Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как система. Понятие социальной структуры общества. современные концепции социальной стратификации.




Общество представляет собой сложно организованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Общество как целостная система включает в себя многообразные элементы, представляющие сложную иерархию подсистем – экономическую, политическую, социальную, духовную и т.д.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. Структура общества может быть представлена с разных позиций – сословной, стратификационной, организационной и т.д.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово «стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения и социальной дифференциации в обществе по широкому кругу признаков (образование, квалификация, доходы и т.д.), выражая, тем самым, социальную структуру общества.

Само понятие "страты" заметно обогатилось со времени его появления в начале ХХ в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассовый характер.

В качестве определяющих признаков соц.стратификации выделил такие параметры, как доход, престиж, образование, этническую принадлежность.

Итак, структурная хар-ка общества описывает статику общества, т.е. структуру общества с выделением его осн.подсистем и элементов, с их связями и отношениями.

 

21. Общество как сложная система. Основные подходы в исследовании общества.

Общество — это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимод-щих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовл-ния их жизненно необходимых потреб-ей. В результате между ними склад-ся опред. отношения, касающиеся средств и способов удовл-ния их потребностей, исходя из сущ-щих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый хар-р и само общество предстает как совок-сть общественных отношений.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов сущ-ия и развития общества выступают деят-сть людей (соц.групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деят-сти и соответ-щих им общественных отношениях, а также о результатах этой деят-сти, воплощенных в предметах матер-ой культуры, соц.-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. О пр-т собой сложно орг-ю социальную систему. Целостная система общ-ва вкл-т иерархич-еподистемы: эконм-ю, политическую, духовную и т.д. Соц-я стр-ра общ-ва - совок-ть устойчивых связей общ-ва, обесп-х его целостность и сохр-ие осн-х св-в при разл-х внутр. и внешних изм-х.Выд-т ел. подструктуры:

соц-но-этническая - связана с биолог-й природой и вкл-т род, племя, народность, нацию; соц-но-демограф-ю - в кач-ве фундом-й общ-ти выступает народонаселение как непр-но воспроизводящая себя совок-сть людей;

соц-но-пространств-я - выражает отнош-ия людей м/у собой в связи с принадл-тью к одному и тому же либо к разным типам населения (внутригородское, межпоселенческие...); соц-но- классовая - открытая подстр-ра, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как отл-ся по месту в системе общ-го воспр-ва, отношению к ср-вам пр-ва, роли в общ-й организации труда, способу получения доли общ-го богатства;

профессионально-образовательная - общ-во хар-ся с т.зр. образовательных и професс-х параметров.

При описании соц-й стр-ры общ-ва иссл-ли опир-ся на теорию социальной стратификации, к-рая не противоречит учению о классовой стр-ре общ-ва. Стратиф-ция - система признаков и критериев соц-го расслоения и соц-й дифференциации в общ-ве по широкому кругу признаков (обр-ие, квалиф-ция, доходы...) Мн-во страт не имеют прямого отн-ия к классовому делению общ-ва или носят межклассовый хар-р. Классовая и страт-я модели не искл-т одна др.

Стр-я хар-ка описывает статику общ-ва, т.е. стр-ру общ-ва с выдел-м его осн-х подсистем и элементов, их связей и отношений. Не менее важно знать как разв-ся общ-во. Теории развития общества:

натуралистическая. Натурализм складывается в 18 в, когда бурно развивается естествознания. Согласно этой концепции общ-во имеет сходство с сообществами животных (закномерности развития, связи одно и теже) Общество расматривается как нечто подобное биологическом организмам, где чел-к только орган, винтик системы, самостоятельной ценности не имеющий.

культурно-истор-я (культур-центристская) - св-на с осознанием различий природы и культуры, отличия социальной реальности от природной, с разв-м наук о человеке и общ-ве: антропология, искусство, культурология, психологи и т.д. Общ-во рассм-сь как сверхиндивид-я реальность, в к-й воплощён мир моральных, эстетических, духовных ценностей (Кант, Гегель)

психолог-я и социопсихическая - предпр-ся попытки объяснить соц-ю жизнь на основе влияния на человеч-е поведение психолог-х факторов (с т.зр. определяющей роли психологии индивида) (Уорд, Фрейд)

марксистская (классическая М,Э,Л и неокласс-яФромм,Грамши)- основыв-сь на выявлении тенденций к усилению общ-го хар-ра труда, учение об общ-но-эконом формациях концепция социального действия Макса Вебера - хар-но использование опр-х категорий: поведение, действие, социальное действие. "Понимающая социология - соц-гия, анализируя социальное действие объясняет его причину В выделил 4 типа соц-го действия: целерациональное - действие, ориент-е на достижение собств-х целей. Ценностно-рациональное - опр-ся соц-й верое в ценность действия как такового, независимо от конечного успеха деят-ти. Аффективное - опр-е чувтвами, эмоциями. Традиционное -побуждаемое усв-й привычкой, традицией.

2. Идеалистическая: первооснова общественого развития - духовное начало.Идеализм, наоборот, слишком одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Рассм-ла общ-во по аналогии с природой как естеств-е продолжение природы, её венец, хотя и далёкий от соверш-ва. Метод - это путь познания, опирающийся на совокупности ранее полученных знаний; совокуп-ть систематизированных познавательных операций. Соотвествующих предметй и цели НИ.

