Тема 7. Русская архитектура в годы правления Анны Иоанновны.
Трудности экономического и политического развития России в 1730-е гг. «Бироновщина», дело о пасквиле на Прокоповича (1732-37), дело Волынского (1740). Продолжение основных тенденций в развитии архитектуры, живописи и скульптуры. Подчинение архитектуре других видов искусства. Восстановление роли Петербурга по возвращении императорского двора в северную столицу. Градостроительные идеи. Завершение трехлучевой композиции центра города. Изменение соотношения иностранных и русских зодчих, организация строительного дела (основание в 1737 «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы»). Трактат-кодекс «Должность архитектурной экспедиции». «Аннинское» барокко.
Творчество Михаила Григорьевича Земцова (1684-1743). Завершение Кунсткамеры, здания 12 коллегий. Эволюция базиликального храма (выделение трансепта, использование конструкции «восьмерик на четверике») и формирование собственной традиции церковной архитектуры столицы: церкви Симеона и Анны (1729-1734) и Рождества Богородицы (1733-1737; на месте современного Казанского собора).
Возвращение пенсионеров: в 1724 г. из Италии - Петра Михайловича Еропкина (ок. 1698 - 1740, казнен по делу Волынского) и Тимофея Усова, в 1727 г. из Голландии - Ивана Кузьмича Коробова (1700/01 - 1747) и Ивана Александровича Мордвинова (до 1700 – 1734). Общественное строительство. Работы И.К. Коробова - Адмиралтейство (1732-1738), церковь Святого Пантелеймона (1734-39), проект Морского полкового двора (1736, не осуществлен). Реконструкция петербургской архитектуры 1730-х гг. по «Тессин-Хорлеманской» коллекции графики из Национального музея Стокгольма. Сампсониевский собор (1728-1740; неизвестный архитектор); Троицкая церковь в Красном Селе (1733-1735, архитектор И.Я. Бланк).
Ранние работы Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771; придворный архитектор с 1732 г.): дворцы Бирона в Руентале (Рундале, 1736-1740) и Митаве (Елгава, 1738-1740).
Архитектура Москвы 1730-х гг. Градостроительная и реставрационная деятельность Ивана Федоровича Мичурина (1700/03 - 1763). Генеральный план Москвы (1734-1739; начал Мордвинов). Школа Мичурина. Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).
Многообразие форм церковного зодчества в Москве и провинции. Использование элементов петровской архитектуры. Октагональные т.н. Михеевская церковь в Троице-Сергиевой лавре (1732–34) и Знаменская церковь в с. Долматово (1735). Тип «восьмерик на четверике»: храмы Николая в с. Домодедово (1731-32, архитектор И.Г. Шедель), Всех Святых во Всехсвятском (1733-1736). Крестообразная церковь Происхождения Честных Древ Животрворящего Креста Господня в Кускове (1737-1739). Центрическая с восьмериком и 8-гранным обходом Троицкая церковь в с. Ельдигино (1735). Базиликальная церковь Петра и Павла в Ярославле (1736-1742); 6-столпная базиликальная, перекрытая массивным барабаном церковь Николая в деревне Никольское Клинского района (1738–58). Новый тип - «восьмерик на тетраконхе» (церковь в с. Татаринцево, 1731–35). Уникальная церковь Казанской Богоматери типа «четверик на четверике» в с. Посадниково Новоржевского района (1736-1739).
Тема 8. Архитектура елизаветинского барокко.
Расцвет русской культуры в середине 18 в. Значение Академии наук. Роль М.В. Ломоносова в русском просвещении. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). Особенности отечественного варианта барокко. Усиление национальных тенденций. Развитие в конце периода стиля рококо и экзотических направлений («шинуазри», «тюркери»).
Расцвет дворцового и церковного зодчества. Творчество ведущего архитектора времени правления Елизаветы Петровны - Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Строительство огромных императорских резиденций. Сравнение масштаба дворцовой архитектуры петровского и елизаветинского времени. Разработка композиции «блок-галерея»: Большой дворец в Петергофе (1745-1755) и Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757). Композиция «блок-карэ»: Зимний дворец (1754-1762). Короткий расцвет стиля рококо (конец 1750-х гг.). Принцип анфилады и решение вопросов пространственного иллюзионизма. Дворцы М.И. Воронцова (1749-1757) и Строгановых (1752-1754). Работа помощников (В.И. Неелов, Я.А. Ананьин) и мастеров-декораторов. Возвращение пятиглавия в храмовую архитектуру. Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764). Проект высокой колокольни. Сравнение с неосуществленным проектом двух колоколен собора Александро-Невской лавры Т. Швертфегера. Андреевская церковь в Киеве (1748-1762). Проект восстановления шатра собора Ново-Иерусалимского монастыря (1754, осуществлен К.И. Бланком в 1756-1761).
Деятельность Саввы Ивановича Чевакинского (1713-1770). Никольский Морской собор (1753-1762). Дворец Шереметевых на Фонтанке, построенный Чевакинским совместно с Федором Семеновичем Аргуновым. Андреевский собор в Петербурге (1764-1780, архитектор А.Ф. Вист). Алексей Васильевич Квасов (ок. 1718 – после 1777) и собор Рождества Богородицы в Козельце (1752-1763). Использование традиции украинского пятиглавия. Творчество И.Г. Григоровича-Барского.
Московское барокко 1740-60-х гг. Ф.-Б. Растрелли в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны. Новый этап строительства дворцов в Лефортове (1740-1750-е гг.). Проекты дворцов в Покровском и Перове. Ведение проектов Алексеем Петровичем Евлашевым (1706-1760). Грот в Кусково (1755-1761, архитектор Ф.С. Аргунов). Жилое зодчество в центре города (дом Апраксиных на Покровке, 1766).
Ведущий московский архитекторДмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774): ансамбль Красных ворот (1753-1757) и завершение строительства колокольни Троице-Сергиевой Лавры (1741-1770, архитекторы И.Я. Шумахер, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский). Проект Госпитального и инвалидного домов (1758-1759). Школа Ухтомского (с 1749, ученики П.Р. Никитин, А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Донос 1760 и возглавление школы П.Р. Никитиным.
Московское храмовое зодчество. Использование трехчастной композиции храма: церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1745-1751). Вопросы авторства. Карл Иванович Бланк (1728-1793). Особенности московского пятиглавия: церковь Папы Климента на Пятницкой (1754-1774). Колокольня Новоспасского монастыря (1759-1789) – проект и его ведение Иваном Петровичем Жеребцовым (1724 – конец 1780-х гг.). Собор Свенского монастыря под Брянском (1748-1758, архитектор И.Ф. Мичурин; не сохранился). Стилистическое «запаздывание» Москвы и еще большее в провинции. Барочное жилое и храмовое зодчество провинции (архиерейский дом в Вологде, 1764-1769). Сибирское барокко. Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747-1758). Воскресенская церковь в Томске (1789-1807).