Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. Новый Органон Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 5 страница





Он ставит своей задачей разработать такую методику, дать пра-1 пильный метод исследования природы. Эти проблемы нашли отраже­ние в задуманном им обширном сочинении "Великое восстановление наук", частью которого является главная книга Бэкона — "Новый Органон". Бэкон отвергает схоластику, одностороннее использова­ние дедуктивных методов (рассуждение от общих положений — к частным), противопоставляет свою книгу "Новый Органон" главно­му логическому сочинению Аристотеля. Оно называлось "Органон", что в переводе с греческого означает — орудие, метод. Главное средство, познания природы, по Бэкону, — опыт, эксперимент. Но опыты бывают плодоносные и "светоносные". Первые ориен­тированы на достижение практического результата, вторые — "на' открытие истинных причин и аксиом". Бэкон отдает предпочтение' вторым. Бэкон показывает, что именно знание истинных причин "во-1 оружает практику не поверхностно, а глубоко" и, в конечном счете, влечет за собой многочисленные практические приложения. Здесь, п сущности, звучит мысль о полезности научной теории.

Стремясь предостеречь ученых от ошибвк, Бэкон указывает на-", присущие людям заблуждения — так называемые "идолы" или "призраки". Он выделяет_ч_етыре_рода призраков; 1. "Идолы рода",_ т. е. общечеловеческие ошибки, на пример, уклони ость к..антропо-_ морфизму, иллюзии чувственного познания и др. Человек, как кри^-вое зеркало, "примешивает свою сущность, природе вещей и такиЫ_ образом искажает природу",..2,. "Идолы.пещер_ьГ_—_э.ю заблужде-_ пня отдельных людей, отражающие их индивидуальность (привычки, темперамент и т. д.). 3. "Идолы рынка" — это неправильное упот­ребление слов, порождение "пустых терминов" (т. е_. не имеющих соответствующих им классов объектов),.4ь "Идол ы те атра" — это,, слепая вера в авторитеты, в учение древних, отсутствие должного_ критицизма в науке. "Истина, — провозглашает Бэкон^— дочь вре-_ мени, а не авторитета".

Преодолевая ошибки и заблуждения, ученому следует стремить­ся к познанию природы. Задача состоит в том, чтоб ы от ^простых_ натур" (т. е. свойств) прийти к познанию лежащих в их основе простыл""фЪрмТПбд ни'ш!~Бэ'кбТРпонима?т~законы 'fit

зироды гидно■

и то же, например, пишет он,— есть"ф"О'рмате'ПЛа"йли"ф"орма" света и закон тепла или закон света"). Новый метод, предложенный Бэ-_ коном, ^это экспр.рищнтальнп-1шдукт,\1яный. мето п. Сямпе гпян-иое, изучая природу и ставя эксперименты, уметь анализировать и


 


— 68 —


— 69


обобщать данные оп ыты, чтобы постепенно проникнуть в сущность и зучаемых явлений. Таким образом, основные принципы новой ме- тодологии могут быть сведены к трем:!} опыт или эксперимент; 2) анализ; 3) индукция (т. е. обобщение).

Индуктивный метод, предложенный Бэконом, следует отличать от применявшейся до него индукции через простое перечисление, когда от единичных фактов, минуя промежуточные ступени, уче­ные восходили сразу к общим выводам. Он предлагает определен­ную последовательность на пути к познанию общего. Это таблицы Присутствия, Отсутствия и Степени. Например, исследуя природу теплоты, следует сначала дать перечень всех вещей, которые имеют общее свойство теплоты (лучи солнца, особенно летом и в полдень, отраженные и сгущенные солнечные лучи, огненные метеоры, мол­нии, нагретые жидкости и т. д.). Затем надо составить список вещей, не имеющих свойств теплоты, но родственных с вещами, имеющими это свойство {лучи луны, звезд, комет и т. д.). И далее — составить таблицу степеней сравнения, начиная с веществ, теплота которых вовсе не ощущается чувствами и которые имеют лишь возможность теплоты, доходя до веществ действительно теплых. Сравнение этих таблиц позволит исключить факторы, не сопутствующие теплоте, и выявить усиливающие ее причины. Отбрасывание ненужного (ис­ключение), аналогия и обобщение полученного в остатке приведут к открытию. В результате такого рассмотрения, теплоту Бэкон оха­рактеризовал как вид движения, направленного на преодоление пре­пятствий.

