Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 12. Академия художеств и историческая живопись.




Разнообразие жанров в живописи 1760-1790-х гг. Иерархия жанров. Образовательная система Академии художеств и развитие исторической живописи как ведущего жанра. Эволюция от декоративного панно к станковой картине. Творчество Г.И. Козлова, М.И. Пучинова. Темы античной мифологии, христианской истории, отечественной истории. Работа в Академии Луи Жана Франсуа Лагрене Старшего и его брата Жана Жака Лагрене (1760-62).

Творчество Антона Павловича Лосенко (1737-1773). Обучение в Академии художеств. Вместе с В.И. Баженовым – один из первых пенсионеров (1760). Картины на религиозные темы: «Товий и ангел» (1753 и 1758, ГТГ) и «Чудесный улов рыбы» (1762, ГРМ). Произведения «большого исторического рода» - «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). Портреты Лосенко (Ф.Г. Волков, А.П. Сумароков, И.И. Шувалов, актер Я.Д. Шумский). Лосенко – один из основателей русской художественной педагогики. Его труд «Краткое изъяснение пропорций человека».

Творчество Петра Ивановича Соколова (1753-1791). Произведения на темы античной мифологии – «Меркурий и Аргус» (1776, ГРМ), «Амур, оттачивающий стрелу» (1770-е гг., ГРМ), «Дедал привязывает крылья Икару» (1777, ГТГ).

Творчество Ивана Акимовича Акимова (1754-1814). «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» (1782, ГТГ). Произведения на темы отечественной истории – «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращению с Дуная в Киев» (1773, ГТГ), «Крещение княгини Ольги в Константинополе» (не позднее 1792; эскиз, ГРМ). Акимов – директор Академии. Его «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках» (1804).

Художник молодого поколения Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823). Работа почти исключительно над темами русской истории: «Испытание силы Яна Усмаря» (1796/97?, ГРМ), «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» (1793/94?, ГРМ), «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (обе не позднее 1800 г., ГРМ). Графика Угрюмова (эскиз «Муций Сцевола», 1780-е гг., ГРМ). Преподавательская деятельность Угрюмова.

 

Тема 13. Портретная живопись и графика 1760-1790-х гг.

Расцвет портрета в царствование Екатерины II и Павла I. Позднее творчество А.П. Антропова и И.П. Аргунова (портрет калмычки Анны Николаевны, 1767, Кусково; крестьянка, 1785, ГТГ).

Творчество Федора Степановича Рокотова (ок. 1735 - 1808). Стилевые особенности его произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), «Неизвестного в треуголке» (начало 1770-х гг., ГТГ), «Неизвестной в розовом платье» (1770-е гг., ГТГ). Круг моделей художника 1770-х гг. (портрет поэта В.И. Майкова, между 1775 и 1778, ГТГ). Колорит и живописная манера. Характерная для рококо улыбка и общий эмоциональный настрой. Произведения 1780-90-х гг. Портреты Е.Н. Орловой (ок. 1779, ГТГ), В.Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х гг., ГРМ). Тип красоты «екатерининской» эпохи. Живописная маэстрия и особенности фактуры. Место портретов Рокотова в европейской живописи.

Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Типологическое разнообразие. Портреты А.Ф. Кокоринова (1769, ГРМ), П.А. Демидова (1773, ГТГ), Дени Дидро (1773/74, Музей искусства и истории, Женева). Серия «Смольнянок» (воспитанницы Смольного института; 1772-1776, ГРМ). Парадный портрет («Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия», 1783, ГРМ, вариант меньшего размера в ГТГ). Костюмированный портрет: «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789, ГТГ) и предромантические тенденции. Портреты родных: «Священник» (отец Г.К. Левицкий?, 1779, ГТГ), «Портрет Агаши Левицкой» (1785, ГРМ). Камерные портреты – «Портрет М.А. Дьяковой» (1778 и 1781, ГТГ). Портреты актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1782) и графини Урсулы Мнишек (1782, оба в ГТГ). Левицкий и портретный класс Академии художеств.

Школа Левицкого. Творчество П.С. Дрождина («Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены», 1776, ГРМ), Е.Д. Камеженкова («Автопортрет с дочерью Александрой»), Л.С. Миропольского («Портрет Г.И. Козлова», до 1794, ГРМ).

Творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825). Роль кружка А.А. Безбородко в становлении художника. Типология портретов мастера. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) и «Портрет Д.А. Державиной» (1813, ГТГ) - отечественный вариант английского «портрета – прогулки». Сентиментализм в женских портретах (М.И. Лопухина, 1797; Е.Г. Темкина, 1798; Е.А. Нарышкина, 1799, все в ГТГ). Роль пейзажа в портретах. Особенности мужских портретов Боровиковского: «Портрет князя А.Б. Куракина» (1801-1802, ГТГ). Эволюция портретного творчества Боровиковского в начале 19 в. Творчество Н.И. Аргунова («Балерина Т.В. Шлыкова-Гранатова», 1789, Кусково; «Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой, 1803, Кусково), В.Я. Родчева («Портрет неизвестной», 1789, ГРМ). Предромантические тенденции в творчестве Степана Семеновича Щукина (1762-1828): «Автопортрет» (1786?, ГРМ), «Портрет Павла I» (1796, ГТГ). Гравюрные портреты Е.П. Чемесова.

