Первая мировая война началась в июле-августе 1914 г. и завершилась для нашей страны на Восточном фронте 2 декабря 1918 г. Поводом к войне послужил Боснийский кризис. После убийства 28 июня 1914 г. сербскими националистами в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда Австро-Венгрия предъявила ультиматум - потребовала от Сербии роспуска всех националистических организаций, проведения совместного дознания и выдачи террористов. Сербия отклонила ультиматум, и Австро-Венгрия ввела на ее территорию войска. На стороне Сербии выступила Россия и страны Антанты, а на стороне Австро-Венгрии - Германия. 19-го июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России, через день - Франции; на следующий день Германии объявила войну Англия, воспользовавшись как поводом – вторжением немецких войск в Бельгию; 24-го июля (6 августа) о состоянии войны с Россией объявила Австро-Венгрия. Мировой конфликт начался раньше, чем к нему успели подготовиться страны Антанты.
Слабее других оказалась подготовленной к войне Россия. Ее армия была отмобилизована лишь на 41-й день со времени начала войны. Из 114 дивизий 94 были направлены на Австрийско-германский фронт. Им противостояли 20 немецких и 46 австрийских дивизий.
Начиная войну, страны Тройственного союза исходили из своих стратегических расчетов. Германская армия нанесла первый удар на Западном фронте – 3 августа, через границы Бельгии вторглась во Францию и, в начале сентября, немецкие войска, после месячного марша вышли к реке Марна в 50 км от Парижа. Одновременно английский военный контингент был оттеснен на границы Бельгии – к г. Ипру.
Катастрофическое положение союзников на Западном фронте заставило их запросить срочную военную помощь от России, и под дипломатическим давлением Генштабу пришлось начать ускоренное наступление на Северо-западном фронте уже на 15-й день войны, принеся в жертву свои планы по мобилизации и развертыванию армий. 4 августа 1-я, затем 2 сентября 2-я российские армии начали наступление из Польши и Прибалтики в Восточную Пруссию. Наступление русских армий создавало серьезную угрозу для Германии, вынудило немецкое командование начать срочную переброску войск с Западного фронта на Восток, чтобы обеспечить численный перевес. В сложившейся обстановке командующие российскими армиями Ренненкампф и Самсонов допустили стратегическую ошибку – не соединили свои армии вместе, в результате вторая армия в районе г. Танненберга оказалась в окружении, из которого обратно в Польшу удалось выйти всего 20 тыс. чел. (из 80 тыс.). Но потеря 2-й русской армии спасла положение стран Антанты: 9 сентября, истощив свои резервы, немцы были вынуждены отступить от Парижа и сформировали 600 километровый Западный фронт, конфигурация которого до 1918 г. практически не менялась.
Удачной военной кампанией на Восточном фронте была Галицийская – против армии Австро-Венгрии, которую провели войска Юго-Западного фронта в период с 10 августа по 11 сентября 1914 г. Российский Генштаб заранее знал о планах развертывания австрийской армии и спланировал упреждающий удар в приграничной полосе. После него началось мощное наступление из Польши и Молдавии вглубь Австро-Венгрии. В ходе наступления русские войска заняли значительную часть Галиции: 21 августа овладели Львовом, Галичем, Черновцами, продвинулись на 280 - 300 км и вышли на линию реки Вислы, блокировали мощную крепость в г. Перемышле. Боевые потери противника достигли 400 тысяч чел., из них 100 тысяч пленными, у противника было захвачено 400 орудий. Немцы, занятые в это время на Западе, не могли ничем помочь своим союзникам; несмотря на реальную угрозу их удара из центральной Германии в тыл наступавших российских частей, они побоялись оголять свои оборонительные рубежи и предприняли совместное с австрийцами наступление позже, когда российская армия уже успела укрепиться на новой линии фронта.
В третьей военной кампании – Варшаво-Ивангородской оборонительной операции (с 15 сентября по 20 октября 1914 г.) российские войска остановили наступление армии Тройственного союза на территории Польши; потери противника составили 75 тыс. человек из 150 тыс.
Серьезный урон в 1914 г. был нанесен союзнице Германии – Турции, которая в октябре 1914 г. объявила России войну и начала вторжение в Закавказье. Русская армия разгромила на Кавказском фронте, в Саракамышском районе 9-й и 10-й турецкие корпуса, а в начале 1915 г. Черноморский флот под командованием адм. Колчака блокировал турецкое и болгарское побережье.
В целом Россия удачно завершила 1 год войны:были сорваны планы Германии за 6 мес. завершить войну на Западе и перебросить войска против России, российские армии воевали в основном на территории врага, которому была отдана только явно не нужная в стратегическом отношении часть Зап. Польши. Однако, с конца 1914 г. начали сказываться общая неподготовленность страны к ведению современной войны, острый дефицит вооружения и резервов: за одну только Галицийскую кампанию артиллерия расстреляла весь стратегический запас снарядов, который был заготовлен на всю войну, а общие потери России за 1914 г. составили 1 млн. чел. (практически это была вся старая кадровая армия, получившая подготовку до войны).