Рекомендации Бэкона, его методология естественнонаучного познания, оказала значительное влияние на последующее развитие индуктивной логики. Бэконовские таблицы были переосмыслены Джоном Стюартом Миллем и названы методами сходства, различия и сопутствующих изменений. И в этом смысле Бэкон является од­ним из родоначальников современной экспериментирующей науки. В противоположность Бэкону, его младший современник Декарт, предложил метод познания, отражавший специфику математическо­го знания. Слагаемые этого метода: интуиция, дедукция (т. е. рас­суждение от общего к частному, приложение общих принципов к частным случаям), анализ. \J

По Декарту, интеллектуальная интуиция ведет к открытию аксн-..ом (некоторых общих положений), которые_могут быть применены vk решению конкретныхзадач. Как и Бэкон, Декарт признавал необ-


 

.имость критицизма в науке (принцип сомнения: ничто не прини­
мать на веру, признавать истинным только то, ч то пр едставляется
ясно и отчетливо таковым нашему уму). Но в отличие от Бэкона, он
привер женец ра ционализма в теории п ознани я._______

22. Дуализм и пантеизм в философии XVII века. >

Рене Декарт и Бенедикт Спиноза

Рене Декарт (1596 — 1650) — выдающийся французский уче­ный и философ XVII века, один из родоначальников современной на­уки. Учился в иезуитском колледже Ла Флеш. В 1629 — 1649 г. жил в Голландии, где были созданы его основные труды "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления". "Начала философии". Умер в Стокгольм е. Декарт со здатель философии „дуализма _ (учение о двух субстанциях). Эта концепция обосновывается следующим об-

|)азом^^и_лосо_фскую систему, по Декарту, надо строить, исходя из____

нсных, самоочевидных положений, подвергая сомнению традицион--____

ные представления. Но даже при условии всестороннего критицизма (сомнения) несомненной очевидностью для нас обладает" сам факт нашего сомнения, т. е. мышления. Оно — есть, и значит существу-^ ет и тот, кто сомневается и мыслит. "Я мыслю, следовательно, я существую". Это положение может быть основанием дальнейших рассуждений. Оно позволяет утверждать существование мыслящей, духовной субстанции (мыслящего Я). Но каково внутреннее содер­жание нашего "Я", чем оно "наполнено"? Декарт утверждает, что сознанию людей присущи врожденные идеи: понятие числа, идей фигур, идея Бога. Идея Бога — это идея абсолютного,"советшген= кого существа"' Н6^ёлов^1Г:^"Тущество~йе"сбвершё"нноё""— не~~мот~~

создать такую идею! Значит^она вложёна~в"нас Богом, и Бог сущее-____

твует. Но Бог, по определению, есть Творец, значит, существует и мир — его творение, т. е. материальная'субстанц"ия."Мыслящая"й телесная субстанции сотворены Богом й поддерживаются его мо^~ гу щест вом. Признаки материальной субстанции — протяжение, форма, движение, сообщаемое толчком; признак духовной субстан-_ ции_^.мышление. Материя, по Декарту, делима до бесконечности, духовная субстанция непротяженна и неделима. Среди сотворенных вещей Лекарт у.словда называет субстанциями только.те, которые. -


 


— 70 —.


71 —


для своего существования нуждаются лишь "в обычном содействии Бога". В строгом же смысле слова субстанцией можно назвать толь­ко Бога, который "... вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины. Творец всех вещей". Таким образом, Декарт__стр_е: мился_примирить свою конц епцию дуализма с религиозным миро­воззрением. Однако такое примирение вряд ли возможно, о чем ""свидетельствует факт запрещения пропаганды учения Декарта в сравнительно веротерпимой Голландии.

Дуализм распространяется Декартом на человека. Челове к, по Декарту, соединяет в себе две субстанции: душу и тело. Тело, под; чинено законам природы, состоит из частей. Душа, как нематери­альное начало, в своих высших проявлениях (мышлении) не зависит от_тела. Декарт, как ученый, понимал определенную зависимость психики от деятельности мозга (он вводит в науку понятие "реф­лекса" и даже "помещает" душу в шишковидную железу мозга), но_вее же сохраняет приверженность признанию особой духовной субста_н_цяи.,_бессмертной и независимой от тела... Неделимая суб-___станция — ум — предмет изучения метафизики (т. е. философии), делимая — материя — предмет изучения физики.

Природа, по Декарту, совокупность тел, он отождествляет тело с_его пространственными характеристиками, с занимаемым местом. Таким образом, основной наукой о материи становится геометрия, а поскольку тела движутся — механика. Природа мыслится механис­тически, небесные тела образуются путем вихрей, нз частиц разной формы и величины.. Бог — конструктор и источник движения Все­ленной, сотворив ее, не вмешивается в природу. Немецкий философ Людвиг Фейербах, живший в XIX веке, скажет позднее, что как философ Декарт не был религиозным человеком, хотя в его трудах встречаются постоянные утверждения о приверженности религии.

Голландский мыслитель Спиноза преодолевает дуализм Декарта __ и возвращает философию на позиции монизма (от греч. monos — один), т. е. признания единой субстанции. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) родился в Амстердаме в семье купца, принадлежав­шего к еврейской общине. Учился в училище, где готовили будущих ■ раввинов. Одновременно в школе Ван-ден-Эндена изучал латынь, ма­тематику и естествознание. Богословом-раввином Спиноза не стал. За несоблюдение религиозных обрядов был отлучен от иудейской общины и даже изгнан из Амстердама. В дальнейшем жил в предмес­тьях Амстердама и Гааги, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.


Т


Основные сочинения Спинозы "Этика" и "Богословско-полити­ческий трактат". В "Этике" Спиноза излагает свою систему, исполь­зуя геометрические категории (теорема, аксиома и т. д.), что отра­жает типичное для XVII века увлечение математическими методами. Центральной категорией учения Спинозы является понятие суб­станции^ которую он называет Богом.или природой.. Людвиг Фейер­бах пишет, что первоначально Спиноза в своей "Этике" употреблял лишь слово "природа", но по предложению друга Мейера поставил вместо слова "природа" имя "Бог". Все рассуждения Спинозы сви­детельствуют о том, что "Бог" Спинозы совпадает с природой. Бог или природа как субстаниия существует вечно и не нуждается для своего существования ни в каком ином бытии. Субстанция, таким образом, является причиной самой себя, (causa sui). Субстанции присуще множество атрибутов. Но ограниченный человеческий ра­зум выделяет.два.— протяженность и мышление. Конкретные со­стояния природы Спиноза называет модусами. Учение Спинозы о субстанции — есть пантеизм (отождествление Бога с природой). Бог, согласно Спинозе, есть одновременно и протяженная и мыс­лящая субстанция. Это миропонимание расходится с религиозным. Ведь любая монотеистическая религия учит: "Бог есть дух".

Пантеизм Спинозы пронизан материалистической направлен­ностью. В советской историко-философской литературе Спинозу обычно характеризовали как материалиста. Западная философская традиция чаще всего трактует его как идеалиста. Точнее было бы оценивать философию Спинозы как пантеизм с материалистической направленностью. Ведь к числу признаков материализма относится не только признание природы в качестве первоначала, но также и признание принципа детерминизма, что характерно для Спинозы.

.Детерминизм Спинозы— жесткий, механистический. Он отвер­гает цели в природе, признает всеобщее господство необходимости и причинности, отвергает также случайность, рассматривая ее как субъективную категорию, как результат незнания человеком под­линных причин_происходящих явлений. Воззрениям Спинозы при­сущ гилозоизм. "Все предметы природы, хотя и в разной степени одушевлены", — пишет он.

Человек, согласно Спинозе, воплощает в себе два независимых атрибута — мышление и протяженность. И он есть единство духа и тел а. "Е сли тело недеятельно, то__и душа не способна к мышле­нию". _Но,ДЛя него непонятно, "к аким образом душа двигает тело".

— 73 —


Проблему соотношения души и тела он оставил неразрешенной,

_поскольку_она не_была р еше на естество знанием^.Человек, как и все

в природе, подчинен строгой необходимости. Спиноза.категоричес-

__ ки отрицает понятие "свободы волиГг_х.отя. л._счнтает возможным

_ говорить о свободе человека, как содействии, исходящем из необ-

__ хол.имости__е.го собственной при.роды1\_Свобода человека состоит в

__ умении подчинить аффекты, страсти влияниям разума. Но для этого

_их надо познать, а само познание умеряет, успокаивает их. Свобода
совпадает с познанной необходимостью. Западноевропейская фило­
софия XX столетия оценивает учение Спинозы о человеке как фата­
листическое, принижающее активность человека, его право выбора
линии поведения, его свободу самоопределения.

В теории „дознания, Спиноза_— рационалист, ведущую роль в _познании мира он отводит разуму и интеллектуальной интуиции. Политические симпатии Спинозы на стороне республиканских, а не монархических форм правления. Спиноза закладывает основы так называемой "научной критики Библии". Он показывает, что Биб­лия — творение различных людей, живших в разное время. Б то же время Спиноза высказывался за необходимость религии для боль­шинства людей.

23. Роль Джона Локка в развитии гносеологии и обществознания. Спор Лейбница с Локком

Джои. Локк (1632 — 1704) — выдающийся английский философ и политический деятель. В Оксфорде изучал медицину и естествен­ные науки, некоторое время преподавал там. В 1667 году поступил на службу к лорду Эшли — видному политическому деятелю Англии того времени. Это было время острой политической борьбы (дикта­туры Кромвеля, реставрации династии Стюартов). Вместе с Эшли эмигрировал в Нидерланды. После "славной революции" 1688 года, когда английским королем стал Вильгельм Оранский — штатгаль­тер Нидерландов, — Локк возвращается в Англию.

Основные_его сочинения: _"Опыты_о__человеческом разуме", " Письм а о веро терпимости", "Трактат о государственном правле-н ии". В "Опытах. .." Л окк разрабатыв ает у чение о познании, основ­ной идеей которого был сенсуализм, т. е. признание.чувственного


Г


опыта гла вным источником познания (от лат. sensus — ощущение, чувство). Он критикует теорию врожденного знан ия, вос ходящую к Платону и представленную в Ново е время Декартом. Наблюде­ния за развитием ребенка показывают, — отмечает он, — что в душе младенца отсутствует идея Бога, как и другие идеи, которые Декарт считал врожденными. То же можно сказать и о сознании нецивилизованных народов. Душа человека, подобна белой бумаге или чистой доске, на которой природа запечатлевает свои письмена, отмечает он, принимая тезис, высказанный еще древними филосо­фами: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Таково главное положение гносеологии Локка.

Локк выделяет два рода опыта: внешний — это_контакты чело­века с внешним миром и внутренний — рефлексия.^^.ЖР.самона-блюден ие ч еловека. В резул ьтат е вн еш него и внутреннего опы та в уме человека формируются простые идеи (ощущения: твердого, теплого и т. д., а также" рёфлёк'сййТмышление, хотение), из "кото-рых путем разного рода комбинаций образуются сложные идеи. Ум производит суммирование, сравнение, абстрагирование. Сложные^ идеи бывают З^х.родов: идеи щщусов^качеств, состояний, процес­сов), субстанций (носителей качествен_дтйощений. Так, например, идея красоты — это сложный модус, понятие "армия" относится к классу идей субстанций, а понятия "отец", "друг" — к классу идей отношений. Анализ процесса ^образования сложных идеи из простых, данный в трудах Локка, — положил начало развитию ас­социативной психологии.

