Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. Новый Органон Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 15 страница




Истинная вера — православие — определяет и особую исто­рическую миссию российского народа — быть хранителем лучших христианских традиций, идти по пути самостоятельного развития. Славянофилы идеализировали многие черты русского народа, выде­ляли его "кротость", отсутствие властолюбия и другие.

Будущее России связывали с сохранением и развитием таких пат­риархальных форм организации жизни как сельская община, "мир", (т. е. мирское управление и решение крестьянских текущих про-


 


— 188 —


— 189 —


блем}. "артельный труд". Они отрицали частную собственность на землю, выступали за отмену крепостного права "сверху", т. е. по решению царя. Некоторые (в частности К. С. Аксаков) участвовали в разработке проекта крестьянской реформы.

В славянофильстве было умеренное и левое крыло. Представи­тель левого крыла К- С. Аксаков осуждал высшие классы за отрыв от народа, за праздность. Аксаков не отождествлял понятия "на­род" и "нация". Народ — это трудящиеся. Высшие классы — "пуб­лика". "Публика, — писал он, — говорит по-французски, народ — по-русски. У публики — парижские моды. У народа — свои русские обычаи. Публика спит, народ уже давно встал и работает. Публика презирает народ; народ прощает публике. И в публике есть золото и грязь, и в народе..., но в публике грязь в золоте; в народе — зо­лото в грязи. Публика — преходяща, народ — вечен". На идеи славянофилов позднее в 70-80-х годах будет опираться движение народников.

К западникам относились в Москве— Т. Н. Грановский, А. И. Гер­цен, Н. П. Огарев, в Петербурге — В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и другие. Позднее Герцен эмигрировал из России, разочаровался в "западе" и стал одним из теоретиков русского крестьянского социа­лизма — основной идеи народничества. В 60-х годах, когда кружки западников и славянофилов практически перестали существовать, идеи западничества отстаивал Н. Г. Чернышевский. Наиболее пос­ледовательно следовал идеям западничества московский историк Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855).

Как историк, он понимал обреченность русского крепостничес­кого строя, считал капитализм, который он называл свободным обществом, неизбежной фазой общественного развития. А классо­вую борьбу и противоречия между пролетариатом и буржуазией считал случайными, временными отклонениями свободного обще­ства, еще не успевшего достичь зрелости и полного совершенства. Крестьянскую общину, которую идеализировали славянофилы, считал "пережитком" патриархального общества. Он был умерен­ным либералом. Выступал за гражданские свободы, за постепен­ное реформирование общества, мечтал о замене самодержавия конституционной монархией.

После реформы 1861 года славянофильство как особое направ­ление перестало существовать. Но под влиянием славянофильства сложилось почвенничество и неославянофильство (Н. Я- Дани-


i

левский, Н. Н. Страхов. Ф. М. Достоевский). Для Достоевского — "почва" это единение с народом. Влияние славянофильских идей прослеживается и у Л. Н. Толстого. В 70-е годы в обществе активно обсуждалась тема освобождения южных и западных славян (бол­гар, сербов и др.) от турецкого нга. Это способствовало новому всплеску идеи славянского единства (В. С. Соловьев и др.). Идеи западничества оказали активное влияние на развитие социал-демок­ратического движения в России.

13. Философия всеединства В. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января
1853 г. в семье замечательного русского историка С. М. Соловьева.
Воспитывался в религиозном духе. Но в возрасте 13 лет под влия­
нием чтения статей Писарева пережил духовный кризис и стал пос­
ледователем материализма и социализма. Но со временем он понял,
по его словам, "всю несостоятельность материализма" и вернулся к
религиозному мировоззрению. В Московском университете он изу­
чал естественные науки, историю и филологию. Затем год учился
в Московской духовной академии. После защиты в Санкт-Петер­
бурге магистерской диссертации на тему "Кризис западной филосо­
фии" он был избран доцентом Московского университета. Но через
полгода уехал в Лондон для изучения литературы по индийской и
средневековой философии. После Лондона была поездка в Египет.
По возвращению в Россию работал в Петербурге, читал лекции в
университете и на женских курсах. Защитил в качестве докторс­
кой диссертации свою работу "Критика отвлеченных начал". После
убийства народниками царя Александра 2-го в марте 1881 г. Соло­
вьев публично выступил с речью против смертной казни и был за
нее временно удален из Петербурга. Вернувшись в 1882 году после
месячного чтения лекций, подал прошение об отставке. В дальней­
шем занимается журналистикой, печатается в ведущих журналах,
ведет философский отдел в энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Его
философские интересы приобретают религиозно-этическую направ­
ленность, наступает разочарование в способности общества без по­
мощи религии справиться с социальными проблемами. Умер Соло­
вьев в 1900 году...А,......


