Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Осн. исследовательские стратегии в классич. и посткласич. западноевроп. фил.-ии




Истоки и основные этапы развития фил.мысли Беларуси.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения фил. Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено Рогнедой.,также полоцкая княжна Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной фил.деятельности в Б.произошло в период Возрождения; оно связано с именем Ф.Скорины. В истории фил.мысли Бел.выделяют след.периоды:

1)Нач.XVI века. Бел.философская мысль эпохи Возрождения воплощала осн.черты фил.европейского Возрождения Для бел.культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей (Франциск Скорина, Сымон Будный);

2) Со 2 пол.XVI на тер. ВКЛ развернулось движение Реформации. Видным идеологом одного из течений Реформации был Сымон Будный.

3) Конец ХVI – ХVII вв. философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Гуманистические тенденции этого периода, представлены Казимиром Лыщинским и Симеоном Полоцким.

4) Конец ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания

5) С середины ХIХ в. осмысление идей национального возрождения осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, В. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич).

6) В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.

7) Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

 

Культурные традиции востока и запада и типы философского мышления

ВОСТОК: Первые ф. учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай)

Ф. традиция Индии зародилась во II-I тыс. до н.э. Одной из первых систем индийской ф-и стала Веданта. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем, или чистом сознании – Брахмане. Ведантисты считали, что чел.родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Др.Ф.системы Индии - буддизм, ведизм, локаята. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. В настоящее время более 300 течений. Буддизма. – это идеология.

Расцвет ф-и Др.Китая приходится на 6-3вв. до н.э

1) Даосизм –. Даосизм – все в мире находится в развитии.

2) Конфуцианство –Концепция человеколюбия 1. Забота о людях, 2. Золотая средина. 3. Человеколюбие.

3) Моизм – основан на идеях всеобщей любви, преуспеваемости и взаимной пользы.

ЗАПАД: Античная Ф. 4 этапа развития античной Ф.:

1. Досократовский – вопросы об основах мироздания и источниках движения.

2. Классический– анализ процессов познания, что такое сущность объектов, явлений, процессов. (Платон, Аристотель)

Методом познания у Платона является диалектика. Философия Плотона - первая рац-но, логически построенная система объективного идеализма.

Аристотель считал,что душа присуща всем объектам живой природы. Она имеет 3 уровня: вегетативный—душа растения; чувственный—преобладает животных; разумный—присущ лишь человеку. Идеал государства—общество, к-рое опирается на част. соб-ть, на орудия труда, рабов и землю.

3. Эллинистический–Вопросы о смысле жизни, нравственности, жизни и смерти, выживания в экстремальных ситуациях.

4. Римский– продолжилась разработка тематики 3-го периода.

Осн. исследовательские стратегии в классич. и посткласич. западноевроп. фил.-ии

Класс.фил. – до середины XIXв. Посткласс. – след. этап.

Классика – идея исторического прогресса, линейной направленности чел.история, исторический оптимизм (рождается цивилизация XVIII в), постклассика – не линейные модели соц.развития, в ряде случаев отказ от самого термина прогресс.

Осн.? класс. Ф. – это отношение чел.сознания к внешнему миру, человек – мир. Первая сторона ОВФ – 1) что первично материя или сознание, 2) – познаваем ли окр.мир -это и есть СТРАТЕГИИ, в решении этого вопроса. 1)Общая стратегия идеализма: первичным явл.духовное начало.2) Гносеологический оптимизм –мир для человека открыт. Агностицизм -знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные.

Осн. стратегии постклассич. западноевроп. фил.-ии

Аналитическая стратегия.Позитивизм (П). П. выступал с критикой религии и фил.идеализма.

Неопозитивизм (НП) принципиально противопоставлял науку фил-и.

Постпозитивизм (ПП) - Одной из осн-х тенденций ПП стало коллективиское понимание субъекта науч.познания. Научные коммуникации, традиции, профес-ое обучение—все то, что спос-ет формир-ю стиля мышления.

Экзистенциональная-феноменологическая стратегия

Экзистенциализм (Э). Ее крупные представители—Хайдеггер и Ясперс Экзистоц-ое мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Страх —важнейшее понятие фил-ии Э-ма.

Феноменология Ф—строго научная фил-я о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия.

4 Многомерность феномена философии, статус и функции философии в современном мире.

Многомерность фил.это ее разные функции: мировоззренческая, методологическая, соц.-критическая

Стр.-ра философии:

1)учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеч.общ.-ва (соц. ф. и ф. истории), 2)учение о человеке и его бытии в мире (философск. антропология), 3)теория познания (гносеология), аксеология-учение о цен, 4) проблемы теории познания и творчества, 5)этику, эстетику, 6)праксиология-учение о практике

Ф.-ции философии: 1)Мировоззренческая -способств. формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, пр.-ов взаимод.-ия с окруж. миром

2) Методологич.- закл.-ся в том, что ф. вырабатывает осн. методы познания окр. действительности, 3) Мыслительно-теоретич. ф.-ция – выр.-ся в том, что ф. учит концептуально мыслить 4)Гносеологич. -правильное достоверное познание окр. Действ-ти, 5) Критич. – подвергать сомнению окр. мир, искать новые черты, кач.-ва, вскрывать противоречия, 6)Аксиологич. цель – быть «ситом», ч/з к.-рое пропускать все нужное и ценное, 7 )Соц.- объяснить эволюцию общ.-ва, его возникновение, стр.-ру, эл.-ты, движ.силы 8) Воспитательно-гум. - помочь чел. адаптиров.-ся в окр. мире и найти смысл жизни, 9 ) прогностич. – закл.-ся в том, чтобы на основании имеющихся фил. знаний об окр. мире и чел.спрогнозировать тенденции развития чел., природы и общ.-ва





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2299 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.