Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. Новый Органон Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 2 страница




Идея, по Платону, есть прообраз вещи, выражение сущности класса вещей. Например, идея красоты характеризует то общее, что объединяет красоту в реальности, красивые предметы, явле­ния, красивых людей и т. д. В диалогах Типпий больший", "Пир" и других показана относительность прекрасного в реальной дейс­твительности, недостаточность понимания прекрасного как полез­ного или пригодного для какой-либо цели и даже как лучшего среди предметов одного и того же рода. (С этой точки зрения, получилось бы, что и горшок прекрасен, и орудие убийства прекрасно, если оно хорошо сделано).

Платон ведет поиск прекрасного самого по себе, и этот поиск приводит его к выводу, что прекрасное само по себе есть идея кра- соты, от нее зависит существование всех прекрасных явлений "Че­ловек же, видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную". В отличие от вешен "идеи не знают ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения". Каждому классу чувственных предметов в бестелесном мире соответствует некая идея или "вид" — эйдос.

— 32 —


Каково же соотношение между миром вещей и миром идей? Со­гласно Платону, чувственн ые вещи: 1) подражают идеям как об^ разцам; 2) они участвуют в идеях как отдельное в~осПцё"м;~3) "идей присутствуют в вещах, "виступаютТШк~т[ели, определяющие разви­тие вещей.

Но чтобы возникли изменчивые вещи, кроме бестелесных форм
или образов необходим материал. Таким материалом является бес-,
форменная материя, которую он называет пространством или "не-*;
бытием", в отличие от идей, которые именно — бытие. '

Из бесформенной материи, которая "мать", "кормилица", "со-причина" всего, возникает физическая материя, существующая в виде 8оды, земли, огня, воздуха. Так возникает второй мир — мир вещей, состоящий из четырех стихий. Промежуточным звеном, опосредующим процесс возникновения вещественного мира, явля­ются математические определения, геометрические формы. Возник­ ший мир — мир вещей, не является подлинным бытием, Он^тблеск вечного мира идей.

Таким образом, центральное звено философии Платона — уче­ние о двух мирах — мире идей и мире вещей. Вершину мира идей образуют идеи Блага, Мировой ум и Мировая Душа.

Идея Блага — "солнце" в царстве идей; все остальное,— отме­чает В. Виндельбанд, — получает от неё как свою ценность, так и свою действительность. Она есть мировой "разум, ей подобает имя ума или божества". Но благо — этическое понятие. Идеализм Пла­тона, отмечает он, по сути — идеализм этический.:

Учение Платона о сверхчувственном мире идей как подлинном бытии, определяет его позицию в области теории познания. Целью познания, с его точки зрения, является постижение подлинного бы­тия — мира идей. И оно не может быть достигнуто с помощью ор­ганов чувств, которые ориентируют нас на познание вешного мира. Истинное познание возможно лишь путем интеллектуального на­пряжения, мистического воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело. В душе человека имеется некое врожденное знание. Надо только постараться с помощью ин­теллектуальной интуиции осознать его. В диалоге "Менон" Платон рассказывает, что мальчик-раб, никогда не учившийся геометрии, сумел решить геометрическую задачу, правда, с помощью наводя­щих вопросов Сократа. Значит, произошло воспоминание того, что было заложено в душе до рождения.

— 33


Согласно Платону, душа человека до вселения в тело пребывала в мире идей и она бессмертна. Тело же смертно, и оно состоит из воды, земли, огня и воздуха, которые после смерти возвращаются к космосу. Как причастная миру идей, душа содержит в себе разумное начало, как пребывающая в теле, она содержит в себе еще два начала: аффек­тивное и вожделеющее. Бессмертна именно разумная часть души.

Люди делятсяна три категории в_зависимости от того, какое на­чало у кого преобладает. Люди с преобладанием разумного начала образуют категорию правителей— философов, мужественные — воинов, а люди с чувственным началом — категорию ремесленников и земледельцев.

В идеальном государстве, по Платону существует четкое разде­ление функций между этими классами людей, в нем должна быть строгая иерархия сословий. Сословию воинов запрещено иметь час­тную собственность. Дети воинов должны воспитываться в обще­ственных садиках и яслях, даже в отрыве от семьи. Всё должно быть подчинено целям сохранения государства. Платон принижа­ет личность в интересах государства. Учение Платона о государс­тве — недемократично. Но заслуга Платона — в анализе духовного мира человека. Изучая природу понятий (идей), Платон выявил их особый характер в отличие от вещей (идеи — не гибнут), но. не умея объяснить их происхождение (откуда в уме человека идеи) допустил существование особого мира. Платон выдвинул важную категорию "идеального".

