Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 18 страница




1 Пяст В. Встречи. С. 56.

2 Г. -А (Грааль-Арельский). Эгопоэзия в поэзии // Русский фугуризм. с. 1 32.

3 Цит. по: Русский футуризм. С. 29.


Эгофутуризм

во всех его ответвлениях. Языковое экспериментирование, осознанное как необходимая часть искусства будущего, было

характерно и для А Крученых, и для Вел. Хлебникова, и для

И. Северянина, хотя характер и способы достижения «язы­ ковых сдвигов» у этих поэтов были различны. Изобретенный Северяниным эгофутуризм продолжал будоражить умы. В. Каменский использовал «эго» в названии своего сборника

«Эго - моя биография великого футуриста» (1 91 8), а влия­ ние открытий эгофутуристов в области поэтики заметно в его

сборнике «Звучаль веснеянки» (1918). "

Общими результатами эгофутуристов бы.м:r новации в об­

ласти поэтики: обновление ритма и рифмы, сЛ.овотворчество и формотворчество, сдвиг семантики, синтез различньiх ви­ дов коммуникаций (жест, речь, мимика, звук), введение «мас­ ки», иронии, пародии и самопародии, углубление психологиз­ ма и саморазоблачения, использование <<Игры» с акустикой и дистанцией между поэтом и читателем (слушателем).

Литература

Иванов Г. Собрание сочинений: В З т. Т. З. М., 1994.

Исаков С.Г. И. Северянин в 1918-1921 гг.: Жизнь и творчество. Об­ щественно-политические воззрения. Литературная позиция // Историко-литературный процесс: Методол. аспекты. Рига, 1989. с. 82-84.

История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под. ред.

Жоржа Нива и др. М., 1 995.

Крусанов А Дороги и тропы русского литературного авангарда: эго­ футуризм (191 1- 1922) // Русский разъезд. 1993. № 1. С. 109-148.

Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.

Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия.

л., 1991.

Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания.

м., 2000.

Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. Л., 1977.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900- 19 10-х годов.

М., 1988.


Игорь Северянин

Игорь Северянин (настоящие имя и фамилия Игорь Васи­ льевич Лотарев; 1 887, Санкт-Петербург - 1941, Талн), поэт, основатель и лидер эгофутуризма. Творческий облик Северя­ нина крайне пестр и противоречив. Писать стихи начал в девять лет и чувствовал себя «поэтом, поэтом рожденным» 1• С 1 904 по 1912 г. выходили небольшие сборники произведений Северя­

нина тиражом в 1 00-200 экземпляров, брошюры «Гибель Рю­ рика», «Победа Новика» (1904). Исторические стилизации не

обратили на себя внимания ни читателей, ни критики. В после­ довавших затем многочисленных публикациях чувствовалось заметное влияние К Фофанова, Ф. Солоrуба, М. Лохвицкой.

В начале творческого пути Северянин самостоятельно ис­ кал «тенденцию», которая была бы «обречена на успех». Пе­ тербургскомулитературному миру Северянина в 1912 г. пред­ ставил Ф. Солоrуб2• В литературной судьбе поэта принимал участие и мэтр символизма В. Брюсов. Он посвятил поэту ак­ ростих («И ты стремишься ввысь, где солнце вечно»), благо­ желательно откликнулся на его первые сборники и гордился тем, что «один из первых приветствовал стихи Игоря Севе­ рянина», считал его поэтом «С дарованием, бесспорно выда­ ющимся», ценил его попытки «обновить поэтический язык»3• Футуристические идеи подтолкнули Северянина к созда­ нию собствениого варианта футуризма - эгофутуризма, в основе которого лежит самоутверждение «Я» автора, «эго». Публичные выступления принесли настоящий успех, кото­ рый был закреплен сборником «Громокипящий кубок». Иро­ ния и амбиции соединились в эпатаже и психологически реа­

листическом автопортрете:

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен:

 
 

1 Северянин И. Тост безответный. С. 483.

2 Там же. С. 47 1.

3 Брюсов В.Я. Литера:�урное наследство. Т. 85. М., 1976. С. 208--209.


 

 

Я повсеместно оэкранен! Я повсеместно угвержден!

