Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. Новый Органон Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 13 страница




Единственным народом среди славян, который, сохранил свобо­ду, не любя "царя и господина", был народ Украины, образовавший казачество. Казачество уничтожено панами, но Украине дано под­нять всех "братьев своих Славян" на борьбу за свободу, когда не останется ни царей, ни королей, ни господ, ни крепостных — "ни в Московщине, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни у Хорутан, ни у Сербов, ни у Болгар".

Данная концепция национальной идеи отражает довольно рас­пространенные в интеллигентских кругах взгляды, насыщенные ду­хом демократического реформизма, славянофильства и патриотизма v элементами христианского мессианизма.

М. Костомаров пропагандировал идею приоритета народа в исто­рическом процессе. Критикуя теории идеологов буржуазных рево­люций, М. Костомаров считал главным их недостатком аморализм, проявляющийся в признании иезуитского принципа "цель оправды­вает средства". В результате самая лучшая цель, объяснял он. пре­вращается во зло.

— 165 —


Он размышляет о характерологии украинского и российского на­родов в статье "Две российские народности" (1861). Среди черт, которые отличают российский и украински"! национальные характе­ры, М. Костомаров указывает на присущее россиянам в отличие от украинцев "полное господство всеобщности (Бог и царь) над лич­ностью", нетерпимость к чужим верам и чужим народам. В Украине исторически доминирует дух терпимости. Россияне — это народ "материалистический". Украинцам присуща фантазия, которая оду­хотворяет мир, любовь к природе, особое отношение к женщине.

В религии у россиянина преобладает внешняя форма, обряд. Для украинца важен "сердечный порыв" к духовному, неведомому, та­инственному и радостному миру. Б общественной жизни россиян господствует "всеобщность" (стремятся к монархизму), у украин­цев — "личная свобода" как важнейшая ценность, идеал украин­цев — добровольный союз (федерация).

Несмотря на внешнюю тенденциозность подобного сопоставле­ния, сама статья является одной из важнейших попыток характе­ристики исторического бытия украинского народа.

Заметной фигурой в братстве был Кулиш Пантелеймон Алек­сандрович (1819 — 1897) — талантливый украинский поэт, публи­цист и историк, переводник. Родился он в Черниговской губернии в семье старого казацкого рода; учился в Киевском университете, но не кончил курса; После ликвидации Кирилло-Мефодиевского това­рищества жил в Туле, позже в Украине, издал "Записки о южной Руси" (1856), первый украинский роман "Черная Рада" (1857), аль­манах "Хата", собрание "Повестей" (I860), сборник стихотворений "Досвитки" (1862 г.) В 1861 — 1862 годах принимал деятельное участие в издании украинофильского журнала "Основа". Составил для народа "Граматку" (букварь;1861), перевел на украинский язык Пятикнижие, Псалтырь и Евангелие.

Философские предпочтения П. Кулиша не отличались постоянс­твом. Он увлекался немецкой философией XVIII — XIX ст., особен­но романтической традицией, затем позитивизмом, был непоследо­вателен в религиозных взглядах. Однако единственное, чему он был верен, — это патриотической идее возрождения Украины, которая была нацелена на преодоление затяжного духовного кризиса, озна­чала сохранение национальных традиций, языка, развитие украин­ской культуры, утверждение чувства национального сознания при уважении к иным культурам. Идейная программа Кирилло-Мефоди-


евского общества (по наблюдению Д. Чижевского) синтезировала христианство и романтический национализм. В ней (программе) Ук­раина впервые осмысливается с философских позиций, как субъект исторического процесса, социально-этническое единство со своими традициями, своей судьбой и назначением. Национальная идея в де­ятельности кирилло-мефодиевцев представлена на уровне этничес­кого самосознания, которое является естественным фундаментом будущего национального (политического) самоопределения.

Религиозность Кулиша отразилась в понимании мироустройства, сути человека и исторического развития общества. Он пантеисти­чески осмысливал божественную сущность, призывал согласовы­вать действия человека с законами природы. Он был убежден в по­лезности науки, которая не отвергает "царства Божьего" как "слова жизни, науки наук". Кулиш считал, что закон гражданской жизни дан людям вечным космосом. Идеи бессмертны, как бессмертна душа человека, в сердце "которого концентрируются все надежды, переживания, помыслы. Б сердце человека идет постоянная борьба между "внешним" и "внутренним". Поэтому нужно прислушиваться к живому голосу души народа, отвергнуть все чуждое, внешнее, следовать Слову Божьему как исторической идее.

