Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. Новый Органон Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 6 страница




Кант дает следующую формулировку этого закона: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть вместе с тем и принци­пом всеобщего законодательства". Нравственному закону должны следовать все люди, независимо от их происхождения, богатства ~й~т". д. Б этом — высший нравственный долг. Кант проводит раз-


лич ие между моральными^легальными постудками^Если человек следует чувству долга, и при этом поступок удовлетворяет его склоннос ти, то такое поведение всего лишь легально. Критерию мо­ральности соответствуют поступки, совершенные из чувства долга, при этом могло быть и так, что человеку во имя исполнения долга пришлось чем-то поступиться, подавить свои склонности. Напри­мер, быть добрым — хорошо, но если доброта в натуре человека, то его добрые поступки всего лишь легальны.

Противопоставление долга и склонности вызвало возражения у некоторых современников. Шиллер откликнулся эпиграммой:

"Ближним охотно служу, но,увы! —

имею к ним склонность.

Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?"

Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье

и с отвращеньем в душе, делай, кто требует долг".

Это, конечно, эпиграмма — шутка.

Кант подвергает критике этику эвдемонизма — учения, усмат­ривающего основу морали в чувстве удовольствий, счастья. Ведь счастье каждый человек понимает по-своему. По-разному можно понимать и средства достижения счастья. Многие считают возмож­ным добиваться счастья бесчестными путями. Критерий счастья, таким образом, не может быть положен в основу этической теории. Нравственный критерий должен быть "Объективным, формальным, иметь значение~нормы, образца и не~зав~ясеть от индивидуальных различий.

В работе "Основы метафизики нравственности" дается расшиф­
ровка нравственного закона, другая его формулировка. "Поступай
так. чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в
лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился
к нему только как к средству". Это и есть объективный принцип,
поясняет Кант, с которым согласятся все люди. Человек для дру­
гого человека не должен быть средством, так как любое разумное- -
существо есть цель "сама по себе". Требование следовать долгу,
уважать в другом человеке личность, подчинять себя высшему
предназначению человека — быть именно духовным, разумным су­
ществом — такова суть категорического императива Канта. В абс­
трактных формулировках категорического императива звучит тема
уважения к человеку;, признания в каждом человеке его личного
достоинства. ■.. ктт'Яш;■'


,_ В этической теории Канта_получают дальнейшее развитие идеи

_фрйнцузских просветителей и_особенно — Руссо. Кант отмечал, что"

под влиянием Руссо он эволюционировал" в"сторону демократизма, признания прав и достоинства за каждым человеком.

Но в чем истоки нравственного закона? Откуда он в душах лю­
дей? Кант пытался объяснить его, утверждая три основных поло­
жения^ без которых невозможно существование нравственного ми­
ропорядка. Это постулаты бессмертия души, свободы и бытия Бога.
Моральный закон направлен на""осуществление высшего блага в
мире. Но "высшее благо в'мире" возможно лишь постольку, пос­
кольку признают высшую причину природы... А высшая причина
природы есть Бог" Суть кантовских рассуждений можно истолко­
вать та к- Мы не знаем, откуда~люда черпают "Веру в необходимость
морали для жизни обществаТНо это присуще человеческому роду.
Без веры в бессмертие души и в Бога как мироустроителя понять
стремления человечества к идеалам, к нравственному совершенству
не представляется возможным. Как бы плохо ни вели себя люди,
как бы низко они ни пали, идея нравственности сохраняется, и толь­
ко она~~можёт содействовать сплоче"ншо~человечества, сохранению
человечного" в человеке. "~~"

——Отсюда его знаменитое заявление: "Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением" и" благоговением, тем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них — звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Стремление человечества к мо­ральности, выявленное Кантом, является одним из оснований тяги к религиозности. Ведь религиозное сознание пронизано мощным комплексом нравственных идей, дефицит которых ощущался в ате­истических учениях.

Признавая реальное несовершенство людей и антагонизм в об­ществе между государствами (т. е. наличие противоречий) Кант ве­рил, что люди со временем научатся регулировать свои отношения и даже признают необходимость вечного мира. К этому приведут сами экономические отношения, "дух торговли". Государства почувству­ют себя вынужденными содействовать миру, и повсюду, где будет возникать угроза войны, предотвращать ее своим посредничеством. (И. Кант "К вечному миру"). Современное человечество чтит в Кан­те великого мыслителя. Не случайно, в 1974 году по решению Юне-ско, во всемирном масштабе отмечалось 250-летие со дня рождения И. Канта.