"
Эгофутуризм, провозглашенный Северяниным в 191 1 г., первоначально назывался «Вселенским». Г. Шенгели назвал Северянина «поэтом вселенчества». Планетарный размах - общепринятый код того времени, особенно характерный для футуризма, однако эгофутуризм Северянина не носил ради­ кального характера отрицания традиции, свойственного аван­ гарду. Автор ценил свою автономность в искусстве и не влил­ ся в московскую группу кубофутуристов. Он заявлял: «Они

связывало
сделали своим девизом то, что я порицал. Подобно итальянс­ ким футуристам, они порицали все то, что ' русский

дух с прошлым» 1, не принял их категоричности в требовании

«уничтоженья всего старого искусства». Не была принята и теория «заумного языка» А. Крученых в связи с четко уста­ новленным в эгофутуристической программе принципом:

«Поиски нового без отверганья старого».

Стиль раннего Северянина обозначен нарочитым стрем­ лением к оригинальности, претенциозности, вычурности, о чем свидетельствуют названия сборников: «Зарницы мысли» (1 908), «Колье принцессы» (1 910), «Электрические стихи»

(191 1), «Ручьи в лилиях. Поэзы» (191 1). Поэт ориентируется и на «галантерейность», и на высокие классические образцы; в жизни ищется или сугубо «поэтическое», «высокое», неорди­ нарное, не имеющее прямых аналогов в повседневности, или ее реалии поэтически преображаются.

Реакция современников на творчество этого автора была максимально острой, пристрастной, будь то отталкивание или одобрение. «Двусмысленная слава» Северянина началась с

«воя и дикого улюлюканья» прессы после резко негативного отзыва Л. Толстого, прочитавшего «Хабанеру II»2• Можно представить реакцию писателя-классика на строки:

1 Интервью И. Северянина в белградской газете «Правда» от 18 ноября 1930 г. // День поэзии Севера. Петрозаводск, 1968. С. 1 62.

2 См.: Там же. С. 48 1.

 

17-121


Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не будут робки!

Особенно яркими поэтическими новшествами был отме­ чен сборник «Громокипящий кубок», изданный московским издательством «Гриф» в 1913 г., предисловие к которому на­ писал Ф. Сологуб. Сборник в течение двух лет выдержал де­ сять изданий и получил многочисленные отзывы и рецензии. В отличие от кубофуrуристов, искавших союз с художни­ ками-живописцами, Северянин стремится к синтезу поэзии и музыки. Своих современников поразил поэзоконцертами, на которых он не читал, а пел свои стихи, иногда держа в ру­ ках белую лилию. На его стихи писали музыку С. Рахмани­ нов и А. Вертинский. Первый поэзоконцерт состоялся в Те­ нишевском училище в 1913 г. Затем концерты проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле. Он участвовал вмес­ те с кубофутуристами В. Маяковским и Д. Бурлюком в шум­ ном турне футуристов по России. Маяковский нарисовал уг­ лем шарж на Северянина и любил декламировать и пароди­ ровать его стихи. В поэме «Колокола соборов чувств» Севе­

рянин передает впечатления от этих событий.

Стихотворения Северянина, насыщенные яркими живо­ писными деталями и нюансами «музыки души», мимолетны­ ми настроения:r1и и желаниями, передавали ощущение новиз­

ны жизни, впечатления от «синема», «ландо» и других техни­

ческий новшесtв начала ХХ в. Рассчитанные на невзыскатель­ ный вкус «уважаемой публики», они легко запоминались, некоторые строки цитировались, словосочетания станови­ лись крылатыми выражениями («ананасы в шампанском»,

«мороженое из сирени»). Поэма-миньонет «Это было у моря...» стала «визитной карточкой» поэта, по ней узнавали северянинский тон, манеру и стиль его «грезофарсов»:

Это было у моря, где ажурная пена.

Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж.


Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа". Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа.

Поэт прибегал к приему пародии, лирической иронии, шаржу таким образом, что не всегда удавалось провести чет­ кую линию между иронией поэта и его серы!зными художе­ ственными задачами. Использованные им неологизмы, иног­

да изысканные, например, из «Мисс ЛИль» - онезgешнить­

ся, из стихотворения «Алтайский гимн» - осветозарь, из сти­ хотворения «На летуне» - улыбность, подчеркивали твор­ ческую свободу автора. Поэт прибегал как к классическим

жанрам лирики - элегии, сонету, рондо, балладе, так и со­ здавал собственные жанровые обозначения: поэза, эгополонез, самогимн, триоли, октавы-фантазии, сексты, симфониэты.