8. Атомистический материализм Демокрита

Идею атомизма впервые в Греции выдвинул Левкипп, уроженец Милета.

О жизни и сочинениях этого философа известно мало. Продол­жателем учения Левкиппа был Демокрит — крупнейший представи­тель древнегреческого материализма. Демокрит родился в 460 г. до н. э. в городе Абдеры на северо-востоке Эллады. Получив наследс­тво, Демокрит, как он сам сообщает, провел около 8 лет в путе­шествиях. "Я объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом


укЛшх людей". А в Греции Демокрит слушал лекции философов-элеатов и пифагорейцев. Ему довелось общаться и с Сократом. Де­мокрит написал около семидесяти сочинений: на моральные, естест­веннонаучные, математические и другие темы. Вместе с Левкиппом Демокрит является основателем атомистического понимания мира. Чувствам человека, учит Демокрит, представляется смена вещей и процессов — гераклитовский текучий мир. Но глубинные основания бытия, то, что никогда не возникает и не исчезает — это атомы и пустота. Атомы, по Демокриту, мельчайшие частицы — плотные, неделимые. Они разлр ^аготся по форме, величине и взаимному по­ложению. По форме атомы бывают шарообразными, вогнутыми, иыпуклыми, крючкообразными и т, д. По величине — разных разме­ров. Число атомов во Вселенной бесконечно.

Атомам изначально присуща также способность движения. Дви­жение атомов происходит в пустоте, которая в учении Демокрита является аналогом пространства. Двигаясь в пространстве, соударя­ясь и соединяясь различным образом, атомы образуют бесконечное разнообразие природных тел и процессов. Субстанция материальна и едина как сочетание атомов и пустоты'"В то время как явления природы и изделия человека гибнут в потоке бытия, атомы и пусто­та — не возникают и не исчезают. Они лишь участвуют в различных новых комбинациях. Сохраняется и их способность к движению. Таким образом. Демокрит, выдвинув атомистическое учение о мире, предвосхитил в умозрительной форме физические принципы сохра­нения материи и движения.

Как могло возникнуть представление об атомном строении ве­щества в период, когда физика как наука практически не сущес­твовала? Ответ возможен. Глубокое размышление (умозрение) и чувственный опыт, т. е. наблюдение за явлениями природы — вот источники открытий Левкиппа и Демокрита.

Опыт свидетельствует, что большие тела состоят из частей и, разрушаясь, дробятся на еще более мелкие части. Но одного опыта, простого наблюдения недостаточно для того, чтобы придти к идее атомизма. Нужна еще глубина и мощь мыслительной деятельности, которой обладал, в частности. Демокрит. Итак, атомы и пустота образуют уровень субстанции, глубинный уровень бытия. Продол­жатель учения Демокрита на Римской почве Лукреций пишет:

"Так при посредстве невидимых тел управляет природа. Но не.шполнено все веществом и не держится тесно сплоченным с разных


 


— 34 —


— 35


сторон: в вещах пустота существует. Без пустоты никуда невозможно бы вовсе двигаться было" ("О природе вещей"), п.

Выдающимся достижением Демокрита было введение им в фило­софию категории причинности, являющейся сердцевиной принципа детерминизма. "Ни одна вещь, — утверждал он, — не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости",

С позиции современного понимания проблемы, детерминизм Де­мокрита односторонен, неполон. Для Демокрита характерна недо­оценка категории случайности. Поскольку все в природе причинно обусловлено, постольку, полагает он, все необходимо. Случайнос­тью люди называют явления, причин которых не знают. А как толь­ко причины их будут открыты, выяснится необходимый характер явлений. Если, например, взрослые сыновья, вскапывая огород, на­шли золотой клад, то это — неслучайно. Их родитель, закопав его, таким образом, сохранил его для потомства.

Принципы причинности и необходимости распространяются Де­мокритом на всю Вселенную и на космос. Число миров, по Демокри­ту, бесконечно, и они все возникают с необходимостью вследствие вихревого движения материи.

Значительное место в сочинениях Демокрита уделялось пробле­мам человека — гносеологии, психологии, этике.