С начала 1915 г. изменились методы ведения войны, стратегия боевых действий, война стала приобретать позиционный характер. В отличие от войн прошлых столетий создавалась строгая линия фронта, строились окопы, укрепрайоны и оборонительные сооружения. Основной ударной силой в войне становилась техника – пулеметы, тяжелое вооружение, артиллерия и авиация. В результате возник так наз. «позиционный тупик»: развитие средств обороны обгоняло развитие средств наступления. Для прорыва укрепленного фронта противника необходимо было на узком участке сосредоточить огромное количество войск, проводить массированную артподготовку; атакующие несли громадные потери, а захватывали всего несколько километров вражеской территории. (См. документ). Для преодоления стратегического «тупика» воюющие страны вырабатывали новую тактику, разрабатывалось новое вооружение. Германия стала широко использовать сверхтяжелую артиллерию в полевых условиях, а позже разработала систему применения отравляющих газов, Великобритания и Франция создали первые образцы танков. Россия в этом отношении оказалась явно в проигрыше – у нее не было новых технических средств и возможности их создать.
С середины 1915 г. ведущим фронтом войны стал Восточный, где Германия и Австро-Венгрия сосредоточили до половины своих вооруженных сил и тяжелого вооружения. В начале мая 1915 г., обеспечив перевес в людской силе и в артиллерии, немецкие и австрийские войска прорвали фронт у с. Горлицы (восточнее г. Перемышля). Плохо вооруженные русские войска были вынуждены отходить на восток. Без крупных сражений армия оставила за летние и осенние месяцы Галицию, Польшу, Литву, часть Белоруссии и Прибалтики. Лишь к зиме 1915 г. фронт закрепился на линии Рига - Двинск - Барановичи – Пинск. Потери русских войск в это время составили около 4 млн. чел. - армия расплачивалась за неподготовленность страны к ведению современной войны. Россия, по подсчетам военных специалистов тратила в 1915-1916 гг. за месяц боев менее 1 млн. снарядов, Германия – 7- 8 млн., Англия и Франция – 5 – 6. С 1915 г. в стране наблюдалась хроническая нехватка вооружения (снарядов на 1 орудие выделялось по 5 штук в день), а представители Генштаба отмечали, что приходилось просто губить людей во время контратак против артиллерии противника.
Поражение русской армии в 1915 г. могло бы иметь не столь тяжелые последствия, если бы союзники России пришли ей на помощь на Западном фронте. Англо-французское командование не осуществило в течение 1915 г. ни одной крупной наступательной операции. Зато Англия и Франция продолжали наращивать свои силы и к началу 1916 г. они имели перевес над Германией в 75 - 80 дивизий. Известный английский политик Л. Джорж признавал после войны, что союзники могли вооружить русскую армию и спасти ее от поражения в 1915 г., а в российском Генштабе говорили, что наши союзники «воевали до последней капли крови русского солдата».
Поражения армии на фронте углубили раскол в российском обществе. Большая его часть стала, открыто выступать против самодержавия, неспособного вести войну. В стране начался министерский кризис, проявившийся в смене председателя Совета Министров и нескольких руководителей министерств. Военный министр Сухомлинов за ошибки в организации армии и поражения на Восточном фронте был даже отдан под суд. Однако это не успокоило общественность, и обвинения военного министра переросли в критику царских генералов и самодержавия со стороны думских фракций. Чтобы исправить политическую ситуацию царица уговорила Николая II назначить себя Верховным главнокомандующим. Однако самодержец не отличался военными талантами, взяв в свои руки руководство армией, он за 21 неделю пребывания на этом посту находился в Ставке лишь 9 недель, перепоручив руководство Ставкой и боевыми действиями армии опытному генералу М.В. Алексееву.
В начале 1916 г. немцы остановили свое наступление на Восточном фронте и, считая, что Россия уже проиграла войну, опять перебросили войска на Запад, где собирались «измотать» противника в массированном наступлении в Юго-восточной Франции. 21 февраля 1916 г. началось десятимесячное Верденское сражение, которое из-за огромных потерь (700 тыс. чел. с обеих сторон) было названо современниками «мясорубкой». Чтобы исправить ситуацию, англо-французская коалиция потребовала помощи от всех союзников, стремясь отвлечь внимание Германии от Вердена. В мае 1916 г. было предпринято неудачное наступление в Италии, которая после прорыва фронта австрийцами, вместе с Францией обратилась за помощью к России. Последняя была вынуждена начать активные военные действия на своем фронте: в марте русская армия вела наступление на Северо-западном участке фронта - в районе Двинска (Даугавпилса), однако дефицит вооружения, слабость коммуникаций, нехватка резервов не дали возможности развить успех. Основной удар был нанесен в июле – сентябре 1916 г. силами Юго-Западного фронта под командованием ген. А.А. Брусилова. Комфронта использовал новую тактику ведения войны – разработал стратегию «фронтового наступления», в соответствии с которой на широком участке сосредотачивалось максимальное количество людских резервов, пехота наступала несколькими волнами – «перекатами»; было отработано взаимодействие артиллерии и пехоты, обученной идти за огневым валом, а для прорыва фронта выделялись отдельные участки, где сосредотачивалась основная масса тяжелого вооружения. Такая тактика оправдывала себя в условиях нехватки в стране техники и вооружения, но одновременно вела к громадным людским потерям.