Кулиш романтизирует культурные идеалы прошлого, обращаясь к народному творчеству и поэзии как неизбывным духовным ценнос­тям. Романтичное осознание прошлого воплотилось в его хуторян-спой философии. Кулиш обвиняет урбанистическую цивилизацию и развращении народа, отступлении от истинной народной веры, от вековых традиций, обычаев родителей. Хуторянская философия основывается на требовании жить в согласии с природой, сохранить истинные, а не искусственные ценности.

Членом Кирилло-Мефодиевского товарищества был знаменитый украинский поэт, писатель и художник Шевченко Тарас Григорье-нич (1814 — 1861). Это колоритная, культурно и исторически зна­чимая для Украины фигура. И. возможно, трагическая личность. Творчество талантливого человека всегда философично. Это можно утверждать и в отношении Т. Шевченко, который через символи­чески емкие художественные образы отразил глубины украинского национального характера, своеобразие исторической доли, особен­ности мировосприятия, неповторимость украинской души.

В его произведениях удивительно сочетаются разные влияния — Сковороды, Мицкевича, Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Одна-


 


— 166 —


— 167 —


           
   
   
 
 
 


ко поэзия Шевченко насыщена народным миросозерцанием настоль­ко, что всякий, даже посторонний, "пришлый" мотив становится украинским, отражает украинскую ментэльность. Его принцип — "i чужому научайтесь i свого не цурайтесь". Т. Шевченко призывал земляков избавиться от имперско-провинииальных комплексов, уважать и не сторониться самих себя, не поддерживать стереотип хитроватого малоросса, доказывал, что Украина исторически и со­циально состоятельна. В творчестве (как взжнейшем способе ду­ховного самораскрытия) Шевченко преподносит свое видение мира и человеческого пути. Здесь звучат христианские принципы Добра, Справедливости. Смирения и Надежды, Прощения, Может быть, именно поэтому его поэзия насыщена религиозно-нравственными мотивами и народной этикой. Основные мотивы его поэтической лирики — это Украина, мать, семья, дети, Днепр, казаки. Народ­ная этика выражается в семейной морали, основанной на чувстве родства: в народной поэзии правда называется матерью родной, а мать — правдой верной, и образу матери придана большая нравс­твенная сила — сила любви.

Творчество Т. Шевченко многомерно, всякий может найти в нем и актуализировать тот мотив, который соответствует политической конъюктуре. Кем только не называли поэта, к какому лагерю не при­числяли, имея в виду идеологическую компоненту его произведений. Часто поэту присущ пессимизм, горечь и отчаяние. Ведь, прежде все­го он человек творческий — а значит впечатлительный, неравнодуш­ный, сердцем своим "проживающий" беды и унижения своей Родины. Если что и сказал резкое "в сердцах", то ведь строже, чем цензура "сердца" для поэта быть не может. А суд потомков? Не судите, да не судимы будете... Не является ли это извечной неприкаянностью пророков ("вечных духовных странников" -- будь это библейские Иосиф, Моисей, или земные Сократ, Сковорода и иже с ними). Шевченко мог бы обратиться (как позже А. Блок) к своей Родине:

О том. что было, не жалея. Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея. Мненевоскресшему Христу,

Социально-политическое и культурно-просветительское движе­ние в 60 — 70-х годах XIX ст. было представлено деятельностью громад — общественных организаций, которые стремились акти-

— 168 —


визировать развитие украинской культуры, образования, издавать украинские книги, журналы, газеты. Продолжая дело Кирллло-Ме-фодиевского общества, громадовцы на новой волне национально­го подъема, в русле национальной идеи развертывали культурно--образовательную деятельность как способ укрепления народного-единства, осознания национального достоинства, суверенности об­щественно-политических и культурных запросов. Громадовское дви­жение существенным образом обогатило социально-философскую мысль Украины.