 


— 190 —


— 191


Уже в 1901 — 1903 году выходит собрание его сочинений в 10 томах. В советский период произведения Соловьева не переиздава­лись. Лишь в период перестройки вышли четыре тома его произве­дений (1989, 1990).

Философию Соловьева называют философией всеединства. Это оригинальная религиозная философия. Идея единства реализуется в попытке объединить религию, философию и науку. Мир един, так как природа, будучи телесной, пронизана духовным началом. В кни­ге "Чтения о богочеловечестве" Соловьев утверждает, что подобно тому, как в игре актеров, в их мимике, жестах, речи и движениях выражается духовное поэтическое содержание, так и в игре природ­ных сил и движений реализуется некое "безусловное содержание, которое называется идеей". Соловьев принимает диалектическую идею развития.

Мир проходит два этапа развития: природной эволюции и ис­тории. Он признает и идею атомизма, но атомы понимает в духе Лейбница как монады — духовные единицы бытия. Пройдя стадии минералов, растений, животных, природа возвышается до человека, для которого характерно стремление познать безусловное начало всего сущего. Идеи единства проявляется и при анализе познания: Соловьев признает единство рационального, рассудочного знания и сверхчувственной, иррациональной интуиции. Последняя, по Соло­вьеву, высшая форма познания.

Понимание истории Соловьевым не было однозначным. От при­знания прогресса в духе О. Конта он пришел, в конечном счете, к предчувствию трагизма истории и ее скорого конца. Это отражало и ситуацию его времени — нарастание разрушительных революци­онных настроений в обществе (анархизм, народничество, марксизм). Люди по природе, считал Соловьев, не равны, так как обладают неодинаковыми силами. Отсюда — борьба и враждебность в об­ществе. Природное человечество не представляет собой братства. Если, таким образом, осуществление правды невозможно на почве природных условий, то оно возможно лишь в царстве благодати, т. е. на основе религиозного единства людей, их веры в безусловное нравственное начало.

Соловьев высказывался против эксплуатации человека, но од­новременно осуждал марксизм как учение, принимающее, по его мнению, только грубые материальные интересы людей и совершен­но игнорирующее их духовную жизнь. Необходимо постепенное ду-


ховное и нравственное совершенствование людей, проникновение в стихию божественного логоса.

В работе "Оправдание добра" Соловьев развивает учение а естес­твенных началах нравственности в человеке, на основе которых в единстве с религиозным воспитанием возможно совершенствование ti человечества. Это чувство стыда, жалости и благоговения перед,, высшим началом. Чувство стыда выделяет человека из животного мира. Чувство жалости присуще и высшим животным. Чувство бла- ' гоговения, как и чувство стыда — только человеку. Наличие этих чувств показывает, что человек есть не только материальное сущее-, тво, а еще и нечто другое, высшее. "Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу — вот вечные незыблемые основы нравственной жизни человека".

Активно участвуя в обсуждении политических и религиозных проблем своего времени, Соловьев выдвинул идею объединения католической и православной церквей и создания всемирной моь нархии, в которой высшим нравственным авторитетом станет цер­ковь. Он мечтал о том, что Россия станет всемирной христианской

монархией.

Соловьев неоднократно выступал в печати по национальному вопросу. Но ему был чужд национализм. По Соловьеву, все народы и расы суть органы в организме богочеловечества. Каждый народ по-своему служит задаче христианской религии — "объединить весь мир в одно живое тело, в совершенный организм богочеловечества". Он сформулировал главное правило христианской политики: "Люби все другие народы как свой собственный". Он разъяснил, что это требование вовсе не означает психологической одинаковости чувс­тва, а только этическое равенство. "Я должен так же хотеть истин­ного блага всем другим народам, как и своему собственному".

В последние годы жизни его не покидало предчувствие гряду­щих социальных катастроф; он понимал трудность осуществления выдвинутых им идеалов. Идеи Соловьева оказали активное влияние на творчество поэтов "серебряного" века — А. Белого, А. Блока и других, на развитие русской философии за рубежами СССР.