Лейтмотивами творчества становятся любовь, природа и

«Я» поэта, многочисленные самопризнания и самохарактери­ стики. Многие стихотворения раскрывали психологию твор­ чества, эстетические пристрастия автора, использовавшего в ироничном ключе ассоциативные и интертекстуальные свя­ зи с образами мировой культуры.

Я заклеймен, как некогда Бодлэр;

То - я скорблю, то - мне от смеха душно. Читаю отзыв, точно ем «эклер»:

Так обо мне рецензия". воздушна.

О, крити�<а - проспавший Шантеклер! -

«Ку-ка-ре-ку!», ведь солнце не послушно.

Обыгрывая непонимание критиками его творчества, драз­ ня и эпатируя высокоумие, не улавливающее специфику по­ этической игры, Северянин прибегает к совпадению назва­ нияпирожного «эклер» и французского слова «eclair» - «мол-

 


 

1 7*



Эгофутуризft

ния»: «В моих oчax eclair, а не «эклер»! / Я отомщу собою, как ­ Бодлэр!». Один из «Проклятых» французских поэтов, Ш. Бод­ лер, вначале яростно обруганный критикой, а затем ставший всемирно знаменитым, создавший в сборнике «Цветы зла»

эстетические образцы декадентской поэзии, а в жизни - но­ вые образцы поведения буржуа, не считающегося с добропо­ рядочностью, становится для Северянина символом совре­ менного поэта.

В «Прологе эгофутуризма» осмысливаются собственные творческие новации в области эстетики и этики. По самоха­ рактеристике, поэт создает принципиально новый стих, «Пре­ пон не знающий с рожденья, / С пренебреженьем к берегам, / Дает он гордым наслажденье / И шлет презрение рабам». Автор указывает на изысканную простоту, строфическую строгость, композиционную завершенность, свободу и све­ жесть своей поэзии:

Я облеку, как ночи, - в ризы Свои загадки и грехи,

В тиары строф мои капризы, Мои волшебные сюрпризы, Мои ажурные стихи.

 

В «Прологе» утверждаются права интуиции, непосред­ ственности в ис�усстве, безграничная вера в свои возможно­

сти, слиянность с природными стихиями, которые «подавле­

/>

ны» в человеке цивилизацией («Я с первобьrrным неразлучен, /

Будь это жизнь ль, смерть ли будь»); осмысливается «текучий» протеизм «эго» («Влекусь рекой, цвету сиренью, / Пылаю солнцем, льюсь луной»); пафосно отрицается рациональность («Не мне расчет лабораторий! / Нет для меня учителей!»). Поэт ратует за возвращение к первобытным необузданным силам натуры, которые таятся в человеке, выражает недове­ рие к культуре как единственной хранительнице истины и мудрости («И нет дикарству панихиды, / Но и культуре гим­ на нет»). Духовная свобода, считал поэт, неразрывна с перво­ бытной природной стихией, которая родственна со стихией


творчества. Эти пункты поэтической программы «Пролога эгофутуризма» Северянина разделяли в той или иной степе­ ни все представители русского футуризма. Себя же поэт при­ числял к «литературным Мессиям» 1• В самоманифестациях

«Пролога» звучат характерные мя. футуризма ноты отрица­ ния «старого мира», готовность на самопожертвование во имя будущего:

Я одинок в своей задаче

И О'М'ОГО, ЧТО ОДИНОК,

Я дряблый мир готовлю к сдаче, Плетя на гроб себе венок.

Северянину выпала невиданная честь: в московском По­ литехническом музее публика избирает его «королем поэтов» (27 февраля 1918 г.), оставляя Маяковского вторым. Поэт пи­ сал: «Милъоны женских поцелуев - / Ничто пред почестью богам: / И целовал мне руки Клюев, / И падал Фофанов к но­ гам!».

Художественный мир Северянина, считает Л. Аннинский, определяется гаммой черного и серебристого, «черное почти не видно, серебро поблескивает в смесях и сплавах. <".> Ча­ рующий морок этой поэзии овевает и окутывает тебя преж­ де, чем ты начинаешь понимать, что именно спрятано в этом перламутровом мареве, но поэт, активно подключенный к интелектуальным клеммам эпохи, предлагает нам определе­

ние: "Моя вселенская душа"»2•

Отныне плащ мой фиолетов, Бэрета бархат в серебре:

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре".

