Прежде чем приступить к рассмотрению социально-экономического содержания реформ ХVIII века, необходимо кратко проанализировать их предпосылки, а также задачи, которые предстояло решить России. Вот некоторые из них.
Во-первых, в конце ХVII века экономически Россия значительно опережала Польшу, Пруссию, Турцию, Иран и другие государства Запада и Востока. С точки зрения политической организации Российское централизованное государство шло намного впереди феодально-раздробленных Германии, Италии. Но по сравнению со странами, в которых к тому времени прошли буржуазные революции – Нидерландами (Голландией) и особенно Англией – Россия значительно отставала в области развития промышленности, флота, внешней торговли, и т. д.
Во-вторых, надо было завершить политическое объединение русского народа, почти половина которого находилась еще за пределами Русского государства.
В-третьих, предстояло укрепить границы государственной территории, которые с юга и севера были слишком открыты для нападения. У Швеции предстояло отвоевать восточный берег Балтийского моря, у крымских татар и Турции – выход к Черному морю.
В-четвертых, необходимы были изменения в социально-политической жизни страны, т. к. существовала громоздкая, запутанная система управления страной как по государственной линии, так и по церковной.
С 1652 г. во главе церкви стал митрополит Новгородский Никон, именовавший себя «патриарх всея Руси». Проповедовалось превосходство духовной власти над светской. Привилегии и амбиции патриархов раздражали русских самодержцев.
В-пятых, жизнь требовала переоценки культурных ценностей. ХVII век – век рационализма, век рождения современной (экспериментальной) науки.
Его идеи отражены в творчестве знаменитых философов того времени – Декарта, Гассенди, Спинозы, Локка, Лейбница. Их идеи сводились к тому, что наука, знание – есть вернейшее средство господства человека над силами природы, что государство создано человеком и разумный человек может изменять его по собственному усмотрению, совершенствовать в зависимости от целей, задач, которые стоят перед нацией, страной. Отсюда, государство – это инструмент преобразования общества, вера в человеческий разум, неограниченные силы человека. Появляется новое идеологическое направление – дуализм – учение, отводящее Богу роль первотолчка, зачинателя мира. Далее мир развивается по присущим ему естественным законам, человек их обнаруживает и добивается только исполнения.
Было бы преувеличением утверждать, что Петр I начал возводить Российскую империю на основе европейского философского рационализма, но, несомненно, эти идеи оказывали влияние на его практическую государственную деятельность. Например, царь приказал перевести на русский язык книгу С. Пуфендорфа «О должности человека и гражданина».
Таким образом, в России назревали объективные предпосылки для кардинальных изменений в социально-экономической и других сферах жизни. Как замечает В.О. Ключевский, Петр I, пришедший к власти в 1682 г., застал в русском обществе «преобразовательное настроение». В противовес консерватизму феодальной аристократии реформ требовали значительная часть дворянства и нарождающаяся торгово-промышленная буржуазия.
Решение важнейших задач Петр видел, прежде всего, в ряде внутренних преобразований. Встает вопрос: как этого добиться, какими методами, средствами? Он останавливается на идее «насильственного прогресса», т. е. принуждения в экономической политике. Россия не первая использовала политику меркантилизма (вмешательства государства в частное предпринимательство). Этапы такой политики прошли Франция, Англия, Италия. Отдельные моменты этой политики присущи и правлению Петра.
Реформы Петра I
В экономике начинается интенсивная модернизация. Главным было возникновение мануфактур. К концу ХVII в. их было всего 20-30. Стало более 200. Создаются металлургические мануфактуры (Тула, Каширы, Карелия). Развивается горнодобывающая промышленность. К середине ХVIII века 61 завод из 75 действовал на Урале (Екатеринбургский, Каменский, Нижнетагильский, Егошихинский и др.). Текстильная промышленность развивалась в Ярославле, Калуге, Казани и других городах. Судостроение – в Архангельске, Воронеже, Петербурге. Стекольное и фаянсовое дело – в Москве, Петербурге. Было налажено производства бумаги.
