Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ТЕМА 1: Философско-религиозные драмы П. Кальдерона




План

1. Краткая характеристика жизни и творчества П. Кальдерона.

2. Жанр философско-религиозной драмы.

3. Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П. Кальдерона «Жизнь есть сон».

- Какой ответ дает Кальдерон на вопрос о том, можно ли верить предсказаниям? Однозначен ли он?

- Какие представления о природе сна Кальдерон обсуждает и обыгрывает в своей пьесе?

- Вспомните, что говорили о природе сна шекспировские персонажи. Обратитесь к материалам занятия.

- Как в пьесе обсуждаются вопросы человеческого достоинства?

- Возможно ли, по Кальдерону, допущение безнравственности во сне? (Как согласуется это положение с идеей чистоты мысли?)

- Какова роль наставника в формировании представлений о нравственности у человека?

- Связаны ли рассуждения Кальдерона о нравственности с идеей нормативности поведения или они ближе к ренессансным представлениям о казуальности, уникальности, неповторимости каждой ситуации, не поддающейся описанию и нормированию?

5. Драмы П. Кальдерона как высшее воплощение художественных принципов и стиля барокко в испанской литературе.

 

Консультация

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600-1681) - один из величайших испанских писателей, чье творчество является вершиной литературы барокко. Кальдерон был тесно связан с традицией Лопе де Вега, начинал как представитель его школы. Он написал 120 комедий (т. е. драм), 80 ауто, 20 интермедий. Все они были опубликованы при жизни автора и дошли до нас. В 1651 г. Кальдерон принял сан священника.

Кальдерон был создателем нового драматического жанра – религиозно-философской драмы. Впоследствии в литературе возникла целая система философских жанров: философская повесть, философский роман, философская поэма, философская лирика и т. д. В философских жанрах меняется структура произведения: главными героями становятся философские идеи, а персонажи оказываются лишь их рупорами. Сюжет строится так, чтобы раскрыть определенную философию. Философский аспект отражается в поступках и речах героев, в названии произведения, на всех других уровнях художественного целого.

«Поклонение кресту» (1630) – один из самых ярких примеров этого жанра. Сюжет произведения странный, непредсказуемо развивающийся, типично барочный. Юноша Эусебио не знает, кто его родители. На его груди – таинственный знак креста. Он любит Юлию, но ее отец и брат против брака. Убив брата Юлии на поединке, Эусебио скрывается и становится предводителем разбойников. Он грабит, убивает, насилует, но, встретив священника, с миром отпускает его. Разыскивая Юлию, Эусебио обнаруживает ее в отдаленном монастыре и пытается вступить с ней в любовную связь, но обнаруживает на груди Юлии такой же знак креста, какой есть на его груди. Это его останавливает, и он скрывается. Теперь уже в Юлии проснулась безудержная страсть, она бежит из монастыря и, переодевшись в мужскую одежду, разыскивает Эусебио, при этом убивая всех тех, кто помогает ей в пути. Финал драмы разыгрывается в лесу у подножия огромного креста, где когда-то был найден оставленный родителями младенец Эусебио. Здесь выясняется, что Эусебио и Юлия – брат и сестра. Эусебио убит, но воскресает при появлении священника, которого он когда-то пожалел, и тот отпускает ему грехи. Примиренный с небом, Эусебио умирает, а Юлия, над которой отец занес меч, обхватывает крест и обращается с молитвой к небесам. Молитва и крест спасают ее, и она растворяется в воздухе, как дым. Весь этот фантастический и запутанный сюжет, герои, совершающие необъяснимые человеческой логикой поступки, призваны воплотить религиозно-философскую идею, которую Кальдерон выразил словами: «Вот что значит преклонение перед крестом».

«Жизнь есть сон» (1634) – самая значительная философско-религиозная драма Кальдерона, написанная с необыкновенным мастерством, одна из вершин всей испанской литературы. Философская идея, разрабатываемая Кальдероном в драме, обозначена в ее названии. Ее раскрытию подчинены герои, символика, сюжет. Действие происходит в Полонии (Польше), но множество деталей показывает, что это лишь условное место действия. Король Полонии Басилио усомнился в предсказании двадцатилетней давности, руководствуясь которым, он заключил своего сына Сехисмундо в темницу посреди глухого леса. Пока Сехисмундо спит, его переносят во дворец. Проснувшись, он узнает, что является наследником престола, и начинает совершать бесчинства вплоть до убийства человека. Несчастливое предсказание начинает сбываться, и чтобы не сбылась самая страшная его часть – свержение короля, уснувшего Сехисмундо снова переносят в темницу, а когда он просыпается, его строгий наставник Клотальдо сообщает ему, что все это было лишь во сне. Между тем, предсказание продолжает сбываться: восставший народ Полонии свергает Басилио и предлагает корону Сехисмундо. Однако он от нее отказывается, излагая в своем монологе основную философскую идею произведения (см. раздел «Материалы к занятию»).