Человек, по Демокриту, есть малый космос, "микрокосм", ибо он также состоит из атомов. В отличие от неживой материи человеку присуща душа, которая представляет собой совокупность шарооб­разных атомов, рассеянных по всему телу. Они подобны атомам огня. Со смертью тела распадается и душа, все атомы рассеиваются в пространстве.

В человеке в отличие от животных "есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее". Это одна из важнейших особен­ностей человека. Но процесс познания сложен. "Истина сокрыта в глубине", — утверждает Демокрит (лежит на дне морском). Харак­теризуя процесс познания. Демокрит выделяет в нем две стадии: чувственное познание и познание с помощью разума.

В результате чувственного познания возникает внутреннее ви­дение, слышание, т. е. ощущения и образы восприятия, Демокрит пытается постичь механизм формирования образов и дает, естест­венно, умозрительное, наивное объяснение. От вещей, полагает он, отделяются, "отлетают" невидимые до поры, до времени образы


вещей, состоящие из атомов. Он называет их зйдолы. Проникая в органы чувств, они порождают внутренний образ вещей. Но таким образом человек познает лишь явления этого мира, а не его сущ­ность. Чтобы познать сущность, подлинное, вечное бытие — атомы и пустоту — необходимо истинное познание, основанное на разуме. Именно в этом смысле Демокрит чувственное познание называет темным, а разумное — светлым.

Разум ведет к познанию сущности вещей, он же путеводитель в социально-этической области. В этике Демокрит выступает как страстный пропагандист умеренности и благоразумия. "Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравят­ся". В людях следует ценить ум, хороший характер, стремление к справедливости. "Телесная красота человека есть нечто ското­подобное, если под ней не скрывается ум". "Быть хорошим чело­веком — значит не только не делать несправедливость, но и не желать этого".

А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет сво­их обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии страха и самоосуждения. Справедливость в обществе реализуется в уп­равлении достойных, в подчинении закону, в демократическом уст­ройстве государства. "Приличие требует подчинения закону, власти к умственному превосходству... Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства".

Демокрит — один из великих философов своего времени, вы­дающийся ученый, внесший значительный вклад в сокровищницу человеческого познания.

9. Философия Аристотеля

Аристотель (384 — 322) родился в городе Стагире во Фракии, недалеко от Македонии. Он происходил из старинной семьи вра­чей. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в Академию Платона, [■де находится в течение двадцати лет. Благодаря выдающимся спо­собностям он вскоре становится преподавателем академии. Смерть Платона и несогласие Аристотеля с племянником Платона Спев-


 


— 36 —


— 37


сиппом, возглавившим академию, побудили Аристотеля оставить академию.

Следующие 6 лет он живет в Малоазийской Греции, сперва в городе Ассосе, а затем в Митилене на острове Лесбосе. Здесь жили его друзья и ученики — правитель Гермий и философ Теофраст.

В конце 40-х годов IV в. до н. э. македонский царь Филипп при­гласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Воспитание наследника продолжалось около 4-х лет. Впоследствии Александр Македонский скажет: "Я чту Аристотеля наравне со сво­им отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену".

Когда Александр Македонский стал царем, Аристотель возвра­щается в Афины. Он открывает собственную школу — Ликей. На­звание дано в честь храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа. Обсуждение многих вопросов происходило в аллеях сада в ходе прогулки, в связи с чем учеников Ликея впос­ледствии стали называть "перипатетиками" (прогуливающимися). Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После внезапной смерти Александра Македонского активизировалось антимакедонское дви­жение в Афинах. Аристотель вынужден был покинуть Афины. Вско­ре на острове Эвбея он умер.

Аристотель — универсальный мыслитель, своего рода ученый-энциклопедист. Об этом свидетельствует количество и содержание его трудов. В его сочинениях охвачены все отрасли современного ему знания. Это сборник логических трактатов "Органон" (в перево­де с греческого — орудие), "Метафизика" — сочинение, посвящен­ное собственно философским проблемам. Так была названа группа трактатов Аристотеля, помещенная после "Физики" Впоследствии среди философов установился обычай называть метафизикой вся­кое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Группа естественнонаучных произведений Аристотеля вклю­чает сочинения: "Физика", "О небе", "О частях животных" и др. Со­чинения, относящиеся к социальным и философским наукам: "Эти-. ка" (в обработке Никомаха и Эвдема), "Политика" и "Поэтика".