 


—!92 —


— 193 —


 
 


Н.Николай Бердяев, его личная судьба и мировоззрение

Николай Александрович Бердяев (1874 —- 1948) родился в Ки­еве, в аристократической семье. "Все предки со стороны отца, — вспоминал он, — были генералы, георгиевские кавалеры". За заслу­ги предков был зачислен в пажеский корпус. Но военная служба не привлекала юношу. Он поступает в Киевский университет, снача­ла — на естественный, потом на юридический факультет. В студен­ческие годы Бердяев увлечен социальной философией марксизма. За участие в студенческой демонстрации выслан в Вологду. Более близкое знакомство с русскими большевиками приводит Бердяева к отходу от марксизма. Бердяева отталкивает свойственная большеви­кам нетерпимость к инакомыслию, требование подчинять личность коллективу. Идея политической революции была чужда Бердяеву. Как он подчеркивал, его революционность была скорее этической, чем социальной.

На философскую эволюцию Бердяева, несомненно, оказали вли­яние религиозно-философские искания В. Соловьева, Л. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также западноевропейский идеализм. После ссылки он поселяется в Петербурге. Организует религиозно-фило­софское общество, редактирует журнал "Вопросы жизни". Бердя­ев один из авторов сборника "Вехи" (1908). Позиция сборника — осуждение революции 1905 — 1907 гг., защита идеалистического мировоззрения. В статье "'Философская истина и интеллигентская правда" Бердяев характеризует позицию революционеров как отказ от истины во имя "человеколюбия", как соблазн великого инкви­зитора, который требовал отказа от истины во имя счастья людей. А истина состоит, по Бердяеву, в том, что только духовный, мо­ральный прогресс может привести и к материальному процветанию общества, а не революционные перевороты. В 1907 году Бердяев уехал из Петербурга и после недолгого пребывания в Париже обос­новался в Москве. В годы войны (1914 — 1918) им было написано главное его сочинение "Смысл творчества". Октябрьскую револю­цию Бердяев воспринял как трагедию общества, хотя и понимал ее неизбежность.

После революции Бердяев участвует в Союзе писателей, создает Вольную Академию духовной культуры (1918 — 1922). Здесь Бер­дяев и другие ученые выступали с лекциями, в которых излагали


свои религиозно-философские взгляды. Но руководство советской нласти требовало от профессоров духовной лояльности. За отказ принять официальную идеологию Бердяев вместе с другими учены­ми и писателями осенью 1922 г. был выслан из Советской России. После двухлетнего пребывания в Берлине, где Бердяев продолжил спою педагогическую деятельность, он поселяется в Париже (1924). С 1925 по 1940 г. под его руководством издается эмигрантский жур­нал "Путь". Умер Бердяев в марте 1948 г. во Франции.

Философия Бердяева не определима одним термином. Это ре­лигиозная философи1-, персонализм, экзистенциализм. Главная тема — тема человека. Бердяев не согласен с материалистическим и естественнонаучным пониманием человека как части природы.

В книге "Смысл творчества" он пишет: "Человек есть точка пе­ресечения двух миров. Он одно из явлений этого мира и выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия. Человек — сверхприроднын объект". Аргументы: человек стремится познать Вселенную. Но разве может часть познать целое? "Сама постановка дерзкой задачи познать Вселенную покоится на предположении, что человек космичен по своей природе, что он — центр бытия". Мир божественен по природе. Бог имманентен (внутренне присущ) миру и человеку.

Но если мир — творение Бога, то откуда зло? Бердяев приходит к выводу о существовании Ничто, о безосновности (т. е. не божест­венном определении) человеческой свободы. Свобода наиболее пол­но выражается в творчестве. "Творческий акт человека нуждается в материи, но он не может целиком определяться материалом, кото­рый дает мир, в нем есть новизна, не определяемая извне миром". Это и есть элемент свободы. Назначение человека в творчестве. Но проявления свободы не только положительны. Иррациональная свобода ввергает мир во зло и превращает его историю в трагедию. Развертывается борьба добра и зла.

Бог, природная необходимость и человеческая свобода — три силы, действующие в истории. Иррациональная свобода проявилась в первородном грехе, в социальной неустойчивости и революциях. Революции, по Бердяеву, ведут к хаосу, они ничто не могут создать. Рождение Христа, его жертва открывает человечеству путь к спа­сению.