— 82


I


I 26, Субъективистская тенденция в философии Нового ^.
времени. Д. Беркли, Д. Юм, Г. Фихте '«<*•

._Цжордж Беркли (1685 — 1753) родился в Ирландии, в семье дворянина. Был епископом англиканской церкви. Беркли рано сло­жился как философ, В 1709 г., когда ему было 25 лет, выходит главный его труд "Трактат о принципах человеческого знания". Бер­кли — создатель системы субъективного идеализма. Философское _ "учение" Беркли проникну"то~стремлением опровергнуть материализм ^"и дать обоснование религии. Эта ориентация философии Беркли "особенно подчеркнута "в учетной" литературе советского периода. ~ И это верно. "Для меня, — писал Беркли, — очевидно, что бытие духа, бесконечно мудрого, благого и всемогущего, достаточно для объяснения всех явлений природы". Он категорически отвергает правомерность употребления понятия "материя", называя его "нич­то", призраком, который нужен атеисту, чтобы обосновать свое без­божие.

Но не только неприязнь к атеизму руководила Беркли, Берк­ли — философ, стремившийся осмыслить достижения науки. Боль­шое" впечатление произвело"на'него'открытие явления дисперсии (разложения света). И не случайно первый трактат Беркли посвя­тил теории зрения. В нем философ показал зависимость цветоощу­щения от условий наблюдения: от расстояния, освещенности и т. д. И на этом основании пришел к отрицанию объективности качества "цвет". Если бы цвета были действительными свойствами, прису­щими внешним телам, они не менялись бы без какой-либо переме­ны, совершающейся в самих телах.

В отличие от Локка, признававшего объективность первичных качеств, Беркли все качества считает субъективными. Что такое величина, твердость, мягкость," форма как не идеи нашего воспри­ятия, зависящие от особенностей воспринимающего, — рассуждает Беркли. "Когда мы приближаемся к какому-либо объекту или отда­ляемся от него, видимое протяжение изменяется, будучи на одном расстоянии в десять или даже в сто раз больше, чем на другом. Не следует ли отсюда, что оно в действительности не присуще объ­екту?" Все качества, по Беркли, есть наши ощущения или идеи

нашего ума_О.тсюда вывод: "Вещь есть ко мпле кс ощущений".

.яблока.есть.совокупность.качеств твердого, сладкого, красного или

иных сочетаний. Отсюда второй вывод: "Существоватьзначит

— 83 —


быть воспринимаем ым". поско льку ощущения (или идеи, по Берк­л и) сущ ествуют лишь в субъекте.

Но позиция субъективного идеализма, занятая Беркли, может привести к солипсизму, т. е. к отрицанию реальности,сведению все­го лишь к признанию единственного "Я". Беркли возражает против такой трактовки его философии. "Я воасе не оспариваю", — пишет он, — "существование вещей". "Что те вещи, которые я вижу свои­ми глазами, трогаю своими руками, — реально существуют, в этом я нисколько не сомневаюсь. Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материаль­ной субстанцией или материей". И Беркли уточняет свою позицию: '^Существоват ь — значит существовать в духе (божественном или „человеческом) ".Таким образом, позиция субъективного идеализма оказалась уязвимой, и она у Беркли необходимо дополняется при­знанием высшего божественного начала.

Давид Юм {\7\\ — 1776) — английский философ-агностик, сов­ременник и друг многих французских просветителей. По образова­нию — юрист, по роду занятий — дипломат, ученый. Главные про­изведения: "Трактат о человеческой природе", "История Англии", "Эссе", "Естественная история религии". Его исходная позиция в философии — сенсуализм. Опираясь на учение Локка и Беркли, Юм конкретизирует свое понимание опыта, направляет его в сторону "агностицизма и скептицизма.

Опыт — источник знаний человека. Врожденных идей в прямом смысле слова в душе человека нет, но ему от природы присуща сама способность познания, потребности и аффекты. На основе опыта формируются ощущения, первые эмоции, затем идеи. В уме человека, в процессе мышления происходит комбинирование идей, работают память и воображение. Идеи приходят в определенную связь друг с другом на основе психологических ассоциаций; по сходству, по смежности (в пространстве и времени), на основе от­ношений причинности (словесные тесты выявляют: слово — "отец", ответ — "сын", "вода" — "стакан" и т. д.).