Большой научный резонанс _имело_учение Локка о так называе­мых "первичных" и "вторичных" качествах. Первичными он называ­ет такие качества как плотность, твердость, форма, движение. Онн 'неотделимы от "тела, сохраняются при изменениях. Вторичными — свет, тепло, запах, вкус. Их можно понять лишь как результат взаи­модействия субъекта с объектом. "Если глаза не будут видеть света и цвета, небо не будет ощущать вкуса, а уши не слышать звуков, то все цвета, запахи и звуки как особые идеи исчезнут, прекратят существование и сведутся к своим причинам, т. е. к объему, форме и к движению частиц"^Идеи первичных качеств (т. е. ощущения их человеком), по Локку^_ подобны своим объектам, идеи вторичных качеств — _нет. Локк следил за развитием теории света и позднее определял "цвет" как способность тела отражать для глаза один вид лучей ^большей точностью,_чем другой. Т.е. в теорию пер-


 


— 74


— 75 —


внчных а вторичных качеств, он, в сравнении с древними филосо­фами {например, Демокритом), вносит новые идеи. В гносеологии _.Локка имеются и некоторые отступления от принципа сенсуализ­ма, поскольку высшим родом познания он считает интуицию, кото­рая открывает самоочевидные истины, на второе место он ставит логическое, "демонстративное".познание. А чувственное познание рассматривает как наименее ясное, наименее достоверное. Таким образом, материалистический сенсуализм сочетается у него с эле­ментами рационализма.

_ В_целом, Локк стоял на позиции деизма, т. е. признавал Бога как

творца и гаранта нравственного порядка. По Локку, хотя в душе че­ловека нет врожденной идеи Бога, но, наблюдая природу, размыш­ляя о мире и о себе, человек с необходимостью приходит к призна­нию существования Бога. Таким образом, Локк не был противником религии, но он был против религиозного фанатизма, страстно вы­ступал за веротерпимость. Им был написан специальный трактат о веротерпимости, в котором он осуждал католицизм, атеизм, любые формы ортодоксальной веры, которые могут привести к религиоз­ным войнам и борьбе людей.

Локк внес значительный вклад в социальную теорию, в частнос­ти, его можно рассматривать как одного из основоположников тео­рии гражданского общества. Рассматривая государство как продукт общественного договора, как орган, созданный для общего блага, он требовал безусловного равенства граждан перед законом. Он вы­двинул принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную, федеративную (исполнительная, по Локку, вклю­чает в себя судебные функции, а под федеративной он имел в виду функцию отношений с другими государствами). Разделение властей он рассматривал как превентивную меру против узурпации власти одним лицом, против тирании. Локк был не только теоретиком пра­ва, но и практическим законодателем. Им был подготовлен проект конституции для североамериканского штата Северной Каролины.

Готф ри д Вильгел ьм Лейбниц (1646 — 1716) — знаменитый не­мецкий ученый и философ. JEro_ можно назвать ученым-энциклопе­дистом; он занимался историей, археологией, математикой и други­ми науками, Он. (иаряду_с_Ныотоном) создатель дифференциального и интегрального исчисления. Он — автор "Монадологии", произве­дения, в котором утверждалось, что первоосновой бытия являются множественные духовные неделимые, неразложимые единицы — мо-


нады. (Позднее Фейербах назовет их духовными атомами природы). Монады создаются Богом и обладают активностью, способностью к ощущению и в высших своих разновидностях — сознанем. В своей книге "Новые опыты о человеческом разуме" Лейбниц вступил в спор с Локком по вопросу об источнике знания. Он корректирует тезис Локка, добавляя три слова. У Локка: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". У Лейбница: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума".