Приемы иронической отчужденности сочетаются у Севе­ рянина с повышенной языковой неологией, утрированной и

 
 

1 Северянин И. Тост безответный. С. 52.

2 Аннинский Л. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М., 1997. С. 76-77.

 


стилизованной словесной игрой, инверсией, новациями в области рифмы и музыкальной инструментовки, широким использованием фонетических возможностей русского язы­ ка. Поэт создает новые жанровые обозначения, трансформи­ рует классические жанры лирики, поэтизирует «низкие» и обыденные явления, вводит диалог, смешивает высокую и низкую лексику. В 1914 г. был издан второй стихотворный сборник Северянина «Златолира», который выдержал семь изданий. В 191 5-1919 гг. вышли сборники: «Ананасы в шам­ панском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответ­ ный», «За струнной изгородью лир», в которые входили и ра­ нее опубликованные стихотворения. Исследователь В. Коше­ лев усматривает в этом принципиальную позицию автора:

«Ранние стихи представали не как шедевры словесного ис­ кусства, а как необходимые вехи творческого пути, без кото­ рых не понять истории становления поэта. Они демонстри­ ровали не столько уровень поэтического мастерства автора, сколько его путь по направлению к этому мастерству» 1•

С середины 1918 г., поэт, уехав в Эстонию, стал неволь­ ным эмигрантом, разделил участь многих русских беженцев. Местом жительства был выбран уединенный эстонский ры­ бачий поселок Тойла, где поэт бывал ранее. Будучи в эмигра­ ции, Северянин некоторое время продолжал выступать с кон­

цертами. Его ор:Игинальные сценарии «поэзоконцертов» име­

ли успех в разл.Йчных городах мира: в Хельсинк11, Данциге, Берлине, Париже, а в 1 930- 1931 гг. - в Югославии и Болгарии. При этом автор испытывал чувство внутреннего творческого кризиса и интенсивно вел поиск новых творческих горизонтов. До 1 925 г. Северянин еще издал несколько сборников в Бер­ лине, затем в Дерпте {Тарту), а в начале 1930-х гг. - в Белграде и Бухаресте. Наиболее известными в эмиграции стали его cбopники «Greme violettes» (Юрьев, 1919), «Менестрель» {Бер-

 
 

1 Северян ин И. Ручьи в лилиях: Поэмы 1896- 1 909 г. / Вступ. ст. и прим. В.А Кошелева // Русская литература. 1 990. № 1. С. 69.


Игорь Севертшн

лин, 1 921), «Падучая стремнина. Роман в стихах» (Берлин, 1922), «Соловей» (Берлин, 1923). В поэзию вошли новые темы эстонской природы и мифологии, зазвучали ностальгические ноты, раздумья о судьбе родины. На чужбине талант Северя­ нина стал строже, возросли взыскательность художника и поэтическое мастерство. Он занимался также переводами эстонских поэтов. К поэтической удаче относятся сто соне­

тов, составивших «Медальоны», или «вариации о поэтах, пи­

сателях, композиторах» (первая публикация - Белград, 1 934),

которые раскрывают духовный путь Северянина, его привер-

*

женность к русской классике - А. Пушкину, Л. Толстому,

Ф. Достоевскому и творчеству писателей-современников - И. Бунина, А. Куприна, М. Зощенко, лучшимдостижениям Се­ ребряного века. Для создания портрета-медальона поэт ис­ пользует емкие образы-символы, отражающие неповтори­ мость и трагичность творческой личности. Говоря о судьбе А. Блока, Северянин пишет:

Он тщетно на земле любви искал: Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила Смерть, он понял: - Незнакомка".

У рая слышен легкий хруст шагов: Подходит Блок. С ним - от его стихов Лучащаяся - странничья котомка".

В сонете «Есенин» поэт называет автора «Москвы кабац­ кой» «Благочестивым русским хулиганом», о Н. Гумилеве он отзывается как о конкистадоре, воине, путешественнике, ко­ торый «в жизнь одну десятки жизней / Умел вместить".». В сонете-медальоне «Игорь Северянин» формулируются ос­ новные черты собственного творчества:

Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто,

Фокстрот, кинематограф и лото - Вот, вот куда людская мчитсястая!

26�


А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто?

Благославляя мир, проклятье войнам Он шлет в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шугя

Над вечно первенствующей планетой...