Ощущения и идеи вызваны определенными объектами, сущест­вующими вне нас. В этом — реалистическая тенденция учения Юма. Но ставить философский вопрос о природе объектов — порождены наши впечатления материальной или духовной субстанцией,— по Юму, не имеет смысла, так как ответ на этот вопрос невозможен (субстанция — не дана в опыте). Но также неправомерно ставить


-вопрос о природе субстанции и на основе самонаблюдения, внут-, реннего опыта, т. к. впечатления непрерывно меняются, наше "Я"— это нечто текучее. Юм склоняется даже к отрицанию идентичности,

нашего "Я". Таким образом, отрицается существование как матери-______

альной, так и духовной субстанции (в более поздних работах Юм все же признавал идентичность "Я")_. Мы не можем обосновать,

._ доказать существование субстанции, но мы вери_м в существование"" мира^верим в причинность jtOTOgaa, по Юму, есть всего лишь наша привычка ожидания некоторой последовательности событий (собы­тие А вызывает событие В).

_Юм — наиболее последовательный агностик.^ Безусловной ре- _
альностью_ обладает лишь наш внутренний мир (совокупность впе­
чатлений), сущность реальности внешнего jwnpa__— непознаваема._____

Юмизм не следует понимать как отрицание науки, он означает лишь

~ отрицание ее претензий на абсолютное, безусловное знание, отрица­ние попыток решения фундаментальных философских проблем. Юм "был подлинным вольнодумцем, скептиком. Он осуждал религиозные суеверия, а религиозные распри считал одной из причин гражданс­ких войн. П. А. Кропоткин называл Юма "самым независимым умом XVlIi-ro столетия".

Иоган Готлиб Фихте (1762 — 1814) немецкий философ и
общественный деятель, представитель немецкого классического
идеализма. Родился в крестьянской семье, работал в университетах
Иены, Лейпцига, Берлина. Главный труд — -'Наукоучение". Фило­
софию трактует как науку о науке. Б основание ее и всех наук доло­
жен быть положен безусловный принцип. Таковым не может быть._______

бытие, т. к. невозможно объяснить, каким образом бытие способыс превратиться в сознание. Следовательно, материализм не годится для построения наукоучения. Идеализм, исходящий из первичности сознания, дает ключ к построению наукоучения.

Исходным принципом является наше "Я", постигаемое интуитив­но. Первый тезис его философии: "Я полагает само себя". Это уже не просто декартовское "Я мыслю", это "Я" — деятельное, себя созда­ющее. Речь идет о самосознании индивида, о его самоопределении, последнее выступает как требование, задача, к решению которой субъекту следует стремиться. Второй тезис (точнее — антитезис). -"Я полагает не-Я", т. е. свой объект. Первоначально объектом для _.познающего "Я" был он сам (самонаблюдение). Третий тезис: "Я — полагает самого себя и не-Я" — означает синтез первых двух поло-


 


— 84 —


— 85 —


жени й. И объект, и су6ъект^виж^тся^и_взашодействуют у Фихте в сфередознания. Это — философия субъективного идеализма.

Помимо эмпирического "Я"(под которым следует понимать лю­
бую личность) Фихте вводит абсолютное "Я'\ которое действует
бессознательно |п'6д ним следует понимать коллективное сознание).
Всякая реальность, по Фихте, есть продукт деятельности "Я", в ко­
торой оно реализует свою свободу. Индивидуальное и абсолютное
"Я^ то совпадают, то расходятся. В~~процессё"~своего исторического
разв ития ч елов ек познает, что он лишь как эмпирическое "Я" за­
висит от природы, как чистое, абсолютное "Я", он творец природы
и заключенной в ней необходимости. Именно это абсолютное "Я"
создаёт '"нечто из ничего", и человек, поднимаясь до самосознания,
тем самым "творит мир" и преобразует самого себя.
___ Рациональное в философии.Фихте,—.тезис об.активности созна-

ния, о роли практики в процессе познания и развития общества, о творческой роли общественного сознания. После 1800 г. Фихте внес изменения в свою теорию, переосмыслил содержание абсолютного "Я". Теперь абсолют был понят как актуальное бытие, как Бог, а деятельность индивидуального "Я" стала рассматриваться как зави­симая от абсолюта, вне его лишенная реальности. В эпоху наполе­оновских войн Фихте обращается к народу с призывом к объедине­нию Германии, моральному возрождению ("Речи к немецкой нации", прочитанные в Берлине). Фихте формулирует тезис о первенстве народа над государством. Субъективно-идеалистическая философия Беркли, Юма, Канта, Фихте оказала значительное влияние на раз­витие философских учений в XIX и XX столетиях.