Аристотеля справедливо считают отцом логики. Он исследо­вал природу силлогизма (умозаключения), создал теорию доказа­тельств, открыл основные законы логического мышления. Формы мысли рассматривались им как отражение реальных связей бытия, и в этом именно он видел критерий реальной истинности высказы-


. Логические сочинения, таким образом, пронизаны определен­ной философской позицией. Познание, орудием которого является логическое мышление, является отражением реальности.

Особый интерес для философии и.ряда других наук (в частнос­ти — лингвистики) представляет работа "Категории". В ней Арис­тотель выделяет 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, положение, облада­ние. Различают "первичные сущности" (конкретное, единичное "вот jto") и "вторичные сущности" — роды бытия (т. е. более общие по отношению к первичным сущностям понятия). В "Категориях" Аристотеля синкретично объединены и философские, и граммати-'lexiiiie понятия.

| Проблема сущности особенно интересовала Аристотеля. Она со­ставляет главное ядро его "Метафизики". "Первые сущности" — конкретное "вот это", т. е. явления — это предмет физики. Но кро­ме конкретных вещей и явлений, имеется еще "сущее как таковое", f то, что за пределами физики. Оно и составляет предмет философии. /

В отличие от Платона,_котор_ый к_ миру подлинно сущего относил'____________________

идеи, а реальный мир — мир вещей — считал, по сути дела, миром (теней, Аристотель не сомневается в реальности вешнего мир"аТ0н~ подвергает критике учение Платона об идеях, вскрывает присущие этому учению противоречия.

— Невозможно, чтобы сущность вещи (по Платону — иде я ) су-
ществовала отдельно от самой вещи^__.

— Платоновские идеи не мпгут_ойъ# СНИть движение, ибп пнц----------------------

неподвижны, а вещи, которые им '_'подражают^"L__—_ подвижны, из­менчивы.

Получается далее, что для одной вещи должно существовать множество идей. Например, человеку должна. предшествовать "идея" человека как живого существа, "идея" человека как двуно­гого, "идея" человека как человека.вообще и др.. В_ "Этике" Аристо­тель пишет: "Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине". Традиция воспроизводит эту мысль короче: "Платон мне друг, но истина дороже".

Сущность бытия может быть адекватно понята, если удастся познать причины бытия вещей. По Арис тотелю, существует 4 рода щэичин, определяющих бытие каждой ве щи:

— материальная причина или материя; ■■$■■■ <■'<> к. <,

формальная причина или ^юрма;____________ *i 'i •'•'■■ ■•. ■ :


 


— 38 —


— 39 —


дейст вующая, производящая причинаили движение; j^.-

— конечная причинаили цель.

Так, материальная причина дома — материал, из которого он строится, двигательная — строители, архитектор, формальная — проект, целевая — его назначение {дом должен быть пригодным для жилья). Матедия^о.Аристотелю^ пассивна. В ней_ имеется лишь возможность стать вещью. Она реализуется благодаря дейс­твию двигательной, формальной и целевой причин. Объединяет эту троицу — форма —_важнейшая из причин. Ведь всякая законченная __вещь_--^ единство,материи и формы,

Аристотель тщательно анализирует понятия возможности и дейс­твительности, потенциального и актуального бытия и, по сути дела, показывает, что процесс возникновения вещей есть диалектический процесс. Ничто не возникает вдруг "из ничего". Всякая конкретная вещь, прежде чем возникнуть, имеет некоторые предпосылки в ма­терии. Процесс развития есть переход из возможности в действи­тельность, осуществляемый благодаря формообразованию.

Но то. что явл яется формой в одном отношении, может стать материей в другом. Так, глыба мрамора — форма по отношению к веществу, из которого она состоит, и, с другой стороны, — мате­рия — по отношению к статуе, которую высекает из нее скульптор. 4jo6bi не идти в бесконечность в поисках причин бытия вещей, нужно остановиться на некоторой конечной причине, "которая вы­ступает как высшая'форма и перводвигатель — источник движения. И такой причиной, по Аристотелю, является Демиург — Бог.

_Ьог_также, по Аристотелю, зада ет прир оде цель, он источ ник _в_се.х.форм Л.целей.. Аристотель, таким образом, занял позицию объ­ективного идеализма и телеологии {телеология — учение о целесо­образности бытия, источником которой является бог). Но это свое­образная форма идеализма, потому что Аристотель признает также вечность материи..;

Большой вклаТНзнес Аристотель в биологию, этику, теорию госу­дарства. Чарльз Дарвин считал, что идея градации (степеней совер­шенства природы — минералы, растения, животные) подготовила идею эволюции в биологии.