Активизировался баланс внешней торговли, т.е. товары производили «нужные», «полезные». Действовала монополия государства на заготовку и сбыт ряда товаров (соль, лен, пеньку, хлеб, сало, воск). Проводились ярмарки – Ирбитская, Макарьевская, Ленская. Главной особенностью экономических преобразований было вмешательство государства в развитие экономики. Для этого созданы специальные органы управления торговлей и промышленностью: Берг-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат. Эти бюрократические институты создавали систему надзора, опеки, регламентации. Владельцы мануфактур получали от государства льготы, которые носили феодальный характер: им давали земли и на них крестьян (приписных), образовался институт рекрутов, т. е. пожизненных «промышленных солдат». Указом 18 января 1721 г. Петр I «в видах государственной пользы» разрешил частным мануфактуристам покупать крестьян для использования их на заводских работах.
Феодальные устои не давали возможность появиться новому сословию – наемным рабочим. Таким образом, в России промышленность развивалась по крепостническому пути. Была ли альтернатива развития? Да. Отмена крепостного права. Царские указы сдерживали свободное предпринимательство, регламентировалась деятельность купцов. Правда, после победы в Северной войне поощряется частное предпринимательство, но остается контроль государства за торговлей, строгое выполнение государственных заказов. Разрешается аренда земель, лесов, но условия диктует государство. Положительным является то, что в результате развития экономики, торговли в стране продолжает складываться, укрепляться всероссийский рынок.
Смысл реформ в социальной политике заключался в укреплении класса феодалов в государстве. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ укреплял дворянское землевладение и знаменовал слияние 2 сословий феодалов в единый класс. С этого времени господствующий класс стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). В.О. Ключевский писал, что боярство и столичное дворянство «имели троякое значение: военное, административное и хозяйственное. Они составляли главную вооруженную силу страны, они же служили главным орудием правительства, которое из них набирало личный состав суда и управления, наконец, в их руках сосредотачивалась огромная масса основного капитала страны – земля и крепостные землепашцы». Петр I изменил условия военной службы (служение Отечеству ставилось превыше всего, а на службу призывались и люди не- дворянского происхождения, им за отличную службу даровался титул дворянина). Отсюда наблюдались перемены в генеалогическом составе дворянства. Этот же указ определял наследника – наследовал недвижимость только старший сын, если не было завещания отца, а остальные должны были нести армейскую или государственную службу.
Первостепенное значение для выживания России в сложной внешнеполитической обстановке имела военная реформа. Впервые созданы российский флот, регулярная армия с единообразным вооружением и обмундированием; введены новые военные уставы. Организованы офицерские училища, введена рекрутская повинность. 20 крестьянских дворов должны были выслать на пожизненную службу 1 рекрута.
К концу правления Петра I на 14-миллионное население России имелось регулярных войск – 212 тыс., 110 тыс. казаков; балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей, 800 галер – 28 тыс. экипажа. Генеральный штаб состоял из 2 генерал-фельдмаршалов: князя Меншикова и графа Шереметева и из 31 генерала, в числе которых было 14 иностранцев. Содержание армии и флота обходилось в 6-7 млн. руб. золотом (52-58 млн. руб. в начале XX в.).
Военная реформа способствовала победе России в Северной войне со Швецией, укреплению суверенитета страны.
Многочисленные перестройки, проводимые Петром I в области политической сферы, привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором (после победы в Северной войне 1700–1721 гг). Ништадтский мир юридически оформил не только победу, но и рождение новой империи. Петру была свойственна политика патернализма – разумного дальновидного монарха, «Отца Отечества и народа». О нем говорили: монарх прост, тверд, справедлив и т.д. О своем правлении Петр I так рассуждал: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству. Английская вольность здесь не у места, как к стене горох. Надлежит знать народу, как оным управлять... Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру». В воинском регламенте записано: «Император Всероссийский – есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». В итоге была создана бюрократическая машина, пришедшая на смену системе средневекового управления (таблица 1).
Таблица 1