая воля, и абсолютное добро, но он личность со своей истори­ей (три ипостаси Бога, искупительная миссия Христа, его грядущее пришествие).

В эпоху формирования буржуазного общества, для становлении которого были важны личная свобода и активность людей, наряду с признанием религиозных принципов духовное начинает пониматься в индивидуальном плане, как самоочевидная, прежде всего самому человеку открывающаяся духовность. (Декарт: "Я мыслю, следо­вательно, я существую"). Эту тенденцию в XVID веке продолжил И. Кант, который утверждал, что Дух есть только наша субъектив­ная идея, она может быть предметом веры, но никак не научной философии. Понятие духа понадобилось Канту и в этике, и в эсте­тике. "'Духом в эстетическом значении, — писал он, — называют оживляющий принцип в душе... Этот принцип есть не что иное, как способность изображения эстетических идей". Дух, включающий свободу воли, служит основой построения кантовской этической теории. Спиноза — пантеист — "растворил" духовность в приро­де, признав мышление ее атрибутом. А Лейбниц, создатель учения о бесконечно малых, признавал вечное существование множества духовных единиц бытия — монад, которые сотворены Богом. В фи­лософии Гегеля духовное снова стало мыслиться как объективная всеобщая основа бытия, предшествующая природе, проявляющаяся в формах ее развития, а каждая стадия (ступень) развития природы как реализация определенной категории, свойственной развиваю­щемуся духу. Дух, таким образом, отождествлялся с безличным разумом, с мышлением вообще.

В противоположность рационалистическим подходам во второй половине XIX в. и XX в. широкое распространение получил ирраци­онализм. Духовное понималось как мировая, воля, как проявление ее в природе в виде определенных физических сил (тяготение, элек­тричество и др.), а в человеке — в чувствах, желаниях, воображе­нии, интуиции (А. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Экзистенциализм, развивающийся в этом русле, фундаментальной основой духовности считает настроения человека, выявляет такие "чистые" аспекты ду­ховности как страх, заботу, совесть, милосердие, вину и др. Таким


образом, в идеалистически ориентированных учениях можно выде­лить три основных подхода к проблеме духовного: 1) объективно-идеалистическое ее понимание (человеческая духовность — лишь момент реализации мирового Духа); 2) индивидуалистическое, близ­кое к субъективизму ее понимание (Кант, экзистенциализм, персо­нализм); 3) растворение духовности в природе (пантеизм).

Материалистическое понимание духовности также неоднородно. Вульгарные материалисты (Фогт, Молешотт, Бюхнер) практически отрицали категорию духа. Для них существует только материя, а "духовное" — это мышление, тождественное телесному, физиоло­гическому, физическому процессу. (Бюхнер — мысль — это элект­рический процесс в мозговых структурах). Материализм советского периода сближал понятие "духовное" с сознанием, выделяя две его формы — индивидуальное и общественное сознание.

Какие из рассмотренных позиций могут иметь опору в научном познании? Ответ на этот вопрос важен, от него зависит выработка личностного мировоззрения. Не все признают правомерность такого вопроса. Бердяев, например, осуждал стремление философии к на­учности. "Философия, — писал он. — вечно завидует науке", Это — неправильно. Философия возникла раньше науки. "Она — перво-роднее, исконнее науки, она была уже, когда науки еще не было, она выделила из себя науку... философия самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки". Оригинальный от­вет на поставленный вопрос дают авторы учебника А. В. Панин и П. В. Алексеев (Философия. — М., 1998). Они полагают, что сов­ременная наука дает основание для возрождения — неоспинозизма. (Духовное — атрибут природы). Дух с природой, утверждают ав­торы, в онтологическом аспекте связан трояко: 1) актуально, 2) по­тенциально и 3) диспозиционно.

1. Означает реальность мыслящего разума на планете Земля, а
также допущение возможности существования сознания в космосе
и других звездных системах.

2. Означает, что природа содержит в себе в виде возможности
высшую форму психического — сознание, поскольку она (природа)
способна к развитию. Этот тезис опирается также на так называ­
емый антропный принцип, сущность которого в следующем. Зна­
чения физических констант во вселенной таковы, что они делают
возможным и даже гарантируют появление жизни и разума на не­
котором этапе эволюции. а_,^ ■._

_,^ ■.._


 


208 —


— 209 —


3. "Диспозиционная связь духа с природой состоит в следую­щем. Помимо предметного мира существует мир ценностей. Сами по себе в предметном, природном мире они не существуют. В этом отношении природа лишена ценностей. Но природные явления, как и социальные, могут становиться ценностями в их отношении к че­ловеку, к его интересам, потребностям, целям. Во взаимодействии с человеком природа раскрывает то, что таится в ней как предрас­положенность, как диспозиция" (указ соч., с. 358). Таким образом, делают вывод авторы, дух и материя противоположны только в пределах основного вопроса философии (в гносеологическом пла­не). Когда же рассматриваются бытие мира (онтология), духовное предстает как одно из свойств материи, существующее и актуально, и потенциально.