Он - в каждой песне, им от сердца спетой, - Иронизирующее дитя.

В условиях эмиграции происходит «взросление» поэта, он приходит к экзистенциальному проникновению в суть бытия, исповедальности и автобиографичности, классической шко­ ле стиха. В «Рассказе моего знакомого» Северянин говорит об «ужасе физического и морального страдания» на чужби­ не, «одиночестве и постигшей его нищете» 1 • «Священный ужас» перед судьбой звучит в его открытом письме к К. Ве­ жинскому, польскому поэту, которое было написано в канун подготовки к пушкинскому юбилею 1937 г. В письме Северя­ нин говорит о себе как о совершенно забытом поэте, в надеж­ де на хоть какую-нибудь помощь. Пушкинский контекст от­ теняет горечь размышлений автора о судьбе поэта в совре­ менном мире.

Как и многие футуристы, Северянин обращался к драма­ тургии. Пьеса «Плимутрою> является одноактной комедией­ сатирой, в котqрой высмеиваются претенциозность, дур­ новкусие, лицемерие, пошлость и мещанство. Контекст коме­ дии - атмосфера Серебряного века. Одна из линий комедии связана с поэзией, в частности с творчеством Бальмонта. На­ писанная в стихах, комедия подчеркивает творческую свобо­ ду автора. Его манера свободного изъяснения сложных про­ блем в виртуозно выстроенных поэтических диалогах отра­ жает высокий уровень поэтического мастерства автора. Кон­ фликт строится на непонимании, каламбурах, рождающихся в лоне самой жизни. Герои предстают как саморазоблачаю-

 
 

1 Северянин И. Тост безответный. С. 496.


 
 

Игорь Северянин

щиеся марионетки, смешные в своей претенциозности кук­ лы-маски, претендующие на высокую духовность. Политичес­ кая линия прочерчена вполне отчетливо. Советская Россия, которая хочет предстать «раем», оказывается местом, где кра­ дутфальшивые бриланты и едят «месиво» под названием

«окрошка».

Северянин воплотил многие идеи авангарда: он вывел на авансцену экстатическую импульсивность, создал язык по­ этической экспрессии, многие неологизмы. В противовес омертвевшим нормам и запретам культуры Северянин мани- фестирует культ естественности и раскрепощение подсозна- тельного и бессознательного. «Эго» поэта эк.статически пе­ реживает поток бытия с его «натуральными» ценностями. В поэзии Северянина ложь цивилизационных предрассудков

и идеалов разоблачается через иронию, которая необходима,

чтобы не впасть в цинизм и имморализм, создается «иной миф», свободный от «старых» мифов власти, общества, куль­ туры и истории. Даже творческие неудачи Северянина про­ дуктивны в том смысле, что выявляют кошмар нигилизма и брутальность «ЭГО», бесперспективность его эгоцентричных устремлений. Б. Пастернак писал, что Северянин - «лирик, изливавшийся непосредственно строфически, готовыми, как у Лермонтова, формами, и при всей неряшливой пошлости поражавший именно этим редким устройством своего откры­ того, разомкнутого дара» 1•

На моrильном камне поэта, похороненном на Русском кладбище в Талне, выбиты его строки:

Но дни идут - уже стихают грозы". Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

 

Сочинения

 
 

Северян ин И. Стихотворения. Л., 1 979.

1 Пастернак Б. Охранная грамота. С. 74.


� Северянин И. Тост безответный. М., 2000.

� Северянин И. Из творческого наследия: Стихи // Звезда. 1987.

№ 5. с. 174- 1 77.

 

Литература

Аннинский Л. Серебро и чернь. М., 1997. С. 69-85.

Кош елев В.А. Игорь Северянин 11 Русская литература. 1990. № 1.

с. 68-98.

Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916.

Круус Р. Новые данные о жизни и творчестве И. Северянина 11 Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1 986. Вып. 683.

О Игоре Северянине: Тез. докл. науч. конфер.,посвящен. 100-летию со дня рождения И. Северянина. Череповец, 1976.