Аристотель дал описание 158 городов государств, дал класси­фикацию форм правления. Он и его школа внесли большой вклад в развитие наук, а философские сочинения Аристотеля оказали значи­тельное влияние на последующее развитие философии.


10. Философия эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

Эпохой эллинизма историки называют период после смерти Александра Македонского (323 до н. э.) примерно до первого сто­летия новой эры.

В это время Рим осуществляет свою экспансию, покоряя всё но­вые территории. Во 2-ом веке до н. э. и Греция управлялась римски­ми наместниками. Завоеватели восхищались греческой культурой, ее влияние на европейскую культуру непреходяще, оно значимо и в наши дни. Культурными центрами эпохи эллинизма были Александ­рия, Пергам, Рим и все еще Афины. Здесь продолжали свои занятия и исследования Академия и Лицей, с IV века возникает эпикурейс­кая школа "Сад Эпикура".

В центре внимания философов эпохи эллинизма — проблемы_
этики. И это не случайно. Политически неустойчивая жизнь, вой-. __
ны и другие неурядицы ослабили интерес к политике. Как жить и
выжить, возможно ли счастье в условиях социальной неустойчи­
вости и перемен — это главные вопросы. Почти все философские

течения главное внимание уделяют этике."Исключение — школа_ скептицизма.

Основателем _школы был Пиррон (Гу/ в др.н.. э..),, утверждай-— ший невозможность достоверного познания и советовавший воз-. __ держиваться в связи с этим от категорических суждений (скеп-.—. сие — греч. — сомнение, колебание, состояние нерешительности). Аргум енты Пирро на и его последователей (Агриппа и Энесидем из Кноса, Аркесилай и Корнеад из Греции) сводились к констатации 1) обманчивости чувственного познания и 2) возможной противо­речивости логического познания (об одном и том же предмете воз­можны противоположные высказывания)., а также к указанию на. бесконечность познания (один тезис доказывается другим, тот тре­тьим и т. д.).

Скептицизм эпохи эллинизма отражал реальную сложность про­
цесса познания истины. Поскольку борьба мнений и многообразие
позиций — явления естественные и плодотворные для научного поз­
нания, позиция скептицизма имеет определенные основания. Она
выступает как противоядие от бездумного догматизма, против сле­
пой веры в авторитеты. Этическая проблематика отражена в учении
Эпикура, стоиков, киников и киренаиков. :


 


— 40 —


41 —


Эпику р (342 — 270 г. до н. э.) с острова Самос, основал в Афи-нах_собственну_ю философскую школу^_В_философии он выделял _3_насти: физику (учение о природе), логику {о мышлении) и этику (о морали]. Все они должны служить обоснованию этики. В учении о природе Эпикур — последователь Демокрита, т. е. атомистический материалист.. Но он вносит новые__идеи в теорию атомизма. В част-. ности, к 3-м различиям атомов (по_ величине, фигуре и положению). Эпикур добавляет 4-ое различие ^по весу^Он допускает не только прямолинейное движение ("лиени атомов"), но и их отклонение от Прямой. Это дает основание допускать случайность, чего не было в учении Демокрита. Цель философии, по Эпикуру, научить чело-■■ века быть счастливым. Для этого надо избавить его от страхов: ■.перед смертью, богами, и силами природы. И Эпикур учит: богов не следует бояться, они находятся в межзвездных пространствах и ; (не вмешиваются в дела людей. Позднее Цицерон скажет: Какие же ~ это Боги? — отметит формальное признание Эпикуром богов. _Смер:. ти тоже не нужно бояться, так^как, пока мы живы, ее нет, а когда _она приходит, нас нет. А чтобы избавиться от страха перед силами -природы, надо идти по. пути дознания этих сил. Цель жизни — счас-1 тье, учил Эпикур, а счастье — в удовольствии, в наслаждении. Но выше всего он ценил духовные удовольствия — радость познания, дружбу, эстетическое наслаждение. Неправильно представлять эпи­куреизм как проповедь грубого чувственного наслаждения._"Счас-тье, — говорил Эпикур, — не в._п_огоне„за наелаждениями^а в сво­боде от страданий".