В философско-религиозных драмах Кальдерона справедливо видят вершину испанского барокко. В известной мере, именно по драмам Кальдерона можно составить представление о концепции мира и человека, а также стиля барокко.

Подобно ренессансной литературе, литература барокко сохраняет монументальность, грандиозность художественной картины мира, но ее основой становится не представление о человеке-титане, «универсальном человеке» как мере всех вещей и о разворачивающемся по горизонтали огромном мире – поле его деятельности, а близкая к средневековой «вертикальная» концепция, согласно которой наверху – рай, внизу – ад, а посередине – человек как некая точка, в которой сходятся борющиеся за него ангельские и сатанинские силы. В человеке они представлены в таком сложном сплетении, что неизвестно, какие силы восторжествуют в каждое конкретное мгновение. Литература барокко обогащена всеми открытиями Ренессанса, основное внимание по-прежнему уделяет человеку (пусть это точка между двумя безднами, но центральная точка, средоточие мира, в которой решается, за какими силами – Света или Мрака – будет победа). Если в средние века авторское начало представлено лишь в зародыше, то барокко – несомненно, авторское искусство, причем роль автора в нем еще важнее, чем в искусстве Ренессанса, в меньшей степени связано жанровыми установками, правилами стиля и т. д. Неясность судьбы человека в противостоящем ему мире определяет пессимистическую позицию писателей барокко.

Основная тенденция барочного стиля – переход от гармоничности форм искусства Ренессанса к формам дисгармоничным, что отражает концепцию дисгармонии и конфликтности мира и человека. Подобно тому, как в архитектуре барокко существует стремление скрыть конструктивные детали, несущие опоры (5-образные стены, витые колонны и т. д.), в барочной литературе обнаруживается желание скрыть конструкцию текста: романы превращаются в аморфные повествования, утяжеленные множеством вставных новелл, драмы строятся на предельно усложненной интриге, в поэзии возникает игра с поэтическими формами. Художественный эффект часто достигается за счет неожиданности, нарушения читательских ожиданий на всех уровнях текста, отсюда возможность соединения пессимизма и сатиры, изысканно-прекрасных и безобразных деталей, возвышенного и низменного, эстетизация ужасного, создание неологизмов из частей уже существующих слов, обрыв стихотворной строки на полуслове и т. д. Как правило, барокко – это «темный» стиль, труднодоступный для восприятия.

Перечисленные черты барокко в полной степени присущи философско-религиозным драмам Кальдерона.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается вклад П. Кальдерона в развитие философских жанров литературы?

2. Как в сюжете драмы «Поклонение кресту» проявляются черты жанра философско-религиозной драмы?

3. Как раскрывается в драме «Жизнь есть сон» философская идея, вынесенная в заглавие?

4. Какие черты барокко обнаруживаются в драмах П. Кальдерона?

 

Вопросы, задания и материалы к занятию

1. Прочитайте текст пьесы «Жизнь есть сон».

2. Ответьте на следующие вопросы:

- своеобразие организации пространства в пьесе;

- мир людей и его иерархия;

- функции сна в пьесе. Физические и душевные метаморфозы персонажей.

3. Найдите место приведенной цитаты в пьесе. Кому из персонажей принадлежит высказывание?

Он [Клотальдо] прав. Так сдержим же свирепость

И честолюбье укротим,

И обуздаем наше буйство —

Ведь мы, быть может, только спим.

Да, только спим, пока мы в мире

Столь необычном, что для нас

Жить – значит спать, быть в этой жизни

Жить сновиденьем каждый час. (...)

Что жизнь? Безумие, ошибка.

Что жизнь? Обманность пелены.

И лучший миг есть заблужденье,

Раз жизнь есть только сновиденье,

А сновиденья – только сны.

«Жизнь есть сон». Пер. К. Бальмонта

4. Сопоставьте высказывания шекспировских героев о природе сна и сновидений с высказываниями персонажей Кальдерона:

Гамлет Розенкранцу:

Я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и считать себя властителем бесконечного пространства, если бы мне не снились дурные сны.

«Гамлет». Пер. М. Лозинского

Просперо Фердинанду:

Из вещества того же, как и сон,

Мы созданы. И жизнь на сон похожа,

И наша жизнь лишь сном окружена…

«Буря». Пер. Н. Сатина

Литература

Тексты

1. Кальдерон Педро де ла Барка. Драмы / Пер. К. Бальмонта (любое издание)

2. Шекспир Уильям. Сон в летнюю ночь (любое издание)

3. Шекспир Уильям. Ромео и Джульетта (любое издание)

Учебная литература

1. Западноевропейская литература ХVII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2002. – 686 с.

2. История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. М.В. Розумовской / – М.: Высшая школа, 1999. – 254 с.

3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – К.: Книга, 1981. – 289 с.

Темы докладов и рефератов

1. Разработка метафоры сна в творчестве Шекспира. Своеобразие разработки этих метафор Кальдероном.

2. Разработка фаустианских мотивов в творчестве Кальдерона.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.