'(7.) Структура сознания, его характерные черты. Сознание и самосознание

В отличие от материи, которая открывается человеку как объ­ективная реальность многообразных явлений и процессов, созна^ ние предстает перед человеком как совокупность _его мыслей, пе--реЖиваний, идей, как субъективная реальность. Оно_характеризует внутренний мир человека. Научн^о-ориентированная философия и психология рассматривают сознание как высшую форму, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий толь-, ко человеку.

Развитию сознания сообщества люден предшествовала эво­люция псих"йкй "вшивой природе._ Она прошла стадии от уровня простейшей чувствительности (перцепции) до способности к рас­судочной деятельности у высших животных. Последняя означает уже наличие способности к обобщению и абстракции на уровне общих представлений. Но сознание человека качественно отлично от психики животных по ряду параметров. Это, прежде всего,-сда- собность к абстрактно—логическому мышлению, к выработке ценностных ориентиров и идеалов...способность объективиро­вать мысль.в..языке и в формах культуры, способность к само­сознанию.

Сфера сознания включает в себя^ > <■ '

— 210 —


' (^Формы ч увст в енного познани я: ощущения, восприятия, пред-ставл£ния-4!- ео&тветст.ее_нщ способность ощущать, воспринимать, представлять.

2.1 Формы логическогодознания: понятия,.суждения,, умозаклю­чения, которые являются результатом операций, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и других,

З?1 Область эмоций, которые выступают в форме переживаний че­ловека." Через"эмрцяипреяйляетея-жизнениый-емысл происходящих с человеком явлений и событий, их отношение к его потребностям и интереса^ К этой сфере относятся: 1) не отчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы: 2) яркие эмоции — страх, гнев, восторг; 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью (любовь, ненависть, симпатия, антипатия, и т. д.).

4. Ценностно-мотивационная сфера сознания. Здесь проявля­ется способность человека формировать высшие мотивы, цели, иде­алы личности, такие как справедливость, красота, правда и другие. Они, в конечном счете, находят выражение в творческой де­ятельности людей и в продуктах ее — художественных, религи­озных и философских текстах, в произведениях музыки, живопи­си, архитектуры. Развернутая характеристика этих сфер сознания дана в книге А. В. Иванова "Сознание и мышление". — М., 1994. Его схему можно соотнести с фактом асимметрии мозга, согласно которой ценностно-эмоциальному компоненту сознания {п. 3 и 4) будет соответствовать "работа" правого полушария, а выполнению функции познания и отражения внешнего мира (п. 1 и 2) — ле­вое полушарие (см, также — П. В. Алексеев. А. В. Панин Филосо­фия. — М.,1998).

Отличительные признаки сознания:

1. Идеальность. В психике формируются идеальные образы вне­шнего мира. (В некоторых неотчетливых переживаниях отражаются также внутренние телесные состояния). Образ предмета или си­туации по своей природе — идеален. В нем нет вещественности, нет пространственно-временных параметров отражаемого объекта. (Образ дома не равнозначен дому. Мысль о богатстве еще не само

богатство и т. д.)

Природа идеального в сознании еще не раскрыта в полной мере наукой. Ясно, что органом, формирующим психику, идеальные обра-""' зы является мозг, но установить однозначное соответствие идеаль­ного образа и материальных процессов в мозговых структурах пока'"

— 211 —


не_удалось науке, хотя_в_изучении.-мозговой-локализации-и€ихичйс--ких функции Iiocth гнут определенный прогресс.

^■Интенциональность, т. е. надравленн_о.еть.на. предмет,. пред-_ метность подавляющего большинства феноменов сознания. Мысля­щий, чувствующий субъект воспринимает в ощущениях,, представ­лениях, мыслях не состояние органов чувств и мозга, а предметы, ситуации, явления внешнего мира.

Благодаря этому свойству объект получает вторичное существо­вание в виде чувственного и логического, интеллектуального образа, т. е. "существует в духе", как выражались древние философы. Не­которые психические состояния (например, чувство удовольствия, боли и др. — этим свойством — предметности не обладают). (/^ Активность, сошстия. £о.зна_ние, отражая реальность, слу­жит целям ориентации человека в мире, приспособления его к ре­альности. Оно' выступает как регулятор человеческой деятельности и поведения.

Эта функция сознания реализуется в мысленном планировании деятельности и действий, предвидении последствий действий и де­ятельности, в контроле за поведением личности, в способности че­ловека отдавать себе отчет в том, что происходит как во внешнем, так и в собственном духовном мире. Активность сознания наиболее полно проявляется в труде, творчестве, во всех видах целеполагаю-щей_, преобразовательной деятельности человека.

4. Социальность. Сознание человека — изначально социальный продукт, и оно останется таким, пока существуют люди.

Этот признак означает, что вне общества, вне общения с други­ми людьми, без участия в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой) не формируется и не развивается сознание.

Психологические исследования показывают, что без притока сенсорной (т. е. приходящей на органы чувств) информации затор­маживается даже созревание, рост мозга в онтогенезе. (Мозг че­ловека физически растет до 20 лет, а развитие интеллекта может продолжаться вою жизнь).