Общество как деят-сть людей - это единство 2-х компонентов: объект-го и субъект-го факторов. Отождествление объект-го с материями, а субъек-го с духовном нельзя. Объективная сторона — это то, что сущ-ет вне и независимо от сознания и воли людей (условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д.) Субъек-я сторона общ-го бытия людей — это их сознание и воля. Т.е это каковы люди в общ-ве, что они умеют делать и т.д. Все то что сявзано с деят-тью чел-ка и сама эта деят-ть.

Базовые факторы социальной эволюции. Важнейшим фактором социальной динамики является демографический– количество населения, его плотность, рост и убыль. Демографическую составляющую общественной жизни можно называть демосоциальной сферой. потому, что включает в себя и социальные характеристики и процессы (семья, поселения, этносы, классы, страты и т. д.). Фактор конфликта интересов. Социальная дифференциация, возникновение различных групп, слоев, каст, сословий, классов, неизбежно вела к неравномерному удовлетворению потребностей людей. Это обстоятельство, оборачивалось острым общественным противоречием между потребностями людей и реальным потреблением, с одной стороны, и между потребностями и потреблением разных социальных общностей – с другой стороны. Данное противоречие находило свое выражение в социальной напряженности между различными общественными группами и классами, проявляющейся в конфликтах между богатыми и бедными, в чувствах зависти со стороны обделенных общественными благами слоев и высокомерием со стороны групп и классов, монополизировавших в своих руках общественное богатство. Это выливалось в всякого рода реформы, в различные типы революций изменяющие характер общественных отношений и приводящие к тем или иным сдвигам в развитии общества. Духовные факторы. Духовно-ценностная сфера общества выступают в качестве важнейших детерминант социальной динамики, различных общественных трансформаций и эволюционных сдвигов. Общество представляет собой сложную и многогранную систему, в которой теснейшим образом переплетены материальные (экономические), духовные, географические, политические, социальные и другие связи и отношения. Поэтому выделение основного фактора социального развития представляет собой непростую задачу, без решения которой невозможно понять имманентные законы социальной жизни, объяснить мотивы и поступки людей в ходе их жизнедеятельности. Мыслители всех времен искали социальные детерминанты, определяющие структуру общественных отношений. В ходе этих поисков сложилось несколько крупных подходов, первым из которых является идеалистический - решающее значение в общественной жизни принадлежит духовному фактору. Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, идеалов.

натуралистический - человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном счете, – космоса. С этих позиций общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, высшее, но не всегда самое удачное образование. Наиболее полное выражение натуралистический подход получил в рамках концепции географического детерминизма(Монтескье Мечников). биологический детерминизм–понимание общественной жизни через законы и категории биологии. 1) социальный дарвинизм, переносящий идеи борьбы за существование и естественного отбора как выживание сильнейших в сферу общественной жизни. Согласно этому учению, закономерности, действующие в природной эволюции, в полной мере сохраняются в социальной истории. Соответственно, общественные отношения и конфликты имеют биологическую природу, а поэтому оправданны и неустранимы. 2) расизм-влияние расовых признаков на историю и культуру отдельных народов и цивилизации в целом. Сегодня показано, что расовые признаки не влияют ни на моральные, ни на интеллектуальные, ни на какие иные признаки индивидов и народов. материалистический (Маркс и Энгельс). Маркс утверждал, что при построении целостной теории общества необходимо исходить не из отвлеченных рассуждений, а из реальных жизненных предпосылок. Люди в процессе своей жизни с необходимостью вовлечены в процесс производства материальных благ. Но в ходе совместной деятельности люди и свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества, и самих себя – свое сознание, способы деятельности и отношений. Материальная жизнь является первичной по отношению ко всем другим сферам общества, она детерминирует социальные, политические и духовные формы жизнедеятельности людей. Материальные отношения как бы «стягивают» воедино всю социальную систему, придают ей целостный и закономерный характер. В современной социальной философии перемешаны и сосуществуют методологические установки различных теоретических подходов. Поэтому в сложившейся ситуации новационный методологический поиск необходимо направить не просто на освоение всего спектра современных социально-философских теорий, не просто на плюралистический перебор общественных моделей и концепций, а на выработку реального, рационально обоснованного мировоззренческого и методологического синтеза, базирующегося на поиске общих принципов соотношения, соизмеримости и взаимодополнительности различных методологических и общетеоретических подходов.

22. Роль народа и личности в истории.

События истории совершаются большими или меньшими массами людей, принадлежащих к тем или иным общественным классам и движимых определёнными интересами, идеалами и страстями.

Во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели, талантливые или бездарные, выдающиеся или посредственные, великие или ничтожные, прогрессивные и революционные или консервативные и реакционные. Это люди с разными характерами: с огромной волей и целеустремлённостью или безвольные; проницательные, дальновидные или, наоборот, не видящие дальше своего носа. Эти исторические деятели, личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход событий.

Всемирная история — результат деятельности великих или выдающихся вождей — вот вывод, который был сделан историками, философами, политическими деятелями на основе поверхностного рассмотрения исторических событий. Такой идеалистический, субъективистский взгляд на движущие силы истории и на роль личности в истории так же стар, как сама писаная история. Благодаря многовековой проповеди представителей эксплуататорских классов этот взгляд приобрёл прочность предрассудка. В разные эпохи он играл далеко не одинаковую роль. В борьбе против теологических взглядов он временами являлся даже идейным оружием прогрессивных общественных сил против сил реакции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.