27. Объективный идеализм Г. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих, Гегель (1770 — 1831) — выдающий­ся немёцкий~фйлософ~В Г7В1Г—~Т793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. С 1801 г. — в Йене вместе с Шеллингом редактирует "Критический журнал". В 1808 гг. — директор гимна­зии в Нюрнберге. С 1816 — профессор философии в университетах Гейдельберга (1816 — 1818) и Берлина (с 1818).

Фи лософий Гегеля — объективный диалектический идеализм. Первоосновой всего, согласно Гегелю, является~высшё"едуховтгое~на^-


чало, существующее независимо^отчеловека^.е.^рбъективно. Гегель_

называет его мировым разумом, абсолютным духом, мировой идеей.
Мировая идея способна к развитию, и, развиваясь, проходит
три эта па.~Сна"чала~развитие происходит в чисто ду ховной сфере,
затем идея воплощается в природе и, наконец, в сфере человечес­
кого духа, который, по Гегелю, познает духовную сущность мира,
"" возвращается к "самой" к себе. Поскольку духовность есть, прежде
~ всего, — мышление, Гегель формулирует тезис 6 тождестве мыш-
ле.ния и бытия. "Все действительное разумно, все разумное — дейс­
твительно" (Т. е. бытие пронизано духовным началом, и подлинно
разумное с необходимостью осуществляется).

Соответственно трем стадиям р азви тия мировой идеи в учении Гегеля выделяется три части: логика, философия природы, филосо-■~~фия духа. В первой части (произведения: "Логика", "Наука логики") Гегель раскрывает процесс развития мирового разума на его собс-Твенной основе (саморазвитие идеи). Но как бы мистически ни мыс-лил Гегель, рассуждая об эвол"юцйй мировой йДе/йГреальиолзн шери-"рует в этих работах человеческими понятиями, раскрывает их смысл ТГзна'чеМеГПошГтттй рассматриваются Гегелем диалектически, в их "взаимосвязях и взаимбпереходах. Гегель раскрывает в этих работах "диалектику человеческого мышления. Диалектическую логику Ге­гель противопоставляет формальной логике, подвергая ее критике, онятия, по Гегелю, текучи, переходят друг в друга... Значение этих

работ Гегеля — в разработке им законов и категорий диалектики. Это:'закон перехода количественных изменений в качественные, за­кол-диалектического противоречия.Х"ПроТ-Иворечие--^;нот _что_на_ "самом ~де"лё~~движёт~~мйрЬы^'), зако? отрицания отрицания. Не все " дйалё'ктическйе идей Гегеля выдержалтГпрбверку временем. В част-

~_ности, не оправдала себя критика формальной логики, обнаружился ограниченный диапазон действия Закона'отрицания отрицания.-Но идея'развйтияГ диалектический ана'лиз категорий ("качество", "ко-

~~ личество""Гпмёра", "сущность", ""форма", "содержание", "закон" и других) сохраняют свое значение.

Во~втсфои части (книга "Философия природы") Гегель характе­ризует природу как другую форму бытия идеи (-"инобытие" идеи).. Ша "^"'е^П^убаТ," "ма f ерТшльн а"я^

-тв.о" духовного начала на!Г"матер"иальНьГм"гТеГ'елк"утв"ерждает,""-чтт) природа не развивается во времени, а яйшь разнообразится в про­странстве. Ее разнообразие — следствие т ого богатства ф орм раз-_


 


— 86


— 87 —


вития, которые накоплены мировой идеей в процессе саморазвития.

~^В природе ничто не ново под луной,— пишет Гегель,— истинно новое может возникнуть лишь в сфере духа". Таким образом, Гегель

_отказывает_ природе в_способности к саморазвитию, отступает ОТ провозглашенного им принципа развития.