В книге "Смысл истории" Бердяев изложил свое понимание истории, дал оценку всех основных исторических эпох. Централь-


 


— 194 —


— 195 —


Ill


ным пунктом истории он считал рождение Христа, высоко оценил средневековье ("оно открыло духовного человека"), указал на сла­бость ренессансного гуманизма ("отрыв природного в человеке от духовности, от внутреннего смысла жизни"). В учении К. Маркса и Ф. Ниише гуманизм, считает он, — перешел в свою противополож­ность, ибо они проповедовали жестокость к ближнему. Высказал критическое отношение к идее прогресса в истории. Теория про­гресса, считал он, превращает каждое человеческое поколение — в средство, в орудие достижения окончательной цели. Но "никакое грядущее совершенство не может искупить мучений всех предшест­вующих поколений". В истории нет прогресса счастья человеческо­го, есть лишь трагическое раскрытие внутренних начал бытия, как начал добра, так и начал зла. История, — по Бердяеву, — это путь к иному миру. Он верил в грядущее явление Христа.

Главная идея Бердяева — приоритет личности. Отсюда и назва­ние философии — персонализм (лат. persona— личность). Личность, по Бердяеву, всегда индивидуальна, неповторима. Все стороны ду­ховного бытия человека: мышление, воля, чувства, способность к творчеству образуют личность. Свобода как возможность реализа­ции всех человеческих свойств (и главное — нравственного самооп­ределения) составляет глубинное ядро личности.

Философия Бердяева утверждает первенство личности перед всеми социальными образованиями. "Человек, человеческая лич­ность, — писал он, — есть верховная ценность, а не общность, не коллективные реальности... как общество, нация, государство, ци­вилизация, церковь". Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие западноевропейской философии: религиозного экзис­тенциализма, томизма, персонализма. Его статьи и книги изданы на многих языках.

!■№(■

TtW


Часть 3

'lf«f

ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ; И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

I. Понятие бытия (основные смыслы). Бытие '

н небытие. Понятие становления

Бытие — самая абстрактная и общая категория философии. Следует различать использование этой категории в таком общем гмысле (бытие вообще) и возможные формы существования бытия, и также бытие конкретного, единичного (что в философии опреде­ляют как "существование"). Бытие вообще — это все сущее, мир в целом, состоящий из различных природных образований. Последние (формы бытия) меняются, а мир в целом сохраняется. Эту мысль и пыразили древние философы элеаты (Зенон, Парменид и т. д.), ут-ru'pждавшие, что бытие есть, а небытия нет. Элеаты предвосхитили то. что позднее стала утверждать наука — законы сохранения.

Бытие, рассматриваемое как конкретные формы существования, следует сопоставлять с противоположной категорией — понятием "небытие". Бытие конкретногоэто сохранение существова­ния. Оно возникает и исчезает. Но "небытие" это исчезновение од­ного конкретного и возникновение другого конкретного (в самом пбстрактном смысле — небытия нет). В мире имеют место мета­морфозы — превращения форм (в живописи эта идея великолепно отражена в картине Пуссена "Метаморфозы"). Очень точно опре-лелил бытие конкретного Людвиг Фейербах: "Сколь многообразны пещи, столь же многообразно бытие. Бытие составляет единство с той вещью, которая существует. У кого ты отнимешь бытие, того ты лишаешь всего".

1 Возникновение любого конкретного явления, вещи, предмета происходит не "вдруг", а этому предшествует некоторые предпо­сылки, называемые возможностью или потенциальным бытием. Эту категорию ввел в науку Аристотель, различавший потенциальное и актуальное бытие, возможность и действительность (в желуде есть возможность развития в дуб, а мраморе — возможность быть


 


— 196 —


— 197 —


статуей и т. д.). Процесс перехода возможности в действительность есть становление! Эта категория блестяще проанализирована в работах Гегеля. Представители материализма и идеализма дают разные трактовки бытия. Материалисты склонны сводить бытие только к его материальным формам ("Бытие — реальность, сущес­твующая объективно, вне и независимо от сознания человека". — ФЭС). Идеалисты сводят бытие к его духовным формам. (Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. Лейбниц — подлинное бытие — монады— "духовные атомы" природы).