 
 

 

 
 

 

 
 


 

 

ГРУППЫ

«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ» И «ЦЕНТРИФУГА»

 

Определенную роль в литературном процессе первой чет­ верти ХХ в. сыграли «Мезонин поэзии» и группа «Центри­ фуга». «Мезонин поэзии» образовали московские эгофуту­ ристы: В. Шершеневич, Л. Зак (Хрисанф), К. Большаков, Б. Лавренев, С. Третьяков, Р. Ивнев. Группа существовала лишь втечение 191З г., в издательстве «Мезонин поэзии» выш­ ло всего три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы» и

«Крематорий здравомыслия». Вдохновителем и художествен­ ным оформителем этих выпусков былпоэт и художник Л. Зак, написавший программные статьи «Увертюра» и «Перчатка кубофутуристам». Основным автором «Мезонина» был В. Шершеневич. Участники группы подчеркивали свое род­ ство с петербургскими эгофутуристами, печатались в их из­ даниях, предоставляли страницы своих альманахов И. Севе­ рянину. К. Большаков, кроме поэтической деятельности, за­ нимался прозой (роман «Бегство пленных, или История стра­ даний и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Ми­

хаила Лермонтова» 1).

«Мезонин поэзии» не имел ярко выраженной теоретичес­ кой платформы, мезопозиция была эклектичной, «середин­ ной». Но в критических выступлениях представителями «Ме­ зонина поэзии» велась борьба против «Гилеи», а затем «Цент­ рифуги». Они стремились к четкому обозначению границ

 
 

1 Большаков К. Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова. м., 1 991.

 


 
 

Группы11Мезонинпоэзии>>и11Центрифуга»

между футуризмом в его кубофутуристической редакции и эгофутуризмом. Критики считали «Мезонин поэзии» «дело­ вым течением», умеренным крылом футуризма. С этим объе­ динением связаны первые публикации С. Третьякова и Б. Лавренева, будущего драматурга, в стихах которого начи­ ная с 1913 г. звучат морские мотивы. С началом войны Лавре­ нев был призван в армию и к футуризму не возвращался. Зна­ чительное место в альманахе «Мезонина поэзии» занимал Рю­ рик Ивнев, талантливый поэт, который старался сочетать уро­ ки символистов с необходимостью разрушения канонов. В одних стихах преимущество получал Ивнев-символист, в других он же, но эгофутурист:

На станциях выхожу из вагона

И лорнирую неизвестную местность, И со мною всегдашняя бонна - Будущая моя известность.

В ответ на эти строки, как вспоминал В. Пяст, в кафе «Бро- дячая собака» Маяковский произнес экспромтом:

А с лица и остатки грима быстро смоют потоки ливней, а известность промчится мимо, оттого, что я только Ивнев.

Отличительной особенностью «Мезонина поэзии» было участие в его изданиях поэтесс. Среди кубофутуристов выс­ тупала Елена Гуро и ее сестра Екатерина Низен, в издатель­ стве «Лирика» печатались Вера Станевич, в сборнике «Руко­ ног» публиковалась Е. Кузьмина-Караваева. Безусловным уважением была окружена Елена Гуро.

Против идейно-эстетической программы кубофутуристов и группы «Бубновый валет» выступила группа «Центрифуга», возникшая в 1914 г. при активном участии С. Боброва, а так­ же Н. Асеева и Б. Пастернака. Название «Центрифуга» груп­ па получила по стихотворению С. Боброва, своего рода по­ этической декларации, «Турбопэан» (191 4):


Группы <<Мезонинпоэзии» и«Центрифуга»

 

Завертелась ЦЕНТРИФУГА Распустила колеса: Оглушительные свисты Блеск парящих сплетных рук!

- МолотилкаЦЕНТРИФУГИ Меднолобцев сокруши!

Выспрь вертителъные круги Днесь умчащейся души.".1

Бобров разрабатывал эстетическую программу, которая могла бы удовлетворить и формальные, и содержательные поиски принципиально новых путей в совре�енном искусст­ ве, ориентированных не на западноевропей�кую новейшую

живопись, а на русские традиции. Он предложил термин «рус­

ский пуризм», призванный обозначить новую эстетику, ос­ нованную на национальной архаике. «Сейчас основы русско­ го пуризма, - утверждал Бобров, - в русском архаизме: древ­ них иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах,

вроде печатей, просфор и пряников, где все так просто и ха­ рактерно, полно огромной живописной ценностью»2• Первая книга стихов С. Боброва «Вертоградари над лозами» (1913), в оформлении Н. Гончаровой, свидетельствовала о попытке синтезировать слово и зрительный образ в художественное





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.