А.А. Брусилов.
В началеиюня на Юго-Западном фронте было сосредоточено 40 пехотных и 15 кавалерийских дивизий, 1770 легких и 168 тяжелых орудий. 4-го началось наступление, вошедшее в историю Первой мировой войны как Луцкий, или «Брусиловский» прорыв. Сначала четыре, а затем шесть русских армий смогли прорвать австрийский фронт и глубоко продвинуться на территорию противника. Только одна 8-я армия под командованием ген. Каледина на основном направлении наступления за первые одиннадцать дней прошла 70 - 75 км. и захватила г. Луцк, 9 армия вошла в Буковину, 7-я – освободила Черновцы и Галич, а 9-я вышла к Карпатским горам.
К осени 1916 г., когда русские войска были остановлены на реке Стоход, они успели занять 25 тыс. кв. км территории противника. За время наступления было взято в плен свыше 450 тыс. солдат и офицеров, б. 1,5 млн. чел. противник потерял убитыми и ранеными. Австро-Венгерская армия была выведена из войны и вести боевые действия теперь могла только благодаря прямой немецкой военной помощи. Одновременно противник был вынужден остановить свое наступление на итальянском и французском театрах военных действий.
Брусиловский прорыв, несмотря на 500 тыс. людские потери, стал первым успешным наступлением целого фронта в условиях позиционной войны, имел огромный внешнеполитический резонанс. Под впечатлением успеха России в августе 1916 г. на стороне Антанты выступила Румыния, однако ее армия в первые же недели войны была разгромлена. России пришлось срочно «закрыть» румынский участок своими войсками, увеличив протяженность Восточного фронта до 6.000 км.
Большой успех был достигнут в боевых действиях против Турции. Войска Кавказского фронта под командованием ген. Юденича взяли 6 февраля 1916 г. г. Эрзерум и овладели в апреле 1916 г. Трапезундом, продвинувшись на 250 км вглубь Турции.
В сражениях 1916 г. странам Антанты не удалось разгромить своих противников, но общие итоги боев сложились в пользу Антанты. Германское командование на исходе 1916 г. было вынуждено перейти к стратегической обороне, отведя свои войска на заранее подготовленные оборонительные рубежи, перебросило резервы на Восточный фронт против ослабленной русской армии, в которой к тому времени начались распад, революционное брожение.
В январе 1917 г. российская армия провела в Прибалтике последнюю удачную военную операцию под г. Митавой, однако наступивший в феврале 1917 г. революционный кризис поставил точку на всех стратегических планах самодержавного правительства.
После выхода нашей страны из войны, предпринятого новой советской властью на основе Декрета II съезда Советов о мире, Германия сосредоточила все свои ресурсы на Западном фронте. В марте – июне немецкие войска нанесли серию ударов, в результате которых вышли на дальние подступы к Парижу. Однако, три крупных наступательных операции стоили Германии около 1 млн. убитых, окончательно исчерпали ее материальные и людские резервы. Осенью 1918 г. стратегическая инициатива оказалась в руках стран Антанты, в августе-октябре ее армии прорвали германский фронт, и вытеснили немцев из Франции и Бельгии. В октябре Германия запросила мира – 11 ноября в Компьенском лесу было подписано перемирие между Антантой и Тройственным союзом. Первая мировая война завершилась.
В победу Антанты наибольший вклад внесла Россия, на которую ее союзники возложили основную тяжесть ведения войны. В течение 3,5 лет войны русская армия удерживала фронт протяженностью около 2 тыс. км, на нем было сосредоточено около 50 % войск Германии и Австро-Венгрии; армии Англии и Франции держали фронт протяженностью 400 км, хотя их совместный военно-экономический потенциал превосходил российский в 4 - 5 раз; потери России за годы войны составили 9 млн. чел., в т.ч. убитыми 1,7 млн., пленными 3 млн. (см. Новая история, под ред. Киселева, Щагина, т. 1, с. 181). Большие потери, издержки войны обусловили углубление кризиса, в котором страна оказалась уже в 1915 г.