Среди идейных лидеров влиятельной Киевской громады, образо­вавшейся путем слияния украинофильских. кружков, можно назвать Драгоманова Михаила Петровича — историка, фольклориста, публициста, философа (1841 — 1895). Родился он в г. Гадяче, Пол­тавской губернии, в мелкопоместной дворянской семье. Обучался в Киевском университете, преподавал географию в киевской гимна­зии. В 1864 г. защитил диссертацию, с 1865 г. читал курс всеобщей истории на правах штатного доцента. После защиты магистерской диссертации он стажировался (1870 — 1873) в Львове, Праге, Гей-дельберге, Цюрихе, Вене, Флоренции.

Вместе с В. Антоновичем и другими членами Киевской громады он занимался этнографическими исследованиями и издал "Истори­ческие песни малорусского народа". В 1875 г. он вынужден был эмигрировать за границу, где не прекращал активной общественно-публицистической деятельности.

В многочисленных публикациях, выступлениях на международ­ных научных конгрессах и съездах он знакомил мировую обществен­ность с положением украинского народа, с развитием украинской литературы, с гонениями против украинской культуры; издавал в Женеве журнал "Община" (1870 — 1880) С 1889 г. и до смерти он занимал должность профессора Софийского университета.

Творческое наследие М. Драгоманова получило противоречивую оценку. Украинские националисты упрекали его в космополитизме, москвофильстве; русские радикалы и революционеры, обиженные критикой их централизма ("Историческая Польша и Великорусская демократия"), видели в нем украинского шовиниста, а польские журналы называли "московским агентом". Драгомановская поста­новка вопросов о национализме и космополитизме нередко встреча­ла полное непонимание в различных национальных и общественных группах, а критика, которой он подвергал программы и выступления

— 169 —


различных групп, кружков и партий, часто вызывала недовольство тех, на кого направлялась.

По своим философским взглядам Драгоманов был убежденный позитивист и рационалист. Но в отличие от скептицизма европейс­ких философов-позитивистов. М. Драгоманов сохраняет гуманисти­чески-этическую направленность своей философии, высшей ценност­ным ориентиром которой признается человек, свободная личность.

Научные интересы Драгоманова касались украинского и славянс­кого народного творчества. Этнографию и историю устной народной словесности он возводил в степень науки обо всей совокупности духовной жизни народов. Работы Драгоманова по фольклору давали ему не только материал для научных выводов в этой области: они питали его общественно-политическое настроение.

Постановка практических задач политики под контроль высоких моральных постулатов составляла отличительную черту Драгома­нова как публициста. Отсюда его отрицание террора как средства политической борьбы. Из европейских социалистов Драгоманов больше всего заимствовал у Прудона, но остался государственни­ком. Протестуя против современных централизованных форм госу­дарства, он все же признает необходимость переходных форм го­сударственности. Федерализм Драгоманова вытекал логически из последовательного демократизма. По национальному вопросу он выдвинул формулу: "космополитизм в целях, национализм в формах и способах". Украинцы, по мнению Драгоманова, должны сыграть важную роль в активной постановке вопроса о федерально-демокра­тическом устройстве во всей Восточной Европе.

Национальной теме Драгоманов посвятил две серии статей: "Чудацю думки про укра'Гнську нашональну справу" и "Листи на надднщрннську Украшу". Украинское движение рассмотрено здесь исторически и критически, националистические и шовинистические элементы его осуждены как реакционные.

Историософские взгляды М. Драгоманова относятся к идее ми­рового прогресса и эволюции. Критерием прогресса является уро­вень духовной культуры и социальной справедливости. Прогресс человечества — в утверждении идеи неотъемлемых прав человека, признании человеческой личности высшей ценностью. Националь­ное нельзя игнорировать. "Человечество — есть лишь совокупность наций". Нация как известная форма солидарности между людьми рассматривается в качестве социально-культурной ценности. Но на-


ция не исчерпывает состав ассоциаций индивидов. Главной здесь является община. Человечество — община общин, образованная по инициативе свободных индивидов. Поэтому государственной идее в концепции М. Драгоманова противостоит идеал федерализма, основанный на анархистской доктрине противопоставления феде­ративного союза свободных общин унитарному государственному устройству. Эволюционный путь просвещения в достижении социа­листического идеала М. Драгоманов считал более приемлемым, не­жели революционный.

Взгляды Драгоманова по вопросу о самостоятельности украинс­кой культуры менялись. Сначала он был близок к признанию фено­мена "литературы для домашнего обихода", имеющей широкую пер­спективу. Позднее он утверждал, что "каждый человек, ушедший из Украины, каждая копейка, истраченная не на украинское дело, каждое слово, сказанное не по-украински, есть расход из мужицкой украинской сокровищницы, расход, который при нынешних услови­ях не вернется ей ниоткуда".