Внеобщения не формируется речь, язык, а без языка — не мо­жет быть человеческого сознания.

Сознание с необходимостью включает в себя и самосозна­ние, т. е. осознание человеком себя как индивидуального "Я", как личности, понимания своего отношения к другим людям, к миру, самооценку. Новорожденный обладает набором инстинктов, явля-


(ощихся основой самочувствия. Самосозна^ие__же, как и сознание, формируется в онтогенезе. Психологические исследования показы-'~ вают, что оно формируётся'в" раннем детстве в общении с другими, а развивается всю жизнь. Примерно в возрасте трех лет ребенок начинает употреблять местоимение "Я", которое раньше отсутство­вало в его речи. В отрочестве и позднее формируется и самооцен­ка, образ собственного "Я" (способностей, возможностей и других качеств). Все это осознается в сравнении себя с другими людьми, т. е. является результатом социального общения. В ходе общения и совместной деятельности с другими людьми, человек, по словам Фейербаха и Маркса, "смотрится как в зеркало в другого челове­ка". В ходе развития самосознания человек осознает свою прина­длежность к той или иной социальной (этнической, религиозной, профессиональной и т. д.) группе, т. е. самосознание включает в себя на этом уровне освоение определенной совокупности обще­ственных идей. И в этом аспекте самосознание так же неразрывно связано с сознанием~В~самосознании присутствуют и эмоциональ­ные компоненты (например, чувство удовлетворенности и не удов­летворенности собой, "комплексы").

8. Сознание и бессознательное. Бессознательное в индивидуально-коллективном бытии человека

В сферах психики, относящихся к сознанию (сфера чувственных образов, логико-понятийная, эмоциональная и ценностная) могут присутствовать такие психические образования которые не контро­лируются нашим Я, не контролируются субъектом. В психологии и философии рассматривается вопрос о соотношении осознаваемых и неосознаваемых феноменов психики человека, эта проблема иначе называется проблемой соотношения сознания (в узком смысле сло­ва) и бессознательного. Ее изучение имеет свою историю.

Выделим ее важнейшие вехи. Готфрид Лейбниц (XVII — XVIII ве­ка) ввел понятие малых не осознаваемых перцепций, которые он характеризовал как темные представления в человеке. Кант при­знавал существование бессознательного в области восприятия и чувств. Число темных представлений, по Канту, безгранично. "Тог­да Как ясные представления занимают бесконечно малое место".

— 213 —


— 212 —


Гельмгольц изучал бессознательные мыслительные операции (бес­сознательное заключение по аналогии). Психолог Вундт считал, что психическая деятельность по преимуществу бессознательна. Фехнер, который ввел понятие порога сознания (осознаваемости), сравнивал душу с айсбергом, большая часть которого сокрыта под водой и управляется подводными течениями (бессознательным). Мессмер, Шарко, Жане и другие изучали роль бессознательного в нервно-психической патологии. В XX столетии проблема бессо­знательного занимает центральное место в исследованиях Фрейда, Адлера, Юнга и других ученых.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, созда­тель тео~рий и"мётодики психоанализа, выделял в психике человека 3_сф.еры_"Оно"..."Й"_,_"СверхгЯ".."Онот' — область бессознательных влечений, инстинктов, среди которых особо значимый — инстинкт жизни — эрос, любовь и инстинкт смерти или разрушения. В сфере "Оно" действует принцип наслаждения. "Я" — это область созна-нияг'ПЖрёдник/ме^щу^бессознательным и внешним миром. "Я" — служит требованиям "Оно", но вынуждено учитывать особеннос­ти внешнего мира, его свойства и отношения, значит "Я" следует принципу реальности. "Сверх-Я" — это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Ее содержание — моральные принципы и нормы, усвоенные индивидом.

В_исихике_ь1ел©8ека-развертываются сложные отношения между "Я". "Оно'' и "Сверх-Я". "Я".с.тремится.-кднтролиров.ат.ь импульсы, идущие от "Оно", которое энергетически сильнее. Роль "Я" подобна роли всадника, который стремится обуздать необузданную лошадь. Если "Я" примет решение и совершит действие в угоду "Оно", но вопреки требованию "Сверх-Я". оно испытывает укоры совести, чувство вины. Это ведет к психологическому напряжению, к невро­тическим состояниям.

Фрейд разрабатывал учение о защитных механизмах, с помо­щью которых "Я", "спасается*' от напряжения. Это_^^вытеснение, сублимация и другие. "Вытеснение" — это процесс__перемещения н е же л ате льных__стремдений- -К-дейсщи ю__в_обл^сть_&ес-сазна тель-ного. Но, перемещаясь, они продол_жают__мотивироват_ь_поведение, переживаются индивидуумам, в.внде чувсзт.£е£по.кййства., проры­ваются" в патологических симптомах. Сублимация — перемещение энергии ""Оно" — в другую сферу, например, в о'бласть^вЪ'рчества. Применяя"метод психоанализа (доверительная_беседа с пациентом





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 267 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.