Душа, по Лейбницу, "заключает в себе бытие, субстанцию, еди­ное, тождество, причину, восприятие и множество других понятий, которых не могут дать нам чувства". Они существуют в душе не в развернутом виде, а в виде задатков. Душа — не чистая доска, она скорее подобна глыбе мрамора с прожилками. Подобно скуль­птору, учитывающему особенности материала при создании скуль­птуры, чувственный опыт "активизирует то, что было" заложено в душе изначально. Опыт, подобно спусковому механизму, запускает, активизирует процесс познания. Лейбниц признавал два рода~йстин:~ истины факта, основанные на опыте, на примерах, и истины разума, имеющие основание в свойствах души. Первые лишь вероятностны,__ вторые имеют характер необходимости И всеобщности. Это истины математики, логики и некоторые моральные истины. Позиция Лейб-~ ница по вопросам теории познания ближе к современным науковед-ческим подходам к проблеме, чем предшествующие теории Декарта и Локка.

24. Учение И. Канта о познании. Понятие априорного и апостериорного знания

Иммануил Кант (1724 — 1804) — выдающийся немецкий фило­соф и ученый, родоначальник немецкой классической философии. В философском развитии Канта выделяют два периода — "докри-тический" (до 1770) и "критический". В первый период-Ж-Канта в. большей степени занимали вопросы естествознания. В 1755 году он публикует книгу "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой излагалась космогоническая гипотеза о происхождении солнечной системы из газовой туманности. Солнечная система пред­стала в этой концепции как "ставшая во времени", т. е. развившая-


 


— 76 —


— 77


ся из первичного вещества. Позднее эту гипотезу назовут "теорией Канта-Лапласа".

-Во старой -П£рийа_-зыхсщя.т__с>сно.вные..философские произведе­ния: "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". Основу всех трех критик состав­ляет учение Канта о познании, изложенное в первой "Критике..." Позднее Кант публикует "Пролегомены" ко всякой будущей мета­физике..." — произведение, в котором более популярно изложено его учение о познании.

В этих двух произведениях И. Кант обсуждает вопрос о воз­можностях и границах человеческого познания. Может ли человек познать мир, точнее — как возможно теоретическое познание? Ведь теоретическое познание есть знание всеобщего и необходимого, оно оперирует понятиями "мир", "движение вообще", "бесконечность". Но опыт всегда ограничен, мы, люди, воспринимаем единичные вещи и никогда не охватываем мир а его бесконечности. Общий_вопрос о _ возможности теоретического познания распадается у Канта на три _вопроса:

— Как возможна метафизика (т. е. философия), оперирующая понятиями необходимости, закона и др.? Как возможна математика, аксиомы и положения которой носят всеобщий характер? Как воз­можно естествознание, стремящееся открыть законы, которые суть выражение всеобщих связей?

Для ответа на эти вопросы Канту приходится тщательнейшим образом исследовать процесс позиания, его стадии...Его исходная _ позиция — познание есть активное взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого субъект привносит от себя ряд субъек­тивных моментов, что неизбежно отражается на результатах поз­нания. Кант выделяет три познавательные способности человека _(упрощая, — три стадии) — чувства, рассудок и разум. Познание начинается с опыта, а котором объединение действуют чувства и рассудок. "Посредством чувственности, — пишет Кант, — предме­ты нам даются, а посредством рассудка они мыслятся". Кзнт выде­ляет наличие, априорных, не зависящих от опыта элементов7как в ч увства х, так и в рассудочном познании (лат a priori — до опыта}. В чувственности — это способность человека воспринимать явле­ния в пространстве и времени. Пространство и время, по Канту, это априорные формы созерцания, идущие от субъекта й^дёлающие «.^возможным самопытТОни, по Канту, чистые созерцания, которыми