Немалый вклад в развитие философской мысли этого периода инее также Александр Афанасьевич Потебня - известный уче­ный-языковед, самобытный мыслитель (1835 — 1891). Он родился в Полтавской губернии, учился в Харьковском университете на исто­рико-филологическом факультете, где позже преподавал в качестве профессора. В 1874 г. защитил докторскую диссертацию "Из записок но русской грамматике", Потебня написал также: "Мысль и язык" (1862); "О связи некоторых представлений в языке" (1864); "О мифи­ческом значении некоторых обрядов и поверий" (1865); "Два иссле­дования о звуках русского языка" (1864 — 1865); "О доле и сродных с ней существах" (1867); "Заметки о малорусском наречии"; фило­софскую статью "Язык и народность" (1895) и много других работ.

В научном творчестве А. Л. Потебня обращался к философско­му осмыслению специальных филологических вопросов. Глубокое изучение формальной стороны языка идет у Потебни рядом с фи­лософским осмыслением феномена отношения мысли к слову, соот­ношения языка и мышления (центральной проблемы философских изысканий ученого). Л. Потебня предвосхитил многие идеи совре­менных исследований в лингвистике, системном подходе, семиоти­ке, этнопсихологии, структурализме.

Определяющую роль в мышлении Потебня отводил слову, язы­ку. Лишь благодаря языку человек смог подняться к вершине на-


 


170 —


171 —


учной деятельности и творчества. Только язык является способом образования понятий, без которых никакая наука не возможна. По-тебня выделяет три составных части слова: внешнюю форму (звук), содержание (мысль) и внутреннюю форму (этимологическое значе­ние слова). Внутренняя форма каждого слова всегда определяется особенностями языка, поскольку каждый язык выражает специфи­ческий взгляд на мир. Язык неразрывно связан с культурой народа. В языке заложены творческие потенции, мысль проявляется через язык. Творцом языка выступает народ. Язык порождается "народ­ным духом", что обусловливает национальную специфику языка.

Соотношение образа и значения в слове имеет, по мнению А. По-тебни, исторический характер. Оно выявляет характерные черты как мифологического сознания (нерасчлененность образного и по­нятийного аспектов языка), так и художественно-поэтического (зна­чение выражается образно) и научного мышления (доминирование понятия).

Тонкий и тщательный анализ исследуемого материала характе­рен для всего творчества Потебни. Этот ученый обладал энциклопе­дическими знаниями, владел оригинальными научными подходами, был высокоинтеллектуальным и интеллигентным человеком, кото­рый тонко, живо и критически смог в своем творчестве передать дух своей эпохи, гуманные устремления тех, кому не безразлична судьба народа.

Философия национальной идеи может выражаться в разных фор­мах рефлексии: научных, публицистических, художественных. Воп­росы "Кто мы, откуда и куда идем?" злободневно звучат и осмыс­ливаются и творчестве Ивана Яковлевича Франко (1856 — 1916), одного из виднейших представителей украинской литературы, бел­летриста, поэта, ученого, публициста. Родился он в галицийском с. Нагуевичи, в семье крестьянина-кузнеца; учился в Львовском университете(1875 — 1880). окончил Черновицкий университет (1891). В Венском университете получил степень доктора филосо­фии, написал около 5000 произведений.

Его философские взгляды следует охарактеризовать, прежде всего, как натуралистически-позитивистские и социалистические. Франко увлекался марксизмом, перевел некоторые произведения Маркса на украинский язык. Однако многих положений марксизма Франко не признавал (идеи диктатуры пролетариата и толкование национального вопроса). Социалистические убеждения Франко бази-


руются на общечеловеческих, этических, а не классовых ценностях. Дорога к социализму, по его мысли, лежит через "народное возрож­дение" и широкую просвещенческую деятельность, направленную на повышение национального самосознания народа. Важнейшими темами творчества писателя являются такие, как "личность и на­род", "нация", "герой". История рассматривается им как процесс, который опирается на общие законы эволюции органической приро­ды; нация — как фактор исторического прогресса, условие станов­ления и развития индивидуальности.