1^_:1ре.тБ5ГчасТь системы Гегеля ("Философия духа") характеризует заключительный этап развития "абсолютной идеи", когда она в фор­мах человеческой культуры и истории как бы завершает свое раз-"витиё, достигая познания духовной сущности бытия, "самопознания идеи". "Философия духа" включает в себя: учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), об объективном духе (право, нравственность, государство, семья), учение об абсо­лютном духе (искусство, религия, философия). В антропологии речь идет об отношении души и тела, о расовых я возрастных различиях, о темпераменте, характере, личности. Феноменология и психоло­гия раскрывают гегелевское понимание индивидуального сознания. В учении об абсолютном духе раскрывается специфика религии, искусства, философии. В искусстве, по Гегелю, действительность воспроизводится в форме созерцания (раскрывается соотношение чувственной формы и идеи), в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия. Предмет познания у этих трех форм культуры — один. Это — мировая идея. Бог, различна лишь форма познания. Высшей формой познания духовной сущности бы­тия Гегель считал философию.

Значительное влияние на развитие философии в XIX веке оказало социально-политическое учение Гегеля, изложенное в "Философии истории" и "Философии права". Всемирная история, по Гегелю, — это "арена деятельности мировой идеи, проявление ее блеска". Пос­кольку идея развивалась закономерно, постольку и история как ее проявление — закономерный процесс. В ней осуществляется "раз­витие понятия свободы". В этом — основной закон истории. Гегель делит всемирную историю на 4 этапа (соответственно тому, как шло развитие свободы). Это — восточный, греческий, римский и германский мир. "Восток знал и знает только,— пишет Гегель, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые сво­бодны, германский мир знает, что все свободны". В Древнем Китае, Индии, Египте доминировали деспотические формы правления, при которых подданные лишены свободы. В Греции все не-рабы, сво­бодны.

— 88


Гегель восхищается Древней Грецией, развитием ее искусства, философии, называет Грецию "страной прекрасной индивидуальнос­ти". Главным достижением римлян Гегель считал создание "римс­кого права" — свода законов, регулирующего отношения граждан, в том числе — и отношений по поводу собственности. В частной собственности Гегель видел основу личной свободы. Германский мир — вершина социальной эволюции, по Гегелю, поскольку здесь "все свободны". Он имел в виду отмену феодальной зависимости под влиянием французской революции. Для него характерно вос­хваление, идеализация прусских государственных порядков. Рас­сматривая вопрос о соотношении народа н власти (государства), Ге­гель проявляет себя как приверженец сильной королевской власти (правда, желательно дополнение ее конституцией).

Он критикует просветительские теории народного суверенитета (Руссо и других), утверждая, что "народ без своего монарха... есть бесформенная масса". Идеал Гегеля — государство, в котором ин­дивиды служат его интересам. Принижение прав индивида, прав гражданина Гегелем показывает неприятие им демократических идей. На это обратили внимание многие авторы, в том числе Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги" (М., 1992).

28. Последователи Гегеля. Правые и левые гегельянцы. Основные черты философии Л. Фейербаха

Учение Гегеля — многогранно и внутренне противоречиво. В 30 — 40-х годах в силу наличия в нем охранительных идей в отношении государства, оно стало официальной государственной философией Германии. Но после смерти Гегеля в лагере гегельян-. цев произошел раскол. Учение Гегеля оставляло широкий простор для самых различных воззрений. А практическое значение имели в! тогдашней теоретической жизни Германии две вещи — религия и политика. Именно отношение к этим проблемам и разделило после­дователей Гегеля на правых и левых гегельянцев.

Начало спора было положено книгой Д. Штрауса "Жизнь Иису­са", в которой он рассматривал рассказы о Христе как результат бессознательного творчества нации или крупной религиозной общи­ны (в терминах Гегеля — народной "субстанции"). Штраус начинал

— 89 —


как левый гегельянец, позднее примкнул к центру. Бруно Бауэр, А. Руге, Л. Фейербах образовали лагерь левых гегельянцев. Бау­эр доказывал, что евангельские мифы сочинены самими авторами Евангелий, т. е. являются результатом индивидуального творчества отдельных личностей (в терминах Гегеля — "самосознаний").

Полемика затронула и вопросы философии истории. Спор меж­ду Штраусом и Бауэром, разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: "субстанция" или "самосознание".

Из этого, по форме как будто теоретического противостояния, Я позднее образуются некоторые политические течения, в том числе анархизм, родоночальником которого был левый гегельянец Макс Штирнер. опубликовавший в 1845 году книгу "Единственный и его собственность", в которой движущей силой истории объявлялось "самосознание" индивидов, т. е. история рассматривалась как про­дукт деятельности великих личностей, отрицалась идея объективной направленности истории, восходящая к Гегелю. Михаил Бакунин превратил анархизм в политическое течение, главная цель которо­го — уничтожение государства.

