Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Русские земли в IX–xv веках




1. Древнерусское государство в IX–XII веках

 

Наиболее древние государства на территории будущей Российской империи возникли в двух южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в Средней Азии. На территории современной Армении в VIII в. до н.э. складывается государство Урарту. В VI в. до н.э. большая часть Средней Азии вошла в состав древнеперсидской державы.

Этническую основу древнерусского государства составили восточные славяне. Отдаленными предками славян были индоевропейцы, давшие начало грекам, германцам, кельтам, балтам, иранцам, индийцам и другим этническим общностям. Прародину индоевропейцев большинство исследователей связывают с юго-востоком Европы, но есть и иные версии. В течение IV–III тысячелетия до н. э. происходит как освоение новых территорий, так и постепенный распад индоевропейской общности. На рубеже II–I тысячелетия до н. э. предки восточных славян занимают Среднее Поднепровье. В V–VII вв. н. э. складываются союзы племен восточных славян: поляне, древляне, уличи, се­веряне и др. ВIX в. эти союзы объединяются в древнерусское государство.

 

В формировании его эко­номики, внутренней и внешней политики существенную роль играли географические факторы: рав­нинный характер местности, сочетание леса и степи, умеренный климат, наличие мощных водных ар­терий и др. Основу экономики восточныхславян составляло земледелие. Его дополняли скотоводство, охота, бортни­чество. Низкая производительность труда, характер почв и климатические условия (более континен­тальный, чем, скажем, в Западной Европе, климат с большой амплитудой колебания температур, хо­лодной зимой) сказались на прочности крестьянской общины, закреплении в социальной психологии коллективистских начал. Эти черты сохранились и в России, т.к. расширение ее территории в XVI–XVII вв. шло на восток (Урал, Сибирь) – территории с резко континентальным климатом.

Наличие больших незаселенных территорий повлияло на преимущественно экстенсивное (вширь) развитие сельского хозяйства. Тенденция к крестьянской колонизации новых земель прослеживается вплоть до ХVII в. Отсутствие стимулов к интенсификации производства способствовало развитию внеэкономических форм принуждения (крепостное право и др.). В то же время отсутствие перенаселенно­сти помогало снимать остроту социальных конфликтов (наделение помещиков новыми землями, ми­грация крестьянства на окраины) и вырабатывало такие черты социальной психологии, как консерва­тивность, уравновешенность, религиозная и национальная терпимость.

Открытость границ диктовала необходимость постоянной их защиты, что порождало соблазн при­соединения новых территорий (с живущими на них этническими группами). Управление большой тер­риторией требовало увеличения аппарата, бюрократизация последнего и трудность контроля за ним приводили к чрезвычайно жестким мерам дисциплинарного характера, вплоть до репрессий.

 

В IX в. на Руси было около 25 крупных городов, выполнявших роль административных, торговых и ремесленных центров. Особенно славились русские кузнецы, ювелиры и стеклодувы. Все большую роль играла торговля. Не случайно столицей стал Киев, находившийся на пересечении пути «из варяг в греки» (от Балтийского к Средиземному морю) и се­верной ветви «великого шелкового пути», соединившего Европу и Азию.

Постепенно происходит переход от патриархальных производственныхотношений, характерных для первобытного строя и периода военной демократии, к раннефеодальным. Родовая община сменяется соседской – «миром», где в личной собственности находятся средства труда и жилище, в личном владении – пахотная земля, а остальная – в общинном. Верховным собственником на землю является государство, опирающееся на военную силу – княжескую дружину, которая получает от кня­зя часть дани, собираемой с крестьян и горожан. Общинники – крестьяне-смерды – связаны круговой порукой за уплату дани и преступления. Таких свободных общин становится все меньше. На смену им приходят вотчины – владения бояр и князей.

 

Складывается новая социальная структура общества. Господствующий класс феодалов фор­мируется из старой родоплеменной знати и княжеских дружинников. Появляется феодальная иерархия: великий князь – князья – бояре – мелкие вассалы. В рассматриваемый период отношения среди феодалов характеризовались определенным демократизмом: князь был для дружинников (а позже – бояр) первым среди равных.

Часть смердов, живших в вотчине, попадала в зависимость к феодалу и становилась закупами (по­лучали от феодала землю и ссуду – «купу», за которые выполняли повинности), или рядовичами (рабо­тали на боярина по договору – «ряду»), связанными с землевладельцем отношениями отработочной ренты (к XVI в. развилась в барщину) или натуральной ренты (оброк). Кроме того, на феодала работали сравнительно немногочисленные рабы (холопы) и слуги.

В рассматриваемый период на Руси формируется исторически следующая за союзам племен этническая общность – древнерусская народность. Для нее характерны общность языка, религии, культурно-психологического склада, территории, типа хозяйства, определенное политическое единство. В то же время в Киевской Руси славяне мирно соседствовали с балтийскими и финно-угорскими племенами (чудь, весь и др.). Известную роль в отечественной истории сыграли выходцы из Скандинавии – варяги, или норманны.

 

Согласно летописям в 862 г. славянские и балтийские племена, жившие на северо-западе Восточно-Европейской равнины, при­звали княжить трех варяжских князей. Один из них – Рюрик – объединил эти земли под властью Новгорода. В 882 г. его преемник Олег захватил Киев и, объявив его столицей, связал воедино два традиционных центра восточных славян, что и положило начало Киев­ской Руси.