2. Материальное бытие. Проблема объективно-идеального бытия, её значение для гуманитарных наук Материальное бытие — это бесконечное множество всех сущес­твующих в мире объектов и систем, это всё то, что существует вне и независимо от сознания человека. Понятие материального бытия близко к категории "материя". Идеальное бытие существует в двух формах: 1. Как внутренний духовный мир человека. 2. Как объективированное, идеальное, как мир культуры, в кото­ ром отражена духовность человека. Противоположность этих двух форм бытия (материальное и идеальное бытие) относительна, пос­ кольку идеальное для своего существования нуждается в матери­ альном воплощении, материальных носителях. Но эта противопо­ ложность существенна для решения основного вопроса философии. В советский период категория идеального бытия как совокуп­ности форм культуры обстоятельно исследована Э. В. Ильенковым и другими. Опираясь на труды К. Маркса и Гегеля, Ильенков по­казал, что все формы культуры воплощают в себе человеческую — 198 —

Кроме уровней высшей абстракции (бытие вообще) и уровня бы­тия конкретного имеется средний уровень анализа — выделение особенных, специфических форм бытия. При таком подходе возмож­ны различные классификации бытия как 1} бытие материальное, 2) объективно — идеальное бытие (ценности культуры, общезначи­мые принципы и категории науки и др.). 3) бытие личности. Конк­ретная характеристика этих форм — в следующих вопросах.


I


духовность. Например, бумажные деньги — продукт культуры, ре­зультат развития экономических отношений. (Первоначально в ка­честве денег использовали скот и т. д.) Бумажные деньги "идеаль­ны" в том смысле, что нанесённый на них знак как бы фиксирует их покупательную способность. А количество труда, затраченное на производство разных купюр (от купюры 1 гр. до купюры 100 гр.) различается незначительно. Значит, существует некая негласная "договорённость" считать купюру с цифрой "100"' в 100 раз сильнее, чем купюра со знаком "единица". Духовность общества, его эконо­мическая зрелость отразилась в изобретении бумажных денег.

Ещё рельефнее проявляется специфика объективированного идеального в явлениях искусства. Например, картина, статуя, ху­дожественное изделие — всё это материальные по форме вещи, но в их содержании — духовность их создателей, их переживания, симпатии, эстетические вкусы. Не случайно, человечество выра­ботало понятие "духовной культуры" в отличие от понятия куль­туры материальной. Ведь, читая книгу, слушая музыку, знакомясь с художественными произведениями, человек как бы общается с духовным миром их творцов; в этом процессе развертывается ду­ховная связь поколений, информационная коммуникация разных чнох. Явления духовной культуры, служат развитию подрастаю­щих поколений, делают возможной социализацию человека, т. е. становление людей как членов общества, развитие их личностного самосознания. Момент духовности есть и в явлениях материальной культуры. Но в этой сфере — он неосновное, поскольку предме­ты материальной культуры служат удовлетворению материальных потребностей людей.

Хотя противоположность материального и идеального относи­тельна, нельзя недооценивать категорию объективно-идеального бытия. Человек возвысился над остальными живыми существа­ми именно благодаря тому, что создал материальную и духовную культуру. Без культуры, без ценностной ориентации на духовное развитие общество не может развиваться, не может существовать. Имеется еще и такое идеальное образование — как сфера нравс­твенности. Ее объективные формы существования — поступки лю­дей. Исходя из поведения, можно судить о нравственном сознании человека. Идеальное, так или иначе, находит свое воплощение в ма­териальном. Нравственное сознание, система ценностей образуют смысловое ядро культуры любого народа.

— 199 —


3. Философское понятие материи и основные черты современной физической картины мира

Ни наука, ни философия не могут обойтись без фундамен­тальных понятий "матерая", "природа". Но в чем их различие? Очень тонко указал на это различие известный философ В. П. Ту­гаринов. Природа — это весь мир явлений, единство сущности и существования всех вещей и процессов. Материя — та же при­рода, но рассматриваемая в аспекте ее сущности. Человечество стало использовать понятие "материя" довольно поздно. Пер­воначально в греческой философии применяли понятия "архе", "стойхейон" — первоначало, стихия. Это понятия, с помощью которых философы стремились понять сущность природы, вы­явить ее субстанцию.

Первые греческие материалисты первоначалом считали нечто вещественное, конкретно наблюдаемое (огонь, воду, воздух, землю или их комбинации). Демокрит, Эпикур, Лукреций материей назы­вали атомы и пустоту. Атомы понимали как вечные, неделимые час­тицы. Вещи возникают и исчезают, а атомы сохраняются.