К левым гегельянцам принадлежал поначалу и выдающийся фи­лософ Германии Людвиг Фейербах (1804 — 1872). Фейербах, как и Гегель, учился теологии, позднее (1824 — 26 гг.) слушал лекции Гегеля в Берлине, был лично знаком с ним, считал его своим под­линным учителем. Но изучение естествознания приводит его к осоз­нанию ошибочности идеалистической философии.

В 1839 году им было опубликовано сочинение "К критике гегелев­
ской философии", в котором дан обстоятельный разбор гегелевской
философии. Фейербах показал, что так называемый "абсолютный
дух" (или идея) Гегеля есть не что иное, как человеческое созна­
ние, "оторванное" (в смысле — абстрагированное) от человеческой
головы и превращенное в самостоятельную сущность. Аргументу
Гегеля, что "общее" — "идея" всегда сохраняется, в то время как
индивидуальные вещи гибнут, Фейербах противопоставляет тезис
о вечности природы. Конкретная вещь, конкретное "вот это" исче­
зает, но природа производит на место исчезнувшего нечто другое,
и ее жизнь продолжается. "Природа, таким образом, опровергает
это единичное, но она снова в себя вводит поправку, ставя на это
место другое "единичное... Реальность чувственного бытия есть ис­
тина",— делает вывод Фейербах. ■,..,; -„.-■.-,... л,


Фейербах критически относился к диалектике Гегеля, утверж­дая, например, что противоположности, хотя и существуют, но ней­трализуются в некотором результате (в природе — в продукте).

Будучи по существу материалистом. Фейербах, тем не менее, не относил себя к лагерю материалистов. Истина — не материализм и не идеализм.— говорил он,— но антропология. Но, по существу, Фейербах создал новый вариант материализма, который в историко-философской науке получил название "антропологического мате­риализма".

Главной задачей философии Фейербах считал изучение человека, главным ее предметом — самого человека в качестве родового су­щества. "Новейшая философия,— писал он,— превращает челове­ка, включая и природу как базис человека, в единственный, универ­сальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию в универсальную науку". Человека же Фейербах по­нимал как единство физического и психического, как чувствующее универсальное существо.

Фейербах отвергал веру в бессмертие души в ее религиозном варианте. Истинное бессмертие человека, "бессмертие души лишь в ее деятельности".

Психическое в человеке зависит от физического его состояния, душа зависит от тела, как и наоборот. "Противоположность между телом и душой даже логически несостоятельна",— отмечал Фейер­бах в статье "Основные положения философии будущего". Мышле­ние могло возникнуть "только из природы". Фейербах высказывал твердое убеждение в "естественном", а-не божественном происхож­дении живой материи и человека на Земле.

Основу всех человеческих связей Фейербах видел в естествен­ном, эмоциональном влечении человека — в чувстве любви. Чувс­тву любви Фейербах придавал даже религиозный характер.

Критикуя религию как иллюзорное сознание, Фейербах, тем не менее, считал необходимым создание "истинной религии", которая должна обожествлять человека, а в человеке — его эмоциональ­ность, сердечное отношение человека к человеку, т. е. — прежде всего — чувство любви.

Фейербах считал, что религия выражает потребность человека в утешении, что она нужна как форма связи людей. При этом речь шла и о традиционном христианстве, которое вполне справлялось с этой функцией. Но христианство, по Фейербаху, — иллюзорное


 


— 90 —


— 91 —


сознание. Идея христианского бога — есть абстракция человечес­ких свойств, перенесение их на верховную личность Бога. ("Бог — всеблаг. всемогущ, всеведущ"). Но это. поясняет Л. Фейербах, суть человеческие качества доброты, силы, знания, возведенные в абсо­лют. Таким образом, Бог, по Фейербаху, есть абсолютизированный человек. И вместо христианской религии Фейербах предлагает ре­лигию человека — антропотеизм.

Главное произведение Л. Фейербаха "Сущность христианства" (1841) оказало большое влияние на формирование философских взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, философская эволю­ция которых также начиналась с увлечения гегельянством.

г 29. Программа радикального обновления философии в учении К- Маркса и Ф. Энгельса





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 257 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.