— 78 —


заведоыо^надеден-каждый чел овек. Откуда взялись в психике чело­века этн чистые созерцания, эти представления о "до" и "после", "над" и "под", "впереди" и "сзади"? Кант не дает ответа на этот вопрос. Важно то, что они идут от субъекта и делают возможным сам опыт. Рассудок тоже дает познанию ряда субъективных мо­ментов, что выражается в его способности мыслить категориями (понятиями единства, множества, причинности, необходимости и другими). Категории, по Канту, так же априорны. Они не выво­дятся из природы, напротив, "природа должна сообразовываться с

категориями",

В "Пролегоменах...", разъясняя упорядочивающую роль ка­тегорий, Кант предлагает сравнить два предложения. 1. "Солнце светит, и камень нагревается". 2. "Свет солнца вызывает (причи­няет) нагревание камня". Первое предложение основано на опыте (a posteriori — после опыта). Во втором появился априорный, до-опытный момент — понятие причины. Это понятие идет от субъ­екта, оно позволяет осмысливать связи явлений. "Таким образом, в результате чувственного и рассудочного познания формируется образ предмета, который, пишет Кант, — так же мало похож на предмет, как дым не похож на огонь, крик не похож на боль". Кант делает вывод: Мы можем познать.лмшь_ явление, но.не еещь„.8__ себе, т. е. познать мир таким, каким он явился в опыте, в результа­те той организующей деятельности, какой материал опыта подвер­гался в чувственном и рассудочном познании.

Анализ опыта позволяет Канту ответить на поставленные воп­росы о математике и естествознании. Математика возможна имен­но потому, что в нашей чувственности имеются априорные формы созерцания — пространство и время. (Ими оперируют геометрия и счисление). Естествознание имеет такую опору в категориях, и оно возможно именно потому, что человек осмысливает данные опыта с помощью категорий. Остается ответить на третий вопрос, как возможна метафизика. Метафизика или философия оперирует уже не только категориями, но и идеями разума. Они не являются пред­метом опыта (например, идея Бога или идея бесконечности). Раз­мышляя над такими проблемами, разум запутывается в противоре­чиях. Ведь возможно "доказывать" и бесконечность и "конечность" мира, бытие Бога и атеистическую позицию. — Эти противоречия Кант называет антиномиями. Наличие их — свидетельство того, что совершен незаконный скачок в область "ветЦей~в~?5б"е""Т1"рИ-

— 79 —


нийпизлыш_непознаваемых. Таким o6pa30M,_B_HioreJ<aKT^ занял по­зицию агностицизАшГ'-^отрицания возможности познания вещей как они существуют сами по себе. Точнее сказать, Кант не отрицал возможность и необходимость познания вообще. Он ограничивал познавательные возможности человека сферой явлений, указывая на влияние субъективности человека на этот процесс. Не считаться с тем, что в познании всегда будут иметь место субъективные мо-меиты, после трудов Канта — ненаучно, неправильно.

.-,; 25. Кант о дуализме природного и морального -, в человеке, Учение о категорическом императиве. Идея вечного мира

Человек, по Кант у, объеди няет в. себ е духо вное и.телесное нача-лр,_Он — двойственен. Как явление.телесного мира рн подчинен за­конам природы, как духовное существо, он "вещь в себе" и обладает ""свободной волей. Но свободное действие есть действие по собствен­ному закону. В сфере воли такими законами являются императивы, т. е. предписания действовать определенным образом. Кант разли­чает гипотетические императивы (когда поступок оценивается как средство достижения той или иной цели) и категорический импе­ратив, когда поступок признается необходимым безотносительно к какой-либо цели. Первые — это рекомендации действовать опреде­ленным образом в зависимости от условий. Они ориентированы на эффективность, т. е. достижение цели. Пример: действия врача, ис­пользующего" яды для лечения, и отравителя, с точки зрения дости­жения их целей, могут быть одинаково эффективны. С моральной точки зрения — это совершенно разные действия. Гипотетические императивы действуют в сфере науки и практики. Категорический императив действует в сфере морали, как вечный, нравственный закон, не зависящий от условий. Он характеризует форму воли, ве­ления, а не конкретное содержание возможного проступка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.