Провинциальный портрет. Заказчики и исполнители. Творчество Григория Островского. Портреты семьи Черевиных из усадьбы Нероново Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван Космич Березин (1721-1784) и портреты Тишининых из усадьбы Тихвино-Никольское.

Работа иностранных портретистов в России в 1760-1790-е гг. Французская ветвь россики. Швед Александр Рослин (1718-1793, в России в 1775-1777 гг.), долгие годы работавший во Франции. Портреты графини Е.А. Чернышевой (1776), князя В.М. Долгорукова-Крымского (1776, оба в ГТГ), Н.И. Панина (1777, ГМИИ). Жан-Луи Вуаль (1744 - после 1803, в России с 1770-х гг.). Его заказчики - Строгановы и Панины. Пребывание в России художницыЛ.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.), придворной портретистки Марии Антуанетты. Женственность и оттенок салонности в портретах А.С. Строгановой с сыном (1793, ГЭ), А.П. Голицыной с сыном (между 1795 и 1801, ГМИИ). Мужские портреты («Портрет Г.И. Чернышева с маской в руке», 1793, ГЭ).

Другие ветви россики. Датский живописец Вигилиус Эриксен (1722-1782, в России с 1757 по 1772 гг.). Парадные портреты. «Екатерина II на коне в гвардейском мундире», «Великий князь Павел Петрович в учебной комнате». «Карусельные» портреты Г.Г. и А.Г. Орловых работы Эриксена (ГЭ). Карл Людвиг Христинек (ок. 1732 – ок. 1793). Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830, в Петербурге с 1792 по 1797 гг.). «Екатерина II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории» (1793, ГЭ). Портреты В.А. (1796) и П.А. Зубовых (1796?, оба в ГРМ) - образ царедворца. Итальянцы Стефано Торелли (1712-1780, в России с 1762) и Сальватор Тончи (1756-1844, в России с 1797 г.).

Гравюры Е.П. Чемесова (1737-1765). Портреты в технике пунктирной гравюры и акварели Г.И. Скородумова (1755-1792). Миниатюрные портреты В.Л. Боровиковского, А.-Х. Ритта, Ф. Виоллье.

 

Тема 14. Бытовой жанр и пейзаж в живописи и графике 1760-1790-х гг.

Становление бытовой живописи и пейзажа. Истоки бытового жанра в иконописной традиции и произведениях «россики». Значение графических и живописных работ Ж.-Б. Лепренса (1733-1783, в России с 1757 по 1762 гг.), В. Эриксена, И.Я. Меттенлейтера (1750-1825), Д.-А. Аткинсона (1775 - не ранее 1831, в России с 1784 по 1801 гг.). «Костюмный» жанр, «бамбошад».

Класс «домашнего исторического рода» в Академии художеств. Особенности отечественного жанра, избегающего «низких» сцен. Тема русской деревни в творчестве Ивана Михайловича Танкова (Тонкова; 1740/41- 1799). Сельские виды и сцены, их связь с искусством театральной декорации: «Пожар в деревне в ночное время» (между 1780 и 1785 гг., ГТГ), «Храмовый праздник» (1784, ГТГ).

Академические тенденции в работах Михаила Шибанова (? - после 1789). Многофигурные композиции «Крестьянский обед» (1774, ГТГ), «Празднество свадебного договора» (1777, ГТГ). Национальные костюмы и обычаи. Творчество Ивана Алексеевича Ерменева (1746/49 - после 1792), пенсионера великого князя Павла Петровича в Париже. Акварели, изображающие нищих-слепцов (начало 1770-х гг., ГРМ) и проблема «социального сентиментализма». Элементы бытового жанра в портрете и пейзаже. «Юный живописец» И.И. Фирсова (1760-е гг., ГТГ).

Позднее появление пейзажа как самостоятельного вида живописи. Роль Академии художеств в становлении пейзажного жанра. Основные направления: виды парков, городской пейзаж, батальные сцены. Изображения парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга у Семена Федоровича Щедрина (1745-1804). «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» (не позднее 1792, ГРМ). Масляная живопись, акварель, гуашь. Проявление сентиментализма и романтические тенденции в произведениях Щедрина.

Городские виды Федора Яковлевича Алексеева (1753/54? - 1824). Пенсионерское пребывание в Италии и увлечение картинами венецианских мастеров. Виды Петербурга, южных российских городов Николаева и Херсона. Московские пейзажи и их сценический характер: «Красная площадь в Москве» (1801, ГТГ).

Батальный пейзаж Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823): акварель «Штурм Измаила» (1788, ГРМ). Сопровождение войск Г.А. Потёмкина. Виды местностей: «Вид Эчмиадзина в Армении» (не ранее 1783, ГРМ). Идеальный «героический» пейзаж Федора Михайловича Матвеева (1758-1826).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.