Течение киренаиков — вульгаризировало учение Эпикура. Арис-типп утверждал даже, что в чувстве удовольствия или боли — ме­рило истины и проповедовал, что наслаждение есть смысл жизни. В противоположность ему (и всем киренаикам) киники утверждали презрение к мирским благам и главным благом человека считали свободу и независимость, а для этого надо уметь довольствоваться малым. Все, что естественно, есть благо, учили они. В центре вни­мания стоиков, из которых на европейскую культуру наибольшее влияние оказали римские философы, также проблемы этики.

_Школа стоиков берет начало в IV в до н. э. Проходит этапы Древняя Стоя (IV — III вв. до н. э.), Средняя~Стоя~'(ТГ—-Г вв. до н. э.), Поздняя Стоя 0 — Ш вв. н. э.). Основателями учения были греки Зенон, Клеанф и Хризнпп; во втором периоде школа представлена Панётием и Посидонием. К римским стоикам относят-


ся: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий,_Первый был государственным деятелем_Рима и драматургом, второй — по происхождению рабом, третий ^римским императором II века н. эры. В противополож­ность киренаикам стоики учили, что счастье человека не зависит от внешних обстоятельств: и богатство, и слава, и должность, и власть^ все это может быть утрачено, все это могут отнять. Счас­тье — в наполненности внутренней жизни, в покорности судьбе. Стоики-фаталисты. "Желающего судьба ведет, нежелающего та­щит1'', — "уч'ил Сенека.

Стоикам присущ пантеизм. Бог, который мыслится одновремен­но как огонь, как пневма, все проникает. Он — источник всех ве­щей, сперматический логос. Все возникает из огня и по истечении мирового года (10800 лет) гибнет в мировом пожаре, чтобы затем снова возникнуть. Бог, таким образом, по сути дела, отождествля­ется с природой. (Он и разумен и телесен).

Стоики проповедовали равенство людей, в том. числе рабоафш) было нетипично для рабовладельческого общества.). Они были кос­мополитами. Человек, — учил Сенека, — принадлежит двум рес­публикам. Одна, в которой он родился, вторая — великий космос, Земля. В этом учении заложена глубокая мысль о единстве челове­чества. Учение стоиков оказало значительное влияние на формиро­вание христианства, на развитие европейской культуры.

11.Эпоха позднего эллинизма. Возникновение

христианства. Философские истоки христианства

Эпоху эллинизма определяют как период в истории государств Средиземноморья и Передней Азии со времени завоеваний Алек­сандра Македонского в 334 — 324 до н. э. до 30-х г. до н. э., когда Рим после завоевания Греции и ряда других государств подчинил себе Египет. Поздний эллинизм — это порубежье — первый век до н. э. и начало новой эры. На этот период приходится формирова­ние христианства.

Взаимодействие различных культур, эллинской и восточных, явившееся результатом войн Александра Македонского и последу­ющих римских завоеваний привело к распространению различных культов на территории Римской империи. В Риме распространяются


 


— 42 —


43 —


культы божеств персидских и египетских, например, Изиды, рели­гиозное учение неопифагореиэма, сочетавшее в себе элементы мис­тики с проблесками естественнонаучных сведений.

Еще влиятельны эпикуреизм, в меньшей степени — стоицизм. Общее образование, отмечает историк Т. Моммзен, — было близ­ко к эллинскому. Школьное обучение включало "семь свободных искусств": грамматику, логику (или диалектику), риторику, геомет­рию, арифметику, астрономию и музыку, к ним присоединялись еще медицина и архитектура. По-прежнему в основе общего образова­нии лежала греческая литература. Но влияние таких центров как, Афины, Александрия, слабело (хотя туда и ездили для завершения образования). Теперь Рим воспринимался как столица мира.

В первом веке нашей эры на территории Палестины возникает христианство, вскоре распространившееся в Италии. Центральные идеи христианства — идея спасения, искупительной миссии Хрис­та, мессианская идея второго его пришествия. Бог мыслится как единый и вместе с тем, существующий в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух. Большое влияние на формирование христианства окапали философские учения. В частности, учение александрийско­го философа Филона, стоицизм и особенно неоплатонизм.

Филон (21 до н. э. — 49 н. э.) учил о трансцендентности Бога (надмирового, сверхъестественного его существования), понимал Бога как личность (Иегову) со своей священной историей, о ко­торой повествует Ветхий Завет. Бог творит мир путем эманации (истечения низших слоев бытия из высших). Его первым и наибо­лее совершенным творением является Логос, посредством которого сотворены ангелы и далее мир вещей и человек. Александрийская школа Филона оказала сильное влияние на развитие раннего хрис­тианства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.