Таким образом, в социально-философской мысли указанного пе­риода, опирающейся на достижения новоевропейского классичес­кого (преимущественно рационалистического) наследия, ведущей тенденцией становится осмысление национальной идеи в разных формах словесной культуры с позиции христианско-романтического и этико-антропоцентристского мировоззрении.

9. Новая украинская философия XX ст.

(М. Грушевский. В. Винниченко, В. Вернадский).;
Советский период.<

Историко-политические условия XX века (революции, войны, крах империй, рождение новых государств) отразились в духовном опыте человечества, общественном сознании, определили фило­софскую атмосферу эпохи, содержание познавательно-ценностных ориентации. Философская культура Украины этого сложного пери­ода представлена в творчестве мыслителей (философов, историков, публицистов, профессиональных политиков, литераторов, ученых, теологов), развивающих традиции национальной интеллектуальной школы не в строгих зрелых формах теоретических систем, а преиму­щественно в "авторских" мировоззренческих концепциях, имеющих философское значение.

Среди множества имен, значимых для украинской национальной культуры, следует назвать М. Грушевского. В. Вернадского, В. Вин­ниченко, обогативших своим творческим наследием философскую

мысль XX ст.

Грушевский Михаил Сергеевич (1866 — 1934) — историк, ро­дился в г. Холме. Обучался на филологическом факультете Киев-


 


— 172 —


— 173 —


ского университета. Был профессором Львовского университета (1894 — 1903). Был членом "Наукового товариства имени Шевчен-ка", редактором "Записок" общества, а с 1897 г. его председате­лем, преобразовал "Записки" в периодическое издание, выходившее 6 раз в году. М. Грушевский вел активную политическую деятель­ность как председатель Центрального Совета и первый Президент Украинской Народной Республики (1917 — 1918). После гетманс­кого переворота он занимается интенсивной научной деятельностью в Париже, Праге, Берлине, Женеве и работает над организацией Украинского социологического института. В 1924 г. Грушевский возвращается в Киев, избирается академиком Всеукраинской ака­демии наук. В 1931 он вынужден переехать в Москву. Здесь его арестовали, однако вскоре отпустили. До конца своих дней он много и плодотворно работал.

М. Грушевский оставил после себя множество научных трудов, среди которых — фундаментальная девятитомная "История Украи­ны-Руси" и шеститомная "История украинской литературы".

Историософская концепция ученого базируется на идеях позити­визма О. Конта и Г. Спенсера, В. Вундта и социологическом методе, разработанном Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Л. Леви-Брюлем, т. е. индуктивном методе, учитывающем биологический, экономический и психический факторы в исследовании исторического процесса. Гру­шевскому-ученому свойственно стремление к синтезу рационалисти­ческой (европейской) и романтической (народнической) тенденций.

Грушевский решительно высказывается против традиционной модели русской истории, включающей в себя и украинскую. Он рассматривает украинскую историю целостно от появления рус­ских племен до новейшего времени. Субъектом истории является украинский народ, представляющий живую национальную индиви­дуальность, которую определяют, несмотря на различия отдельных групп, входящих в его состав, духовные факторы. Среди других, украинский народ отличается антропологически, психофизически и культурно. Предметом исторического исследования, по мысли М. Грушевского, должен быть именно народ как "национальная ин­дивидуальность". Смысл истории народа заключается в националь­ном самоопределении, свободном, независимом и всестороннем раз­витии при уважении к суверенитету иных народов. Ни одна нация не имеет права претендовать на специальные права и привилегии для защиты своей самобытности.

— 174 —


М. Грушевский переводит национальную идею из философского в политический статус. Сущность его взглядов выражается в том, что "гарантию свободного национального, экономического и куль­турного развития украинское общество может найти лишь в авто­номии, обнимающей всю украинскую территорию, включая и мес­тности России с преобладающим украинским населением" ("Очерк -истории украинского народа").

Краткий политический опыт наци опально-государстве много са­моопределения Украины (1917 — 1918) во многом основывался на ■ теоретических разработках М. Грушевского. Ближайшим соратни- г. ком его был известный политический деятель, писатель Владимир <■ Кириллович Винниченко (1880 — 1951). Родился он в крестьянской семье. В 1902 г. был исключен из Киевского университета за участие is студенческих волнениях. Активно занимался политической борь­бой как член Революционной Украинской Партии. Был зампредом Центрального Совета. Возглавлял Генеральный Секретариат УНР в 191? — 1918 гг. После гетманского переворота находился в эмигра­ции, на Родину так и не возвратился.