В XVII — XVIII вв., в период господства механистического ес­тествознания атомистические представления сочетались с понима­нием материи как совокупности тел, обладающих рядом постоянных свойств. Декарт писал: "Природа материи, т, е. тела, рассматрива­емого вообще, состоит... лишь в том. что оно есть — субстанция протяженная в длину, ширину и глубину". Тела обладают протя­женностью н фигурой, — учил Т. Гоббс. Следовательно, опреде­ляя материю как субстанцию, философы указывали не только на ее строение (состоит из атомов), но и на определенные устойчивые ее свойства — атрибуты. Французские материалисты — Гольбах, Гельвеции и др., признавая идею атомизма, вместе с тем подчерки­вали философский аспект понимания материи, определяя ее как все то, что вызывает наши ощущения.

Научная революция конца XIX — начала XX вв. показала огра­ниченность понимания материи как совокупности вечных недели­мых атомов. Атомы, образуя в телах устойчивый уровень бытия, оказались в принципе делимы и не вечны. Современная физика рассматривает субатомный мир как динамичный, изменяющийся. Выявилась полезность гносеологических подходов к определению материи, предложенных в свое время Гольбахом и Гельвецием.

— 200 —


В советской философской литературе наиболее часто авторы да-ивли такое определение: "Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отобража-гмин им". Принимая это определение, мы считаем возможным уг­лубить его, включить в философское определение понятия материн указания на ее фундаментальные атрибуты. Материя есть объек­тивная реальность, существующая в пространстве и време­ни, и обладающая атрибутами движения (взаимодействия) и-структурности.

С точки зрения современной физики, материя существует как гдннство вещества и физических полей. Таким образом, физичес-' ни — материя — это вещество и поле. Материи в любых ее прояви линиях присущи свойства прерывности и непрерывности. Но вещес-гио организованное как совокупность тел, проявляет, прежде всего, свойство прерывности (отдельности). Поле — свойство непрерыв­ности. Более глубокий научный подход обнаруживает единство этих свойств и в вещественной и в полевой форме материи. Пределом делимости вещества, согласно современным представлениям, явля­ются элементарные частицы, которые, тем не менее, не являются простыми, а имеют сложную структуру (частицы ядра состоят нз кварков). Однако в свободном состоянии кварки — не существуют, попытки "разделить" элементарные частицы в традиционном смыс­ле оказались безуспешными. Таким образом, возникла парадоксаль­ная ситуация: "элементарные частицы состоят из элементарных частиц" (кварков). (В экспериментах элементарные частицы, будучи подвергнуты сильным энергетическим воздействиям, не оставались неизменными, а превращались в другие элементарные частицы). На­ука открыла многообразные формы взаимопревращения элементар­ных частиц. Фундамент материи оказался динамичным, изменчивым. Другая форма бытия материи — физические поля. Современная наука выделяет 4 вида: электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое взаимодействие. (Сильное — внутриядерные силы, сла­бое — связано с взаимодействием частиц малой массы). Возможны и взаимопревращения вещественной и полевой материи.

В новейших публикациях дается несколько иная трактовка фи­зических видов материи. Так Р. Е. Ровинский выделяет в качестве фундаментальных форм материи вещество и физический вакуум. По определению, — пишет он,— вещество — это реальные поля и сопряженные с ними частицы. Вещество предстает либо в фор-

— 201 —


I


       
   
 
 

их мйг. тппллпжешге^ протяженипсть.. взаимоот-

ме частиц (полей), называемых фермионами, либо в форме частиц (полей), называемых бозонами. Эти две формы вещества "наблю­датель воспринимает как атомарное вешество (фермионы) и излуче­ния (бозоны), прежде всего, электромагнитные". (Е. В. Ровинский. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопрсы философии. — 2002, Л°5). При таком подходе понятие "вещество" трактуется расширительно, без учета традиционного понимания его в химии.

Как было отмечено выше, материя есть субстрат, динамичная субстанция всех возможных изменений. Она реально существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. Каждый объект, каждая система обладает неисчерпаемым многооб­разием структурных связей, способен к изменениям, превращениям в качественно иные формы. Более полное представление о содер­жании современной физической картины мира предполагает анализ новейших открытий в астрономии, в результате которых астрофизи­ка строит модели эволюционирующей Вселенной, включая теорию большого взрыва и другие. Необходимо также учитывать достиже­ния квантовой механики, которая показывает значения процесса измерения, влияющего на результаты экспериментов, в выработке современных представлений о микромире.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 255 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.