То, что русские земли объединил не русич, а варяг, не раз использовалось как аргумент в идейной борьбе, например, нацистами, для доказательст­ва неспособности славян иметь собственную государственность. Однако к моменту призвания варягов Русь была вполне готова к созданию крупного государства – варяжские дружины ее не завоевали, а были при­глашены. И до, и после Рюрика здесь хватало местных князей. Так, Киев был основан князем Кием в V (или VI в.). В походах варягов активно участвовали и славяне. Да и Рюрик, по мнению ряда современных исследователей, был славянского, а не скандинавского происхождения. Но в любом случае динамичный, воинственный варяжский элемент способствовал военно-политическому сплочению русских земель, а также решению внешнеполитических задач. Варяги не оказали почти никакого воздействия на культурную и хозяйственную самобытность местного населе­ния и вскоре ассимилировались (растворились) в славянской среде.

 

Сплочение государства, укрепление великокняжеской власти требовало изменений в идеологии, господствующей формой которой в средние века была религия. Великий князь Владимир Святославич решил реформировать традиционное язычество (национальная, или этническая религия, от древнерусского языкнарод) и создать единый славянский пантеон богов во главе с Перуном. Однако сильное развитие местных культов и нежелание ряда племен признать Перуна в качестве верховного божества заставили князя провести вторую, более радикальную религиозную реформу. Сравнив исповедуемые в соседних государствах монотеистические (от греч. monos – один, единственный и theos – бог) культы (христианский, мусульманский и иудаистский) и оценив внешнеполитическую ситуацию, Владимир останавливает в 988 г. выбор на христианстве.

Переход от язычества к мировой религии был огромным шагом в культурном развитии Руси, ставшей в один ряд с крупнейшими государствами того времени. От тесной связи с природой и общиной, характерной для язычества, русичи постепенно переходили к осознанию своей связи с Космосом и миром. Вместе с христианством из Византии пришли: каменное строительство, традиции соборности (собрания людей или их представителей для общей молитвы, решения важных жизненных и религиозных вопросов) и симфонии властей (сотрудничества церковной и светской власти), идеи великих греческих философов (Платона, Аристотеля) и отцов церкви (выдающихся богословов и философов Средневековья). Выдающимся памятником древнерусской религиозно-философской мысли XI в. стало «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона (митрополит – до XVI в. руководитель Русской православной церкви. Назначался патриархом Константинопольским. Первыми митрополитами были греки). В нем Илларион рассуждает о соотношении язычества (закона) и православия (благодати), о роли русского народа в мировой истории.

В связи с развитием письменности и образования появляются произведения светской общественной мысли, например, «Поучения» князя Владимира Мо­номаха. Идеологические представления того времени также нашли отражение в летописях, в частности, в знаменитой «Повести временных лет» (ХII в.).

 

Верховная власть на Руси принадлежала великому князю. Среди потомков Рюрика мы видим на этом посту много выдающихся политических деятелей своего времени: Олега Вещего (умер в 912 г.), Ольгу (945–969 гг.), Святослава (969–972 гг.), Владимира I Святого (980–1015 гг.), Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.), Владимира Мономаха (1113–1125 гг.). Административные функции выполняли удельные князья, бояре-вотчинники, дружинники (на них же возлагались и «полицейские» обязанности), слуги и холопы князей и бояр. Важнейшим юридическим документом, регламентирующим действия админи­страции, стала «Русская Правда», принятая Ярославом Мудрым и зафиксировавшая в основном нормы обычного права. Дальнейшее развитие феодальных отношений потребовало дополнить ее так называе­мой «Правдой Ярославичей» (потомков Ярослава) и «Уставом Владимира Мономаха». В последнем, например, подробно оговаривается социальный статус закупов.

На местах наряду с княжеской администрацией действовали элементы местного самоуправления городов и общин – выборные старейшины, народное ополчение, вече и др. К XII в. они утрачивают свое значение везде, кроме Новгородской феодальной республики, Пскова и Полоцка. Наступление феодалов на права крестьян и горожан, административный произвол нередко встречали резкое сопротивление. Вспомним убийство в 945 г. князя Игоря древлянами, недовольными увеличением дани, или полосу восстаний 1068–1072 гг.

 

Соседями восточных славян в IX в. были: на севере – прибалтийские народы, на западе – западные славяне (чехи, поляки, словаки), венгры; на юге – печенеги и хазары; на востоке – государство Волжская Булгария (с тюркоязычным населением, исповедовавшим ислам) и угро-финские племена (мордва, марийцы и др.). Главными соперниками Руси были Булгария, печенеги и Хазарский каганат, которому южнорусские княжества платили дань. В 966 г. дружина Святослава наносит мощный удар по Булгарии и уничтожает Хазарский каганат. После этого основную угрозу с юга стали представлять печенеги, а в ХII в. – тюркоязычные племена половцев. Неоднократно русские князья совершали походы в Византию, что позволило обезопасить торговлю на юге, дававшую средства для строительства городов.

 

Таким образом, в IX–ХII вв. образовалось и успешно развивалось древнерусское государство, в ко­тором родоплеменные отношения активно вытеснялись раннефеодальными. Развитие культуры и экономики, бурное градостроительство, укрепление военной мощи и принятие христианства сделали Киевскую Русь доминирую­щей силой в Восточной Европе и вывели ее в разряд передовых мировых держав.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.