В своих художественных произведениях Винниченко осмысливал в экзистенциальном ключе проблемы моральных ценностей, любви и страсти, инстинктов и разума, социальных противоречий, отноше­ний личности и общества. Лучшие рассказы и драмы Винниченко пронизаны лирическим юмором, романтическим и трагическим миро­ощущением, страстно-идеалистическими исканиями правды жизни. В. Винниченко придерживался социалистических взглядов, увлекал­ся марксизмом, но (как И. Франко) не признавал марксисткий подход к решению национального вопроса. Свои политические приоритеты он очертил в социо-философском произведении "Возрождение нации".

В эмиграции Винниченко переосмысливает свой политический опыт и идеологические позиции, отказывается от идей социализма и активного участия в революционной деятельности. В последние годы жизни Винниченко пропагандировал идею конвергенции ка­питализма и социализма. Свои социально-этические взгляды он изложил в утопическом трактате "Конкордизм". Конкордизм рас­сматривается им как метод борьбы с несчастьем, фатально сопро­вождающим человека с момента грехопадения. Под счастьем Виннн-ченко понимает состояние радости жизни, которое возможно лишь в достижении гармонии, равновесия между различными ценностя­ми — богатством, здоровьем, любовью и т. д.

— 175 —


     
 
 
   


Конкордизм утверждает свободу и независимость морального поведения, которое основано на согласии с законами природы, от­казе от 'гипноза религии", "честности перед собой". Программа индивидуального и коллективного морального усовершенствова­ния предусматривает реализацию социально-экономической (эко­номическая демократия или "колектократия"), политической (де­мократия), интернациональной программ (установление "Мировой Экономической Федерации с единым планетарным хозяйственным планом"). В. Винниченко призывал также к учреждению "Конкор-дистской партии" и созданию "Единой Федеративной Конкордист-ской Республики Земли".

Существенный вклад в развитие философской мысли внес выда­ющийся ученый-естествоиспытатель и общественный деятель Вла­димир Иванович Вернадский(1863 — 1945).

Украинец по происхождению, он родился и обучался в Петер­бурге, преподавал в Петербургском и Московском университетах. Создал много научных школ. Явился основоположником наук о Зем­ле — геохимии, биогеохимии, гидрогеологии и др. Был академиком Петербургской АН(1912), академиком Российской АН{ 1917), пер­вым президентом академиком АН Украины (с 1919), академиком АНСССР(1925).

Современную научную картину мира трудно представить без его учения о взаимосвязи природы и общества — эволюции биосферы в сферу разума как мощного фактора развития. Разум, по мысли ученого, — это планетарное явление, космическая сила, которая образует вокруг Земли особую, идеальную, "мыслящую" оболоч­ку — "ноосферу".

В. Вернадский развивал идеи русского космизма, согласно ко­торому человек и космос внутренне едины. Благодаря природной и социальной функциям, разум превращается в универсальный фено­мен связи человека и Вселенной, культурная биохимическая энер­гия реализуется уже не только через размножение организмов, а и через информационную, производственную силу науки и труда. Возникнув на планете, ноосфера расширяется, превращаясь в эле­мент космоса.

Идеи ноосферы оказали и оказывают существенное влияние на развитие экологического сознания, экологической этики. Носителем этой этики, по мнению В. Вернадского, может стать лишь человек нового типа.

— 176 —


В. Вернадский интересовался различными философскими пробле­мами, например, вопросами о структуре и свойствах пространства и времени, в том числе биологического времени и пространства; ло­гики и методологии научного познания, этики научного творчества, взаимосвязи философии и естествознания и др.

В. Вернадский выступал за сохранение украинской культуры и возрождение украинского языка. Будущее Украины ученый видел в федеративном союзе с Россией.

В советский период украинская философская мысль была пред­ставлена единственно допустимой точкой зрения: марксизмом-ле­нинизмом, составные части которого — диалектический и истори­ческий материализм — были возведены в статус государственной идеологии. Однако тоталитаризм, как ни странно, стимулирует об­щественно-гуманитарную мысль, ведь она становится чуть ли не единственной формой рефлексии происходящего н возможности трансляции передовых идей (пусть аллегорически, скрыто, ассоци­ативно).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 330 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.