Главным критерием выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечение религиозных предписаний. Сравнивая между собой такие контрастные правовые системы, как светские и религиозные, не трудно заметить, что каждая их разновидность связана вполне с определенным представлением не только о самом праве, но и об источниках права. Светские правовые системы, независимо от их особенностей и принадлежности у тем или иным правовым семьям, ориентируют на такие правовые формы, как закон, декрет, постановление, указ и пр. помимо всего прочего они свидетельствуют о том, что светское по своей природе и характеру право имеет и должно иметь только аналогичные по своей природе и характеру формы, или источники права, и наоборот. Для светского государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др. В свою очередь, религиозные правовые системы самой своей природой, характером и логикой своего существования и функционирования ориентируют исследователя соответственно на поиски и познание религиозных форм (источников) права, таких как Библия, Коран, Талмуд и др. тем самым они утверждают вполне очевидные истины, суть которых заключается в том, что мусульманское, иудейское, или любое другое религиозное право имеет и должно иметь только соответствующие их природе и характеру религиозные формы, или источники права.
В основу последних приверженцами религиозных правовых систем закладывается не земная воля в виде воле царей, императоров, народов и пр., а божественная воля. Данное положение применительно к религиозным правовым системам имеет глобальный и закономерный характер. Оно распространяется на все религиозные правовые системы независимо от их специфических особенностей, времени возникновения, широты охвата тех или иных слоев общества и длительности их существования. Идея божьей воли пронизывает все религиозные правовые системы, их сущность содержание, различные формы организации и самовыражения. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы: 1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы; 2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права. 3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; 5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство.